Психологический статус бойцов ОБП
Террор — новое понятие для русского языка. В словаре В.Даля нет этого слова вовсе. Однако понятие террор сегодня широко известно.
Террор — устрашение, подавление, прежде всего политических противников, насильственными мерами (преследованиями, запугиванием, убийствами и т.д.). Террор сегодня — постоянный фактор общественной жизни в истории людей.
Терроризм становится составной частью общественной жизни с XIX века. Тому примеров в истории не счесть. В XX веке терроризм проявляет себя в политических убийствах, в краже заложников, в разбойных нападениях, в провокациях межнациональных отношений, в ядерном и воздушном терроризме. Футурологи предсказывают в ближайшее время экологический терроризм.
Задача оперативно-боевых подразделений — противостоять терроризму. Бойцы ОБП должны быть профессионалами высокого класса. Их тщательно отбирают посредством изучения биографий, особенностей социализации в отрочестве и юности, особенностей ценностных ориентации и других параметров, характеризующих личность. Специально проводится изучение данных психофизиологической диагностики. Для того, чтобы стать бойцом ОБП, очень важно получить рекомендацию от лица, причастного к подразделению и несущего ответственность за свою рекомендацию.
Возраст начинающего бойца — с 21 до 30 лет. Вначале — статус кандидата по рекомендации. Только после проверки в экстремальных условиях кандидат становится бойцом подразделения.
В подразделение отбирают «поштучно» — ведь каждый боец должен быть универсалом в военном многоборье, в физическом, психическом и профессиональном плане. Боец должен быть не только крепким и выносливым, но и обладать высоким коэффициентом умственного развития и специальными способностями, разрешающими стратегические и тактические боевые проблемные ситуации. Профессиограмма бойца отражает целый ряд показателей, необходимых для успешного выполнения спецзаданий: способность к отчуждению в ситуации проведения конкретной акции,
агрессивность, стрессоустойчивость, психологическая переносимость, преданность подразделению, ответственность, товарищество и целый ряд других.
Профессия бойца—преодоление экстремальных ситуаций боя, преодоление страха смерти, успешное выполнение боевого задания. Здесь нельзя принимать опасности смерти, здесь нельзя расслабиться, почивать на лаврах успешно проведенной операции, выигрыша в схватке. Здесь смерть рядом каждое мгновение жизни, поэтому боец должен находиться в постоянно контролируемом чувстве мобилизационной готовности к бою с противником. Ликование по поводу ситуативной удачи, эйфория, принижение опасности смерти недопустимы.
Боец должен обладать способностью к боевой активности в стрессовых ситуациях, должен уметь действовать, преодолевая биологический и социально-психологический страх смерти.
Биологический страх смерти возникает на уровне психофизиологических реакций защитного врожденного рефлекса. Экстремальная ситуация провоцирует такого рода страх.
Социально-психологический страх смерти обусловлен рефлексивным отношением человека к жизни. Человеку свойственно с детских лет думать о конечности жизни, он обращается к самому себе с вечным вопросом: «В чем смысл жизни?» Разные культуры, конфессии, идеологии по-разному определяют отношение к конечности индивидуальной жизни человека, к необходимости в определенные моменты жертвовать своей жизнью. Человек, являясь частью конкретной культуры, выступает ее носителем. Поэтому в разных культурах разное ожидание отношения человека к жизни и смерти. Однако рефлексивное отношение к жизни человека любой культуры может привести к осознанию необходимости жертвовать собой. При этом, однако, в мироощущении человека должна присутствовать и иррациональная основа. Н. А. Бердяев писал: «Война всегда имеет иррациональные основы и предполагает покорность человека целям, стоящим выше его постижимых интересов. Воевать нельзя во имя рассудочных, утилитарных, слишком понятных и взвешенных целей. Безумно воевать во имя разумных целей, и в высшем смысле «умно» воевать лишь во имя целей безумных. Это основной парадокс психологии войны».
Подразделение «Альфа», оперативно-боевые подразделения правоохранительных органов и спецподразделения министерства обороны нуждаются в новых, более совершенных методах, содействующих выявлению и упражнению быстроты действия (мышечная реакция, мышечная память и др.), качества и вариативности мышления в проблемных ситуациях, эмоциональной саморегуляции.
Каждое самостоятельное подразделение имеет свой стиль, свою мифологию. Всегда в подразделении должны царствовать дисциплина и боеспособность, всегда должна быть круглосуточная готовность к смертельному бою. Война — профессия бойца. Выигрывать войну, которую ведет страна, — идеология бойца. Политика страны не является прямой заботой бойца. Он должен воевать там, куда Родина посылает.
Боец ОБП имеет право на частную жизнь: у него есть дом, жена, дети. Это возлагает на него, как на любого человека, ответственность морального, психологического и социального плана: он должен оставаться таким, как все гражданские люди. Он должен уметь жить в условиях обыденной жизни людей, жить заботами своей семьи.
Боец ОБП должен быть постоянно готов к выполнению своего долга. Его жизнь в двух измерениях (экстремальная боевая ситуация и обыденная жизнь в семье) депривирует его психику.
Психологический статус бойца ОБП неоднозначен по многим параметрам, но, прежде всего, в сфере ценностных ориентации, социальных табу и допущений.
Неоднозначность психологического статуса любого человека — явление обыденное. Человек, врастая в социальную жизнь, усваивает большое число норм и правил, которые сосуществуют в обществе, совпадая друг с другом, частично не совпадая и являясь полностью противоположными друг другу. В обыденной жизни моральные ожидания и проблемные ситуации решаются каждым отдельным человеком в зависимости от его внутренней позиции, нравственных убеждений, совести. Не всякий раз человек способен отследить соответствие своих ценностных ориентации социальному многообразию моральных ожиданий — ведь это огромная работа, которая подчас доступна лишь мыслителю с глубинными духовными ориентациями. Обыденный человек чаще всего дрейфует среди множественных противоречий социальных ожиданий. Но при этом душа его может быть спокойна — он не нарушает основных социальных заповедей или не придает своим отклонениям особого значения, прощая и оправдывая себя. На него работают выработанные в истории человечества механизмы психологической самозащиты.
Однако первая заповедь — «не убий» — занимает особое место в самосознании людей.
«Не убий» — это исконная заповедь человечества. Она замечена в природных (видовых) реакциях человека. Еще Ч.Дарвин в своих исследованиях эволюции разных видов животных указывал на врожденные запреты крайних форм внутривидовой агрессии. В истории человечества, между тем, возникли социальные разреше-
!
ния убийств и войн. Вначале это разрешение возникло, когда родовые предки осознали, что есть «свои» и «чужие» (см. самоназвания и названия соседних племен в родовых культурах), что есть «Они» и «Мы». В то же время история социальных отношений людей складывалась так, что любой, нарушивший родовое табу, мог быть наказан смертным приговором. Убийство в человеческой культуре имеет двойную валентность: это преступление нормативного поведения и это разрешение в контексте определенных обстоятельств.
Амбивалентность любого явления, если она не может быть отреагирована человеком на рефлекторном уровне, обычно сопряжена с негативной психической напряженностью, которая опустошает эмоциональную, волевую и когнитивную сферы человека.
Что касается бойца ОБП, то его профессиональная деятельность состоит в постоянном смертельном риске и в возможности (разрешении и обязанности) применить оружие против другого человека — врага. Амбивалентная нормативность в этом случае будет представлена во всех сферах его психики.
В любой культуре боец романтизируется как участник сражения за интересы отечества, как воин, сражающийся с врагом.
Боец спецподразделений—энтузиаст своего дела. От него требуют, как от бойца любых подразделений армии, при необходимости «совершить невозможное». Однако именно боец спецподразделения всегда должен быть готов совершать невозможное. Совершать невозможное — это способность преодолеть страх перед лицом смерти и адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях; это способность развить в себе профессиональные качества бойца, отвечая требованиям нормативности специальных медицинских и психологических комиссий. Совершать невозможное—значит восстанавливать самого себя до уровня психического статуса обыденного человека, делать все, от себя зависящее, чтобы психологически и поведенчески не стать по другую сторону по отношению к гражданскому населению, к своим родным и своей семье.
Боец спецподразделений по борьбе с терроризмом не должен быть отчуждаем от общества, так же как он сам не должен стать отчужденным, послушным и неприхотливым зверем.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|