|
Материалы совещания в редакции
«Дружба народов». 1988 N 12.
И ПРОЧИЕ СОВЕТСКИЕ НАРОДЫ
* * *
18 мая 1944 года вместе с крымскими татарами подверглись депортации:
396 немцев,
32 румына,
21 австриец,
1 венгр,
7 финнов.
История СССР. 1989. № 6.
* * *
По Постановлению Государственного Комитета Обороны от 2 июня 1944 г., № 5984, за два дня (27 и 28 июня) было выселено:
15 040 греков, 12 422 болгар, 9621 армянин.
Кроме них в число выселенных попали 1119 иностранных подданных, проживавших в Крыму:
немцы, итальянцы, румыны, 3531 грек, 105 турок,
16 иранцев.
Там же.
Борис БЕБЕШ
БЕЗ ВИНЫ И БЕЗ УКАЗА
Воспоминания
Я родился в 1931 году в Ялте, где родились еще мой дед, отец, мать, старший брат, бабушка - весь мой род.
В начале 1941 года отца неожиданно арестовали, говорили, кто-то на него донес, и его осудили. Началась война. Фашисты стремительно приближались к Крыму. Наши войска уходили поспешно, гражданское население эвакуировалось выборочно - в первую очередь работники советских и партийных органов, знатные люди, а наша семья - без отца - состояла из бабушки, матери, 14-летнего брата и меня. Немыслимо было попасть на перегруженные теплоходы, которые, как нам становилось известно почти тотчас же, почти все были потоплены при бомбежке вражеской авиацией. Так мы оказались в оккупации, но еще до прихода немцев в Ялту, неожиданно дома появился отец. Он рассказал, что их, заключенных, использовали на строительстве оборонительных рубежей. При отступлении повели колонной, но налетели фашистские самолеты, стали бомбить, и они разбежались, кто куда.
Вернувшись, отец связался с ялтинским подпольем и через Виктора Александровича Жукова передавал интересующие партизан сведения о численности оккупантов, их вооруженности и т.д. Я помогал отцу. А было это так. Работы не было, а кормиться как-то было надо, и отец, как и многие другие, вырезал из кости крымские сувениры и ходил вместе со мной в расположение частей гитлеровцев и продавал их, вернее, обменивал на продукты. Пока он торговал, я смотрел и считал танки, машины, пулеметы
и так далее. Жизнь была тяжелая, трудная, голодная, перебивались, кто как мог. Мне частенько с другими ребятами приходилось ходить к румынам, итальянцам, немцам и воровать овес из кормушек лошадей. Из этого овса варили дома кашу.
Когда наши спустили десант, всех мужчин, в том числе моего отца и Жукова, забрали и отправили в концлагерь под Симферополь, в так называемый "картофельный городок". И вновь случай помог отцу и Жукову – им удалось бежать оттуда и до прихода наших они прятались в горах.
В этот период - перед освобождением - Ялту часто бомбили с моря.
По городу били наши военные корабли. И хотя мы наравне с оккупантами подвергались опасности, но радовались, что Красная Армия бьет врагов.
В одну из бомбежек был разбит наш дом, и нам пришлось перебираться в другое помещение.
В начале 1944 года гитлеровцы начали бежать из Крыма, бросая технику, госпитали. Сбегались в Севастополь, и в один прекрасный день в Ялте наступила тишина, город будто вымер, а наутро в нее вступили наши войска. Радости не было предела - мы победили. Вернулся отец. Вскоре брату пришла повестка - он отправился воевать в Севастополь. А потом пришла повестка и отцу, которому было тогда 43 года, но ему не пришлось идти в армию.
Отлично помню день, когда пришла ему повестка, вечер, ночь и утро. Мать собирает отца на фронт, утром в 7 часов ему идти. Я кручусь возле, слушая отцовские наставления - еще бы, я, тринадцатилетний, остаюсь с двумя женщинами за главу в семье. Заснули поздно, вдруг в 5 часов утра - страшный стук в дверь. Открываем: стоят солдаты с автоматами и офицер. Спрашивают:
- Кто здесь живет?
- Караимы.
- Собирайтесь. Вас выселяют как врагов народа.
- Как - врагов? - удивляется отец. - Мой сын воюет в Севастополе, я через два часа должен явиться по повестке... Вот!
Но офицер в клочья рвет повестку отца и кричит, чтобы мы через 10 минут были готовы в дорогу. "Иначе погоним, как собак!" - пригрозил он.
Что можно было собрать за 10 минут?
Оделись по погоде - стоял июнь 1944 года. Я поехал в коротких дет-ских штанишках, летней рубашке и летнем пиджачке. Мать, бабушка и отец - в летнем. С собой взяли по смене белья и еду, какая была.
Вышли во двор, а там - соседи, плач, крики, стоны. Старики, женщины, дети. Расстерянные, испуганные. Караимы, армяне, болгары, греки... Татар вывезли весной, теперь пришел наш черед. Со двора нас всех согнали в городской сад, где театр имени Чехова, окружили плотной стеной солдат. Они не пускали ни за водой, ни в туалет. Все в панике, а людей со всех сторон ведут и ведут. Я никак не мог понять, что происходит: чего только
не пришлось перетерпеть от немцев, но ведь это наши, родные?
Подали открытые грузовые машины, приказали людям садиться.
Стали садиться - люди тянут с собой узлы, чемоданы, а солдаты вырывают их из рук, откидывают в сторону, а людей пинками и прикладами торопят сесть в машину. Наконец, всех погрузили и повезли. Как мне потом сказали, нас везли через Ай-Петри коротким путем на станцию Сирень. Везли ночью, было очень холодно, укрыться нечем. Женщины плакали, дети начали кашлять. Все время хотелось есть и пить.
На станции нас подвезли к товарному эшелону, раскрыли двери-ворота вагона и приказали садиться. В вагоне пусто - сесть не на что, стояли. Окна были забиты, потом задвинули двери, щелкнула снаружи щеколда и нас повезли.
Сели прямо на пол - кто где стоял. Куда везут, зачем, почему - никто не знал. Ехали много суток - днем наш эшелон, как правило, стоял в тупике какой-нибудь станции, один-два мужчины из вагона под конвоем шли на станцию, брали там ведро-два горячей воды и возвращались. Хорошо, если им удавалось увидеть название станции, разговаривать с людьми не разре-шалось под страхом расстрела. Ночью нас везли. Люди в вагоне начали болеть, умер один старик, умирала женщина, но доехала. Если на станциях рядом оказывались люди, им говорили, что везут предателей родины, и в нас швыряли камнями, палками, кричали проклятия.
Ехали много дней. Каким-то образом узнали, что нас везут в Сибирь
на поселение. Ночью на какой-то станции остановились, двери распахнулись и нам сказали: "Все, ваша дорога кончилась, вылезайте!
Вылезли, нас построили в колонну и погнали к реке, там нас уже
ждали баржи - на таких возят песок, гравий и прочие грузы. Велели садиться на баржи и повезли уже по реке. Часть оставили, сказали, что их повезут в другую сторону. Делили людей, как стадо, разъединяли семьи, не слушали ни просьб, ни плача.
Плыли несколько дней - без еды, без воды. Потом я узнал, что плыли мы сначала по реке Белой, потом по ее притоку Уфимке и приплыли в посе-лок Красный Ключ, это почти 200 километров от Уфы. В поселке находился лесхоз, лесопилка, бумажная фабрика. Поселили нас в бараке, который осве-щался днем и ночью. Люди стали работать на лесоповале, лесопилке, я пошел в школу. Но на "предателей родины" в поселке смотрели очень плохо, в школе меня начали травить, оскорблять, бить, пришлось мне бросить школу, так я пропустил учебный год. Родители еженедельно ходили отмечаться в спецкомендатуру.
Оказалось, что у отца моего, бухгалтера, дефицитная профессия. Его командировали в Уфу с отчетом и там он договорился о работе на кирпичном заводе. День Победы мы встретили в Красном Ключе - мы особенно радовались, считая, что теперь вспомнят о нас, исправят ошибку. Верили, ждали, питались иллюзиями...
В августе 1946 года удалось перебраться в Уфу. Вскоре и в наш дом пришла радость - отозвался брат и в 1947 году приехал к нам в отпуск. Он воевал до Победы, а после его оставили в морской пехоте в Севастополе. Он рассказал нам, что, узнав о нашем выселении, подал рапорт командова-нию о том, что он караим и семью его выслали. Он просит демобилизовать его и воссоединить с семьей. На его глазах так поступали с бойцами греческой, татарской национальности. Но его вызвали и сказали, что караимы не подлежат выселению, произошла ошибка, с вашей семьей разберутся, а вы служите дальше.
От нас брат поехал в Москву с ходатайством о нашем освобождении. Он прослужил на флоте до 1950 года, а нас освободили из-под спецучета и сняли ограничения в 1951 году.
Отец и мать, конечно, обрадовались, что больше не надо ходить отме-чаться в спецкомендатуру, что теперь можно ездить свободно, но почему-то побоялись возвращаться в Крым. Почему - не знаю. Возможно, в приказе об освобождении были ограничения. Так мы и остались в Уфе, здесь я похоро-нил сначала мать, потом отца...
Нас, караимов, очень мало, всего 2800 человек. Это не народ, не нация, не национальность - этническая группа. Но как бы мы не назывались по-научному, мы остаемся людьми, и нам дорог родной язык, утраченный, можно сказать, совсем, наши традиции, уже почти забытые... Родина, наконец. Я с детства мечтаю вернуться в Крым, но дорога туда мне практически закрыта. Мне хочется общаться с караимами, которые в виду своей малочисленности почти все между собой родственники. Но в Крыму
их живет 900 человек, 400 в Литве, в Тракае, остальные разбросаны в результате "ошибочной" депортации на Урале, в Башкирии, в Сибири.
Кто - где. Без вины и без Указа с нами расправились...
На моих глазах 15 ялтинских семей караимов вымерли полностью.
Уфа, 1990
* * *
По Постановлению Государственного Комитета Обороны от 31 августа 1944 г., № 6279, из Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан
было выселено:
46 516 турок
8694 курдов
1385 хемшидов
29 505 представителей других национальностей, не входивших в список специально выселяемых по государственному заданию.
Частичному выселению подлежали курды из Армении.
Всего из Закавказья было выселено турок, курдов и других народов
около 100 тысяч.
История СССР. 1989. № 6
* * *
По данным Управления общего снабжения ГУЛАГа, на довольствии
в местах заключения состояло без малого 16 миллионов - по числу пайкодач в первые послевоенные годы.
Антон АНТОНОВ-ОВСЕЕНКО.
Противостояние
Литературная газета. 1991. 3 апреля
* * *
В 1948 -1953 годы из Армении насильственно выселены около
100 000 азербайджанцев. Более половины из них погибли во
время депортации от эпидемических заболеваний и голода.
Из Архива газеты "Азербайджан" (Баку).
Публикация В.РЗАЕВА
Олжас СУЛЕЙМЕНОВ
Из беседы с поэтом
- Когда я в Алма-Ате пятидесятых годов учился в школе, нас знакомили с прошлым Греции, Рима, Западной Европы, Америки и, конечно, России. Но из истории казахов - ни одного имени, ни одного события. Кстати, не только школьников, но и историков отучили от своей истории, от своих предков. Помню, когда я, работая над книгой "Аз и Я", исследовал архивные документы в алма-атинской академической библиотеке, то отыскал удивительные первоисточники на запыленных полках хранилища. И что меня потрясло - страницы многих из них пришлось разрезать обыкновенной расческой, которая оказалась в кармане, не знал, что надо запастись костяным ножом. Я был первым, кто прочитал драгоценные страницы о прошлом...
Удивляюсь и огорчаюсь тому, что у нас нет Музея древнетюркского рунического письма, памятники которого обнаруживаются на громадных просторах от Монголии и Китая до Венгрии, но до сих пор еще не собраны под одной крышей... Ведь речь идет об одной из древнейших мировых письменностей, незаслуженно обойденной вниманием, которого она достойна... Если шедевры рунического письма исчезнут - потомки нам не простят. Да и мы сами себе.
Связи нашего сознания с прошлым искусственно пресекались. А ведь это кровеносные сосуды истории и прерывать их нельзя без ущерба для общественного и национального развития. Сейчас газеты и журналы свели острые лучи своих "прожекторов" на тридцатых годах. Это десятилетие далеко не полно представлено в нашем сознании, хотя оно является ключевым для понимания всего семидесятилетия.
В музейных экспозициях о 30-х мы видим только победы. Пока еще нет в них фото и прочих документов о насильственной коллективизации, голоде, репрессиях, которые бы диалектически дополнили картины первых пятилеток. Кто знает, что в конце 20-х годов казахов проживало на тер-ритории республики более шести миллионов? А после коллективизации осталось около трех! Возможно, и немного жертв в масштабах всей страны, но для нас это половина нации. Уничтожение происходило безо всякой огласки. Но со всеми признаками геноцида, организованного ретивыми чиновниками. Мы не проводим ежегодных дней памяти жертв геноцида. Такие дни не проводятся ни в России, ни на Украине, ни в Белоруссии - между тем как все народы испытывали ужасы истребления. Молчать безнравственно, как и спекулировать на этой теме. Необходимо сообща выработать строгий тактичный подход, чтобы народы не начали сорев-новаться мерами слез и страданий. Иначе - порочный круг. Искалечим сознание будущих поколений, воспитаем в душах огонь ненависти...
... Историю любого народа надо рассматривать в контексте общечеловеческой истории, а не расхожих и часто услужливо предлагаемых мифов, не отвергая с ходу самые на первый поверхностный взгляд невероятные параллели. Ни один язык не упал готовым с неба. Каждый - результат бесконечных взаимосвязей с другими. И чем богаче язык, тем больше у него было контактов.
Возвращение исторической правды не акция-однодневка, а процесс... Сиюминутной акции легче соответствовать, а тут каждый новый день раскрывает новые драматические страницы. Давайте, например, взглянем: как формировалась интеллигенция в наших республиках? В 1930-е годы в срочном приказном порядке отменялись прежние алфавиты у народов Советского Востока, никто не спрашивал желания народа, не была проведена соответствующая научная подготовка. Первые классы начальной школы писали традиционным арабским шрифтом, в третьем классе переучивались на латиницу, а заканчивали школу кириллицей. Все письменное наследие было забыто. При этом книги, ценнейшие рукописи по различным отраслям знаний и особенно по истории, написанные в средние века, сжигались. У кого находили старинные книги - арестовывали как неблагонадежного, политического диверсанта, носителя вируса буржуазного национализма. Насильственное изменение алфавита не коснулось на Советском Востоке лишь грузин и армян. В ареал алфавитной кампании были повлечены и молдаване, которые прежде пользовались латиницей. Таким образом, последующие поколения казахов, узбеков, азербайджанцев, таджиков, туркмен, татар, киргизов, кумыков, балкарцев, башкир, карачаевцев, каракалпаков оказались отрезаны от своего прошлого, от своей древней культуры. Навязывались совершенно чуждые этим народам концепции их истории, которые во многом не изжиты и сегодня...
Ныне патриотизм как забота о национальных ценностях наконец-то признается естественным правом каждого народа. Однако эгоизм иных патриотов способен профанировать демократию, превратив гласность в кликушество.
Самосознанием невозможно наделить сверху и сразу. Оно вырабатывается сложно и долго. И после десятилетий, а для некоторых народов
и столетий исторической немоты выкрики естественны. Голоса еще не распеты, но мы должны выговорить весь алфавит самосознания до буквы "Я", превращая хаотический ор в демократическое бельканто.
"Голоса еще не распеты"
Советский музей. 1989. № 3.
Мурад АДЖИЕВ
"ИЗ РОДА ПОЛОВЕЦКОГО"
Очерк
"В кумыкских песнях отражается нравственный облик кумыка -рассудительного и наблюдательного, со строгим понятием о чести и верности данному слову, отзывчивого к чужому горю, любящего свой край, склонного к созерцанию и философским размышлениям, но умеющего повеселиться с товарищами. Как народ более культурный кумыки всегда пользовались большим влиянием на соседние племена".
Так писали о кумыках в XIX веке. Значит, такими они и были. А мы? Достойны ли мы, нынешние кумыки, этих слов? Вровень ли идем со своими предками? Увы. Сегодня эти приятные слова к кумыкам не относятся, настолько искалечен теперь наш народ. Не поют уже песен в аулах, давно не поют. От традиций ничего не осталось, разве что "умение повеселиться"...
Если так пойдет и дальше, боюсь, скоро кумыки окончательно исчезнут. Пора уже, видимо, заводить "Красную книгу" народов СССР.
Это не громкие слова и не преувеличение. Жестокая реальность.
В отличие от других народов Дагестана кумыки всегда жили на равнине и в предгорьях. Ведь нашими предками были половцы. На середину ХШ века приходятся первые упоминания о кумыках как о народе Кавказа.
Много воды с той поры утекло в нашем Доне. Ныне кумыков насчитывается чуть более двухсот тысяч. А было - миллионы! Тьмы и тьмы.
В Дагестане уже не осталось ни одного кумыкского района, умирают целые поселения...
Идет массовое вытеснение кумыков из республики, изгнание с родных ныне земель...
Передо мной результаты первой российской переписи населения (1926 года. - Ред.-сост.). Тогда в стране проживало 196 народов. А сейчас осталось... никто даже не знает, сколько. Официально сообщается, что в СССР более ста различных наций и народностей. Простите, а куда же делись остальные? Речь же идет не о людях, которых правители расстреливали миллионами, а о целых народах, со своей богатейшей и неповторимой историей, культурой, традициями.
Впрочем, ответ на вопрос "куда делись?" можно проследить на драматической судьбе моего народа.
Тысячи горских семей сперва насильственно завозились из горных аулов и расселялись по Кумыкской равнине. Причем тавлу (так по-кумыкски называют жителей гор) выделяли лучшие земельные участки, по площади в несколько раз больше, чем были у потомственных жителей равнины. Переселенцам давали такие ссуды, которые местным и не снились...
В переселенческом колхозе имени Г.Цадасы, например, горцы получали участки по 40 соток и плюс под огород еще 20 соток, в то время как кумыкам более 7 соток земли выделять не положено. Почему? Никто не мог объяснить, все ссылались на какое-то постановление Совмина Дагестана.
Режим максимального благоприятствования за счет другого народа привел к тому, что на равнину с гор уже добровольно потянулись тысячи семей. Кумыкские поселения лишились своих пашен, пастбищ, садов,
быстро захирели. Закрываются кумыкские школы, уничтожаются культурные центры и памятники...
Вот пример по Хасавюртовскому району, бывшему когда-то "самым кумыкским" нашим этническим центром. Лишь четверть населения здесь теперь кумыки. Да и то значительная часть их - безработные и безземельные. В Аксае, например, уже овцу не прокормишь - негде. Там и в помине нет тучных отар, о которых упоминал Лермонтов.
Кстати, раньше в Хасавюртовском районе жили не только кумыки, но и русские, вернее, казаки. От казаков остались лишь названия сел Петровское, Петраковское и другие, а самих выселили. Были несколько немецких поселений, но немцев тоже выселили... Нет народа - нет проблем.
Я родился уже не в Аксае, откуда родом мои дедушка и прадедушка. Нас, как и тысячи других семей, выселили раньше, до моего рождения. Сейчас вроде насильственного выселения нет, но есть экономическое принуждение, которое ничуть не лучше принудительных методов, которые применялись в сталинско-бериевские времена, ибо итог один и тот же: постепенно исчезают, распыляются по миру целые народы...
Из-за насильственного передвижения горцев на равнину, а равнинных жителей - в горы и в другие места нарушаются традиционные виды профессий как у тех, так и у других, а в результате - ущерб экономике, всей природе. Рисоводство, например, которым занялись, вернее, принудили заняться не имевших к тому навыков горцев на равнине, привело к экологической катастрофе: погибли тысячи гектаров, всюду засоление почвы.
Загублены леса. И самое страшное - появилась пустыня с песками.
При этом поля в горах зарастают...
Землей изгоев сделали Кумыкскую равнину. Чем заслужил мой народ такое проклятие?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|