Структура коррупции в России
Ведомство
| Видуслуг
| Стоимость
| Прокуратура
| Закрытие дела
| $10—15 тыс.
|
Заведение дела по заказу
| $50 тыс.
|
Выемка реестра акционеров
| $ 20 тыс.
| Арбитражный суд
| Выиграть «мертвый процесс»
| $1-100 тыс.
|
Наложение ареста на имущество
| $ 5—15 тыс.
| Судебные приставы
| Ускорение законного процесса
| 7% от стоимости вопроса
| Государственная дума
| Депутатский запрос
| $ 1—5 тыс.
| Аппарат правительства
| Организация нужного постановления правительства
| От $ 100 тыс. или 2% от стоимости вопроса
| 1 См.: Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М., 2004; Лунев В. В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004. № 10.
166 • Раздел II. Особенная часть
Тема 14. Коррупция и взяточничество • 167
Окончание табл. 14.1
Ведомство
| Вид услуг
| Стоимость
| МВД
| Незаконное преследование (административное)
| От $500 тыс.
|
Арест с подбрасыванием героина
| $10-30 тыс.
|
Силовой захват офиса
| от $ 20 тыс.
|
Организация проверки с обыском
| $ 10—15 тыс.
| PR-агентство
| Информационная война
| От $ 10 тыс. до 1 млн
|
Сюжет по ЦТ(2 мин.)
| $15-30 тыс.
| Партийное взяточничество — это подкуп и продажность в выборных кампаниях и внутрипартийное — за места на руководящих постах.
Взяточничество в медицине и системе образования (от детского сада до вуза) не столь велико по размерам в каждом отдельном случае, но суммарно его размеры достаточно внушительны. По словам президента фонда «Индем» Г. Сатарова, за последние четыре года коррупционный рынок образования вырос более чем вдвое и вышел на первое место в сфере бытовой коррупции. По оценкам экспертов, «теневики» зарабатывают на абитуриентах более 400 млн долларов ежегодно. 26,4 млрд руб. — почти миллиард долларов дали в качестве взяток в 2003 г. родители российских школьников и студентов (бюджет всего образования 2003 г. — 97,67 млрд руб.). В 2003 г. к уголовной ответственности за взяточничество привлекли 858 должностных лиц учебных заведений, среди них 200 преподавателей, два ректора, два профессора, 20 заведующих кафедрами вузов, 20 директоров техникумов, 10 директоров ПТУ. Тему о вузовском взяточничестве рекомендуется проанализировать особенно обстоятельно с докладами, опросами, рефератами, дискуссиями.
По данным «Всемирного барометра коррупции-2004» наиболее коррумпированные институты РФ по версии Transparency International (по пятибалльной шкале) — это:
милиция — 4,0;
политические партии —3,8;
парламент, суды — 3,7;
таможенные органы, образование — 3,5;
налоговые органы, пресса, медицина, военные ведомства — 3,4;
миграционная служба — 3,2;
коммунальные службы, неправительственные организации — 2,7;
религиозные организации — 2,1.
Выделяется еще так называемое «электоральное взяточничество». Оно связано, в частности, с получением больших денег от оли-
i архов за предоставление им места в партийных списках на выборах в парламенты. Так, по некоторым оценкам, партия КПРФ «заработала» 25—30 млн долларов за включение в партийные списки кандидатов в депутаты Госдумы одного из миллионеров. Однако так называемое электоральное взяточничество (подкуп избирателей) не согласуется с понятием взяточничества по УК РФ.
Самая опасная в России — элитная коррупция. Она по пословице о рыбе, которая гниет с головы, разрушает и власть, и экономику страны. В суды же попадают, как правило, дела о мелкой бытовой коррупции, например врачей, незаконно выдавших пациентам больничные листы. В криминологической литературе элитную коррупцию иногда называют «политической». Это неточно, так как ею охватываются разнородные виды взяточничества.
Всемирный банк обоснованно считает самым опасным видом коррупции в России «захват государства» олигархами.
Взяточничество настолько укоренилось в российских нравах, что сложился своего рода «коррупционный жаргон». Например, в Госдуме выражение «заносить» означает давать взятки депутатам, «ангажировать» — подкуп в СМИ; «спонсировать» — давать взятки в научных и образовательных учреждениях (в детских садах берут взятки «на игрушки»). В государственных медицинских учреждениях появилось ноу-хау: пациент вносит деньги за анализы в порядке «добровольного пожертвования», что фиксируется за его подписью в специальном документе.
Цена российского взяточничества, исчисляемая по размерам взяток, — 38 млрд долларов в год, прямой ущерб — от 20 до 40 млрд. Динамика взяточничества специфична для преступлений с высокой латентностью: чем больше раскрыто и осуждено виновных, тем позитивнее процесс. Он отражает не столько уровень и движение реально совершенного взяточничества, сколько эффективность борьбы с ним. Особенно, если растет число осужденных элитных взяточников. А их — единицы. Некоторый рост судимости за взяточничество имел место в 2003 и 2004 гг., когда появились дела не только об экс-губернаторах и бывших депутатах, но и о действующих должностных лицах среднего звена власти. До верхнего федерального уровня коррупции в России уголовная отвественность дойдет, очевидно, еще не скоро. Поэтому дело Берлускони — премьер-министра Италии — по обвинению в даче взятки судьям девять лет назад, прекращенное за истечением срока давности, представляется россиянам «инопланетным».
3. Причина взяточничества — служебная корысть для взяткополучателя и деловая или бытовая корысть для взяткодателя. Первый наживается путем продажи за материальные блага своих служебных полномочий, чем дезорганизует работу своего учреждения. Корысть
168»Раздел II. Особенная часть
Тема 14. Коррупция и взяточничество* 169
второго заключается в удовлетворении своих деловых или бытовых интересов с материальной выгодой путем принятия решений в его пользу подкупленным должностным лицом, управляющим, служащим.
При вымогательстве взятки у дающего таковую корысть, как правило, отсутствует. Здесь взяткодатель действует в состоянии крайней необходимости, т. е. имеет место обстоятельство, исключающее преступность деяния. В такой ситуации нередко оказываются тяжелобольные люди, которые вынуждены давать взятки заведующему медицинским отделением за помещение в больницу, чтобы спасти себя либо родственников от смерти или инвалидности.
Корысть взяткополучателя ранжируется от элитной (элитно-властной и бизнес-элитной), называемой иногда «верхушечной», до «низовой» или «бытовой» корысти. Элитные корысть-продажность и корысть-подкуп измеряются в сотнях тысяч и миллионах, и даже миллиардах рублей, услугах, например при незаконной приватизации или получении министерского кресла. В 2004 г. самая крупная взятка в 250 тыс. долларов была получена заместителем губернатора Красноярского края от гендиректора одной из местных строительных фирм.
«Низовая» корысть ограничивается небольшим размером получения мзды и нарушением не самых важных служебных функций. Ее субъекты — служащие из среднего класса (учителя, врачи) или лица, стоящие возле черты бедности. Именно они чаще всего оказываются на скамье подсудимых в отличие от крупных взяточников.
Условия, способствующие формированию коррупционной корысти и взяточничеству, многообразны.
Во-первых, коррупциогенные условия состоят в несовершенстве законодательства. До сих пор не принят комплексный антикоррупционный федеральный закон, на четыре проекта которых экс-президент РФ наложил вето. На этапе подготовки к первому чтению задерживается одобренный Советом Госдумы проект закона «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством», заслуживающий всемерной поддержки (см. Приложение).
Коррупциогенными условиями являются действующие законы, которые обеспечивают безнаказанность субъектов элитно-властной судебной и правоохранительной систем посредством иммунитетов от уголовной ответственности. Им обладают депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, судьи, прокурорские работники, адвокаты (см. раздел УПК РФ «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц»).
«Ошибкой с прямым умыслом», например, является исключение реформой 8 декабря 2003 г. из УК РФ наказания в виде конфи-
скации имущества за корыстные тяжкие и особо тяжкие преступления, в их числе за тяжкий состав получения взятки. Кому была выгодна депенализация данного вида наказаний? Ответ дает судебная статистика. В 2003 г. конфискация имущества назначалась 16 633 осужденным за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления. В 2004 г. на основании ст. 81 УПК РФ о конфискации вещественных доказательств — 1406 осужденным. И это в то время, когда Россия подписала или ратифицировала Конвенции ООН против финансирования терроризма, транснациональной организованной преступности, коррупции, отмывания грязных денег и незаконного оборота наркотиков. Между тем никто не отменял ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит, что «Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В названных Конвенциях конфискация предусмотрена как обязательная уголовно-правовая санкция1.
Законодательно не урегулирован вопрос о подарках должностным лицам. Гражданский кодекс РФ разрешает чиновникам «обычные подарки» государственным служащим в размере до 5 МРОТ (ст. 575). Между тем зарубежное законодательство развитых государств весьма подробно регламентирует порядок получения подарков высшими должностными лицами2.
Недостаточно законодательно прописан и порядок декларирования чиновниками их доходов, доходов членов семьи, на которых они часто оформляют свои предприятия, дома, автомашины и проч. В Великобритании, к примеру, после избрания в палату общин парламентарий обязан представить подробную декларацию об акциях, недвижимости, спонсорах, в том числе о подарках дороже 135 фунтов стерлингов, затем постоянно информировать об изменениях своего материального положения. То же должны делать члены его семьи. В США ежегодные финансовые декларации обязаны подавать не только конгрессмены, их жены и дети, но и старшие помощники конгрессменов. При этом любой избиратель может получать копии этих документов. Подарки дороже 50 долларов принимать нельзя, иначе можно лишиться мандата.
1 См.: Кузнецова Н., Кудрявцев В. Ошибка с конфискацией // Российская га зета. 2005. 29 мар.; Крашенинников П. Конфискаця — отмершая часть законода тельства // Независимая газета. 2005. 31 мар.
2 См. подробнее: Журавлев Р. А. Право и коррупция // Сборник материалов практического семинара «Проблемы коррупциогенности российского законода тельства». М., 2001.
170 • Раздел II. Особенная часть
Тема 14. Коррупция и взяточничество* 171
В России декларации о доходах подаются один раз за четыре года в бытность кандидатом Госдумы. Согласно ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих конфиденциальны. Чиновники обязаны ежегодно сообщать о них представителю нанимателя, т. е. в отдел кадров. Информация об их доходах может публиковаться в СМИ по их обращению с сообщением об этом соответствующему чиновнику.
На VI Съезде судей РФ обсуждалась проблема взяточничества в судейском корпусе. По данным опросов населения 39% респондентов считают, что судьи у нас обладают такой неприкосновенностью, при которой они могут творить что угодно и совершенно безнаказанно. 80% прямо заявили, что не рассчитывают найти справедливость в суде, полагая, что выиграет дело тот, кто больше заплатит. Предстоящее повышение зарплаты судьям в 2—3 раза, затем еще на столько же, безусловно, необходимо. Но судьи на съезде справедливо не увидели в этом панацею от взяточничества, ибо за нужное решение в арбитражном процессе «цена вопроса» исчисляется в миллионах у. е.
Коррупциогенными условиями выступают неисполнение действующих законов и подзаконных актов в нарушение принципа неотвратимости ответственности за каждое преступление. Так, за январь—июнь 2004 г. выявлено 6240 случаев взяточничества, привлечено к уголовной ответственности 1931 человек, т. е. почти в три раза меньше. Коммерческий подкуп выявлен в 1563 случаях, к уголовной ответственности привлечено 185 человек, т. е. в 8,5 раз меньше. Осуждены за получение и дачу взятки в 2002 г. 2035 человек, за коммерческий подкуп — 128. Правомерны вопросы, куда, как и почему исчезают уголовные дела о с таким трудом выявленных следователями фактах взяточничества?
Депутатскому взяточничеству немало способствует несоблюдение нормативного запрета совмещения работы в Госдуме с предпринимательством. Нарушение его носит распространенный и плохо контролируемый прокуратурой, парламентом, Счетной палатой характер. Крупные предприниматели получают места в Госдуме и отнюдь не думают прекращать на четыре года депутатства свой бизнес. Наоборот, он лоббируется в открытую.
Счетная палата РФ передает в Генеральную прокуратуру значительное число материалов об экономических нарушениях, в их числе о коррупции. Однако прокурорское реагирование на них далеко от стопроцентного.
По делам о взяточничестве суды проявляют неоправданный либерализм1. До 70% виновных даже за квалифицированный состав получения взятки осуждается к условной мере наказания. Про такие судебные решения в народе говорят: «Приговор гуманный, но туманный».
Серьезнейшим условием взяточничества служит разрушение псевдодемократией ельцинского режима власти гражданского общества в России. Ликвидированы пионерские, комсомольские, партийные организации, товарищеские суды, добровольные народные дружины, домкомы, общественные пункты охраны правопорядка, система общественных помощников правоохранительных органов, общественных защитников и обвинителей в судах, комиссий по делам несовершеннолетних в местных органах власти, женсоветы, шефство трудовых коллекгивов над детскими домами, средними школами и исправительными учреждениями и проч.
Коррумпирование власти, прежде всего милиции, с которой население общается чаще, чем с депутатами, привело к отчуждению власти от населения. 60% свидетелей преступлений не сообщают в органы МВД, ФСБ, прокуратуры о преступлениях, население в своем большинстве не желает сотрудничать с ними.
Международная неправительственная организация Transparency International, занимающаяся изучением коррупции в мире и проводящая ежегодный мониторинг государств по уровню коррупции (по ее данным, Россия в 2003 г. входила в десятку наиболее коррумпированных государств), правильно отмечала, что «только развитие гражданского общества имеет шанс победить российскую коррупцию. Для бизнеса проще купить несколько чиновников, чем разбираться с общественными организациями».
«Всемирный барометр коррупции-2004» по опросам 50 тыс. человек в 64 странах показал, что в России признались в даче взяток 21% опрошенных. Самый низкий показатель в США — 1%. Самый высокий в Камеруне — 52 %2.
4. Предупреждение взяточничества осуществляется на различных уровнях и по ряду направлений. Прежде всего, это международно-правовое направление. В 1999 г. Совет Европы принял Конвенцию о борьбе с коррупцией, в декабре 2003 г. последовала Конвенция ООН против коррупции. Последняя содержит развернутые рекомендации государствам в форме достаточно четко сформулиро-
1 См. подробнее: Кузнецова Н. Ф. Как идеи либерализации воплотились в ре форме УК РФ // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2004. № 3.
2 См.: Итоговый доклад Центра антикоррупционных исследований и ини циатив Transparency International-Р. Мониторинг злоупотребления администра тивным ресурсом в ходе федеральной кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2003 г. М., 2004.
172 • Раздел II. Особенная часть
Тема 14. Коррупция и взяточничество «173
ванных норм о понятии коррупции, о международном сотрудничестве по борьбе с этим глобальным злом.
Начиная с 2004 г. ООН официально объявила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией.
Конвенцией ООН против коррупции государствам предложено ввести в свои уголовные кодексы норму, которая давно есть в США и других развитых странах и так нужна России при ее криминал-капитализме, — «незаконное обогащение». Статья 20 Конвенции предлагает государствам «признать в качестве уголовно наказуемого деяние, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
Реален законодательный путь минимизации взяточничества в России путем имплементацш международных актов в УК, УПК, КоАП и др., а также принятия федеральных и региональных (в ряде субъектов РФ они уже действуют) комплексных криминолого-про-филактических законов о борьбе с коррупцией.
В январе 2005 г. на Всемирном форуме в Давосе 62 компании, в их числе три российские, подписали антикоррупционный пакт «Партнерство против коррупции». Он предусматривает запрет на взятки, включая их завуалированные формы в виде политических вложений, благотворительности, спонсорства, подарков и оплаты расходов.
Среди общих антикоррупционных мер значима административно-кадровая реформа в Российской Федерации. Госдума в декабре 2004 г. приняла Федеральный закон о новом порядке избрания губернаторов по назначению президента и утверждении кандидатуры губернатора парламентами субъектов Федерации. Это повысит ответственность губернаторов перед федеральной властью, в том числе за «чистоту рук» при принятии региональных правовых актов.
На встрече с журналистами 23 декабря 2004 г. в Кремле Президент РФ, отвечая на вопросы о борьбе с коррупцией, предложил осуществить дебюрократизацию экономики, т. е. вывести чиновников из сферы хозяйствования, сократить их численность, повысить оставшимся заработную плату, разработать и применять систему критериев результативности деятельности чиновников.
В 2003 г. при Президенте РФ создан антикоррупционный Совет. В Государственной Думе функционирует Комиссия по борьбе с коррупцией.
Широкие полномочия у Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Она обобщает практику противостояния коррупции в федеральных органах власти; организует проведение криминологической экспертизы нормативных правовых актов в целях
выявления и устранения положений, способствующих коррупции; мониторинг сообщений СМИ о фактах коррумпированности государственных должностных лиц.
Департамент собственной безопасности в МВД, особенно когда он работает в контакте с населением и потерпевшими, способен очистить милицию от злостных коррупционеров («оборотней в погонах»).
Высшие квалификационные коллегии судей РФ и субъектов Федерации также могут стать своего рода органом собственной безопасности и выявлять коррупционеров. В 2003 г. ни один из них ею не был обнаружен, хотя в СМИ приводятся впечатляющие цифры о продажности судей.
Проводя регулярные плановые широкомасштабные проверки на территории всех субъектов РФ, Счетная палата получает репрезентативную информацию о коррупции, которая пока явно недостаточно используется для преследования коррупционеров.
Эффективный прокурорский надзор имеет возможность предупреждать коррупцию со стороны представителей VIP-коррупционе-ров.
Необходимо срочно создать реально исполнимую систему имущественного декларирования доходов депутатов, государственных служащих, юридических и физических лиц, судей, работников пра-воохраны, служащих контрольно-ревизионных органов.
Для ранней профилактики взяточничества перспективно принятие моральных кодексов — Кодекса корпоративной этики, Кодекса судейской этики (рекомендовано принять VI Всероссийским съездом судей), Кодекса журналистской этики и т. д. Для их эффективности важно не просто декларировать правила поведения, а предусмотреть работающий механизм наложения судами чести моральных санкций. Например, функционирующая в Торгово-промышленной палате комиссия по корпоративной этике слушает дела о нарушениях таковой предпринимателями и выносит санкции. Обнародование таких дел, понятно, не будет способствовать деловой репутации и преуспеванию провинившихся.
Общественным институтам, способным противостоять взяточничеству, надо считать Общественную палату. Она наделена полномочиями экспертирования законопроектов, в том числе в части их коррупциогенности, контроля, хотя и является консультационным органом исполнительной власти.
Каждому коллективу служащих в организациях различных организационно-правовых форм, как правило, известны их нечистые на руку коллеги. Если бы они вначале применяли к ним методы морального воздействия, а затем при игнорировании морально-общественных санкций обращались в правоохранительные органы, мздоимство и лихоимство в стране обязательно пошло бы на убыль. Раз-
174 • Раздел II. Особенная часть
Тема 15. Налоговая преступность* 175
рушение комсомольских и партийных организаций по месту работы служащих без замены их на другие формы коллективного контроля, например в виде общественно-моральных судов чести, является очевидным коррупциогенным фактором. В настоящее время акцент при укреплении гражданского общества сделан на партийное строительство. Возможно, это позволит вернуть на места работы служащих партийные организации. Необходимо интенсифицировать по месту работы деятельность профсоюзов, комитетов женщин, ветеранов труда и войны и др. Демократизация функционирования коллективов 'фудящихся в противовес административно-командным методам работы начальства способствовали бы общественному контролю за чиновничьей коррупцией.
Контрольные вопросы
1. Что такое коррупция и каково ее соотношение со взяточничеством?
2. Какие сферы власти, управления, судебной системы наиболее коррумпированы?
3. VIP-взяточничество и его субъекты.
4. Значение виктимологического метода определения уровня латентности взяточничества.
5. Каковы виды коррупционной корысти?
6. Назовите законодательные условия взяточничества.
7. Определите условия, способствующие взяточничеству в милиции и судах.
8. Охарактеризуйте основные подсистемы антикоррупционной профилактики.
Практикум
1,Опросите десять человек старше 30 лет по следующей анонимной анкете:
1) Давали ли вы за последние два года взятку? да;
нет;
затрудняюсь ответить.
2) Кому из служащих государственных, муниципальных и частных коммерческих организаций вы давали взятку и за что?
3) Если в отношении вас имело место сознательное вымогательство взятки, то назовите его формы:
затягивание решения вопроса;
прямые требования передачи взятки как условия решения вопроса;
косвенные намеки на необходимость взятки; иное.
4) Почему, дав взятку, вы добровольно не заявили в правоохра нительные органы об этом?
бесполезно из-за круговой поруки правоохраны; не захотелось тратить время; из-за страха мести; иное.
5) Что требуется для минимизации взяточничества в России? неотвратимость ответственности за взяточничество; ужесточение карательной судебной практики;
полный отказ от уголовной ответственности за дачу взятки; иное.
2. Изучите Конвенцию ООН 2003 г. против коррупции и Ответьте на вопрос, какие ее нормы вы бы имплементировали в УК РФ.
3. Какие, на ваш взгляд, меры профилактики были бы эффективными для борьбы со взяточничеством в системе высшего образования?
4. Если бы вам стали известны случаи поступления в ваш или другой вуз за взятку, то какова оказалась бы ваша реакция?
промолчу;
сообщу в милицию;
пристыжу взяткодателя наедине или публично;
иное.
Нужное подчеркнуть.
Спасибо.
Ваш пол, возраст, образование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|