О нематериальности или Безличностности (Анатта)
История та же, что и история об Аничча и Дуккхе. В данном случае, подумав, Будда узнал, что эти пятьсот монахов медитировали о нематериальности или безличностности (анатта). Тогда он сказал: «Монахи, все множества кхандха нематерильны; их нельзя контролировать».
Затем Будда произнес следующий стих:
«Все явления (Дхаммы) безличностны»;
когда человек видит это мудростью Озарения,
он устает от Дуккхи (т.е. кхандха).
Это Путь к Чистоте.
По окончании проповеди те пятьсот монахов достигли просветления.
Пандханакаммикатиссаттхера Baттxy. Притча о тхера Тиссе, лентяе
Уттхана каламхи ануттхахано
йува бали Аласийам упето
самсанна санкаппамано кусито
паннайа маггам аласо на виндати.
Стих 280
Лентяй, который не старается, когда следует стараться,
который, несмотря на силу и молодость, предается лени,
мысли которого слабы и непостоянны, не достигнет Озарения Магга,
которое достигается лишь мудростью.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (280) в связи с историей о Тиссе, ленивом монахе.
Однажды в Саватти Будда принял в монахи пятьсот молодых людей. Получив у Будды тему медитации, все новые монахи, кроме одного, ушли в лес медитировать. Они неустанно и рьяно медитировали, и со временем все они достигли просветления. Когда они вернулись в монастырь, чтобы выразить почтение Будде, он был очень доволен и удовлетворен их достижениями. Оставшийся же монах Тисса не старался и ничего не достиг.
Когда Тисса узнал, что у Будды и тех монахов были очень хорошие, теплые отношения, он почувствовал себя брошеным и пожалел, что попусту терял время. Тогда он решил медитировать всю ночь. Когда он шел в ту ночь, медитируя, он упал и сломал бедро. Другие монахи, услышав его крик, пришли к нему на помощь. Услышав о том, что произошло, Будда сказал: «Монахи, тот, кто не старается, когда нужно стараться, а просто попусту теряет время, не достигнет умственного погружения (джхана) и Озарения Магга».
Затем Будда произнес следующий стих:
Лентяй, который не старается, когда следует стараться,
который, несмотря на силу и молодость, предается лени,
мысли которого слабы и непостоянны, не достигнет Озарения Магга,
которое достигается лишь мудростью.
Сукарапета Baттxy. Притча о пета-свинье
Вачанураккхи манаса сусамвуто
кайена ча накусалам кайира
ете тайо каммапатхе висодхайе
арадхайе магга’мисиппаведитам.
Стих 281
Нужно быть осторожным в речах, сдержанным в мыслях,
физически также нельзя совершать зла.
Нужно очищать эти три пути действия
и пройти Путь Восьми сотавляющих, указанный Буддами.
Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес стих (281) в связи с историей о пета-свинье.
Однажды, когда тхера Маха Моггаллана спускался по холму Гиджджхакута с тхера Лаккханой, он увидел несчастного вечно голодного пету с головой свиньи и туловищем человека. Увидев пету, тхера Маха Моггаллана улыбнулся, но ничего не сказал. Вернувшись в монастырь, тхера Маха Моггаллана в присутствии Будды рассказал о пета-свинье, во рту которого кишели черви. Будда также сказал, что он сам увидел того самого пету вскоре после того, как стал Буддой, но никому не рассказывал об этом, так как люди могли не поверить ему и, таким образом, плохо с ним поступить. Затем Будда рассказал историю об этом пета-свинье.
Во времена Кашьяпа Будды этот пета был монахом, который часто проповедовал Дхамму. Однажды он пришел в монастырь, где жили двое монахов. Пробыв какое-то время с этими монахами, он понял, что вполне хорошо живет, так как людям нравятся его проповеди и объяснения. Затем ему пришло в голову, что было бы еще лучше, если бы он смог заставить других двух монахов уйти, и монастырь остался бы только ему. Тогда он решил их поссорить. Они поссорились и ушли в разных направлениях. Из-за этого злодеяния, тот монах переродился в Авичи Нирайа и отбывал последнюю часть своего наказания в виде пета-свиньи, рот которого полон червей. Затем Будда сказал: «Монах должен быть спокоен и сдержан в мыслях, словах и поступках».
Затем Будда произнес следующий стих:
Нужно быть осторожным в речах, сдержанным в мыслях,
физически также нельзя совершать зла.
Нужно очищать эти три пути действия
и пройти Путь Восьми составляющих, указанный Буддами.
Поттхилаттхера Baттxy. Притча о тхера Поттхиле
Йога ве джайати бхури
айога бхурисанкхайо
етам дведхапатхам натва
бхавайа вибхвайа ча
татxa ттанам нивесеййа
йатха бхури паваддхати.
Стих 282
Истинно мудрость рождается в размышлении;
без размышления мудрость теряется.
Зная об этом двойном пути получения и потери мудрости,
нужно вести себя так, чтобы мудрость только увеличивалась.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (282) в связи с историей о тхера Поттхиле.
Поттхила был старшим монахом, который хорошо знал Питаку и учил Дхамме пятьсот монахов. Он был очень самодовольным из-за своего знания Питаки. Будда знал об этой его слабости и хотел все исправить и наставить его на путь истинный. Поэтому каждый раз, когда Поттхила приходил выразить почтение, Будда всегда обращался к нему «Бесполезный Поттхила». Когда Поттхила услышал такое обращение, он задумался над словами Будды и понял, что Будда так нехорошо обращался к нему из-за того, что он, Поттхила, не старался медитировать и не достиг еще ни одного Магга и даже ни одного уровня умственного погружения (джхана).
Тогда, ничего никому не сказав, тхера Поттхила ушел в монастырь, который находился в двадцати йоджанах от монастыря Джетавана. В том монастыре было тридцать монахов. Сначала он пришел к самому старшему монаху и смиренно попросил его стать его наставником; но тхера, желая смирить его, послал его к следующему старшему монаху, который в свою очередь послал его к следующему. Так его отправляли от одного к другому, пока он не попал к семилетнему арахату саманера. Молодой саманера принял его в ученики, лишь убедившись, что Поттхила будет послушно следовать его наставлениям. Тхера Поттхила, как его учил саманера, постоянно думал об истинной природе тела, он медитировал очень горячо и неустанно.
Будда увидел Поттхилу своим зрением и своей сверхсилой сделал так, что тот почувствовал его присутствие, и сказал ему быть упорным и неустанным.
Затем Будда произнес следующий стих:
Истинно, мудрость рождается в размышлении;
без размышления мудрость теряется.
Зная об этом двойном пути получения и потери мудрости,
нужно вести себя так, чтобы мудрость только увеличивалась.
По окончании проповеди Поттхила достиг просветления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|