Некоторые показатели выявления преступлений экономической направленности
В 1997-2001 гг.
Вид преступления
| Годы
|
|
|
|
|
| Кража (ст. 158 УК РФ)
| 1053 972
| 1 143 364
| 1413 810
| 1310 079
| 1 273 198
| Мошенничество (ст. 159)
| 77 757
| 76 695
| 83 624
|
| 79 296
| Присвоение или растрата (ст. 160)
| 43 423
| 44 399
| 48 516
| 53 579
| 54 283
| Незаконное предпринимательство (ст. 171)
|
|
|
|
|
| Контрабанда (ст. 188)
|
|
|
|
|
| По сведениям ГИЦ МВД РФ, в 2003 г. выявлено 376,8 тыс. и в 2004 г. — 402,4 тыс. преступлений экономической направленности,
198 • Раздел II. Особенная часть
Тема. 17. Экономическая преступность* 199
удельный вес этих преступлений в общем массиве зарегистрированных составил соответственно 13,7 и 13,9%. Материальный ущерб от указанных преступлений, установленный на момент возбуждения уголовного дела, в 2003 г. возрос на четверть по сравнению с 2002 г., а в 2004 г. увеличился в 3,6 раза по сравнению с 2003 г. и составил 275,4 млрд руб. Из числа выявленных преступлений экономической направленности одну треть составили тяжкие и особо тяжкие.
3. Детерминация, динамика и трансформации российской экономической преступности обусловлены спецификой перехода к капитализму. Особенностью этого процесса стала невиданная в истории быстрота его развития и тот факт, что основная борьба велась за бывшую государственную (общенародную) собственность. Мировой клуб миллиардеров пополнился российскими нуворишами, чьи состояния возникли главным образом в ходе приватизации.
В условиях распада советского государства и становления новой, демократической формы государственности переход к рынку обернулся «диким» криминальным капитализмом, который развивался в отсутствие социально-правового контроля.
В исследованиях экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика», которое означает совокупность противоправных, не отраженных в соответствующих системах регистрации сделок с товарами и услугами. Разумеется, далеко не все сферы теневой экономики представляют собой экономическую преступность, однако само существование теневой сферы экономической активности является для нее питательной средой. По оценкам специалистов МВД, в конце 90-х годов теневая экономика превышала 45—50% от валового внутреннего продукта (ВВП), в то время как в развитых странах она обычно оценивается в 5—10%, и лишь в странах Латинской Америки ее показатели держатся на уровне 60-65%.
В 90-х годах сформировались криминальные секторы теневой экономики, непосредственно связанные с экономической преступностью. К ним можно отнести:
преступления в кредитно-финансовой сфере (эта сфера остается одной из наиболее уязвимых в криминологическом плане). После известных операций с фальшивыми авизо значительную распространенность приобретают незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов (часто связанные с дачей взяток);
обман вкладчиков, мошенничество: только в Москве на 1 марта 1995 г. насчитывалось 213 лопнувших финансовых компаний. Большинство было связано с обманом вкладчиков и мошенническим присвоением их денег руководством компаний;
криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счет хищений военного имущества с армейских складов, незаконной продажи оружия и военного снаряжения, хищений
с оружейных заводов, контрабанды; данный фактор является весьма значимым при оценке все возрастающей вооруженности преступности в целом, а также общей нестабильности как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, военной техники и снаряжения во многом взаимосвязан (и взаимообусловлен) с непрекращающимися этническими, националистическими и криминальными вспышками (Чечня, Северный Кавказ, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и пр.);
незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов, включающий: а) контрабандный вывоз из России радиоактивных элементов, драгоценных металлов, а также дорогостоящего сырья животного или растительного происхождения; б) экспорт цветных и редкоземельных металлов по документам, оформленным на другую экспортную продукцию; в) осуществление внешнеторговых сделок на неэквивалентной основе; г) официально оформленный экспорт сырья, полуфабрикатов, изделий по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродажи (по данным правоохранительных органов, от 20 до 25% разницы цен поступали на заграничные счета руководства фирм-продавцов);
отмывание денег, полученных незаконным путем;
сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения;
криминологически значимые последствия приватизации: весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий (руководители предприятий и организаций незаконно завладевают контрольными пакетами акций с последующей дачей взяток работникам Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации). В ряде случаев зарегистрированы факты силового воздействия организованных преступных структур на «нежелательных конкурентов», что обеспечивало возможность контроля над акционируемыми предприятиями. При этом отдельные лица приобретают огромные пакеты акций наиболее прибыльных компаний без предъявления декларации о доходах;
активизация деятельности расхитителей в сфере добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней, причем эта преступная деятельность носит все более организованный характер;
торговля крадеными автомобилями (включая поставки из стран Европы), значительная часть которых реализуется затем в странах ближнего зарубежья;
расширение подпольного производства спиртного (в 1994 г. правоохранительными" органами была прекращена деятельность около полутора тысяч подпольных цехов по производству спиртного, за шесть месяцев 1995 г. — 1360).
200 • Раздел II. Особенная часть
Тема. 17. Экономическая преступность«201
Следует особо отметить относительно новые виды преступной деятельности в экономической сфере, например мошенничество, связанное с использованием кредитных карточек, а также мошенничество со страховкой; «компьютерные» преступления, торговля человеческими органами и проч.
Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проводимых экономических реформ. Уникальное по своим масштабам и срокам перераспределение собственности, происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, по сути своей порожденных отнюдь не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавшийся до 1991 г., и «новый»). Естественно, что определенное соотношение этих факторов плюс начавшаяся в 1992 г. приватизация крайне обострили криминологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заключающейся по меньшей мере в противоправных, а в ряде случаев откровенно преступных методах борьбы с конкурентом (дифференцирующихся от подкупа чиновников различного ранга с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конкурентов).
К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим причинами и условиями экономической преступности в 90-е годы, можно отнести:
растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;
рекрутирование предпринимателей в заметной степени происходило и происходит из среды функционеров теневой экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом отмыв весьма крупные суммы. Выраженная криминальная зараженность экономически наиболее активных (высокодоходных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксируется рядом исследований. Так, 40% опрошенных институтом прикладной политики «новых» миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22, 5% в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый продолжает поддерживать связь с криминальной средой;
отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуациях и т. п.);
крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией;
заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальные доходы не соответствуют реальному уровню жизни. При снижении доли оплаты труда отчетливо увеличивается доля предпринимательского дохода. Явно негативное воздействие оказывает и систематическая невыплата зарплаты. Все это, а также ряд других отрицательных факторов, связанных с тяжелым кризисом экономики, обусловливает отказ от традиционных «трудовых» ценностей (высокий уровень квалификации, профессионализм, заинтересованность в конечных результатах труда, качестве производимых товаров и оказываемых услуг и проч.). Лишь 5,1% населения считает, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее же эффективными путями к богатству считаются спекуляция (44,2% опрошенных) и отмывание мафиозных денег (20, 4%);
рост безработицы. Многочисленные исследования западных криминологов неоднократно обращали внимание на обусловленность корыстной преступности уровнем безработицы. Летом 1995 г. в России, по оценкам экспертов, около 8% экономически активного населения были безработными. Более того, из-за длительного спада производства, переживаемого во многих отраслях, постоянно росло число людей, лишь числящихся на производстве, находящихся в неоплачиваемых отпусках (от 5,5 до 7% общей численности занятого населения), фактически же являющихся «временными» безработными — резервом безработицы реальной.
4. Основным направлением предупреждения экономической преступности является активизация политики по подчинению стихийных рыночных процессов целям формирования социального правового государства.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) в числе реальных угроз национальной безопасности называет социально-политическую поляризацию российского общества и криминализацию общественных отношений. В свою очередь, Государственная стратегия экономической безопасности к основным угрозам национальным интересам в области экономики относит значительную дифференциацию населения по доходам и имуществу и высокий уровень бедности, а также криминализацию общества и хозяйственной деятельности.
202 • Раздел П. Особенная часть
Тема. 17. Экономическая преступность • 203
Имеет место стабильное расхождение экономического курса и уголовной политики, требует исправления ситуация, когда общественно опасное поведение не признается преступным.
В аналитической записке Счетной палаты Российской Федерации «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы», подготовленной в конце 2004 г., сделан вывод о том, что несовершенство и неполнота законодательной базы не являются основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации. Вместе с тем подтверждение легитимности приватизации в целом, по мнению Счетной палаты, ничуть не исключает выявление тех, кто совершил нарушения, приобретая собственность, и восстановление нарушенных прав законного собственника — государства. Речь идет о необходимости возвращения государству в судебном порядке незаконно приватизированного имущества, а также о компенсации, например за недооцененную собственность или за невыполненные инвестиционные условия сделок. Как и каждый законный собственник, государство вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Для устранения допущенных ошибок экономического курса, связанных в первую очередь с издержками проведения приватизации в условиях слабого «разгосударственного» государства, следует ускорить разработку и обеспечить реализацию законодательства о национализации.
По мере решения этих проблем на первый план выходят криминологические задачи по развитию и совершенствованию экономического законодательства в целях предупреждения экономической преступности. Очевидно, что эффективность норм об ответственности за преступления экономической направленности (за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, мошенничество на рынке ценных бумаг, злоупотребления, связанные с банкротством, недобросовестную конкуренцию и др.) определяется состоянием экономического законодательства и действенностью государственного контроля в этой сфере.
Система предупреждения экономической преступности взаимосвязана с системой социально-правового контроля в сфере экономики,который осуществляется в различных формах.
Бюджетный (финансовый) контрольпризван предупреждать и пресекать финансовые нарушения и злоупотребления, из которых наиболее распространенными являются нецелевое использование бюджетных средств, перекачка государственных денег в коммерческие структуры и прямые хищения. В числе субъектов бюджетного контроля необходимо выделить Счетную палату Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства. Базовым нормативным правовым актом в сфере бюджетного контроля является Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г.
Важную роль в системе финансового контроля выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (ранее — Комитет по финансовому мониторингу при Минфине России), созданная в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По материалам этого органа было возбуждено более 20 уголовных дел в основном об экономических преступлениях, в том числе четыре дела — по ст. 174 УК РФ.
В условиях рыночных экономических отношений важнейшей подсистемой социально-правового контроля выступает налоговый контроль,который рассматривается в рамках темы «Налоговая преступность».
Таможенный контроль включает совокупность мер по обеспечению соблюдения российского законодательства о таможенном деле, в первую очередь Таможенного кодекса РФ. В функции таможенных органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие контрабанды, иных нарушений таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации товарам.
В 2003 г. по оперативным материалам правоохранительных подразделений Федеральной таможенной службы Российской Федерации было возбуждено 1534 уголовных дела (в 2002 г. — 1001). Особое внимание было сосредоточено на выявлении и пресечении возможных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой сырьевых ресурсов, преступлениями в кредитно-финансовой сфере. Только за первое полугодие 2004 г. количество выявленных в таможенной сфере административных правонарушений выросло в 1,8 раза.
С недостатками организации валютно-экспортного контроляв ходе либеральных рыночных преобразований рядом российских и зарубежных экспертов связывается причинение наибольшего ущерба стратегическим экономическим интересам России. Речь идет об отсутствии контроля за вывозом из страны нефти, природного газа, металлов и других сырьевых ресурсов, с оседанием за границей выручки от их продажи. Соответствующие угрозы экономической безопасности сохраняются.
«Цивилизованный» рынок невозможен без формирования и совершенствования системы социально-правового контроля в сфере предпринимательства,который связан в первую очередь с регулированием вхождения в бизнес (предпринимательство) и выхода из него, в том числе через процедуру банкротства. Он обеспечивает также предупреждение практики недобросовестной конкуренции, злоупотребления монопольным положением на рынках (сговор о ценах и др.) и включает контроль качества и безопасности товаров.
204 • Раздел II. Особенная часть
Тема 18. Преступность в Москве • 205
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов РФ. Важные контрольные функции в этой области выполняют различные государственные инспекции (торговая, санитарная и др.). Субъектами контроля могут выступать общественные объединения, такие как ассоциации и союзы потребителей.
Кризис государственности в России наиболее ярко проявился в правовом вакууме, вызвавшем появление «теневой юстиции». Декриминализация экономики невозможна без внедрения юридических механизмов разрешения имущественных конфликтов и иных экономических споров путем обращения в судебные органы.
Общим условием формирования правовой среды в экономике является определенная прозрачность в деятельности хозяйствующих субъектов, которая достигается организацией бухгалтерского учета. Контроль за ведением бухгалтерского учетаявляется важнейшей мерой предупреждения преступлений экономической направленности.
Упрощение порядка получения лицензий и регистрации юридических лиц (переход к уведомительному принципу), оптимизация налоговой системы, включая повышение эффективности налогового контроля, а также развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и платежных карт, являются важными направлениями ограничения теневой экономики.
Развитие системы предупреждения экономической преступности связано с решением ряда проблем по совершенствованию организационных основ социально-правового контроляв сфере экономики, к числу которых, в частности, относятся:
дальнейшая оптимизация соотношения регулирующих, контролирующих и правоохранительных функций в полномочиях соответствующих органов власти и управления. Результаты административной реформы, которая, как декларируется, в основном завершена в 2004 г., не вполне удовлетворительны;
уточнение компетенции правоохранительных органов, а наряду с этим, возможно, создание специальных правоохранительных структур, таких как финансовая полиция;
обеспечение координации деятельности правоохранительных и контрольных органов в этой сфере в целях улучшения взаимодействия и исключения дублирования.
Важнейшим направлением специального предупреждения экономической преступности остается совершенствование практики выявления, пресечения и расследования экономических преступлений.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение экономической преступности и назовите основные виды экономических преступлений.
2. Объясните, что такое теневая экономика и как она связана с экономической преступностью.
3. Какие особенности перехода к рыночным отношениям проявились в России в конце XX столетия? Что такое «дикий» капитализм?
4. Объясните криминологическое значение имущественного расслоения в обществе.
5. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность систем предупреждения экономической преступности и социально-правового контроля в сфере экономики.
6. Назовите основные направления развития правовых и организационных основ предупреждения экономической преступности.
Практикум
1. Рассмотрите и объясните главные тенденции изменения статистических показателей основных видов преступлений против собственности в России за период с конца 80-х до конца 90-х годов прошлого столетия.
2. Проанализируйте взаимосвязь экономической и организованной преступности на разных этапах становления российского капитализма в постсоветский период.
3. Охарактеризуйте феномен российских олигархов, используя, в частности, журналы «Форбс» (статья «Золотая сотня богатейших бизнесменов России» — 2004, № 2; 2005, № 5) и «Компромат» (2003, №■9).
4. Имея в виду доклад экспертов так называемого Совета по на циональной стратегии «Государство и олигархи» (2003 г.) и аналити ческую записку Счетной палаты Российской Федерации «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Россий ской Федерации за период 1993—2003 годы», расскажите о дискусси ях по преодолению негативных последствий приватизации в России.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|