Сделай Сам Свою Работу на 5

Некоторые показатели выявления преступлений экономической направленности

В 1997-2001 гг.

 

 

Вид преступления Годы
Кража (ст. 158 УК РФ) 1053 972 1 143 364 1413 810 1310 079 1 273 198
Мошенничество (ст. 159) 77 757 76 695 83 624 79 296
Присвоение или растрата (ст. 160) 43 423 44 399 48 516 53 579 54 283
Незаконное предпринима­тельство (ст. 171)
Контрабанда (ст. 188)

По сведениям ГИЦ МВД РФ, в 2003 г. выявлено 376,8 тыс. и в 2004 г. — 402,4 тыс. преступлений экономической направленности,


198 • Раздел II. Особенная часть


Тема. 17. Экономическая преступность* 199


 


удельный вес этих преступлений в общем массиве зарегистрирован­ных составил соответственно 13,7 и 13,9%. Материальный ущерб от указанных преступлений, установленный на момент возбуждения уголовного дела, в 2003 г. возрос на четверть по сравнению с 2002 г., а в 2004 г. увеличился в 3,6 раза по сравнению с 2003 г. и составил 275,4 млрд руб. Из числа выявленных преступлений экономической направленности одну треть составили тяжкие и особо тяжкие.

3. Детерминация, динамика и трансформации российской эко­номической преступности обусловлены спецификой перехода к ка­питализму. Особенностью этого процесса стала невиданная в исто­рии быстрота его развития и тот факт, что основная борьба велась за бывшую государственную (общенародную) собственность. Мировой клуб миллиардеров пополнился российскими нуворишами, чьи со­стояния возникли главным образом в ходе приватизации.

В условиях распада советского государства и становления новой, демократической формы государственности переход к рынку обер­нулся «диким» криминальным капитализмом, который развивался в отсутствие социально-правового контроля.

В исследованиях экономической преступности часто использу­ется понятие «теневая экономика», которое означает совокупность противоправных, не отраженных в соответствующих системах реги­страции сделок с товарами и услугами. Разумеется, далеко не все сферы теневой экономики представляют собой экономическую пре­ступность, однако само существование теневой сферы экономиче­ской активности является для нее питательной средой. По оценкам специалистов МВД, в конце 90-х годов теневая экономика превы­шала 45—50% от валового внутреннего продукта (ВВП), в то время как в развитых странах она обычно оценивается в 5—10%, и лишь в странах Латинской Америки ее показатели держатся на уровне 60-65%.



В 90-х годах сформировались криминальные секторы теневой экономики, непосредственно связанные с экономической преступ­ностью. К ним можно отнести:

преступления в кредитно-финансовой сфере (эта сфера остается одной из наиболее уязвимых в криминологическом плане). После известных операций с фальшивыми авизо значительную распро­страненность приобретают незаконное получение и нецелевое ис­пользование льготных кредитов (часто связанные с дачей взяток);

обман вкладчиков, мошенничество: только в Москве на 1 марта 1995 г. насчитывалось 213 лопнувших финансовых компаний. Боль­шинство было связано с обманом вкладчиков и мошенническим присвоением их денег руководством компаний;

криминальный рынок оружия и военной техники, формирую­щийся за счет хищений военного имущества с армейских складов, незаконной продажи оружия и военного снаряжения, хищений


с оружейных заводов, контрабанды; данный фактор является весьма значимым при оценке все возрастающей вооруженности преступно­сти в целом, а также общей нестабильности как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Незаконный оборот оружия, боепри­пасов, военной техники и снаряжения во многом взаимосвязан (и взаимообусловлен) с непрекращающимися этническими, нацио­налистическими и криминальными вспышками (Чечня, Северный Кавказ, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и пр.);

незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов, включающий: а) контрабандный вывоз из Рос­сии радиоактивных элементов, драгоценных металлов, а также до­рогостоящего сырья животного или растительного происхождения; б) экспорт цветных и редкоземельных металлов по документам, оформленным на другую экспортную продукцию; в) осуществление внешнеторговых сделок на неэквивалентной основе; г) официально оформленный экспорт сырья, полуфабрикатов, изделий по наме­ренно заниженным ценам с целью последующей перепродажи (по данным правоохранительных органов, от 20 до 25% разницы цен поступали на заграничные счета руководства фирм-продавцов);

отмывание денег, полученных незаконным путем;

сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложе­ния;

криминологически значимые последствия приватизации: весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий (руководители предприятий и организа­ций незаконно завладевают контрольными пакетами акций с после­дующей дачей взяток работникам Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватиза­ции). В ряде случаев зарегистрированы факты силового воздействия организованных преступных структур на «нежелательных конкурен­тов», что обеспечивало возможность контроля над акционируемыми предприятиями. При этом отдельные лица приобретают огромные пакеты акций наиболее прибыльных компаний без предъявления декларации о доходах;

активизация деятельности расхитителей в сфере добычи, пере­работки и реализации драгоценных металлов и камней, причем эта преступная деятельность носит все более организованный характер;

торговля крадеными автомобилями (включая поставки из стран Европы), значительная часть которых реализуется затем в странах ближнего зарубежья;

расширение подпольного производства спиртного (в 1994 г. пра­воохранительными" органами была прекращена деятельность около полутора тысяч подпольных цехов по производству спиртного, за шесть месяцев 1995 г. — 1360).


200 • Раздел II. Особенная часть


Тема. 17. Экономическая преступность«201


 


Следует особо отметить относительно новые виды преступной деятельности в экономической сфере, например мошенничество, связанное с использованием кредитных карточек, а также мошен­ничество со страховкой; «компьютерные» преступления, торговля человеческими органами и проч.

Тенденции и основные характеристики экономической преступ­ности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции нега­тивных последствий проводимых экономических реформ. Уникаль­ное по своим масштабам и срокам перераспределение собственно­сти, происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, по сути своей порожденных отнюдь не рынком, а традиционными политическими и административны­ми механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавшийся до 1991 г., и «но­вый»). Естественно, что определенное соотношение этих факторов плюс начавшаяся в 1992 г. приватизация крайне обострили крими­нологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заклю­чающейся по меньшей мере в противоправных, а в ряде случаев от­кровенно преступных методах борьбы с конкурентом (дифференци­рующихся от подкупа чиновников различного ранга с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конку­рентов).

К основным социальным, экономическим и социально-психо­логическим явлениям и процессам, выступающим причинами и ус­ловиями экономической преступности в 90-е годы, можно отнести:

растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы сущест­вовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достиже­ния подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;

рекрутирование предпринимателей в заметной степени происхо­дило и происходит из среды функционеров теневой экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом отмыв весьма крупные суммы. Выраженная криминаль­ная зараженность экономически наиболее активных (высокодоход­ных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксиру­ется рядом исследований. Так, 40% опрошенных институтом при­кладной политики «новых» миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22, 5% в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый продолжает под­держивать связь с криминальной средой;


отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуациях и т. п.);

крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией;

заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальные доходы не соответствуют реальному уровню жизни. При снижении доли оплаты труда отчетливо увеличивается доля предпринимательского дохода. Явно негативное воздействие оказывает и систематическая невыплата зарплаты. Все это, а также ряд других отрицательных факторов, связанных с тяжелым кризи­сом экономики, обусловливает отказ от традиционных «трудовых» ценностей (высокий уровень квалификации, профессионализм, за­интересованность в конечных результатах труда, качестве произво­димых товаров и оказываемых услуг и проч.). Лишь 5,1% населе­ния считает, что талант и трудолюбие помогут человеку разбога­теть. Наиболее же эффективными путями к богатству считаются спекуляция (44,2% опрошенных) и отмывание мафиозных денег (20, 4%);

рост безработицы. Многочисленные исследования западных криминологов неоднократно обращали внимание на обусловлен­ность корыстной преступности уровнем безработицы. Летом 1995 г. в России, по оценкам экспертов, около 8% экономически активного населения были безработными. Более того, из-за длительного спада производства, переживаемого во многих отраслях, постоянно росло число людей, лишь числящихся на производстве, находящихся в не­оплачиваемых отпусках (от 5,5 до 7% общей численности занятого населения), фактически же являющихся «временными» безработны­ми — резервом безработицы реальной.

4. Основным направлением предупреждения экономической преступности является активизация политики по подчинению сти­хийных рыночных процессов целям формирования социального пра­вового государства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) в числе ре­альных угроз национальной безопасности называет социально-по­литическую поляризацию российского общества и криминализацию общественных отношений. В свою очередь, Государственная страте­гия экономической безопасности к основным угрозам националь­ным интересам в области экономики относит значительную диффе­ренциацию населения по доходам и имуществу и высокий уровень бедности, а также криминализацию общества и хозяйственной дея­тельности.


202 • Раздел П. Особенная часть


Тема. 17. Экономическая преступность • 203


 


Имеет место стабильное расхождение экономического курса и уголовной политики, требует исправления ситуация, когда обще­ственно опасное поведение не признается преступным.

В аналитической записке Счетной палаты Российской Федера­ции «Анализ процессов приватизации государственной собственно­сти в Российской Федерации за период 1993—2003 годы», подготов­ленной в конце 2004 г., сделан вывод о том, что несовершенство и неполнота законодательной базы не являются основанием для от­мены либо пересмотра итогов приватизации. Вместе с тем подтвер­ждение легитимности приватизации в целом, по мнению Счетной палаты, ничуть не исключает выявление тех, кто совершил наруше­ния, приобретая собственность, и восстановление нарушенных прав законного собственника — государства. Речь идет о необходимости возвращения государству в судебном порядке незаконно приватизи­рованного имущества, а также о компенсации, например за недооце­ненную собственность или за невыполненные инвестиционные усло­вия сделок. Как и каждый законный собственник, государство вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Для устранения допущенных ошибок экономического курса, связанных в первую очередь с издержками проведения приватиза­ции в условиях слабого «разгосударственного» государства, следует ускорить разработку и обеспечить реализацию законодательства о национализации.

По мере решения этих проблем на первый план выходят крими­нологические задачи по развитию и совершенствованию экономи­ческого законодательства в целях предупреждения экономической преступности. Очевидно, что эффективность норм об ответственно­сти за преступления экономической направленности (за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, мо­шенничество на рынке ценных бумаг, злоупотребления, связанные с банкротством, недобросовестную конкуренцию и др.) определяет­ся состоянием экономического законодательства и действенностью государственного контроля в этой сфере.

Система предупреждения экономической преступности взаимо­связана с системой социально-правового контроля в сфере экономики,который осуществляется в различных формах.

Бюджетный (финансовый) контрольпризван предупреждать и пресекать финансовые нарушения и злоупотребления, из которых наиболее распространенными являются нецелевое использование бюджетных средств, перекачка государственных денег в коммерче­ские структуры и прямые хищения. В числе субъектов бюджетного контроля необходимо выделить Счетную палату Российской Феде­рации, а также органы Федерального казначейства. Базовым норма­тивным правовым актом в сфере бюджетного контроля является Бюджетный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 2000 г.


Важную роль в системе финансового контроля выполняет Феде­ральная служба по финансовому мониторингу Российской Федера­ции (ранее — Комитет по финансовому мониторингу при Минфине России), созданная в соответствии с Федеральным законом «О про­тиводействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем, и финансированию терроризма». По материалам это­го органа было возбуждено более 20 уголовных дел в основном об экономических преступлениях, в том числе четыре дела — по ст. 174 УК РФ.

В условиях рыночных экономических отношений важнейшей подсистемой социально-правового контроля выступает налоговый контроль,который рассматривается в рамках темы «Налоговая пре­ступность».

Таможенный контроль включает совокупность мер по обеспече­нию соблюдения российского законодательства о таможенном деле, в первую очередь Таможенного кодекса РФ. В функции таможен­ных органов входит выявление, предупреждение, пресечение и рас­крытие контрабанды, иных нарушений таможенных правил и нало­гового законодательства, относящегося к перемещаемым через та­моженную границу Российской Федерации товарам.

В 2003 г. по оперативным материалам правоохранительных под­разделений Федеральной таможенной службы Российской Федера­ции было возбуждено 1534 уголовных дела (в 2002 г. — 1001). Осо­бое внимание было сосредоточено на выявлении и пресечении воз­можных каналов незаконного перемещения товаров, борьбе с недостоверным декларированием и контрабандой сырьевых ресур­сов, преступлениями в кредитно-финансовой сфере. Только за пер­вое полугодие 2004 г. количество выявленных в таможенной сфере административных правонарушений выросло в 1,8 раза.

С недостатками организации валютно-экспортного контроляв хо­де либеральных рыночных преобразований рядом российских и за­рубежных экспертов связывается причинение наибольшего ущерба стратегическим экономическим интересам России. Речь идет об от­сутствии контроля за вывозом из страны нефти, природного газа, металлов и других сырьевых ресурсов, с оседанием за границей вы­ручки от их продажи. Соответствующие угрозы экономической без­опасности сохраняются.

«Цивилизованный» рынок невозможен без формирования и со­вершенствования системы социально-правового контроля в сфере предпринимательства,который связан в первую очередь с регулиро­ванием вхождения в бизнес (предпринимательство) и выхода из не­го, в том числе через процедуру банкротства. Он обеспечивает также предупреждение практики недобросовестной конкуренции, зло­употребления монопольным положением на рынках (сговор о ценах и др.) и включает контроль качества и безопасности товаров.


204 • Раздел II. Особенная часть


Тема 18. Преступность в Москве • 205


 


Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов РФ. Важные контрольные функции в этой области выполняют раз­личные государственные инспекции (торговая, санитарная и др.). Субъектами контроля могут выступать общественные объединения, такие как ассоциации и союзы потребителей.

Кризис государственности в России наиболее ярко проявился в правовом вакууме, вызвавшем появление «теневой юстиции». Декриминализация экономики невозможна без внедрения юриди­ческих механизмов разрешения имущественных конфликтов и иных экономических споров путем обращения в судебные органы.

Общим условием формирования правовой среды в экономике является определенная прозрачность в деятельности хозяйствующих субъектов, которая достигается организацией бухгалтерского учета. Контроль за ведением бухгалтерского учетаявляется важнейшей ме­рой предупреждения преступлений экономической направленности.

Упрощение порядка получения лицензий и регистрации юриди­ческих лиц (переход к уведомительному принципу), оптимизация налоговой системы, включая повышение эффективности налогово­го контроля, а также развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интер­нет и платежных карт, являются важными направлениями ограни­чения теневой экономики.

Развитие системы предупреждения экономической преступно­сти связано с решением ряда проблем по совершенствованию орга­низационных основ социально-правового контроляв сфере экономи­ки, к числу которых, в частности, относятся:

дальнейшая оптимизация соотношения регулирующих, контро­лирующих и правоохранительных функций в полномочиях соответ­ствующих органов власти и управления. Результаты административ­ной реформы, которая, как декларируется, в основном завершена в 2004 г., не вполне удовлетворительны;

уточнение компетенции правоохранительных органов, а наряду с этим, возможно, создание специальных правоохранительных структур, таких как финансовая полиция;

обеспечение координации деятельности правоохранительных и контрольных органов в этой сфере в целях улучшения взаимодей­ствия и исключения дублирования.

Важнейшим направлением специального предупреждения эконо­мической преступности остается совершенствование практики выяв­ления, пресечения и расследования экономических преступлений.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение экономической преступности и назовите основные виды экономических преступлений.


 

2. Объясните, что такое теневая экономика и как она связана с экономической преступностью.

3. Какие особенности перехода к рыночным отношениям про­явились в России в конце XX столетия? Что такое «дикий» капита­лизм?

4. Объясните криминологическое значение имущественного расслоения в обществе.

5. Раскройте взаимосвязь и взаимообусловленность систем пре­дупреждения экономической преступности и социально-правового контроля в сфере экономики.

6. Назовите основные направления развития правовых и орга­низационных основ предупреждения экономической преступности.

Практикум

1. Рассмотрите и объясните главные тенденции изменения ста­тистических показателей основных видов преступлений против соб­ственности в России за период с конца 80-х до конца 90-х годов прошлого столетия.

2. Проанализируйте взаимосвязь экономической и организо­ванной преступности на разных этапах становления российского капитализма в постсоветский период.

3. Охарактеризуйте феномен российских олигархов, используя,
в частности, журналы «Форбс» (статья «Золотая сотня богатейших
бизнесменов России» — 2004, № 2; 2005, № 5) и «Компромат»
(2003, №■9).

4. Имея в виду доклад экспертов так называемого Совета по на­
циональной стратегии «Государство и олигархи» (2003 г.) и аналити­
ческую записку Счетной палаты Российской Федерации «Анализ
процессов приватизации государственной собственности в Россий­
ской Федерации за период 1993—2003 годы», расскажите о дискусси­
ях по преодолению негативных последствий приватизации в России.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.