ИЛИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ НА ВЕРХНЕМ
УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ»1
В Государственной Думе четвертого созыва этот законопроект вносится депутатами Резником Б. Л. иХинштейном А. Е. Проект и пояснительная записка к нему обновлены в октябре 2004 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный законопроект подготовлен в результате осознания того, что для искоренения массовой, «низовой» коррупции потребуются поэтапные комплексные меры и, в первую очередь, последовательное реформирование системы государственного управления, постепенная дебюрократизация сферы предпринимательства и повышение в несколько раз оплаты труда сотен тысяч чиновников. Напротив, достичь сколько-нибудь ощутимых результатов и реального ограничения системной коррупции станет возможным, если «честная» власть сумеет начать с себя, поскольку безусловный приоритет здесь — коррупция в высших эшелонах власти.
Целесообразно и оправдано принятие специальных мер по предупреждению злоупотребления властью или служебными полномочиями (коррупции), в первую очередь в отношении лиц, выполняющих наиболее ответственные функции на верхнем уровне управления государством в органах законодательной, судебной и исполнительной власти.
Во-первых,в отношении этой категории лиц уже сегодня в основном решены вопросы материального вознаграждения за труд. Кроме того, созданы условия, затрудняющие их уголовное преследование — введенный в действие с 1 июля 2002 года УПК РФ в отношении этой и некоторых иных категорий должностных лиц существенно усложнил процедуру привлечения к уголовной ответственности (см. главу 52 УПК РФ).
Во-вторых,приоритетность борьбы с «преступлениями, связанными с коррупцией на высоком уровне», а также коррупцией так называемых старших должностных лиц, подчеркивается во многих
1 17 сентября 2002 г. Комиссия по борьбе с коррупцией Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации приняла решение о подготовке законопроекта о борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти. Во исполнение этого решения в апреле 2003 г. депутаты Коломейцев Н. В., Куликов А. Д. и Резник Б. Л. направили председателю Государственной Думы проект федерального закона «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством». В сентябре 2003 г. законопроект одобрен Советом Государственной Думы (№ 317699-3) и рекомендован к рассмотрению в первом чтении.
международно-правовых документах, в первую очередь Организации Объединенных Наций.
Так, в документе, подготовленном Секретариатом Десятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, специально отмечалось, что «преступления, связанные с коррупцией на высоком уровне» — это, как правило, преступления власть имущих, которые часто имеют как заинтересованность, так и способность манипулировать и искаженно применять закон, организовывать судебное разбирательство и даже законотворчество.
В докладе Генерального секретаря ООН на Генеральной Ассамблее 8 июня 2003 года подчеркивалось, что экономические трудности стран, ставших жертвами коррупции, обусловлены тем, что вывезенные за рубеж бывшими руководителями и высокопоставленными должностными лицами суммы составляют миллиарды долларов и огромная их часть была получена, как предполагается, в результате коррупционных деяний (А/58/125).
В подписанной Россией Конвенции ООН против коррупции предусмотрена обязанность государств-участников осуществлять более жесткие меры контроля в отношении банковских счетов, которые пытаются открыть или которые ведутся лицами, обладающими или обладавшими значительными публичными полномочиями, а также членами их семей (ст. 52).
В-третьих,для российского государства проблема ответственности высших должностных лиц не нова. В известном труде М. В. Вишняка «К вопросу о судебной ответственности министров», опубликованной в 1914 году, мы находим следующую мысль: не следует предоставлять революциям решение проблем, которые должны предрешаться законодателем.
В-четвертых,этот законопроект направлен преимущественно в отношении лиц, для которых до настоящего времени отсутствует общий перечень антикоррупционных запретов. В основном это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (депутаты, судьи, Президент России, Председатель Правительства РФ и др.).
Отдельные нормы антикоррупционного характера содержатся в Конституции России и в ряде Федеральных законов, таких как «О статусе судей в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и др. Однако на соответствующих лиц не распространяются требования и ограничения, предусмотренные Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и общие принципы поведения государственных служащих, установленные Указом Президента России от 12 августа 2002 года. Их
262 • Раздел IV. Приложения
Приложение 4 • 263
деятельность не регулируется Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Указ Президента России от 24 ноября 2003 года «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» предусмотрел создание при названном Совете, имеющем статус совещательного органа при Президенте РФ, Комиссии по разрешению конфликта интересов, которая урегулирует ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей. В компетенцию названной Комиссии вошло разрешение конфликтов интересов, возникающих в деятельности не только государственных служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ и Правительством РФ, но и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Представленный законопроект обеспечивает поддержку положений этого Указа Президента РФ на законодательном уровне.
Такова основная категория публичных должностных лиц, в отношении которых будет действовать предлагаемый специальный закон антикоррупционного характера о предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством. При этом речь идет не о персоналиях, а о конкретных функциях (обязанностях) публичной службы, наиболее важных для управления государством и поэтому требующих защиты от коррупционной опасности в первую очередь.
В законопроекте определены требования к личности кандидатов на указанные государственные должности и конкретные ограничения в отношении этих лиц, действующие как в период нахождения в должности, так и после ее оставления, а также соответствующие меры контроля. Сведения о доходах и имуществе, которые указаны в приложениях 1 и 2 к предлагаемому федеральному закону, по своему характеру и объему аналогичны сведениям, предусмотренным Указом Президента РФ от 15 мая 1997 года № 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления»1.
Определены статус, полномочия и основы организации двух новых специальных органов: Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации и Комиссии по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством Федерального Собрания Российской Федерации.
К основным задачам Уполномоченного по этике отнесено обеспечение согласованного общественного и государственного контро-
Приложения к законопроекту не приводятся.
ля за соблюдением антикоррупционных требований и ограничений. В задачи Комиссии входит организация взаимодействия и согласованного функционирования институтов гражданского общества (политических партий, общественных организаций и др.) и органов государственной власти и управления в деятельности по предупреждению злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством (аналогичные комиссии предлагается создать в субъектах Российской Федерации).
Предусмотрено, что до назначения Уполномоченного по этике в органах власти Российской Федерации, его полномочия осуществляет Президент Российской Федерации, а до формирования Комиссии по предупреждению коррупции на верхнем уровне управления государством Федерального Собрания Российской Федерации — Комиссия по противодействию коррупции Государственной Думы.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством»
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|