Тема 15. НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
1. Налоговая сфера, налоговые правонарушения и преступления.
2. Детерминация налоговых преступлений.
3. Основные направления предупреждения налоговых преступлений.
1. Криминологическому анализу налоговых преступлений должны предшествовать два теоретических вопроса: является ли налоговое преступление по своей природе экономическим преступлением и обладает ли совокупность налоговых преступлений характеристиками, позволяющими говорить о целостном, системном явлении налоговой преступности.
Отвечая на эти вопросы, необходимо учитывать, что налоги являются неотъемлемым, сущностным признаком государства как такового. Они появились задолго до того, как возникла экономика
176 • Раздел II. Особенная часть
Тема 15. Налоговая преступность* 177
(национальное хозяйство) и стало возможным говорить об экономических преступлениях. Кроме того, современное демократическое государство не случайно называют налоговым государством. Посредством налогов частные интересы граждан-собственников объединяются, и государство становится для них «общим делом» (res publica). При этом налоговые поступления выступают основным источником финансирования деятельности государства.
Понимание того, что социальной функцией современного государства является перераспределение доходов, собираемых посредством налогов, позволяет выбрать правильную позицию в оценке глобализации, развивающейся в направлении политической интеграции мирового сообщества. Основным лозунгом антиглобалистских организаций стало требование о введении глобальных налогов1. Акцентируя внимание на углубляющемся разрыве в уровне жизни населения развитых и развивающихся стран, богатого Севера и бедного Юга, «золотого миллиарда» и остального человечества, антиглобалисты подчеркивают те недостатки, которые обусловлены как раз незавершенностью процессов глобализации.
2. Налоговые преступления выражаются в уклонении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) от уплаты налогов и сборов в крупных и особо крупных размерах. Налоговые преступления тесно связаны с налоговыми правонарушениями, и отставание с формированием эффективной налоговой системы остается одной из значимых угроз экономической безопасности российского государства.
Российская налоговая система, соответствующая условиям рыночной экономики, формируется с начала 90-х годов прошлого века. Этот период перманентных налоговых преобразований сопровождался множеством непоследовательных и необдуманных решений, к тому же постоянно отстававших от меняющихся социально-экономических реалий. К сожалению, есть основания верить экспертным оценкам в том, что поток нефтедолларов, захлестнувший Россию в последние два года, лишь временно снизил и притупил остроту нерешенных проблем пополнения федерального бюджета, скрыв тем самым неэффективность государственной политики в налоговой сфере.
1 Например, название старейшей и наиболее мощной антиглобалистской организации АТТАС расшифровывается как «Действие за налог Тобина в помощь гражданам». Речь идет о предложении американского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике Тобина обложить налогом в 0,1% все спекулятивные финансовые операции и пустить полученные деньги на борьбу с нищетой и голодом в отдельных регионах мира.
Аналогичный смысл имеют «Основы мирового налогового кодекса», подготовленные еще в начале 1990-х годов под эгидой специализированных учреждений ООН, или, например, Киотские протоколы.
В 2003 г. налоги и сборы обеспечили около 90% всех поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Из общей суммы налоговых доходов в 3,74 трлн руб. налог на добавленную стоимость составил 882 млрд, налог на прибыль организаций — ^26,5 млрд, налог на доходы физических лиц —- 455,7 млрд, платежи за пользование природными ресурсами — 395,7 млрд, единый социальный налог — 364,6 млрд, акцизы — 343,4 млрд, налоги на имущество — 137,7 млрд, таможенные пошлины — 452,8 млрд руб.
Важным связующим звеном между экономической и социальной сферами выступает единый социальный налог, который распределяется в государственные внебюджетные фонды. Крупнейшим из них является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2004 г. вплотную приблизился к 1 трлн руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн российских пенсионеров. Налоговые правонарушения и преступления тесно связаны с теневой экономикой, которая представляет собой неконтролируемую государством экономическую деятельность, мотивируемую в первую очередь стремлением избежать налогообложения (по разным оценкам, теневой сектор охватывает от 30 до 50% российской экономики).
Как показала перерегистрация, из состоявших на начало 2003 г. на учете в государственном реестре юридических лиц 3,3 млн организаций налоговые органы получили данные лишь от 1,3 млн предприятий и организаций. Из числа не прошедших перерегистрацию более 1 млн организаций являются, по мнению налоговых органов, «мертвыми» компаниями и должны быть ликвидированы. В их числе многочисленные фирмы-однодневки и другие нарушители налогового законодательства, основная часть которых либо вообще не состояла на налоговом учете, либо давно прекратила предоставлять отчетность в налоговые органы.
Налоговые преступления по своей природе и способам совершения связаны с различными экономическими преступлениями и прежде всего незаконным предпринимательством, легализацией (отмыванием) незаконных денежных средств и иного имущества. Уклонение от уплаты налогов зачастую свидетельствует о нежелании и боязни налогоплательщика показать свои незаконные доходы, полученные в результате различных корыстных преступлений.
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что уголовно-правовые нормы об ответственности за уклонение от уплаты налогов в совокупности с финансовыми санкциями эффективно применяются для ликвидации экономической основы организованной преступности.
Выявление и раскрытие всех экономических преступлений требует специальных познаний, но работа по налоговым преступлениям отличается особой сложностью. Этим обстоятельством, а также
178 • Раздел II. Особенная часть
Тема 15. Налоговая преступность* 179
массовостью уклонения от уплаты налоговых платежей объясняется высокая латентность налоговых преступлений. Поэтому вполне закономерно, что упразднение специального правоохранительного органа — Федеральной службы налоговой полиции РФ — в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. привело к резкому снижению показателей борьбы с налоговыми преступлениями.
В период с января по ноябрь 2004 г. подразделения по налоговым преступлениям органов внутренних дел выявили 2746 криминальных уклонений от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198) и 3464 уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199), а также 290 фактов преступного неисполнения обязанностей налогового агента (ст. 1991) и 1103 сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)1.
Структура выявленных налоговых преступлений по отраслям и видам экономической деятельности в значительной степени определяется эффективностью налогового контроля. Так, в массиве возбуждаемых уголовных дел значителен удельный вес налоговых преступлений, совершенных в сферах торговли и общественного питания, промышленности и строительства. К наиболее криминогенным зонам налогообложения можно отнести следующие:
в кредитно-финансовой сфере: налично-денежный и вексельный оборот;
в сфере промышленности и оборота продукции: экспорт сырья и торгово-посреднические операции с горючими и смазочными материалами, производство и оборот алкогольной продукции, экспорт рыбопродукции;
в сфере потребительского рынка: реализация алкогольной продукции.
В специальной литературе называются сотни способов уклонения от уплаты налогов и сборов, которые можно систематизировать по различным основаниям, например подразделить на небухгалтерские и бухгалтерские.
Из небухгалтерских способов (схем) уклонения от налогообложения наиболее часто встречаются такие, как непостановка на учет в налоговых органах; расчеты неучтенными наличными денежными средствами, а также в безденежной форме путем бартерных (товарообменных) сделок либо с применением векселей и других ценных ' бумаг; проведение хозяйственных операций через счета других организаций.
См. официальный сайт МВД РФ (www.mvdinform.ru/files/2177.pdf).
Бухгалтерские способы уклонения связаны с нарушением правил учета доходов и расходов, иных хозяйственных операций и имущества на счетах бухгалтерского учета и в отчетности в целях занижения налогооблагаемой базы, а также с неправильным применением налоговых ставок и льгот при расчетах налоговых платежей. Бухгалтерские (документальные) способы зачастую сопровождаются ведением «двойной бухгалтерии», использованием в качестве контрагентов фирм-однодневок, зарегистрированных по подложным документам.
Способы (схемы) уклонения различаются также в зависимости от вида неуплаченных налогов.
Наиболее уязвимым считается механизм исчисления и уплаты налога на прибыль. Преобладание преступлений, связанных с уклонением от его уплаты, объясняется наличием в законодательстве возможностей для ряда исключений из валовой прибыли, не подлежащих налогообложению, а также льгот по уплате этого налога, незаконно используемых преступниками.
В целях уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) нередко используют «лжеэкспортную» схему. Для этого оформляется экспортная поставка, которая не облагается НДС, и изготавливаются подложные таможенные документы, подтверждающие вывоз продукции за рубеж, хотя фактически она остается в России и реализуется без уплаты этого налога. В 2003 г. налоговые органы по результатам проверок отказали в возмещении НДС по операциям экспортным и на внутреннем рынке на сумму, превышающую 50 млрд руб.
Для уклонения от уплаты единого социального налога, размер которого определяется величиной фонда оплаты труда организации, создаются дополнительные теневые фонды, из которых посредством «банковских», «страховых» и иных незаконных схем выплачивается необлагаемая налогом зарплата. В этих случаях организация уклоняется не только от уплаты налога, но и от возложенных на нее обязанностей налогового агента.
Свыше половины доходной части консолидированного бюджета приходится на ограниченное число крупнейших налогоплательщиков. Использование этими организациями схем по так называемой оптимизации налогов, в том числе связанных с выводом основных активов в зарубежные или внутренние офшоры (территории со льготным или полностью отсутствующим налогообложением), причиняют наибольший ущерб.
Например, общим признаком недобросовестных налогоплательщиков-организаций стала регистрация в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) в целях получения от местной администрации льготы, не предусмотренной Налоговым ко-
180 • Раздел II. Особенная часть
Тема 15. Налоговая преступность* 181
дексом. По заявлению министра финансов, будут ликвидированы внутренние офшоры — Мордовия, Калмыкия, Чукотка.
Из зарубежных офшоров до конца 1990-х годов наиболее активно использовался Кипр, что, в частности, позволяло ему конкурировать с Германией за первую позицию по объему инвестиций в российскую экономику. В качестве прикрытия служило Соглашение от 29 октября 1982 г. между Правительством Союза ССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
Расследование уголовного дела в отношении группы крупнейших акционеров НК «ЮКОС» показало эффективность применения в целях избежания налогового контроля такого способа, как перевод акций на какие-то другие структуры (в данном случае зарубежные) с целью усложнить структуру собственности и сделать ее менее прозрачной.
Один из акционеров НК «ЮКОС» и бывший глава ЗАО «ЮКОС-Москва» В. Шахновскйй 5 февраля 2004 г. осужден Мещанским судом г. Москвы по ч. 2 ст. 198 УК РФ с освобождением от наказания «ввиду утраты общественной опасности». Аналогичные преступления вменяются и другим крупнейшим акционерам этой нефтяной компании. Так, экс-главе НК «ЮКОС» М. Ходорковскому наряду с совершением иных преступлений вменяется уклонение от уплаты подоходного налога с 1997 г. путем постановки на учет в качестве предпринимателя без образования юридического лица и использования таким образом льготного налогообложения по патенту. Доходы от указанной нефтяной компании ему поступали под видом платежей некой фирмы, зарегистрированной на острове Мэн, по фиктивным договорам на оказание консультационных услуг.
Существует довольно радикальная точка зрения на причины массового уклонения от уплаты налогов и пути развития налоговой системы. Образно она выражается так: «прежде чем стричь овцу, надо дать возможность отрастить шерсть». На этом основании предлагается предельно уменьшить налоговые ставки либо вообще отказаться от налогообложения на какой-то период.
В числе аргументов против этой позиции следует назвать невозможность приостановить финансирование функций государства, в том числе по социальным платежам, а также далеко не самый высокий уровень налогообложения в России на фоне других экономически развитых государств. Заслуживает внимания вывод, что в противовес многочисленным предложениям о снижении налоговых ставок как о якобы вернейшем способе повышения сбора налогов необходим комплекс мер, суть которых в ликвидации противостояния государства и субъектов экономической деятельности.
Вместе с тем в условиях системного экономического кризиса нажной частью государственной политики по декриминализации жономики и ограничения ее теневого сектора стали меры Правительства РФ по реструктуризации налоговой задолженности предприятий, в первую очередь в сфере реального производства и в сельском хозяйстве, а также снижение налогового бремени. В 2001 г. снижена ставка налога на прибыль с 35 до 24 % и введена плоская 13%-ная шкала налогообложения доходов физических лиц (самая низкая ставка подоходного налога в Европе).
Уровень налоговой культуры зависит от зрелости гражданского общества.
Одной из причин масштабных уклонений от уплаты налогов, причинивших российскому государству ущерб на многие миллиарды долларов, стал корыстный лоббизм в этой сфере со стороны олигархических структур. Уже установлено, что НК «ЮКОС» возглавлял в Государственной Думе «энергетическое лобби», которому дважды удавалось заблокировать устранение «дыр» в налоговом законодательстве1.
3. Меры предупреждения налоговых преступлений связаны в первую очередь с совершенствованием правовых основ налоговой системы и практики применения налогового законодательства, с повышением эффективности налогового контроля путем улучшения налогового администрирования.
Заметной вехой в развитии российской налоговой системы ста-ю вступление в силу с 1999 г. части первой Налогового кодекса (НК РФ). Кодификация законодательства о налогах и сборах создает необходимые правовые и организационные предпосылки для упорядочения отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, укрепления и поддержания налоговой дисциплины.
Согласно НК РФ учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, а также проверку исполнения налогоплательщиками своих обязанностей осуществляют налоговые органы. Основным средством, используемым в этих целях, выступает налоговый контроль, который проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также других предусмотренных Кодексом форм (ст. 82 НК РФ). К числу решаемых налоговым контролем задач относятся выявление и пресечение уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.
1 Уместно напомнить, что налоговый подкомитет в Государственной Думе третьего созыва возглавлял акционер НК «ЮКОС» В. Дубов, в настоящее время < >бъявленный в международный розыск за совершение налоговых преступлений.
182 • Раздел II. Особенная часть
Тема 15. Налоговая преступность* 183
Важным шагом в решении актуальных правовых и криминологических проблем стало использование в НК РФ понятия вины организации (см. ст. ПО и др.). Появилась возможность обеспечить экономическую и правовую связь между организацией и ее учредителями (собственниками) — физическими лицами. Так, многие крупные бизнесмены продолжают указывать в своих налоговых декларациях мизерные доходы под тем предлогом, что их квартиры, виллы и лимузины являются собственностью «контролируемых» ими компаний. С другой стороны, десятки тысяч организаций не имеют имущества, необходимого для погашения налоговой задолженности перед бюджетом, в то время как их учредители процветают и продолжают учреждать новые структуры, не отвечая своим имуществом по обязательствам этих организаций.
Предупреждение налоговых преступлений и правонарушений требует решения множества специальных задач в ходе совершенствования налогового законодательства, например, связанных с внедрением опыта тех стран, законодательство которых препятствует снижению налогообложения с помощью дочерних фирм1.
В рамках утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов (2002—2004 годы)» реализован ряд мероприятий по развитию налогового администрирования. Созданы система государственной регистрации юридических лиц и принципиально новый информационный ресурс — Единый государственный реестр юридических лиц. Преобразована структура налоговых органов. Дальнейшее улучшение налогового администрирования связывается с принятием соответствующей федеральной целевой программы на 2005—2008 гг. Среди поставленных целей — создание такой системы администрирования, которая за счет использования автоматизированных баз данных о налогоплательщике, его операциях и динамике начисления налогов сведет к минимуму возможность уклонения от уплаты налоговых платежей.
Предупреждение, выявление и раскрытие налоговых преступлений и правонарушений связаны с разработкой мер, направленных против конкретных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, для выявления ухода от налогов путем занижения налогооблагаемой базы предлагается собирать и анализировать информацию
1 Возникающие в этой области проблемы во многом похожи. Так, летом 2004 г. Служба внутренних доходов США предъявила компании «Motorola» требования о погашении задолженности по налогам в размере 500 млн долларов. А в декабре того же года американский федеральный судья вынес приговор, предусматривающий наказание в виде лишения свободы, Дж. Шнайдеру — автору пяти книг и сотен статей о том, как американские граждане могут организовать частные офшорные банки для уклонения от уплаты налогов.
и производственной деятельности налогоплательщика-организации, к том числе о движении средств на банковских счетах и грузопере-иозках, о потреблении электроэнергии и воды. Для обеспечения оолылей прозрачности движения сумм НДС, заявленных к вычету, ьудут вводиться НДС-счета.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается общественная опасность налоговой преступности?
2. Определите и проанализируйте основной комплекс мер (политических, экономических, правовых и др.), которые снизят остроту противостояния экономических субъектов (налогоплательщиков) и государства в России.
3. Рассмотрите общее и особенное в содержании, формах и методах развития правового и налогового сознания, правовой и налоговой культуры.
4. Охарактеризуйте место и значение налогового контроля в системе социально-правового контроля.
5. Раскройте возможности использования норм НК РФ о нало говых правонарушениях и уголовно-правовых норм о налоговых преступлениях в правоохранительной деятельности по предупреж дению, выявлению и пресечению: а) иных преступлений в сфере экономики; б) преступлений коррупционного характера; в) деяний, совершаемых организованными преступными формированиями.
Практикум
1. Ознакомьтесь с приведенной ниже выдержкой из статьи П. Хлебникова и выполните сформулированные далее задания.
«Лично у меня нет ни одной акции моей компании. У меня есть только зарплата и машина — говорит с непроницаемым выражением лица Михаил Ходорковский, возглавляющий банк «Менатеп» — российской коммерческий банк с капиталом, который оценивается почти в 1 млрд долларов.
Только зарплата и машина? На самом деле он и не рассчитывает на то, что ему поверят. Хорошо известно, что Ходорковский — один из самых богатых людей в России»1.
Проанализируйте комплекс проблем, детерминирующих уклонение от уплаты налогов, которые возникают в связи с размыванием правомочий, с одной стороны, по владению предприятием, с другой — контролю над ним.
2. 20 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О государ ственном контроле за соответствием крупных расходов на потребле-
Klebnikov Р, Russia's robber barons // Forbes, November 21,1994. P. 74—84.
184* Раздел П. Особенная часть
Тема 16. Организованная преступность* 185
ние фактически получаемых физическими лицами доходам» № 116-ФЗ. Этот Закон предусматривал, что в случае приобретения физическим лицом недвижимого имущества, транспортных средств (в том числе воздушных и морских судов), ценных бумаг, культурных ценностей или золота в слитках стоимостью более 1000 МРОТ, налоговые органы осуществляют проверку соответствия указанных расходов доходам данного лица и при необходимости требуют от него специальную декларацию об источниках израсходованных средств. При обнаружении фактов занижения ранее задекларированных доходов, а также предоставления фиктивных документов соответствующее физическое лицо могло быть привлечено к административной или уголовной ответственности.
В 1999 г. предусмотренные указанным Законом нормы вошли в НК РФ, дополненный ст. 861—863, но в 2003 г. эти статьи из данного Кодекса были исключены.
3. Предприниматели Фокин, Зверев и Мурзалиев для уклонения от уплаты налогов использовали две распространенные схемы: переводили свои предприятия в офшорные зоны и использовали труд якобы инвалидной артели, чтобы воспользоваться правилами льготного налогообложения. Какие меры предупреждения такого рода уклонения от уплаты налогов вы можете предложить?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|