Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ НА ВЕРХНЕМ





УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ»1

В Государственной Думе четвертого созыва этот законопроект вносится депутатами Резником Б. Л. иХинштейном А. Е. Проект и пояснительная записка к нему обновлены в октябре 2004 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленный законопроект подготовлен в результате осозна­ния того, что для искоренения массовой, «низовой» коррупции пот­ребуются поэтапные комплексные меры и, в первую очередь, после­довательное реформирование системы государственного управле­ния, постепенная дебюрократизация сферы предпринимательства и повышение в несколько раз оплаты труда сотен тысяч чиновни­ков. Напротив, достичь сколько-нибудь ощутимых результатов и ре­ального ограничения системной коррупции станет возможным, ес­ли «честная» власть сумеет начать с себя, поскольку безусловный приоритет здесь — коррупция в высших эшелонах власти.

Целесообразно и оправдано принятие специальных мер по пре­дупреждению злоупотребления властью или служебными полномо­чиями (коррупции), в первую очередь в отношении лиц, выпол­няющих наиболее ответственные функции на верхнем уровне управления государством в органах законодательной, судебной и исполнительной власти.



Во-первых,в отношении этой категории лиц уже сегодня в ос­новном решены вопросы материального вознаграждения за труд. Кроме того, созданы условия, затрудняющие их уголовное пресле­дование — введенный в действие с 1 июля 2002 года УПК РФ в от­ношении этой и некоторых иных категорий должностных лиц суще­ственно усложнил процедуру привлечения к уголовной ответствен­ности (см. главу 52 УПК РФ).

Во-вторых,приоритетность борьбы с «преступлениями, связан­ными с коррупцией на высоком уровне», а также коррупцией так называемых старших должностных лиц, подчеркивается во многих

1 17 сентября 2002 г. Комиссия по борьбе с коррупцией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приняла решение о подго­товке законопроекта о борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Во испол­нение этого решения в апреле 2003 г. депутаты Коломейцев Н. В., Куликов А. Д. и Резник Б. Л. направили председателю Государственной Думы проект федераль­ного закона «О предупреждении злоупотребления властью или служебными пол­номочиями на верхнем уровне управления государством». В сентябре 2003 г. зако­нопроект одобрен Советом Государственной Думы (№ 317699-3) и рекомендован к рассмотрению в первом чтении.




международно-правовых документах, в первую очередь Организа­ции Объединенных Наций.

Так, в документе, подготовленном Секретариатом Десятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, специально отмечалось, что «преступления, связанные с коррупцией на высоком уровне» — это, как правило, преступления власть имущих, которые часто имеют как заинтересо­ванность, так и способность манипулировать и искаженно приме­нять закон, организовывать судебное разбирательство и даже зако­нотворчество.

В докладе Генерального секретаря ООН на Генеральной Ас­самблее 8 июня 2003 года подчеркивалось, что экономические труд­ности стран, ставших жертвами коррупции, обусловлены тем, что вывезенные за рубеж бывшими руководителями и высокопостав­ленными должностными лицами суммы составляют миллиарды долларов и огромная их часть была получена, как предполагается, в результате коррупционных деяний (А/58/125).

В подписанной Россией Конвенции ООН против коррупции предусмотрена обязанность государств-участников осуществлять более жесткие меры контроля в отношении банковских счетов, ко­торые пытаются открыть или которые ведутся лицами, обладающи­ми или обладавшими значительными публичными полномочиями, а также членами их семей (ст. 52).

В-третьих,для российского государства проблема ответственно­сти высших должностных лиц не нова. В известном труде М. В. Вишняка «К вопросу о судебной ответственности министров», опубликованной в 1914 году, мы находим следующую мысль: не следует предоставлять революциям решение проблем, которые должны предрешаться законодателем.



В-четвертых,этот законопроект направлен преимущественно в отношении лиц, для которых до настоящего времени отсутствует общий перечень антикоррупционных запретов. В основном это ли­ца, замещающие государственные должности Российской Федера­ции и государственные должности субъектов Российской Федера­ции (депутаты, судьи, Президент России, Председатель Правитель­ства РФ и др.).

Отдельные нормы антикоррупционного характера содержатся в Конституции России и в ряде Федеральных законов, таких как «О статусе судей в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и др. Однако на соответствующих лиц не распростра­няются требования и ограничения, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» и общие принципы поведения государственных служащих, ус­тановленные Указом Президента России от 12 августа 2002 года. Их


262 • Раздел IV. Приложения


Приложение 4 • 263


 


деятельность не регулируется Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государст­венной гражданской службе в Российской Федерации».

Указ Президента России от 24 ноября 2003 года «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» преду­смотрел создание при названном Совете, имеющем статус совеща­тельного органа при Президенте РФ, Комиссии по разрешению конфликта интересов, которая урегулирует ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное ис­полнение должностных обязанностей. В компетенцию названной Комиссии вошло разрешение конфликтов интересов, возникающих в деятельности не только государственных служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ и Правительством РФ, но и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Представленный законопроект обеспечивает поддержку положе­ний этого Указа Президента РФ на законодательном уровне.

Такова основная категория публичных должностных лиц, в от­ношении которых будет действовать предлагаемый специальный за­кон антикоррупционного характера о предупреждении злоупотреб­ления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством. При этом речь идет не о персоналиях, а о конкретных функциях (обязанностях) публичной службы, наиболее важных для управления государством и поэтому требующих защиты от коррупционной опасности в первую очередь.

В законопроекте определены требования к личности кандидатов на указанные государственные должности и конкретные ограниче­ния в отношении этих лиц, действующие как в период нахождения в должности, так и после ее оставления, а также соответствующие меры контроля. Сведения о доходах и имуществе, которые указаны в приложениях 1 и 2 к предлагаемому федеральному закону, по сво­ему характеру и объему аналогичны сведениям, предусмотренным Указом Президента РФ от 15 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности государствен­ной службы и должности в органах местного самоуправления»1.

Определены статус, полномочия и основы организации двух но­вых специальных органов: Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации и Комиссии по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством Федераль­ного Собрания Российской Федерации.

К основным задачам Уполномоченного по этике отнесено обес­печение согласованного общественного и государственного контро-

Приложения к законопроекту не приводятся.


ля за соблюдением антикоррупционных требований и ограничений. В задачи Комиссии входит организация взаимодействия и согласо­ванного функционирования институтов гражданского общества (политических партий, общественных организаций и др.) и органов государственной власти и управления в деятельности по предупреж­дению злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством (аналогичные комиссии предлагается создать в субъектах Российской Федерации).

Предусмотрено, что до назначения Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации, его полномочия осуществ­ляет Президент Российской Федерации, а до формирования Комис­сии по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством Федерального Собрания Российской Федерации — Комиссия по противодействию коррупции Государственной Думы.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством»

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.