Способы психологической реабилитации военнослужащих
Психологическая реабилитация — это система психологических, психолого-педагогических, социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса людей, получивших психическую травму.
Перечислим некоторые способы психологической реабилитации:
1) изоляция от другого личного состава лиц с острыми аффективно-шоковыми реакциями, в целях обеспечения их безопасности и устранения психологической индукции (заражения) и пани-
ки. Струя воды, одеяла — учесть, что связывание может причинить непоправимый вред, следить, чтобы не были пережаты сосуды; успокоение (валериана, боярышник, бром с пустырником), горячее питье;
2) терапия длительным сном;
3) когнитивная психотерапия — учесть состояние пострадав ших, испытывающих потребность в рассказе об обстоятельствах боевых действий, ЧП, наиболее страшных, тяжелых и значитель ных ситуаций, сцен и событий.
Должен быть активный расспрос, доброжелательное и внимательное выслушивание, «проговаривание» наиболее неприятных переживаний — при этом уменьшается аффективное напряжение («отреагирование», «выговаривание эмоции»), структурируются переживания, активизируется целенаправленная деятельность пострадавших, в результате достигается:
• изменение отношения к ситуации как к одной из возмож ных, уже происшедших, случившихся, ставших реальностью;
• релаксация;
• десенсибилизация (десенситизация—«обесчувствливание»), повышение порогов чувствительности к психогенному фактору;
• отреагирование;
• повторное погружение в психотравмирующую ситуацию, имплозия;
• эмоциональная поддержка;
• поиск позитивного смысла происшедшего;
• тактильный контакт с пострадавшим.
При этом целесообразно использовать:
• групповую психотерапию (преодоление чувства уникально сти травмы, изолированности, одиночества, совместный поиск но вого стиля жизни);
• рисунок психотравмирующей ситуации с последующим «ма гическим» уничтожением рисунка;
• «волшебные слова» для борьбы со страхом;
• создание мистических ситуаций;
• достроение страшных сновидений до конца, с более четким и оптимистичным концом;
• подстраивание под дыхание пострадавшего, пациента во время сильных переживаний, во время оказания помощи, во вре мя выведения из острой психогенной реакции;
• активное эмпатическое слушание, переспрашивание;
• усиление негативных чувств;
• введение цветовой и образной символики в процессе релак сации;
• обучение суггестивным, аутотренинговым приемам;
• создание системы магических слов и движений для устране ния приближающегося негативного состояния:
— «голубая небесная синева... дотянуться до нее... сделать глу бокий вдох этой синей небесной голубизны...»;
— «путешествие в приятные места».
Иногда целесообразно применять:
• методику парадоксальной интенции: ну что бояться этого состояния, придет-уйдет, давайте его сами вызовем...
Техника работы с болью пострадавшего должна предусматривать:
• вход в тактильный контакт;
• подстройка под его дыхание;
• опредмечивание боли, особенно в момент ее стихания;
• подавление модальности образа боли: «усилить его пред метность, цвет, тактильные особенности, увидеть неприятное в при ятном месте... взять в руки... выбросить... сломать... утопить»...;
• «прокачивание» дыхания через больной орган.
Таким образом, психологическая реабилитация является важным составным элементом психологической работы в современных условиях деятельности спецподразделений и войск. Такая работа обеспечивает поддержание необходимого состояния боеспособности военнослужащих, способствует предупреждению инвалидности, позволяет восстанавливать психическое равновесие людей, создает условия для адаптации воинов, получивших психические травмы.
ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА
Огневая подготовка в подразделениях антитеррористической направленности должна отвечать ряду специальных условий и требований, которые вытекают из характера задач, решаемых сотрудниками подразделения.
По сравнению с другими сотрудниками правоохранительных органов, для офицеров групп антитеррора вероятность огневого контакта и применения оружия является максимальной. От степени владения оружием зависят жизнь и здоровье заложников, самого сотрудника и членов группы.
Под степенью владения оружием понимается совокупность умений и навыков, которые включают в себя технические приемы стрельбы, тактику огневых контактов, оружейную культуру, психологическую готовность к безошибочному применению оружия и противостоянию стрессовой ситуации, связанной с ведением огневого контакта.
В этой части книги мы рассмотрим составляющие огневой подготовки сотрудников групп антитеррора с учетом их специальных задач, а также дополнительные материалы, необходимые при организации и проведении занятий командным и инструкторским составом подразделений.
В ходе работы над материалом учебника использовались материалы различных учебников, специальных статей, а также методические и практические проработки, применяемые в подготовке сотрудников Краснодарского регионального отдела специальных операций («А»).
Тактика
В результате успешного проведения операции мы часто можем спутать удачу с хорошей тактикой и продолжаем использовать неправильную тактику, потому что она раньше уже сработала. В действительности такая тактика окажется несостоятельной при активном и агрессивном сопротивлении подготовленного террориста.
Основной ошибкой в проведении занятий по огневой подготовке является то, что инструкторы делают максимальный упор на обучение сотрудников техническим приемам стрельбы, забывая при этом четко и точно разбирать, в каких ситуациях данные приемы принесут вред.
Например, применение методики «FLASH» в салоне автобуса или самолета может привести к поражению вторым выстрелом заложника.
При отработке тактических вариантов применения оружия следует учитывать три фактора антитеррористической акции: скорость — внезапность — простота.
Скорость реакции стрелка при огневом контакте играет двоякую роль. Излишняя торопливость при проведении действия или выстрела наверняка приведет к ошибке, т. к. мозг дает непроизвольную команду мышцам и они закрепощаются. Подобное состояние хорошо знакомо бойцам-рукопашникам. В то же время правильная тренировка стрелка позволяет достичь такого внутреннего состояния, при котором выстрел в стрессовой ситуации будет не только точным, но и быстрым. Разделить точность и быстроту при проведении операции по освобождению заложников невозможно, т. к. отклонение в любую сторону приведет к ущербу для заложников или сотрудников группы.
Когда речь идет о ситуациях с захватом заложников, вооруженным сопротивлением и применением насилия, главной заботой становится безопасность жертв. В такой операции арест и получение информации вторичны по отношению к наступательному характеру акции.
Нужно создавать ситуацию, которая дает возможность применить оружие внезапно для противника, без предупреждения.
Доказано, что действие быстрее ответной реакции, поэтому если террорист получит возможность стрелять в вас и сделает это быстро, то он, по всей вероятности, попадет.
Такая вероятность значительно возрастает при огневых контактах на малых дистанциях, например, в салоне автобуса.
Простота — тоже важный фактор.
Индивидуальные приемы владения оружием должны быть
просты и хорошо синхронизированы с остальными элементами специальной тактики.
Точность поражения цели, двигательная координация стрелка, скорость и внезапность огневого действия уменьшают вероятность эффективного противодействия террориста и риск поражения сотрудников группы или заложников.
Программа подготовки сотрудников подразделений антитеррора должна быть ориентирована прежде всего на ведение скоротечных огневых контактов, как основного вида вооруженной борьбы.
Сам предмет такого противоборства и выживания в нем требует более глубокого рассмотрения. Мы рассмотрим те положения, которые позволят выявить правильный подход к пониманию того, что именно нужно сотруднику знать и уметь и как этого умения добиться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|