Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1: «Знакомство с фольклором».





Цель:познакомить детей с понятиями «фольклор», «устное народное творчество»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учеников с краткой историей фольклора;

- учить составлять связный рассказ по опорным словам;

- учить классифицировать русские народные произведения по разным признакам по разным признакам;

- изучить жанры фольклора.

Развивающие:

- развивать речь учащихся;

- расширять активный и пассивный словарный запас детей;

- развивать творческое и логическое мышление детей.

Воспитательные:

- формировать интерес детей к искусству фольклора;

- воспитывать умение вести себя в коллективе;

- воспитание усидчивости.

Ход занятия

Орг. Момент: приветствие, настраивание на урок.

Вступительная беседа:

Сегодня мы начнем знакомство с устным народным творчеством. Узнаем много нового и интересного. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Знакомство с фольклором».

Основная часть:

Для начала ответьте на вопрос:

- что вы знаете об устном творчестве?

- (прочтение небольшой сказки) Ребята, а что я Вам сейчас прочитал?

- Сказку, правильно. А кто её автор?

Как Вы мне совершенно верно сказали, автора у сказки нет. Вернее, его никогда не пишут. Потому что сказка – народная. Сочинил её народ. А все то, что придумал народ – это народное творчество.



Рассказ об устном народном творчестве:

УНТ возникло, когда еще не были придуманы буквы, не было письменности, а когда письменность появилась, никто серьезно к устному народному творчеству не относился, не записывал их.

А что может произойти с текстом, который передается устно? Что иногда бывает, когда вы учите наизусть или пересказываете текст? (изменения, свои вариации)

Следовательно, каждый новый человек - это не просто исполнитель, а соавтор. Но такое может происходить только с текстами УНТ, авторские произведения менять нельзя.

УНТ возникло в глубокой древности, когда люди не только не умели писать, но и понимали многое иначе, не так, как мы сейчас понимаем. УНТ - хранилище народной мудрости.

Устное народное творчество, родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, от одного поколения к другому, выражает мечту народа о радостном и творческом труде, о покорении природы, веру народа в победу добра, справедливости и неиссякаемую силу народных героев — защитников родной земли, надежду народа на лучшее и справедливое устройство мира. Народ шлифовал ранее созданные произведения, переделывал, дополнял, творил новые варианты одного и того же сюжета: сказки, пословицы, поговорки, загадки.



Произведения устного народного творчества, созданные в расчете на устное произнесение, помогают воссоздавать характерные черты русской народной речи, напевной и мелодичной. Вместе с тем пословицы и поговорки демонстрируют сжатость и мудрость народной речи, что также полезно учесть при изучении этого раздела. Устное народное творчество — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического воспитания.

- Что нового вы узнали из моего рассказа об устном народном творчестве?

Выступление преподавателя:

(исполнение русской народной песни «Волга-река»)

- Скажите, а что вы почувствовали, когда слушали эту песню?

Данная песня является свадебной. Такие песни пели во время свадебных обрядов, когда приглашали на гуляние гостей.

Подведение итогов.

-О чем мы узнали сегодня на занятии?

 

Тема 2-3: «Колыбельные»

Цели занятия:

- дать ученикам представление о колыбельных песнях;

- разучить со школьниками 2 колыбельные.

 

Материал для занятия:

· Распечатки с текстом колыбельных на каждого ребенка

· Нотное приложение по теме «Колыбельные»

· кукла

· запись колыбельных

 

Ход занятия

Организационная часть

Преподаватель предлагает детям послушать колыбельную.



(обсуждение после прослушивания)

- Ребята, а скажите, что мы с Вами сейчас прослушали?

- О них мы сегодня и поговорим. Тема занятия «Колыбельные»

Рассказ о колыбельных.

Что такое колыбельные? Для каждого из нас – это определенные песни, которые поются матерью перед сном своему ребенку для того, чтобы он быстрее уснул. Но задумывались ли мы о том, о чем поет мать? Какие образы, картины рисует она своему младенцу? Только ли тема сна встречается в колыбельных? Наши пра-прабабушки пели эти песни, отчетливо понимая смысл, заложенный в словах. Мы же напеваем любимые колыбельные даже не догадываясь о возможностях этих, казалось бы, простых песен.

Если рассмотреть дошедшие до нас народные тексты колыбельных, то можно выделить несколько общих тем:

1. Окружающий мир ребенка: сама его колыбелька, явления природы, звери как домашние, так и дикие.

2. Семья: состав, домашние обязанности каждого члена семьи.

3. Песни о будущем ребенка: род деятельности, пожелания родителей тех или иных качеств характера у ребенка, счастливой судьбы.

 

Так же в колыбельных песнях есть определенные слова, образы, которые встречаются чаще других: запев «Люли - люли», различные птицы и кот.

Практическая часть

Сейчас мы с Вами будем разучивать колыбельную (раздать детям распечатки из нотного пособия).

 

(Сначала разучиваем слова, затем отстукиваем в ладоши ритм. После этого под аккомпанемент поем. Учитель поет вместе с учениками. Колыбельная учится до тех пор, пока все ребята не запомнили мелодию )

Заключительная часть

В конце занятия провести подвижную игру «Ручеек».

Игру эту знали и любили еще наши прабабушки, и дошла она до нас почти в неизменном виде. Здесь нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым, эта игра иного рода - эмоционального, она создает веселое и жизнерадостное настроение. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Тема 4-5 : «Русские обряды. Масленица»

Цели занятия:

- познакомить детей с традиционными обрядами масленичных гуляний.

- разучить с детьми народные песни, посвященные празднику масленицы.

- развивать у детей актерские способности и умение работать в коллективе.

 

Материал для занятия:

· Чучело масленицы (макет)

· Иллюстрации масленичных гуляний

· Аудиоматериал

· Распечатки текста масленичной песни

Ход занятия

  1. Организационная часть

- Все мы с Вами любим праздники. А на Руси их было много. А про какой зимний праздник мы с Вами поговорим сегодня? Дам Вам подсказку: праздник длился целую неделю, во время него все ели блины и веселились, а в последний день праздничной недели сжигали чучело. Что это за праздник?

(Масленица)

- Правильно. А что Вы знаете про этот праздник? (ответы детей)

- А теперь я немного расскажу Вам о празднике Масленицы.

 

Рассказ о Масленице.

По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений . В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».

В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен:

«Масленица годовая, Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает.

У ней кони вороные, Слуги молодые.»

(исполнение преподавателя)

Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.

Практическая часть

Преподаватель предлагает детям разучить спетую им масленичную песню. Ученикам раздается текст песни и они с преподавателем его разучивают. Затем поют вместе с фортепьяно. Учат до тех пор, пока не выучат мелодию.

Заключительная часть.

Преподаватель вместе с детьми обсуждает занятие и вспоминает колыбельную, которую разучивали на прошлом занятии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.