Сделай Сам Свою Работу на 5

По Б. Хеллингеру, «Порядки помощи».





 

3.5. Помощь как компенсация.

Люди в своих взаимоотношениях зависят от помощи других людей. Только благодаря помощи других людей мы можем развиваться. Вместе с тем, мы также не можем не помогать сами. Человек, который не может помочь никому, который никому не нужен, одинок и слаб. Таким образом, наша помощь нужна не только другим людям, но и нам самим. Помогая другим людям, мы развиваемся сами на всех уровнях:

 

  • Физическом
  • Эмоциональном
  • Интеллектуальном
  • Творческом
  • Личностном
  • Профессиональном
  • Корпоративном
  • Карьерном
  • Социальном
  • Финансовом
  • Политическом
  • Глобальном

 

Обычно помощь бывает взаимной, например, помощь партнеров друг другу.

 

Помощь подчиняется потребности в уравновешивании. Получив от другого человека то, что мы хотим, что нам необходимо, мы стремимся отдать ему что-то взамен и таким естественным образом уравновесить полученное.

 

Часто уравновешивание возможно только в рамках определенных границ. Например, по отношению к нашим родителям. То, что нам подарили наши родители – Жизнь, - слишком велико, чтобы мы могли отдать им взамен что-то равноценное. Поэтому нам остается только признавать полученные от родителей бесценные дары и благодарить их от всего сердца.



 

Уравновесить полученное от родителей и получить связанное с таким уравновешиванием облегчение нашей личной совести мы можем, только передавая полученное другим. Например, даря Жизнь нашим детям.

 

Или же мы можем отчасти уравновесить полученное от наших родителей, отдавая какую-то часть своих сил, времени, стараний, ресурсов другим людям, о которых мы заботимся и кого решили опекать, а также отдавая часть своих сил, свою любовь, внимание и энергию нашим проектам, бизнесу, обществу.

 

Профессиональному помощнику важно понимать, что отношения взаимообмена «получать - отдавать» строятся на двух уровнях:

 

1. Между равными. Такие взаимоотношения обмена «получать - отдавать» могут долго оставаться на одном и том же уровне, сохраняя таким образом потребность в компенсации – а значит, и саму потребность в данных взаимоотношениях. Это всевозможные варианты партнерства в семье, в бизнесе, в общественных отношениях.



 

2. Между неравными. Это обмен между тем, кто может что-то дать и тем, кто очевидно нуждается в том, чтобы именно это получить. Например, это родители и дети, а также это помощники и их клиенты.

 

Именно в этом случае отношения взаимообмена «получать - отдавать» подобны течению реки. И это течение несет то, что попало в ту реку. Такие взаимоотношения больше, они направлены в будущее.

 

Такие взаимоотношения обмена представляют собою пример истинного саморазвития и самореализации людей в разнообразных ситуациях и проектах любви, дружбы, сотрудничества, взаимного развития. Профессиональная помощь как вариант взаимоотношений неравных участников обмена «получать - отдавать», как и в ситуации детско-родительской любви, явно приумножает подаренное. При этом и родители, и профессиональные помощники являются частью чего-то большего, более богатого, более продолжительного – того, что идет вперед и продолжает Жизнь благодаря такому вот растущему взаимообмену «получать - отдавать».

 

 

3.6. Истинная профессиональная помощь.

 

Такая помощь предполагает, что и помощник изначально и сам получал и брал, принимал помощь от других людей. Только в этом случае у человека возникает потребность и сила помогать другим людям. Несмотря на то, что эта помощь требует многого от самого помощника.

 

Одновременно с этим помощнику очень важно быть уверенным в том, что тот, кому он хочет, может и готов помочь, нуждался именно в такой помощи и хотел ее получить.

 

Только такая помощь объединяет. И в этом можно видеть доказательство ее истинности, ее пользы, ее качества подлинно духовной связи, которая объединяет нас в одно целое. Иначе истинная помощь невозможна.



 

Псевдопомощь есть насилие, явное или скрытое. Насилие всегда разъединяет людей, поколения, народы, их историю и судьбы вместо того, чтобы всё объединять.

По Б. Хеллингеру, «Порядки помощи».

3.7. Четыре заповеди профессионального помощника.

 

  1. Делай в отношении других людей и отдавай им лишь то, что ты и сам желаешь получать от них. Делай только то, что ты сам желаешь получать конкретно от данного твоего визави, в данном акте взаимодействия «с ним, здесь и сейчас». А также делай для других и отдавай им то, что ты вообще хочешь получать от людей в свой адрес, везде и всегда.

 

  1. Не делай в отношении других людей и не давай им ничего такого, что ты и сам не желаешь получать от них. Ни того, что не желаешь получить конкретно от данного твоего визави, в данном акте взаимодействия «с ним, здесь и сейчас». Ни того, что ты вообще не хочешь получать от людей в свой адрес, нигде и никогда.

 

  1. Подлинно нравственным и глубоко духовным является всё то, что объединяет людей и таким образом служит развитию.

 

  1. Безусловно безнравственным и бездуховным является всё то, что служит разъединению, разобщению людей и таким образом противодействует развитию.

3.8. Изначальная картина профессиональной помощи.

 

Изначальная картина помощи представляет собою отношения между родителями и детьми. И прежде всего, между матерью и ребенком. Родители дают – дети берут. Родители - большие, они в положении тотального превосходства, они во всех отношениях «богаты». Дети – маленькие, они нуждаются, они «бедны». Но поскольку родителя и дети связаны между собою глубочайшей любовью, взаимообмен «отдавать - получать» между ними практически не имеет границ. Дети ждут от своих родителей всего, что только можно себе представить. Родители готовы дать своим детям практически всё. В отношениях между родителями и детьми ожидания детей получать и готовность родителей отдавать необходимы до тех пор, пока дети маленькие, а потому – оправданы.

 

С возрастом родители устанавливают своим детям определенные границы, с которыми дети сталкиваются в процессе своего роста и развития. Дети взрослеют именно благодаря таким границам, пределам во взаимообмене «получать - отдавать» со своими родителями.
Родители именно тогда действительно хороши, когда не только отдают своим детям то, что те ожидают и в чем нуждаются, но также и требуют от своих детей того, что в конечном итоге подготавливает детей к взрослой жизни.

 

Многие дети (даже будучи уже взрослыми людьми) остаются в обиде на своих родителей за какие-либо выставленные теми ограничения, запреты и границы. В этой ситуации – быть обиженным на своих родителей, - такой человек получает огромные выгоды. Ведь, выбирая обижаться, тем самым он так выражает свое стремление сохранить свою изначальную зависимость от родителей, свою слабую детскую позицию в отношении их, а также и вообще в своей Жизни. Помощнику стоит хорошо разобраться в этом вопросе!

 

Но родители, в обычной жизни, часто вовремя отходят в сторону и таким образом перестают «оправдывать ожидания» своих подрастающих детей. Тем самым помогая детям научиться освобождаться от зависимости и шаг за шагом учиться действовать самостоятельно и ответственно. Так дети учатся занимать свое место в мире взрослых. Так они превращаются из берущих в дающих.

 

Воспитание, просвещение, образование, помощь – всё суть содействие нашему взрослению.

По Б. Хеллингеру, «Порядки помощи».

3.9. Порядки профессиональной помощи.

Первый порядок помощи.

 

Истинная помощь возможна, если полностью оба соблюдают порядок №1. Профессиональный помощник отдает клиенту лишь то, что имеет или умеет сам. Желая, умея и осознанно намереваясь именно это отдать именно этому клиенту. А клиент ожидает от своего помощника только того, что хочет, может и готов принять и в чем действительно, очевидно нуждается.

 

В чем проявляет себя первый «непорядок» в помощи?

Помощник хочет дать то, чего не имеет сам.

Клиент принимает то, в чем не нуждается.

Клиент требует от помощника того, что тот дать не может, т.к. не обладает этим сам.

Помощник отдает или делает то, что не вправе отдавать или делать для клиента, за клиента, вместе с клиентом. Потому что отдавая это или делая это, помощник тем самым отнимает нечто у клиента. Нечто такое, с чем клиент в состоянии справится самостоятельно или должен и может (но не хочет и потому не готов сейчас) сделать сам.

 

Ваши примеры, мысли, образы, идеи для саморазвития:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Таким образом, взаимообмен «получать - отдавать» имеет свои пределы. Искусство, мастерство помощника состоит в том, чтобы признавать такие границы и уважать их. Такая помощь подлинна, скромна и смиренна.

 

Подлинная помощь зачастую выглядит как отказ от «помощи» ввиду ожидания и сочувствия клиенту. Ввиду искреннего приветствия помощником подлинного саморазвития клиента взамен пестования его невежества, несерьезности его позиции, безответственности, капризов, сопротивления процессу взросления и осознанности.

 

3.9.2. Второй порядок помощи.

 

Истинная помощь возможна, если полностью оба соблюдают порядок №2. Профессиональная помощь служит выживанию, развитию, росту, самореализации клиента и всех тех социальных систем, частью которых он является. Выживание, развитие, рост и самореализация зависят от особых обстоятельств, внешних и внутренних. Многие из внешних обстоятельств заданы заранее. Некоторые из них невозможно изменить.

Ваши примеры, мысли, образы, идеи для саморазвития:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Если помощник оставляет такие обстоятельства без внимания, самонадеянно или высокомерно не учитывая их, либо не желает признавать их, его так называемая «помощь» заведомо обречена на провал.

 

Это же самое может относиться и к обстоятельствам внутреннего характера. К таким обстоятельствам относятся, например, особые личные задачи, переплетения с судьбами других людей из окружения. А также так называемая «слепая неосознанная детская любовь», которая под влиянием личной совести человека связана с детским же магическим мышлением.

 

Некоторым «помощникам» судьба их клиентов кажется слишком тяжелой. Такие псевдопомощники сами не в состоянии выдерживать того, чтобы просто смотреть на это и соглашаться с тем в судьбе и в Жизни клиента, что невозможно изменить. И тогда такие «помощники» хотят изменить это «тяжелое» для них. Но часто это намерение возникает не потому, что клиент нуждается в этом (см. порядок №1), но потому, что это тяжело вынести самому «помощнику». Если клиент в подобном случает все-таки позволяет себе «помочь», то не столько потому, что нуждается в такой «помощи», а потому, что хочет помочь самому «помощнику».

 

Ваши примеры, мысли, образы, идеи для саморазвития:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Таким образом, профессионализм помощника в том, в соответствии со вторым порядком помощи, чтобы доверять обстоятельствам непреодолимой силы в Жизни и судьбе клиента и поддерживать его, вмешиваясь и участвуя лишь настолько, насколько позволяют эти обстоятельства. Такая помощь очень сдержанна. Однако в ней есть сила.

 

 

3.9.3. Третий порядок помощи.

 

Истинная помощь возможна, если полностью оба соблюдают порядок №3. Профессиональный помощник выступает в позиции взрослого по отношению к своему клиенту как взрослому.

Часто помощники рискуют стать заложниками переноса и контр-переноса «родитель - ребенок» и тем самым затруднить клиенту процесс отрыва как от собственных родителей, так и от самого помощника.

 

Отношения переноса «родитель - ребенок» препятствуют также личностному и профессиональному развития самого помощника. Стремление помощника к превосходящей позиции «большого, умного, всемогущего», желание занять и прочно, долго удерживать ее – это, по сути, отказ занят свое правильное место среди взрослых и среди равных.

Когда помощник встречает в поведении клиента явное желание навязать ему роль родителя, он выбирает, осознанно или нет: пойти на это или пресечь такие попытки. «Непорядок №3» в данном случает заключается в том, что псевдопомощник позволяет своему клиенту предъявлять к себе претензии и ожидания. По своему характеру это претензии и ожидания ребенка по отношению к родителям. И такой псевдопомощник обращается с клиентом как с ребенком и тем самым лишает своего клиента того, за что тот сам может и должен нести ответственность (но не хочет!). Часто такое происходит, когда помощник очень сильно (по-детски!) желает понравиться своему клиенту и оправдать многие его ожидания. Что происходит, когда такой «помощник» начинает-таки эти ожидания оправдывать?

 

«Помощник» и его клиент вступают в продолжительные отношения. И к чему же они приводят? «Помощник оказывается в положении родителей клиента. Это то положение, в которое такой «помощник» нелепо ставит сам себя, следуя своему собственному неуёмному, непреодолимому детскому желанию «понравиться и найти родительскую любовь и одобрение, право на место в Жизни». Называя это на «взрослом» языке «желанием помочь». Но здесь лукавство!

Такой «помощник» вынужден шаг за шагом, работая со своим клиентом и помогая тому в чем-либо обучаться и «развиваться», ставить перед ним границы, как уроки и тренировки самой Жизни – подобно тому, как это делают все родители в отношении своих маленьких детей!

 

И ставя такие границы перед своим клиентом, находясь в позиции родителя, тем самым такой «помощник» разочаровывает того, кто ищет настоящей помощи: своего клиента. Клиент такого «помощника», в свою очередь, начинает испытывать к нему чувства, сходные с чувствами к своим родителям.

 

Тот «помощник», кто встал на позиции родителей клиента и возомнил себя лучшим родителем для клиента по сравнению с его настоящими родителями, со временем становится для клиента тем же, что и его собственные родители.

 

Таким образом, позиция помощника в рамках отношений переноса «родитель - ребенок» является куда более дерзкой, самонадеянной и бесперспективной, нежели позиция уважительного и твердого пресечения попыток клиента навязать себе роль родителей во взаимоотношениях помощник – клиент.

 

Ключами для глубокого осознания, гарантией сохранности и саморазвития для профессионального помощника в данном случае будут являться 7 вещей.

 

  1. Уважение к своим родителям, согласие с ними с такими, какие они есть и с их судьбами.
  2. Согласие с самим собою как с их ребенком, кто телесно, эмоционально, духовно объединяет своих родителей навечно в единое существо, которое является воплощением своих родителей и частью большего Целого, признавая свою роль берущего от родителей Жизнь по полной цене и начало своей судьбы, как есть.
  3. Искренняя и глубочайшая благодарность своим родителям за все их Дары.
  4. Согласие со своей ролью дающего во взрослом состоянии - передавать своё воплощение дальше своим детям и обществу как свои Дары.
  5. Искренняя и глубочайшая благодарность своим родителям за все их Дары.
  6. Уважение к родителям клиента и согласие с ними с такими, какие они есть.
  7. Уважение к клиенту и согласие с ним, каков он есть как воплощение своих родителей и с его судьбой, как она есть.
  8. Глубочайшая благодарность большему Целому за то многообразие и единство во взаимосвязи и взаимозависимости всего со всем в Мире.

 

Ваши примеры, мысли, образы, идеи для саморазвития:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

 

3.9.4. Четвертый порядок помощи.

 

Истинная помощь возможна, если полностью оба соблюдают порядок №4. Профессиональный помощник воспринимает клиента не как изолированную, отдельно взятую личность, а как часть его семьи и многих других социальных систем, к которым относится клиент как их часть.

 

Явная опасность восприятия клиента изолированно, отдельно от окружающих его социальных систем, состоит в легком, почти самопроизвольном установлении «родительско-детских» отношений переноса в паре «помощник - клиент».

 

Профессиональный помощник воспринимает своего клиента в меньшей степени лично, в большей – системно. Это порядок помощи №4.

 

В работе с клиентом речь никогда не идет о личных отношениях. Только о системных феноменах, о взаимосвязях и взаимовлиянии членов различных социальных систем друг на друга – в частности, и на конкретного клиента. Именно поэтому в фокусе внимания профессионального помощника всегда находятся мета-вопросы:

Как это связано с…? Как это влияет \ повлияет на…? Кто истинный заказчик этой темы?

 

Часто ключ к решению находится именно в окружении клиента. И чаще всего это люди, по каким-то причинам исключенные из поля внимания, уважения, признания и из круга общения клиента. Профессиональный помощник умеет отыскать своим вниманием именно этих людей, тем самым помогая своему клиенту приблизиться к нахождению действительно верного, системно правильного и освобождающего решения. А также помогая своему клиенту найти в себе силы, чтобы согласиться с таким решением.

 

 

3.9.5. Пятый порядок помощи.

 

Истинная помощь возможна, если полностью оба соблюдают порядок №5. Профессиональная помощь служит примирению, согласию и объединению того, что прежде было разъединено в системе клиента.

 

Помощь с прицелом на примирение и согласие – это такая помощь, когда помощник немедленно дает место в своем сердце именно тому человеку, на которого «жалуется» его клиент. Обращаясь к клиенту с просьбой «немедленно оставить в покое» того человека и повернуться «кругом», чтобы смотреть на самого себя и на то, что не так во взаимообмене и во взаимосвязи с «обидчиком».

 

Тем самым помощник защищает себя от соблазна взять на себя то, что клиент должен сделать сам: примириться, согласиться, отдать должное, начать уважать и т.п. Так помощник становится способен открыть свое сердце своему клиенту, который нуждается в его помощи: научиться примирению, согласию, любви, уважению, признанию. Таким образом, профессиональный помощник служит для своего клиента той самой правильной ролевой моделью, рядом с которой клиент способен обучиться важнейшим системным знаниям и социальным навыкам успешного сотрудничества.

 

Профессиональный помощник, открывая свое сердце всему окружению своего клиента и давая место в своем сердце всем, без исключения, оказывается способным стать как будто частью своего клиента. Будучи в согласии и в мире со своим окружением, помощник сможет быть в согласии и в мире с системой клиента.

 

Такая позиция надежно защищает, освобождает помощника от малейшего желания судить других, в том числе своего клиента или тех, о ком тот рассказывает. Ведь суждение в большинстве случаев означает «приговор» и связанное с этим моральное осуждение. Истинный помощник не судит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.