Самбахулабхиккху Ваттху. Притча о нескольких монахах
На ваккаранаматтена
ваннапоккхаратайа ва
садхурупо наро хоти
иссуки маччхари сатхо.
Йасса четам самуччхиннам
мулагхаччам самухатам
са вантадосо медхави
«садхурупо» ти вуччати.
Стих 262
Ни речами своими, ни красотой не станет человек добрым,
если он завистливый, скупой и хитрый.
Стих 263
Мудрого человека, который отрезал, искоренил и уничтожил все это
и избавился от моральной нечистоты, действительно называют добрым.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (262 и 263) в связи с историей о нескольких монахах, которые завидовали другим монахам.
В монастыре молодые монахи и саманера обычно ухаживали за более старшими монахами, которые были их учителями. Они стирали и красили их одежды или выполняли небольшие поручения своих учителей. Некоторые монахи, замечая такие услуги, завидовали старшим монахам и придумали план, который должен был принести им выгоду. Они собирались предложить Будде, чтобы молодые монахи и саманера приходили к ним за дальнейшими наставлениями, хоть их и учат их уважаемые учителя. Когда они пришли с этим предложением к Будде, то он, полностью понимая их мотивы, отклонил его. Будда сказал им: «Монахи! Я не скажу, что вы добры только потому, что вы красноречиво говорите. Только того, кто избавился от жадности и всего злого посредством Арахатта Магга, следует называть добрым человеком».
Затем Будда произнес следующие стихи:
Ни речами своими, ни красотой не станет человек добрым,
если он завистливый, скупой и хитрый.
Мудрого человека, который отрезал, искоренил и уничтожил все это
и избавился от моральной нечистоты, действительно называют добрым.
Хаттхака Ваттху. Притча о монахе Хаттхака
На мундакена самано
аббато аликам бханам
иччхалобхасамапанно
самано ким бхависсати.
Йо ча самети папани
анумтхулани саббасо
самитатта хи папанам
«самано» ти павуччати.
Стих 264
Просто побрив голову, человек не станет самана, если он безнравственен, несдержан и лжив. Как может жадный человек стать самана?
Стих 265
Тот, кто избавился от всякого зла, маленького или большого,
называется самана, так как он победил все зло.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (264 и 265) в связи с историей о монахе по имени Хаттхака.
Монах Хаттхака имел привычку бросать вызов аскетам небуддннской веры. призывая их встретиться в каком-нибудь месте, чтобы поспорить на религиозные темы. Затем он один приходил на место, которое сам же и назначил. Когда никто другой не приходил, он хвастался: «Посмотрите, эти бродячие аскеты не решились встретиться со мной, я победил их!» — и тому подобное. Будда позвал к себе Хаттхаку и сказал: «Монах! Почему ты ведешь себя подобным образом? Тот, кто говорит такие вещи, не станет самана, даже если побреет голову. Только тот, кто избавился от зла, может называться самана».
Затем Будда произнес следующие стихи:
Просто побрив голову, человек не станет самана, если он безнравственен, несдержан и лжив. Как может жадный человек стать самана?
Тот, кто избавился от всякого зла, маленького или большого,
называется самана, так как он победил все зло.
Аннатарабрахмана Ваттху. Притча о брахмане
На тена бхиккху со хоти
Йавата бхиккхате паре
Висам Дхаммам самадайа
Бхиккху хоти на тавата.
Йо’ дха пуннанча папанча
Бахетва брахмачарьява
Санкхайа локе чарати
Са ве «бхиккху» ти вуччати.
Стих 266
Он не станет монахом, если просто будет просить подаяние.
Он не сможет стать монахом, если будет действовать
согласно вере, которая не соответствует Дхамме.
Стих 267
В этом мире тот, кто оставляет в стороне и добро, и зло, кто живет в чистоте
и медитирует о множествах кхандха, действительно может называться монахом.
Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стихи (266 и 267) в связи с историей о брахмане.
Когда-то жил брахман, который просил подаяние. Как-то раз он подумал: «Самана Готама объявил, что тот, кто живет подаянием, является монахом. А раз так, то меня тоже нужно называть монахом». Подумав так, он пришел к Будде и сказал, что его (брахмана) также следует называть монахом, так как он тоже ходит за подаянием. Будда же ответил ему: «Брахман, я не скажу, что ты монах только оттого, что ты ходишь за подаянием. Тот, кто исповедует неправильную веру и действует соответствующе, не должен называться монахом. Только того, кто живет, думая о непостоянности, неудовлетворительности и несостоятельности множеств, следует называть монахом».
Затем Будда произнес следующие стихи:
Он не станет монахом, если просто будет просить подаяние.
Он не сможет стать монахом, если будет действовать
согласно вере, которая не соответствует Дхамме.
В этом мире тот, кто оставляет в стороне и добро, и зло, кто живет в чистоте
и медитирует о множествах кхандха, действительно может называться монахом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|