Сделай Сам Свою Работу на 5

Аттанопуббакамма Ваттху. Притча о прошлых деяниях Будды

Maттa сукхапариччага пассе че випулам сукхам

чадже маттасукхирх дхиро сампассам випулам сукхам[189].

 

Стих 290

Если, отказавшись от маленьких удовольствий, можно достичь большого счастья, то мудрый человек должен отказаться от маленьких удовольствий,

видя (перспективу) большого счастья.

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (290) в связи с историей о силе и славе Будды, свидетелями которых стало много людей во время его пребывания в Весали.

Однажды в Весали разразился голод. Он начался с сильной засухи. Из-за засухи почти не было урожая, и много людей погибли от голода. За засухой последовала эпидемия разных болезней, и, так как люди не успевали убирать тела, то в воздухе стояло ужасное зловоние, которое привлекало людоедов. Таким образом, люди из Весали столкнулись с опасностью вымирания от голода, болезней и людоедов. В своем горе они пытались найти убежище. Они думали просить о помощи у разных людей, но в результате решили прийти к Будде. Процессия, возглавляемая сыном брахмана принцем Личчхава, направилась к правителю Бимбасаре, чтобы попросить Будду прийти в Весали и помочь им справиться с несчастьем. Будда знал, что его приход принесет пользу многим людям, поэтому он согласился пойти.

Тогда правитель Бимбасара отремонтировал дорогу между Раджагаха и берегом реки Ганга. Он также сделал другие приготовления и поставил специальные места для отдыха на каждом йоджана. Когда все было готово, Будда отправился в Весали в сопровождении пятисот монахов. Правитель Бимбасара также отправился с Буддой. На пятый день они подошли к берегу реки Ганга, и правитель Бимбасара отправил послание принцам Личчхави. На другом берегу реки принцы Личчхави также отре­монтировали дорогу от реки до Весали и поставили места для отдыха так же, как это сделал правитель Бимбасара на своей стороне реки. Будда пошел в Весали с принцами Личчхави, а правитель Бимбасара остался.

Как только Будда добрался на другой берег реки, на Весали обрушились потоки ливней, очистив город. Будду разместили в доме для отдыха, который был пост­роен специально для него в центре города. Сакка, царь богов, пришел со своими последователями, чтобы выразить почтение Будде, и все людоеды ушли. В тот же вечер Будда прочитал Ратана Сутту и попросил Почтенного Ананду пройти между тройными стенами города и прочитать ее там. Почтенный Ананда сделал, что ему было сказано. Когда читали покровительственные стихи, многие больные люди вы­здоровели и пошли вслед за Почтенным Анандой к Будде. Будда прочитал ту же Сутту и повторял ее семь дней. По окончании семи дней все вернулось на круги своя в Весали. Принцы Личчхави и люди из Весали испытали облегчение и были преисполнены радости. Они были очень благодарны Будде. Они выражали ему свое почтение и делали большие щедрые пожертвования. Также они сопровождали Будду в обратный путь, пока на третий день не пришли к берегу реки Ганга.



На берегу реки Будду ждал правитель Бимбасара, дэвы, брахмы и царь нагов в соответствующем окружении. Все они выразили почтение Будде и принесли пожерт­вования. Дэвы и брахмы преподнесли зонтики, цветы и т.п и в песнях восхваляли его. Наги пришли с баржами из золота, серебра и рубинов и пригласили Будду в царство Нагов, они также разложили на воде пятьсот разновидностей лотоса. Это был один из трех случаев, когда люди, дэвы и брахмы одновременно пришли к Будде, чтобы выра­зить почтение. Первый раз был, когда Будда показал свою силу и славу через чудо-пар, испуская лучи света и брызги воды; во второй раз это случилось, когда Будда вернулся из мира богов Таватимса после того, как проповедовал там Абхидхамму.

Будда, желая почтить нагов, посетил царство нагов в сопровождении монахов. Будда со своим сопровождением плыл на пятиста баржах, принесенных нагами. Посетив мир нагов, Будда вернулся в Раджагаха в сопровождении правителя Бимбасары. Они приехали в Раджагаха на пятый день. Два дня спустя, когда монахи обсуждали великолепие и пышность похода в Весали и обратно, пришел Будда. Узнав о теме их разговора, Будда сказал им: «Монахи, брахмы, дэвы и люди одинаково почи­тают меня и делают такие щедрые пожертвования не потому, что я сейчас обладаю большой силой, а только потому, что в одном из прошлых воплощений я совершил несколько небольших достойных поступков». Тогда Будда поведал историю об од­ном из его прошлых воплощений, когда он был брахманом по имени Санкха.

Когда-то в городе Токсила жил брахман по имени Санкха. У него был сын Сусима. Когда Сусиме исполнилось шестнадцать лет, отец послал его к другому брахману учиться астрологии. Учитель научил его всему, что было необходимо, но Сусима не был удовлетворен. Тогда учитель направил его к паччекабуддам, котрые жили в Исипатане. Сусима отправился в Исипатану, но паччекабудды сказали ему, что сначала он должен стать монахом. Сусима прилежно медитировал и вскоре понял Четыре Благородные Истины, достиг Бодхинана и сам стал паччекабуддой. Но из-за прошлой каммы он не прожил долго и вскоре после этого достиг париниббаны.

Санкха, отец Сусимы, отправился на поиски сына, но, когда нашел его, он об­наружил только ступу, где хранились останки его сына. Брахман очень горевал о потере сына. Он остался убирать траву и сорняки около ступы, затем покрыл землю песком и поливал водой. Затем он набрал в близлежащем лесу цветов и посадил их в мокрую землю. Так он ухаживал и выражал свое почтение паччекабудде, который был его сыном. Именно благодаря такому своему поступку, совершенному в том воплощении, Будда получал сейчас такие почести и щедрые подношения, именно поэтому его так почитают и любят.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Если, отказавшись от маленьких удовольствий, можно достичь большого счастья, то мудрый человек должен отказаться от маленьких удовольствий,

видя (перспективу) большого счастья.

 



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.