Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона и его отдельных норм
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через два месяца со дня его официального опубликования.
2. Глава 3 настоящего Федерального закона вступает в силу после принятия федерального бюджета Российской Федерации на следующий год после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Правительство Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведений федерального законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иные федеральные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 22. Переходные положения
1. До назначения в установленном настоящим Федеральным законом порядке Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации его полномочия осуществляет Президент Российской Федерации.
2. До формирования Комиссии по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством Федерального Собрания Российской Федерации ее полномочия осуществляет Комиссия по противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
282 • Раздел IV. Приложения
Приложение 6 • 283
Приложение 6. «ЗАХВАТ ГОСУДАРСТВА» И ИНЫЕ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Приводятся материалы из двух документов, подготовленных Всемирным банком: «Всемирный банк и борьба с коррупцией в Европе и Центральной Азии» и «Борьба с коррупцией в переходный период».
Доклады Всемирного банка, посвященные борьбе с коррупцией в переходных (транзитных) обществах, внесли существенный вклад в разработку типологии коррупции и прояснение концептуальных основ противодействия этому явлению в переживаемый нами период. Наиболее значимым достижением их авторов стала разработка концепции «захвата государства»1.
Следует обратить внимание на попытку некоторых российских экспертов «развить» концепцию, представленную исследователями Всемирного банка. Сотрудники Фонда ИНДЕМ предложили рассматривать равнозначной по опасности захвату государства другую форму коррупции — захват бизнеса. В этих целях они строят модель, согласно которой практика государственных чиновников по захвату бизнеса, обозначенная соответствующей кривой на графике (в свою очередь, заимствованном из исследования Всемирного банка и по-новому интерпретированном), влечет сначала замедление процесса перехода (транзита) России к развитой демократии, а затем и откат к коллективистскому авторитаризму.
Вот как пишут об этом сотрудники Фонда ИНДЕМ: «Анализ коррупционной практики Российской Федерации подсказывает идею. Мы предлагаем рассматривать еще одну разновидность коррупции: «Захват бизнеса» («Business capture»). Под этим можно понимать совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или, даже, организаций, стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью извлечения административной ренты»2. При этом опасность захвата бизнеса объясняется не только угрозой нового витка передела соб-
1 Используемое для обозначения данного феномена английское выражение «state capture» даже в приведенных докладах Всемирного банка переводится на русский язык разными словами — «узурпация» и «захват» государства. В иных ис следованиях встречается использование терминов «скупка» и «приватизация» го сударства.
2 Разнообразие стран и разнообразие коррупции (Анализ сравнительных ис следований). Аналитический доклад. — Региональный общественный фонд «Ин форматика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). Москва, 2001. С. 70—71. (http://www.anticorr.ru/an-study.shtm). См. также: Антикоррупционная политика: учеб. пособие / под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004. С. 81.
ственности в стране, но и более вредоносными последствиями, поскольку, по мнению авторов, набор индивидуальных стратегий отдельных чиновников или ведомств по захвату бизнеса выступает заменителем единой стратегии. Другими словами, речь идет о реализации тайного плана по фактической национализации крупного частного капитала в целях реставрации нерыночной и недемократической России. (Трудно отделаться от мысли, что этот вывод адресован в первую очередь внешнему потребителю, например тому же Всемирному банку.)
К похожему выводу пришли и авторы последнего доклада российского отделения Transparency International. По их утверждению, для России не менее серьезной проблемой, чем захват государства, является «захват государства изнутри», выражающийся в злоупотреблениях административным ресурсом в ходе выборов органов власти1.
Правильная оценка приведенных научных выкладок невозможна без учета финансовых интересов и политической ангажированности авторов.
С тем, что имеет место практика возврата в государственную собственность отдельных объектов не вполне прозрачными способами, следует согласиться. Однако в подобных действиях представителей государства не усматривается корыстная заинтересованность. Относить их к коррупции вряд ли обоснованно. Ближе к истине критики, обращающие внимание на то, что в этих случаях используются какие-то сомнительные операции вместо честного принятия закона о национализации.
Использование отдельными бюрократами своего административного ресурса в корыстных целях для проникновения в бизнес или его захвата — это также реально существующая практика, которая, безусловно, является коррупционной. Однако по своей распространенности и опасности она не сравнима с захватом государства, попытки которого мы наблюдаем, по крайней мере, с середины 1990-х годов со стороны так называемых олигархов (семибанкирщи-ны, Березовского, Ходорковского).
Захват (узурпация) государства «денежным мешком» был и остается основной коррупционной опасностью для демократического развития России.
Т.К. Мишин
1 См.: Мониторинг злоупотреблений административным ресурсом в ходе федеральной кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2003 года. Итоговый доклад / Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International-P». М., 2004. С. 21—22.
284 • Раздел IV. Приложения
Приложение 6 • 285
Всемирный банк и борьба с коррупцией в Европе и Центральной Азии / пер. с англ. — Вашингтон: Всемирный банк, 2003.— 37 стр.
Уже более десятилетия около 500 миллионов человек в 28 странах Европы и Центральной Азии живут в условиях глубоких перемен, происходящих в политической и экономической жизни.
Всемирный банк представил отчет о коррупции в странах, переживающих переходный период. Доклад «Борьба с коррупцией в переходный период — вклад в политические дебаты» помог признать, что явление, которое принято считать одномерным, на самом деле охватывает широкий диапазон взаимодействий внутри государства, а также между государством и обществом.
В отчете разрабатывалась концепция узурпации государства --формы крупномасштабной коррупции, в условиях которой фирмы частным образом осуществляют платежи государственным чиновникам с целью оказания влияния на разрабатываемые законы, нормы и постановления. Узурпируя государственные институты, фирмы способны «кодировать» предпочтительное для себя регулирование в условиях основных правил игры рыночной экономики, создавая целый ряд политических и институциональных перекосов, за счет которых создается высокая концентрация прибылей для узких секторов и групп — нередко ценой высоких социальных затрат.
Борьба с коррупцией в переходный период. Вклад в обсуждение стратегии / пер. с англ. — Вашингтон: Всемирный банк, 2000.—
162стр.:
Уровень и характер коррупции в странах переходного периода
В настоящем докладе делается попытка выявления отдельных компонентов коррупции, причем основное внимание уделяется определению различий между захватом государства и административной коррупцией. Захватом государствасчитаются действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторах с целью воздействия на формированиезаконов, правил, указов и других инструментов государственной политики с целью обеспечения себе определенных преимуществ в результате противоправного и непрозрачного предоставления личных благ государственным чиновникам. Существует множество различных проявлений этой проблемы. Можно проводить различия между видами институтов, подвергаемых захвату государства — законодательные, исполнительные судебные или регулирующие органы — и видами «действующих лиц», занимающихся подобным захватом — частные фирмы, политические лидеры или узкие группы, объединенные общностью интересов. Однако все формы государственного захвата направлены на получение дохода от государства для узкого круга лиц, фирм или отраслей посредством искажения основных право-
вых и регулирующих структур с потенциально огромными потерями для общества в целом. Подобные формы захвата государства процветают там, где имеет место высокая концентрация экономической власти, нет должного соперничества между различными общественными силами и интересами и не получили достаточного развития формальные каналы политического влияния и лоббирования в защиту интересов отдельных групп.
Если под захватом государства подразумеваются скрытое обеспечение преимуществ определенных лиц или групп в основных правовых или регулирующих структурах, административная коррупцияотносится к намеренному внесению искажений в процесс предписанного исполнениясуществующих законов, правил и регулирующих положений с целью предоставления преимуществ как государственным, так и негосударственным «действующим лицам» в результате незаконного и непрозрачного обеспечения личных выгод государственным чиновникам. Классическим примером административной коррупции является несчастный владелец торговой лавки, вынужденный давать взятки кажущейся бесконечной веренице официальных инспекторов, с тем, чтобы они закрывали глаза на мелкие (а возможно, и серьезные) нарушения действующих правил торговли. Помимо подобных форм вымогательства административная коррупция включает в себя и такие общеизвестные примеры «подмазывания», как взятки с целью получения различного рода разрешений, беспрепятственного прохождения таможенного досмотра, получения предоставляемых на конкурсной основе государственных заказов на различные поставки или предоставление преимущественного права на пользование многими другими государственными услугами. Наконец, государственные чиновники могут просто распределять не по назначению находящиеся под их контролем или под контролем членов их семей прямые финансовые льготы. Основной причиной этой формы коррупции является дискреционное право государственных чиновников на предоставление выборочных льгот и приоритетного права на пользование услугами государственного сектора или на дискриминационное применение правил и постановлений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|