Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 15. НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ





1. Налоговая сфера, налоговые правонарушения и преступле­ния.

2. Детерминация налоговых преступлений.

3. Основные направления предупреждения налоговых преступ­лений.

1. Криминологическому анализу налоговых преступлений должны предшествовать два теоретических вопроса: является ли на­логовое преступление по своей природе экономическим преступле­нием и обладает ли совокупность налоговых преступлений характе­ристиками, позволяющими говорить о целостном, системном явле­нии налоговой преступности.

Отвечая на эти вопросы, необходимо учитывать, что налоги яв­ляются неотъемлемым, сущностным признаком государства как та­кового. Они появились задолго до того, как возникла экономика


176 • Раздел II. Особенная часть


Тема 15. Налоговая преступность* 177


 


(национальное хозяйство) и стало возможным говорить об эконо­мических преступлениях. Кроме того, современное демократиче­ское государство не случайно называют налоговым государством. Посредством налогов частные интересы граждан-собственников объединяются, и государство становится для них «общим делом» (res publica). При этом налоговые поступления выступают основным источником финансирования деятельности государства.



Понимание того, что социальной функцией современного госу­дарства является перераспределение доходов, собираемых посредст­вом налогов, позволяет выбрать правильную позицию в оценке глобализации, развивающейся в направлении политической инте­грации мирового сообщества. Основным лозунгом антиглобалист­ских организаций стало требование о введении глобальных нало­гов1. Акцентируя внимание на углубляющемся разрыве в уровне жизни населения развитых и развивающихся стран, богатого Севера и бедного Юга, «золотого миллиарда» и остального человечества, антиглобалисты подчеркивают те недостатки, которые обусловлены как раз незавершенностью процессов глобализации.

2. Налоговые преступления выражаются в уклонении налого­плательщиков (организаций и физических лиц) от уплаты налогов и сборов в крупных и особо крупных размерах. Налоговые преступ­ления тесно связаны с налоговыми правонарушениями, и отстава­ние с формированием эффективной налоговой системы остается одной из значимых угроз экономической безопасности российского государства.



Российская налоговая система, соответствующая условиям ры­ночной экономики, формируется с начала 90-х годов прошлого ве­ка. Этот период перманентных налоговых преобразований сопрово­ждался множеством непоследовательных и необдуманных решений, к тому же постоянно отстававших от меняющихся социально-эко­номических реалий. К сожалению, есть основания верить эксперт­ным оценкам в том, что поток нефтедолларов, захлестнувший Рос­сию в последние два года, лишь временно снизил и притупил остро­ту нерешенных проблем пополнения федерального бюджета, скрыв тем самым неэффективность государственной политики в налого­вой сфере.

1 Например, название старейшей и наиболее мощной антиглобалистской ор­ганизации АТТАС расшифровывается как «Действие за налог Тобина в помощь гражданам». Речь идет о предложении американского ученого, лауреата Нобелев­ской премии по экономике Тобина обложить налогом в 0,1% все спекулятивные финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голо­дом в отдельных регионах мира.

Аналогичный смысл имеют «Основы мирового налогового кодекса», подго­товленные еще в начале 1990-х годов под эгидой специализированных учрежде­ний ООН, или, например, Киотские протоколы.


В 2003 г. налоги и сборы обеспечили около 90% всех поступле­ний в консолидированный бюджет Российской Федерации. Из об­щей суммы налоговых доходов в 3,74 трлн руб. налог на добавлен­ную стоимость составил 882 млрд, налог на прибыль организаций — ^26,5 млрд, налог на доходы физических лиц —- 455,7 млрд, платежи за пользование природными ресурсами — 395,7 млрд, единый соци­альный налог — 364,6 млрд, акцизы — 343,4 млрд, налоги на иму­щество — 137,7 млрд, таможенные пошлины — 452,8 млрд руб.



Важным связующим звеном между экономической и социаль­ной сферами выступает единый социальный налог, который распре­деляется в государственные внебюджетные фонды. Крупнейшим из них является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2004 г. вплотную приблизился к 1 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн российских пенсионеров. Налоговые правонарушения и преступления тесно связаны с тене­вой экономикой, которая представляет собой неконтролируемую госу­дарством экономическую деятельность, мотивируемую в первую оче­редь стремлением избежать налогообложения (по разным оценкам, те­невой сектор охватывает от 30 до 50% российской экономики).

Как показала перерегистрация, из состоявших на начало 2003 г. на учете в государственном реестре юридических лиц 3,3 млн орга­низаций налоговые органы получили данные лишь от 1,3 млн пред­приятий и организаций. Из числа не прошедших перерегистрацию более 1 млн организаций являются, по мнению налоговых органов, «мертвыми» компаниями и должны быть ликвидированы. В их чис­ле многочисленные фирмы-однодневки и другие нарушители нало­гового законодательства, основная часть которых либо вообще не состояла на налоговом учете, либо давно прекратила предоставлять отчетность в налоговые органы.

Налоговые преступления по своей природе и способам соверше­ния связаны с различными экономическими преступлениями и пре­жде всего незаконным предпринимательством, легализацией (отмы­ванием) незаконных денежных средств и иного имущества. Уклоне­ние от уплаты налогов зачастую свидетельствует о нежелании и боязни налогоплательщика показать свои незаконные доходы, по­лученные в результате различных корыстных преступлений.

Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что уголов­но-правовые нормы об ответственности за уклонение от уплаты на­логов в совокупности с финансовыми санкциями эффективно при­меняются для ликвидации экономической основы организованной преступности.

Выявление и раскрытие всех экономических преступлений тре­бует специальных познаний, но работа по налоговым преступлени­ям отличается особой сложностью. Этим обстоятельством, а также


178 • Раздел II. Особенная часть


Тема 15. Налоговая преступность* 179


 


массовостью уклонения от уплаты налоговых платежей объясняется высокая латентность налоговых преступлений. Поэтому вполне за­кономерно, что упразднение специального правоохранительного органа — Федеральной службы налоговой полиции РФ — в соответ­ствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. привело к резко­му снижению показателей борьбы с налоговыми преступлениями.

В период с января по ноябрь 2004 г. подразделения по налого­вым преступлениям органов внутренних дел выявили 2746 крими­нальных уклонений от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198) и 3464 уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199), а также 290 фактов преступного неисполне­ния обязанностей налогового агента (ст. 1991) и 1103 сокрытия де­нежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыска­ние налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)1.

Структура выявленных налоговых преступлений по отраслям и видам экономической деятельности в значительной степени оп­ределяется эффективностью налогового контроля. Так, в массиве возбуждаемых уголовных дел значителен удельный вес налоговых преступлений, совершенных в сферах торговли и общественного питания, промышленности и строительства. К наиболее кримино­генным зонам налогообложения можно отнести следующие:

в кредитно-финансовой сфере: налично-денежный и вексель­ный оборот;

в сфере промышленности и оборота продукции: экспорт сырья и торгово-посреднические операции с горючими и смазочными ма­териалами, производство и оборот алкогольной продукции, экспорт рыбопродукции;

в сфере потребительского рынка: реализация алкогольной про­дукции.

В специальной литературе называются сотни способов уклоне­ния от уплаты налогов и сборов, которые можно систематизировать по различным основаниям, например подразделить на небухгалтер­ские и бухгалтерские.

Из небухгалтерских способов (схем) уклонения от налогообло­жения наиболее часто встречаются такие, как непостановка на учет в налоговых органах; расчеты неучтенными наличными денежными средствами, а также в безденежной форме путем бартерных (товаро­обменных) сделок либо с применением векселей и других ценных ' бумаг; проведение хозяйственных операций через счета других орга­низаций.

См. официальный сайт МВД РФ (www.mvdinform.ru/files/2177.pdf).


Бухгалтерские способы уклонения связаны с нарушением пра­вил учета доходов и расходов, иных хозяйственных операций и иму­щества на счетах бухгалтерского учета и в отчетности в целях зани­жения налогооблагаемой базы, а также с неправильным применени­ем налоговых ставок и льгот при расчетах налоговых платежей. Бухгалтерские (документальные) способы зачастую сопровождаются ведением «двойной бухгалтерии», использованием в качестве контр­агентов фирм-однодневок, зарегистрированных по подложным до­кументам.

Способы (схемы) уклонения различаются также в зависимости от вида неуплаченных налогов.

Наиболее уязвимым считается механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. Преобладание преступлений, связанных с укло­нением от его уплаты, объясняется наличием в законодательстве возможностей для ряда исключений из валовой прибыли, не подле­жащих налогообложению, а также льгот по уплате этого налога, не­законно используемых преступниками.

В целях уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) нередко используют «лжеэкспортную» схему. Для этого оформляется экспортная поставка, которая не облагается НДС, и изготавливаются подложные таможенные документы, подтвер­ждающие вывоз продукции за рубеж, хотя фактически она остается в России и реализуется без уплаты этого налога. В 2003 г. налоговые органы по результатам проверок отказали в возмещении НДС по операциям экспортным и на внутреннем рынке на сумму, превы­шающую 50 млрд руб.

Для уклонения от уплаты единого социального налога, размер которого определяется величиной фонда оплаты труда организации, создаются дополнительные теневые фонды, из которых посредством «банковских», «страховых» и иных незаконных схем выплачивается необлагаемая налогом зарплата. В этих случаях организация укло­няется не только от уплаты налога, но и от возложенных на нее обя­занностей налогового агента.

Свыше половины доходной части консолидированного бюджета приходится на ограниченное число крупнейших налогоплательщи­ков. Использование этими организациями схем по так называемой оптимизации налогов, в том числе связанных с выводом основных активов в зарубежные или внутренние офшоры (территории со льготным или полностью отсутствующим налогообложением), при­чиняют наибольший ущерб.

Например, общим признаком недобросовестных налогоплатель­щиков-организаций стала регистрация в закрытых административ­но-территориальных образованиях (ЗАТО) в целях получения от ме­стной администрации льготы, не предусмотренной Налоговым ко-


180 • Раздел II. Особенная часть


Тема 15. Налоговая преступность* 181


 


дексом. По заявлению министра финансов, будут ликвидированы внутренние офшоры — Мордовия, Калмыкия, Чукотка.

Из зарубежных офшоров до конца 1990-х годов наиболее актив­но использовался Кипр, что, в частности, позволяло ему конкури­ровать с Германией за первую позицию по объему инвестиций в российскую экономику. В качестве прикрытия служило Соглаше­ние от 29 октября 1982 г. между Правительством Союза ССР и Пра­вительством Республики Кипр об избежании двойного налогообло­жения доходов и имущества.

Расследование уголовного дела в отношении группы крупней­ших акционеров НК «ЮКОС» показало эффективность примене­ния в целях избежания налогового контроля такого способа, как пе­ревод акций на какие-то другие структуры (в данном случае зару­бежные) с целью усложнить структуру собственности и сделать ее менее прозрачной.

Один из акционеров НК «ЮКОС» и бывший глава ЗАО «ЮКОС-Москва» В. Шахновскйй 5 февраля 2004 г. осужден Ме­щанским судом г. Москвы по ч. 2 ст. 198 УК РФ с освобождением от наказания «ввиду утраты общественной опасности». Аналогич­ные преступления вменяются и другим крупнейшим акционерам этой нефтяной компании. Так, экс-главе НК «ЮКОС» М. Ходор­ковскому наряду с совершением иных преступлений вменяется ук­лонение от уплаты подоходного налога с 1997 г. путем постановки на учет в качестве предпринимателя без образования юридического лица и использования таким образом льготного налогообложения по патенту. Доходы от указанной нефтяной компании ему поступа­ли под видом платежей некой фирмы, зарегистрированной на ост­рове Мэн, по фиктивным договорам на оказание консультационных услуг.

Существует довольно радикальная точка зрения на причины массового уклонения от уплаты налогов и пути развития налоговой системы. Образно она выражается так: «прежде чем стричь овцу, на­до дать возможность отрастить шерсть». На этом основании предла­гается предельно уменьшить налоговые ставки либо вообще отка­заться от налогообложения на какой-то период.

В числе аргументов против этой позиции следует назвать невоз­можность приостановить финансирование функций государства, в том числе по социальным платежам, а также далеко не самый вы­сокий уровень налогообложения в России на фоне других экономи­чески развитых государств. Заслуживает внимания вывод, что в про­тивовес многочисленным предложениям о снижении налоговых ставок как о якобы вернейшем способе повышения сбора налогов необходим комплекс мер, суть которых в ликвидации противостоя­ния государства и субъектов экономической деятельности.


Вместе с тем в условиях системного экономического кризиса нажной частью государственной политики по декриминализации жономики и ограничения ее теневого сектора стали меры Прави­тельства РФ по реструктуризации налоговой задолженности пред­приятий, в первую очередь в сфере реального производства и в сель­ском хозяйстве, а также снижение налогового бремени. В 2001 г. сни­жена ставка налога на прибыль с 35 до 24 % и введена плоская 13%-ная шкала налогообложения доходов физических лиц (самая низкая ставка подоходного налога в Европе).

Уровень налоговой культуры зависит от зрелости гражданского общества.

Одной из причин масштабных уклонений от уплаты налогов, причинивших российскому государству ущерб на многие миллиар­ды долларов, стал корыстный лоббизм в этой сфере со стороны оли­гархических структур. Уже установлено, что НК «ЮКОС» возглав­лял в Государственной Думе «энергетическое лобби», которому два­жды удавалось заблокировать устранение «дыр» в налоговом законодательстве1.

3. Меры предупреждения налоговых преступлений связаны в первую очередь с совершенствованием правовых основ налоговой системы и практики применения налогового законодательства, с повышением эффективности налогового контроля путем улучше­ния налогового администрирования.

Заметной вехой в развитии российской налоговой системы ста-ю вступление в силу с 1999 г. части первой Налогового кодекса (НК РФ). Кодификация законодательства о налогах и сборах создает не­обходимые правовые и организационные предпосылки для упорядо­чения отношений между налоговыми органами и налогоплательщи­ками, укрепления и поддержания налоговой дисциплины.

Согласно НК РФ учет налогоплательщиков и имущества, подле­жащего налогообложению, а также проверку исполнения налого­плательщиками своих обязанностей осуществляют налоговые орга­ны. Основным средством, используемым в этих целях, выступает налоговый контроль, который проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обя­занных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помеще­ний и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также других предусмотренных Кодексом форм (ст. 82 НК РФ). К числу решаемых налоговым контролем задач относятся выявле­ние и пресечение уклонения от уплаты налогов и других обязатель­ных платежей.

1 Уместно напомнить, что налоговый подкомитет в Государственной Думе третьего созыва возглавлял акционер НК «ЮКОС» В. Дубов, в настоящее время < >бъявленный в международный розыск за совершение налоговых преступлений.


182 • Раздел II. Особенная часть


Тема 15. Налоговая преступность* 183


 


Важным шагом в решении актуальных правовых и криминоло­гических проблем стало использование в НК РФ понятия вины ор­ганизации (см. ст. ПО и др.). Появилась возможность обеспечить экономическую и правовую связь между организацией и ее учреди­телями (собственниками) — физическими лицами. Так, многие крупные бизнесмены продолжают указывать в своих налоговых дек­ларациях мизерные доходы под тем предлогом, что их квартиры, виллы и лимузины являются собственностью «контролируемых» ими компаний. С другой стороны, десятки тысяч организаций не имеют имущества, необходимого для погашения налоговой задол­женности перед бюджетом, в то время как их учредители процвета­ют и продолжают учреждать новые структуры, не отвечая своим имуществом по обязательствам этих организаций.

Предупреждение налоговых преступлений и правонарушений требует решения множества специальных задач в ходе совершенст­вования налогового законодательства, например, связанных с вне­дрением опыта тех стран, законодательство которых препятствует снижению налогообложения с помощью дочерних фирм1.

В рамках утвержденной Правительством РФ Федеральной целе­вой программы «Развитие налоговых органов (2002—2004 годы)» реализован ряд мероприятий по развитию налогового администри­рования. Созданы система государственной регистрации юридиче­ских лиц и принципиально новый информационный ресурс — Еди­ный государственный реестр юридических лиц. Преобразована структура налоговых органов. Дальнейшее улучшение налогового администрирования связывается с принятием соответствующей фе­деральной целевой программы на 2005—2008 гг. Среди поставлен­ных целей — создание такой системы администрирования, которая за счет использования автоматизированных баз данных о налого­плательщике, его операциях и динамике начисления налогов сведет к минимуму возможность уклонения от уплаты налоговых плате­жей.

Предупреждение, выявление и раскрытие налоговых преступле­ний и правонарушений связаны с разработкой мер, направленных против конкретных способов уклонения от уплаты налогов. В част­ности, для выявления ухода от налогов путем занижения налогооб­лагаемой базы предлагается собирать и анализировать информацию

1 Возникающие в этой области проблемы во многом похожи. Так, летом 2004 г. Служба внутренних доходов США предъявила компании «Motorola» требо­вания о погашении задолженности по налогам в размере 500 млн долларов. А в де­кабре того же года американский федеральный судья вынес приговор, предусмат­ривающий наказание в виде лишения свободы, Дж. Шнайдеру — автору пяти книг и сотен статей о том, как американские граждане могут организовать частные оф­шорные банки для уклонения от уплаты налогов.


и производственной деятельности налогоплательщика-организации, к том числе о движении средств на банковских счетах и грузопере-иозках, о потреблении электроэнергии и воды. Для обеспечения оолылей прозрачности движения сумм НДС, заявленных к вычету, ьудут вводиться НДС-счета.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается общественная опасность налоговой пре­ступности?

2. Определите и проанализируйте основной комплекс мер (по­литических, экономических, правовых и др.), которые снизят ост­роту противостояния экономических субъектов (налогоплательщи­ков) и государства в России.

3. Рассмотрите общее и особенное в содержании, формах и ме­тодах развития правового и налогового сознания, правовой и нало­говой культуры.

4. Охарактеризуйте место и значение налогового контроля
в системе социально-правового контроля.

5. Раскройте возможности использования норм НК РФ о нало­
говых правонарушениях и уголовно-правовых норм о налоговых
преступлениях в правоохранительной деятельности по предупреж­
дению, выявлению и пресечению: а) иных преступлений в сфере
экономики; б) преступлений коррупционного характера; в) деяний,
совершаемых организованными преступными формированиями.

Практикум

1. Ознакомьтесь с приведенной ниже выдержкой из статьи
П. Хлебникова и выполните сформулированные далее задания.

«Лично у меня нет ни одной акции моей компании. У меня есть только зарплата и машина — говорит с непроницаемым выражени­ем лица Михаил Ходорковский, возглавляющий банк «Менатеп» — российской коммерческий банк с капиталом, который оценивается почти в 1 млрд долларов.

Только зарплата и машина? На самом деле он и не рассчитывает на то, что ему поверят. Хорошо известно, что Ходорковский — один из самых богатых людей в России»1.

Проанализируйте комплекс проблем, детерминирующих укло­нение от уплаты налогов, которые возникают в связи с размывани­ем правомочий, с одной стороны, по владению предприятием, с другой — контролю над ним.

2. 20 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О государ­
ственном контроле за соответствием крупных расходов на потребле-

Klebnikov Р, Russia's robber barons // Forbes, November 21,1994. P. 74—84.


184* Раздел П. Особенная часть


Тема 16. Организованная преступность* 185


 


ние фактически получаемых физическими лицами доходам» № 116-ФЗ. Этот Закон предусматривал, что в случае приобретения физическим лицом недвижимого имущества, транспортных средств (в том числе воздушных и морских судов), ценных бумаг, культур­ных ценностей или золота в слитках стоимостью более 1000 МРОТ, налоговые органы осуществляют проверку соответствия указанных расходов доходам данного лица и при необходимости требуют от не­го специальную декларацию об источниках израсходованных средств. При обнаружении фактов занижения ранее задеклариро­ванных доходов, а также предоставления фиктивных документов со­ответствующее физическое лицо могло быть привлечено к админи­стративной или уголовной ответственности.

В 1999 г. предусмотренные указанным Законом нормы вошли в НК РФ, дополненный ст. 861—863, но в 2003 г. эти статьи из дан­ного Кодекса были исключены.

3. Предприниматели Фокин, Зверев и Мурзалиев для уклоне­ния от уплаты налогов использовали две распространенные схемы: переводили свои предприятия в офшорные зоны и использовали труд якобы инвалидной артели, чтобы воспользоваться правилами льготного налогообложения. Какие меры предупреждения такого рода уклонения от уплаты налогов вы можете предложить?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.