Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 18. ПРЕСТУПНОСТЬ В МОСКВЕ





1. Понятие территориальных различий преступности.

2. Основные черты преступности сверхкрупного города.

3. Основные показатели и тенденции современной преступно­сти в Москве.

4. Криминогенные и антикриминогенные факторы столичной преступности.

5. Профилактика преступности в Москве.

1. Уже в 20-х годах XIX столетия, практически одновременно со становлением уголовной статистики исследователями А. Ж. Кет-ле (Бельгия) и А. М. Герри (Франция) были отмечены определен-


 


206 • Раздел И. Особенная часть


Тема 18. Преступность в Москве • 207


 


ные закономерности в распределении преступности в зависимости от географического района.

Американские криминологи Р. Парк, Э. Берджесс и Л. Вирт основали в 1920—1925 гг. школу, возникшую при Чикагском уни­верситете (она получила и соответствующее название — чикаг­ская), занимающуюся вопросами топологии преступности, влия­ния на преступные проявления архитектурного пространства, за­строек, конструкции жилых зданий.

Позже, с развитием процесса урбанизации, городскую преступ­ность можно было рассматривать в широком спектре преступности малых, средних городов, городов-мегаполисов, научных, промыш­ленных и административных центров, городов-новостроек, курорт­ных городов и т. п.



2. Дальнейшее развитие городов, происходящее путем естест­венного и искусственного (миграция сельского населения) прироста населения привело к возникновению сверхкрупных городов, мега­полисов и агломераций. Долгое время к сверхкрупным относили го­рода с населением свыше 1 млн человек. Сейчас же в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сверхкрупным признается город с населением свыше 3 млн человек. По принятой терминологии ООН под мегаполисом понимается город с населением свыше 8 млн человек. Особое место среди крупных городов занимают столицы государств.

Москва — это средоточие высших федеральных органов власти и управления, судебной системы, посольств иностранных госу­дарств и представительств субъектов Федерации на территории го­рода. Москва является также основным экономическим и финансо­вым центром страны: здесь сконцентрировано более 900 банков, 20 товарных и товарно-сырьевых, 17 фондовых бирж, около 90% фирм, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. Моск­ва — крупнейший российский транспортный центр, в ней располо­жено 11 железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, метрополи­тен. Столица исторически являлась крупным научным центром. Первый российский Императорский университет был основан в Москве в 1755 г. Сейчас в Москве более 100 государственных и столько же негосударственных высших учебных заведений, в них обучается более 960 тыс. студентов. Действуют около 1000 научных и проектных организаций, в городе трудится половина всех докто­ров наук страны. Москва — крупный культурный центр: она насчи­тывает более 90 театров, 118 кинотеатров, 78 музеев, библиотеки, различного рода дворцы культуры, творчества, студии, теле- и ра­диостанции и т. п.




3. Преступность столицы имеет качественную специфику, основные черты которой были выявлены еще в начале XX в. М. Н. Гернетом, под чьим руководством проведено первое исследо­вание преступности Москвы '. К ним относятся следующие.

В целом относительно невысокая доля проявлений тяжкой на­сильственной преступности, таких как убийство, причинение тяж­кого вреда здоровью, изнасилования. М. Н. Гернет указывал на об­ратную зависимость между культурным уровнем населения и отно­сительными показателями тяжких насильственных преступлений, которые в столице значительно ниже.

Следует отметить, что данная особенность сохранилась (естест­венно, в относительных показателях — при расчете количества пре­ступлений на 100 тыс. населения) и до сих пор. Большая алкоголи­зация деревенского населения, более низкий культурный уровень, традиции проведения праздников, высокая безработица сейчас соз­дают все основания для проявления данного различия.



Столичную преступность отличает высокий уровень корыстных преступлений, в первую очередь ненасильственных — краж, мошен­ничества, экономических. Так, структура преступности в Москве за шесть месяцев 2004 г. выглядит следующим образом: кражи состав­ляют 37%, мошенничество — 5%, экономические преступления — 23%, тогда как убийства — 0,58% (это существенно ниже общерос­сийского показателя), причинение тяжкого вреда здоровью — 0,93%, преступления, связанные с незаконным оборотом наркоти­ческих средств, — 7%.

Среди краж имущества около четверти составляют кражи — квартирные, автотранспорта, карманные.

В силу концентрации органов власти и управления как феде­рального уровня, так и местного (городского) значения, в Москве достаточно велик фактический уровень коррупции и должностных преступлений.

Высокие показатели у преступлений в сфере высоких техноло­гий (в частности, компьютерных).

Традиционным для крупного города является высокая доля пре­ступности приезжих. Если еще недавно она составляла четверть, то сейчас — около трети всех совершаемых в городе преступлений.

Столице свойственна значительно более высокая доля организо­ванной и профессиональной преступности.

Москва часто становится местом совершения громких преступ­лений, вызывающих повышенный общественный резонанс. В пер­вую очередь это акты терроризма.

Гернет М. Н. Преступный мир Москвы. М., 1924.


208 • Раздел П. Особенная часть


Тема 18. Преступность в Москве • 209


 


Динамика преступности в Москве имеет тенденцию к росту. Так, если в 1997 г. (после вступления в силу УК РФ) в Москве было зарегистрировано 70 563 преступления, в 2000 г. — уже 109 506, в 2001 г. - 125 950, в 2002 г. - 163 418, в 2003 г. - 206 669.

В Москве планомерно растет количество преступлений, связан­ных с незаконным оборотом наркотиков, высок рост уличной пре­ступности, в первую очередь грабежей. При невысоком проценте убийств по сравнению с другими регионами России Москва является лидером среди европейских столиц, растет число заказных убийств, увеличивается число преступлений по экстремистским мотивам.

22 августа 2000 г. постановлением правительства Москвы была утверждена Концепция безопасности Москвы, основное место в ко­торой уделено проблемам криминогенной обстановки в городе и со­стоянию борьбы с преступностью1. В целом уровень безопасности в столице определялся как приемлемый, констатировалась положи­тельная тенденция сокращения преступлений (что, однако, не соот­ветствовало данным уголовной статистики за 1999 г. и прошедшие месяцы 2000 г.). Тем не менее безопасность Москвы правительст­вом города не признается достаточной. Отмечается опасность тер­роризма, который превращается в один из наиболее дерзких вызо­вов безопасности общества, возрастающий масштаб террористиче­ских актов и разнообразие преследуемых целей и видов проявления, появление новых видов терроризма (информационного, техноген­ного, кибернетического и др.); усиление криминализации всех сто­рон жизни общества, криминального давления на жизнедеятель­ность общества, возможность срастания преступных сил с предста­вителями властных структур; рост экономических преступлений, криминализация экономики и т. п. Все эти факторы вызывают не­обходимость объединения усилий различных органов власти, управ­ления и общественности для противодействия преступности.

Велик объем фоновых явлений в столице — проституции, бро­дяжничества, наркомании. Традиционно концентрация этих поро­ков происходит именно в городской среде. Особую тревогу вызыва­ет беспризорность несовершеннолетних, которых привлекают круп­ные города — транспортные узлы, средоточие населения. Новым явлением в современной России стало социальное сиротство — бес­призорные дети при живых родителях, которые убегают из дома из-за насилия, пьянства родителей, по другим причинам. В Москве уже давно осуществляется программа «Дети улиц», направленная на сокращение количества маленьких бродяг путем помещения их в специализированные воспитательные заведения. Растет потреб­ляемость наркотических средств. В 2002 г. численность больных, со-

1 Постановление правительства Москвы от 22 августа 2000 г. № 654 «Об ут­верждении концепции безопасности Москвы».


стоящих на учете в медицинских учреждениях города с диагнозом наркомания и токсикомания, составило 23 тыс. человек. Однако эти цифры не отражают полную картину.

4. К специфическим криминогенным детерминантам столич­ной преступности следует отнести следующие:

1) ослабление социальных связей между людьми, обезличен­ный и преимущественно функциональный характер взаимоотноше­ний приводит к существенному снижению социального контроля и является следствием городского характера проживания;

2) наличие большого количества приезжих определяет нахожде­ние в городе контингента лиц с проблемами экономической, соци­альной и психологической адаптации, что может способствовать криминализации данных групп. На них приходится 40% всех пре­ступлений в Москве. Нелегально в городе находится более миллио­на человек;

3) происходит дальнейшее укрепление разного рода землячеств и групп, созданных по этническому принципу. При том, что они выполняют во многом положительные функции (развитие нацио­нальной культуры и языка, образования), участились случаи спо­собствования их пребыванию в городе лиц без регистрации, имею­щих преступные цели;

4) традиционно велико значение экономических причин и ус­ловий. В столице особенно велико имущественное расслоение насе­ления;

5) выполнение Москвой роли крупного транспортного центра определяет большое количество приезжих, в том числе транзитных пассажиров. Строительство железных дорог в Советском Союзе осу­ществлялось таким образом, что основной их объем проходит через столицу. Наличие крупных транспортных узлов осложняет и анти­террористическую деятельность, учитывая привлекательность по­добных объектов для террористов.

Тем не менее выделим и антикриминогенные профилактиче­ские факторы, влияющие на относительно невысокие показатели московской преступности.

В первую очередь следует отметить высокий интеллектуальный и культурный потенциал. В Москве невысока доля лиц, занятых тя­желым непроизводительным трудом, много студентов, работников науки и искусства. Здесь по сравнению с другими регионами ста­бильно выполняются социальные функции, регулярно производятся выплаты пенсий и пособий, существует система дотаций, жилищ­ных субсидий, программ помощи молодым семьям. Высокая кон­центрация сил правоохраны, проведение в городе больших торжеств и спортивных состязаний, сопряженных с проведением крупномас­штабных превентивных мер, также существенно влияет на состоя­ние преступности. В Москве много мест проведения досуга, спор-


210 • Раздел II. Особенная часть


Тема 18. Преступность в Москве «211


 


тивных комплексов и сооружений. В школах введен режим «полно­го дня» для детей, оба родителя которых работают. Нельзя не отметить и постоянную деятельность правительства Москвы по об­лагораживанию территории, увеличению зеленых насаждений, вы­саживанию цветов, строительству детских площадок, что способст­вует более благоприятному восприятию собственного города, рай­она, является элементом городской культуры.

5. Профилактика столичной преступности в настоящее время координируется Контрольно-методическом отделом по профилак­тике преступности при ГУВД Москвы и Управлением по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы.

Концепции безопасности Москвы определяют приоритетные интересы города: недопущение и своевременное пресечение любых проявлений террористической деятельности; ликвидация условий возникновения явлений криминального характера; поддержка и со­вершенствование системы обеспечения правопорядка; создание ус­ловий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности и т. п. Сформулирована одна из главных стратегических целей обеспечения безопасности столицы — «превращение Москвы в один из самых безопасных го­родов мира для проживания и деятельности его жителей и гостей». В качестве основных целей определяются:

высокий уровень правопорядка, отсутствие экстремистских ор^ ганизаций;

низкий уровень преступности, прежде всего организованной; низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере;

высокий уровень личной безопасности граждан; высокий уровень противодействия терроризму. Другой правовой основой профилактической деятельности яв­ляется Комплексная городская целевая программа борьбы с пре­ступностью на 2003—2005 годы и ее подпрограмма «Безопасность москвичей», утвержденная постановлением правительства Москвы от 18 февраля 2003 г. № 88-ПП. В программе определены основные направления и субъекты профилактической деятельности, а также конкретные мероприятия, направленные на снижение криминоген­ной обстановки в столице.

Социальный контроль над преступностью напрямую зависит от взаимодействия государственных органов и общественности. К это­му выводу пришли и западные страны — достаточно вспомнить на­блюдательные советы в крупных городах Великобритании, Сток­гольмский проект, предусматривающий обширный спектр форм участия жителей города в профилактической деятельности. После разрушения профилактической системы в России в отдельных ре­гионах происходит воссоздание элементов взаимодействия общест-


венности и участия населения в оправдавших себя эффективных формах. В Москве эти процессы происходят наиболее активно. Так, 26 июня 2002 г. был принят Закон города Москвы «О московской городской народной дружине», хотя дружина начала воссоздаваться уже более 10 лет назад. Закон города Москвы от 28 марта 2001 г. «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка» преду­сматривает и иные формы взаимодействия с правоохранительными органами, как то: содействие органам внутренних дел в распростра­нении правовых знаний, внештатное сотрудничество с органами внутренних дел, участие в деятельности общественного пункта ох­раны порядка и т. п.

Много внимания ГУВД и правительством Москвы уделяется осуществлению организационно-технических мер, направленных на предотвращение террористических проявлений, преступности и жи­лом секторе, уличной преступности. Это и оборудование подъездов домов домофонами и иными средствами контроля, установление камер слежения, особенно в метрополитене и на некоторых других видах транспорта, оборудование домов кнопками экстренной связи с милицией, улучшение освещения улиц.

7 апреля 1999 г. был принят Закон города Москвы «О профилак­тике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в го­роде Москве». Уже сам уровень нормативного акта говорит о значи­мости проблемы для города. В программе «Дети улиц» предусматри­вается работа по нескольким разделам: профилактика детской безнадзорности, профилактика алкоголизма и наркомании, профи­лактика СПИДа, программы международного сотрудничества.

Только комплексный подход к решению проблемы снижения уровня преступности может обеспечить эффективность борьбы со столичной преступностью. Этот подход предполагает значительное расширение объема и улучшение качества индивидуальной профи­лактики, в том числе:

а) издание городского нормативного акта о правах и обязанно­
стях в этой сфере столичных органов и учреждений образования,
здравоохранения, социального обслуживания;

б) обеспечение полного выявления лиц из групп криминально­
го риска, в том числе неблагополучных семей с детьми;

в) восстановление специализированных общественных форми­
рований по месту жительства;

г) обеспечение реальной своевременности и справедливости
применения правовых мер социального контроля, оздоровления
микросреды, воздействия на правонарушителей.

Контрольные вопросы

1. Каковы уровень, структура, тенденции, специфика столич­ной преступности в 2003—2004 гг.?


212 • Раздел И. Особенная часть


Тема 18. Преступность в Москве «213


 


2. Назовите особенности преступности в Москве.

3. Что представляет собой специальная профилактика преступ­ности в Москве?

Практикум

1. Составьте типологический портрет личности преступника, совершающего следующие преступления на территории города Мо­сквы: а) мошенничество в сфере недвижимости; б) квартирную кра­жу; в) карманную кражу; г) хищение денег из банка с использовани­ем компьютера.

2. По относительным показателям внутри страны уровень на­сильственной преступности (в первую очередь убийств) в Москве невысок. Однако по сравнению с иными европейскими столицами он велик.

Проанализируйте следующие данные британского МВД по чис­лу убийств на 100 тыс. жителей за 1994 г.:

Москва — 18,2; Хельсинки — 2,16; Париж — 2,21; Лондон — 2,36; Мадрид — 3,12; Амстердам — 5,37.

Объясните высокий уровень насильственной преступности в столице России по сравнению с другими европейскими столица­ми. Какие еще негативные тенденции отмечают криминологи в от­ношении убийств (латентность, изменение мотивации, способов и т. п.)? Что характеризует заказные убийства? Каков уровень заказ­ных убийств в Москве по сравнению с другими регионами страны?

3. Проанализируйте относительные показатели основных видов
насильственных преступлений в различных регионах России (табл.
18.1). Объясните существующие различия.

Таблица 18.1

 

Годы
Общее количество преступлений (коэффициент на 100 тыс. в возрасте от 14 лет и старше)
РФ
СПб
Москва
Республика Тыва
Убийства и покушения
РФ 24,7 24,5 24,6 25,7 26,2
СПб 27,3 29,8 28,2
Москва 21,4 20,5 16,3 16,5 15,4
Московская область 30,3 28,5 25,9 28,5
Республика Бурятия 41,6 42,7 43,9 44,3 49,4
Республика Тыва 115,0 102,7 85,8 96,4 113,3

Окончание табл. 18.1

 

Годы
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
РФ 44,9 38,6 37,6 39,4
СПб 24,7
Москва 18,7 14,2 14,6 14,2 17,4
Республика Бурятия 80,7 74,6 68,9 74,5 76,5
Республика Тыва 262,1 241,8 232,9 256,5 272,4
Республика Саха 83,0 81,3 75,7 85,1 86,8
Республика Дагестан 10,1 9,2 9,0 8,4
Изнасилования и покушения
РФ 9,2 7,8 7,5 6,9 6,5
СПб 6,4 4,9 4,2 3,1
Москва 4,8 3,0 2,7 2,5 2,4
Республика Тыва 33,9 44,8 38,3 42,8 53,5
Республика Ингушетия 6,1 0,5 2,2 2,6 1,7

4. Проведите небольшое криминологическое исследование в форме анкетирования жителей г. Москвы на предмет оценки мо­сквичами уровня безопасности в городе, криминальных угроз и оценки профилактической работы, осуществляемой ГУВД и пра­вительством Москвы. Постарайтесь определить уровень осведом­ленности жителей столицы о проводимых профилактических меро­приятиях, субъектах профилактики, участия общественности в этой деятельности. Какими путями осуществляется виктимологическая профилактика в городе? Какие конкретные мероприятия в этой об­ласти могут быть наиболее эффективными?

5. Составьте собственную программу профилактики преступно­сти в городе Москве сроком на два года в том административном округе, в котором вы проживаете. Если вы не являетесь жителем Москвы, составьте программу применительно к Центральному ад­министративному округу столицы.

При разработке программы используйте основные характери­стики преступности округа и ее тенденции, Концепцию безопасно­сти Москвы 2000 г., программу борьбы с преступностью в Москве на 2002 г., утвержденную постановлением правительства Москвы от 25 декабря 2001 г.

Программа должна включать в себя следующие блоки: 1) общие положения — оценка преступности и ее тенденций в регионе, субъектов профилактики;


214 • Раздел II. Особенная часть


2) правовой — определение основных принципов и направле­ний профилактической деятельности, соблюдение основных прав и свобод человека;

3) специальный профилактический — деятельность специали­зированных органов по противодействию преступности;

4) организационно-технический — различные мероприятия по совершенствованию технических средств обеспечения безопасно­сти; -

5) виктимологическая профилактика.

6. Составьте краткий план мероприятий с указанием основных направлений предупреждения террористических угроз в Москве.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.