|
Тема 18. ПРЕСТУПНОСТЬ В МОСКВЕ
1. Понятие территориальных различий преступности.
2. Основные черты преступности сверхкрупного города.
3. Основные показатели и тенденции современной преступности в Москве.
4. Криминогенные и антикриминогенные факторы столичной преступности.
5. Профилактика преступности в Москве.
1. Уже в 20-х годах XIX столетия, практически одновременно со становлением уголовной статистики исследователями А. Ж. Кет-ле (Бельгия) и А. М. Герри (Франция) были отмечены определен-
206 • Раздел И. Особенная часть
Тема 18. Преступность в Москве • 207
ные закономерности в распределении преступности в зависимости от географического района.
Американские криминологи Р. Парк, Э. Берджесс и Л. Вирт основали в 1920—1925 гг. школу, возникшую при Чикагском университете (она получила и соответствующее название — чикагская), занимающуюся вопросами топологии преступности, влияния на преступные проявления архитектурного пространства, застроек, конструкции жилых зданий.
Позже, с развитием процесса урбанизации, городскую преступность можно было рассматривать в широком спектре преступности малых, средних городов, городов-мегаполисов, научных, промышленных и административных центров, городов-новостроек, курортных городов и т. п.
2. Дальнейшее развитие городов, происходящее путем естественного и искусственного (миграция сельского населения) прироста населения привело к возникновению сверхкрупных городов, мегаполисов и агломераций. Долгое время к сверхкрупным относили города с населением свыше 1 млн человек. Сейчас же в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сверхкрупным признается город с населением свыше 3 млн человек. По принятой терминологии ООН под мегаполисом понимается город с населением свыше 8 млн человек. Особое место среди крупных городов занимают столицы государств.
Москва — это средоточие высших федеральных органов власти и управления, судебной системы, посольств иностранных государств и представительств субъектов Федерации на территории города. Москва является также основным экономическим и финансовым центром страны: здесь сконцентрировано более 900 банков, 20 товарных и товарно-сырьевых, 17 фондовых бирж, около 90% фирм, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. Москва — крупнейший российский транспортный центр, в ней расположено 11 железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, метрополитен. Столица исторически являлась крупным научным центром. Первый российский Императорский университет был основан в Москве в 1755 г. Сейчас в Москве более 100 государственных и столько же негосударственных высших учебных заведений, в них обучается более 960 тыс. студентов. Действуют около 1000 научных и проектных организаций, в городе трудится половина всех докторов наук страны. Москва — крупный культурный центр: она насчитывает более 90 театров, 118 кинотеатров, 78 музеев, библиотеки, различного рода дворцы культуры, творчества, студии, теле- и радиостанции и т. п.
3. Преступность столицы имеет качественную специфику, основные черты которой были выявлены еще в начале XX в. М. Н. Гернетом, под чьим руководством проведено первое исследование преступности Москвы '. К ним относятся следующие.
В целом относительно невысокая доля проявлений тяжкой насильственной преступности, таких как убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования. М. Н. Гернет указывал на обратную зависимость между культурным уровнем населения и относительными показателями тяжких насильственных преступлений, которые в столице значительно ниже.
Следует отметить, что данная особенность сохранилась (естественно, в относительных показателях — при расчете количества преступлений на 100 тыс. населения) и до сих пор. Большая алкоголизация деревенского населения, более низкий культурный уровень, традиции проведения праздников, высокая безработица сейчас создают все основания для проявления данного различия.
Столичную преступность отличает высокий уровень корыстных преступлений, в первую очередь ненасильственных — краж, мошенничества, экономических. Так, структура преступности в Москве за шесть месяцев 2004 г. выглядит следующим образом: кражи составляют 37%, мошенничество — 5%, экономические преступления — 23%, тогда как убийства — 0,58% (это существенно ниже общероссийского показателя), причинение тяжкого вреда здоровью — 0,93%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, — 7%.
Среди краж имущества около четверти составляют кражи — квартирные, автотранспорта, карманные.
В силу концентрации органов власти и управления как федерального уровня, так и местного (городского) значения, в Москве достаточно велик фактический уровень коррупции и должностных преступлений.
Высокие показатели у преступлений в сфере высоких технологий (в частности, компьютерных).
Традиционным для крупного города является высокая доля преступности приезжих. Если еще недавно она составляла четверть, то сейчас — около трети всех совершаемых в городе преступлений.
Столице свойственна значительно более высокая доля организованной и профессиональной преступности.
Москва часто становится местом совершения громких преступлений, вызывающих повышенный общественный резонанс. В первую очередь это акты терроризма.
Гернет М. Н. Преступный мир Москвы. М., 1924.
208 • Раздел П. Особенная часть
Тема 18. Преступность в Москве • 209
Динамика преступности в Москве имеет тенденцию к росту. Так, если в 1997 г. (после вступления в силу УК РФ) в Москве было зарегистрировано 70 563 преступления, в 2000 г. — уже 109 506, в 2001 г. - 125 950, в 2002 г. - 163 418, в 2003 г. - 206 669.
В Москве планомерно растет количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, высок рост уличной преступности, в первую очередь грабежей. При невысоком проценте убийств по сравнению с другими регионами России Москва является лидером среди европейских столиц, растет число заказных убийств, увеличивается число преступлений по экстремистским мотивам.
22 августа 2000 г. постановлением правительства Москвы была утверждена Концепция безопасности Москвы, основное место в которой уделено проблемам криминогенной обстановки в городе и состоянию борьбы с преступностью1. В целом уровень безопасности в столице определялся как приемлемый, констатировалась положительная тенденция сокращения преступлений (что, однако, не соответствовало данным уголовной статистики за 1999 г. и прошедшие месяцы 2000 г.). Тем не менее безопасность Москвы правительством города не признается достаточной. Отмечается опасность терроризма, который превращается в один из наиболее дерзких вызовов безопасности общества, возрастающий масштаб террористических актов и разнообразие преследуемых целей и видов проявления, появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.); усиление криминализации всех сторон жизни общества, криминального давления на жизнедеятельность общества, возможность срастания преступных сил с представителями властных структур; рост экономических преступлений, криминализация экономики и т. п. Все эти факторы вызывают необходимость объединения усилий различных органов власти, управления и общественности для противодействия преступности.
Велик объем фоновых явлений в столице — проституции, бродяжничества, наркомании. Традиционно концентрация этих пороков происходит именно в городской среде. Особую тревогу вызывает беспризорность несовершеннолетних, которых привлекают крупные города — транспортные узлы, средоточие населения. Новым явлением в современной России стало социальное сиротство — беспризорные дети при живых родителях, которые убегают из дома из-за насилия, пьянства родителей, по другим причинам. В Москве уже давно осуществляется программа «Дети улиц», направленная на сокращение количества маленьких бродяг путем помещения их в специализированные воспитательные заведения. Растет потребляемость наркотических средств. В 2002 г. численность больных, со-
1 Постановление правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 654 «Об утверждении концепции безопасности Москвы».
стоящих на учете в медицинских учреждениях города с диагнозом наркомания и токсикомания, составило 23 тыс. человек. Однако эти цифры не отражают полную картину.
4. К специфическим криминогенным детерминантам столичной преступности следует отнести следующие:
1) ослабление социальных связей между людьми, обезличенный и преимущественно функциональный характер взаимоотношений приводит к существенному снижению социального контроля и является следствием городского характера проживания;
2) наличие большого количества приезжих определяет нахождение в городе контингента лиц с проблемами экономической, социальной и психологической адаптации, что может способствовать криминализации данных групп. На них приходится 40% всех преступлений в Москве. Нелегально в городе находится более миллиона человек;
3) происходит дальнейшее укрепление разного рода землячеств и групп, созданных по этническому принципу. При том, что они выполняют во многом положительные функции (развитие национальной культуры и языка, образования), участились случаи способствования их пребыванию в городе лиц без регистрации, имеющих преступные цели;
4) традиционно велико значение экономических причин и условий. В столице особенно велико имущественное расслоение населения;
5) выполнение Москвой роли крупного транспортного центра определяет большое количество приезжих, в том числе транзитных пассажиров. Строительство железных дорог в Советском Союзе осуществлялось таким образом, что основной их объем проходит через столицу. Наличие крупных транспортных узлов осложняет и антитеррористическую деятельность, учитывая привлекательность подобных объектов для террористов.
Тем не менее выделим и антикриминогенные профилактические факторы, влияющие на относительно невысокие показатели московской преступности.
В первую очередь следует отметить высокий интеллектуальный и культурный потенциал. В Москве невысока доля лиц, занятых тяжелым непроизводительным трудом, много студентов, работников науки и искусства. Здесь по сравнению с другими регионами стабильно выполняются социальные функции, регулярно производятся выплаты пенсий и пособий, существует система дотаций, жилищных субсидий, программ помощи молодым семьям. Высокая концентрация сил правоохраны, проведение в городе больших торжеств и спортивных состязаний, сопряженных с проведением крупномасштабных превентивных мер, также существенно влияет на состояние преступности. В Москве много мест проведения досуга, спор-
210 • Раздел II. Особенная часть
Тема 18. Преступность в Москве «211
тивных комплексов и сооружений. В школах введен режим «полного дня» для детей, оба родителя которых работают. Нельзя не отметить и постоянную деятельность правительства Москвы по облагораживанию территории, увеличению зеленых насаждений, высаживанию цветов, строительству детских площадок, что способствует более благоприятному восприятию собственного города, района, является элементом городской культуры.
5. Профилактика столичной преступности в настоящее время координируется Контрольно-методическом отделом по профилактике преступности при ГУВД Москвы и Управлением по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы.
Концепции безопасности Москвы определяют приоритетные интересы города: недопущение и своевременное пресечение любых проявлений террористической деятельности; ликвидация условий возникновения явлений криминального характера; поддержка и совершенствование системы обеспечения правопорядка; создание условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности и т. п. Сформулирована одна из главных стратегических целей обеспечения безопасности столицы — «превращение Москвы в один из самых безопасных городов мира для проживания и деятельности его жителей и гостей». В качестве основных целей определяются:
высокий уровень правопорядка, отсутствие экстремистских ор^ ганизаций;
низкий уровень преступности, прежде всего организованной; низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере;
высокий уровень личной безопасности граждан; высокий уровень противодействия терроризму. Другой правовой основой профилактической деятельности является Комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью на 2003—2005 годы и ее подпрограмма «Безопасность москвичей», утвержденная постановлением правительства Москвы от 18 февраля 2003 г. № 88-ПП. В программе определены основные направления и субъекты профилактической деятельности, а также конкретные мероприятия, направленные на снижение криминогенной обстановки в столице.
Социальный контроль над преступностью напрямую зависит от взаимодействия государственных органов и общественности. К этому выводу пришли и западные страны — достаточно вспомнить наблюдательные советы в крупных городах Великобритании, Стокгольмский проект, предусматривающий обширный спектр форм участия жителей города в профилактической деятельности. После разрушения профилактической системы в России в отдельных регионах происходит воссоздание элементов взаимодействия общест-
венности и участия населения в оправдавших себя эффективных формах. В Москве эти процессы происходят наиболее активно. Так, 26 июня 2002 г. был принят Закон города Москвы «О московской городской народной дружине», хотя дружина начала воссоздаваться уже более 10 лет назад. Закон города Москвы от 28 марта 2001 г. «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка» предусматривает и иные формы взаимодействия с правоохранительными органами, как то: содействие органам внутренних дел в распространении правовых знаний, внештатное сотрудничество с органами внутренних дел, участие в деятельности общественного пункта охраны порядка и т. п.
Много внимания ГУВД и правительством Москвы уделяется осуществлению организационно-технических мер, направленных на предотвращение террористических проявлений, преступности и жилом секторе, уличной преступности. Это и оборудование подъездов домов домофонами и иными средствами контроля, установление камер слежения, особенно в метрополитене и на некоторых других видах транспорта, оборудование домов кнопками экстренной связи с милицией, улучшение освещения улиц.
7 апреля 1999 г. был принят Закон города Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве». Уже сам уровень нормативного акта говорит о значимости проблемы для города. В программе «Дети улиц» предусматривается работа по нескольким разделам: профилактика детской безнадзорности, профилактика алкоголизма и наркомании, профилактика СПИДа, программы международного сотрудничества.
Только комплексный подход к решению проблемы снижения уровня преступности может обеспечить эффективность борьбы со столичной преступностью. Этот подход предполагает значительное расширение объема и улучшение качества индивидуальной профилактики, в том числе:
а) издание городского нормативного акта о правах и обязанно стях в этой сфере столичных органов и учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания;
б) обеспечение полного выявления лиц из групп криминально го риска, в том числе неблагополучных семей с детьми;
в) восстановление специализированных общественных форми рований по месту жительства;
г) обеспечение реальной своевременности и справедливости применения правовых мер социального контроля, оздоровления микросреды, воздействия на правонарушителей.
Контрольные вопросы
1. Каковы уровень, структура, тенденции, специфика столичной преступности в 2003—2004 гг.?
212 • Раздел И. Особенная часть
Тема 18. Преступность в Москве «213
2. Назовите особенности преступности в Москве.
3. Что представляет собой специальная профилактика преступности в Москве?
Практикум
1. Составьте типологический портрет личности преступника, совершающего следующие преступления на территории города Москвы: а) мошенничество в сфере недвижимости; б) квартирную кражу; в) карманную кражу; г) хищение денег из банка с использованием компьютера.
2. По относительным показателям внутри страны уровень насильственной преступности (в первую очередь убийств) в Москве невысок. Однако по сравнению с иными европейскими столицами он велик.
Проанализируйте следующие данные британского МВД по числу убийств на 100 тыс. жителей за 1994 г.:
Москва — 18,2; Хельсинки — 2,16; Париж — 2,21; Лондон — 2,36; Мадрид — 3,12; Амстердам — 5,37.
Объясните высокий уровень насильственной преступности в столице России по сравнению с другими европейскими столицами. Какие еще негативные тенденции отмечают криминологи в отношении убийств (латентность, изменение мотивации, способов и т. п.)? Что характеризует заказные убийства? Каков уровень заказных убийств в Москве по сравнению с другими регионами страны?
3. Проанализируйте относительные показатели основных видов насильственных преступлений в различных регионах России (табл. 18.1). Объясните существующие различия.
Таблица 18.1
Годы
|
|
|
|
|
| Общее количество преступлений (коэффициент на 100 тыс. в возрасте от 14 лет
и старше)
| РФ
|
|
|
|
|
| СПб
|
|
|
|
|
| Москва
|
|
|
|
|
| Республика Тыва
|
|
|
|
|
| Убийства и покушения
| РФ
| 24,7
| 24,5
| 24,6
| 25,7
| 26,2
| СПб
| 27,3
| 29,8
| 28,2
|
|
| Москва
| 21,4
| 20,5
| 16,3
| 16,5
| 15,4
| Московская область
| 30,3
| 28,5
| 25,9
| 28,5
|
| Республика Бурятия
| 41,6
| 42,7
| 43,9
| 44,3
| 49,4
| Республика Тыва
| 115,0
| 102,7
| 85,8
| 96,4
| 113,3
| Окончание табл. 18.1
Годы
|
|
|
|
|
| Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
| РФ
| 44,9
| 38,6
| 37,6
| 39,4
|
| СПб
|
|
|
|
| 24,7
| Москва
| 18,7
| 14,2
| 14,6
| 14,2
| 17,4
| Республика Бурятия
| 80,7
| 74,6
| 68,9
| 74,5
| 76,5
| Республика Тыва
| 262,1
| 241,8
| 232,9
| 256,5
| 272,4
| Республика Саха
| 83,0
| 81,3
| 75,7
| 85,1
| 86,8
| Республика Дагестан
|
| 10,1
| 9,2
| 9,0
| 8,4
| Изнасилования и покушения
| РФ
| 9,2
| 7,8
| 7,5
| 6,9
| 6,5
| СПб
| 6,4
| 4,9
| 4,2
|
| 3,1
| Москва
| 4,8
| 3,0
| 2,7
| 2,5
| 2,4
| Республика Тыва
| 33,9
| 44,8
| 38,3
| 42,8
| 53,5
| Республика Ингушетия
| 6,1
| 0,5
| 2,2
| 2,6
| 1,7
| 4. Проведите небольшое криминологическое исследование в форме анкетирования жителей г. Москвы на предмет оценки москвичами уровня безопасности в городе, криминальных угроз и оценки профилактической работы, осуществляемой ГУВД и правительством Москвы. Постарайтесь определить уровень осведомленности жителей столицы о проводимых профилактических мероприятиях, субъектах профилактики, участия общественности в этой деятельности. Какими путями осуществляется виктимологическая профилактика в городе? Какие конкретные мероприятия в этой области могут быть наиболее эффективными?
5. Составьте собственную программу профилактики преступности в городе Москве сроком на два года в том административном округе, в котором вы проживаете. Если вы не являетесь жителем Москвы, составьте программу применительно к Центральному административному округу столицы.
При разработке программы используйте основные характеристики преступности округа и ее тенденции, Концепцию безопасности Москвы 2000 г., программу борьбы с преступностью в Москве на 2002 г., утвержденную постановлением правительства Москвы от 25 декабря 2001 г.
Программа должна включать в себя следующие блоки: 1) общие положения — оценка преступности и ее тенденций в регионе, субъектов профилактики;
214 • Раздел II. Особенная часть
2) правовой — определение основных принципов и направлений профилактической деятельности, соблюдение основных прав и свобод человека;
3) специальный профилактический — деятельность специализированных органов по противодействию преступности;
4) организационно-технический — различные мероприятия по совершенствованию технических средств обеспечения безопасности; -
5) виктимологическая профилактика.
6. Составьте краткий план мероприятий с указанием основных направлений предупреждения террористических угроз в Москве.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|