Психологическое сопровождение сотрудников ОБП
Сложность оперативной обстановки в борьбе с терроризмом или иными экстремистскими проявлениями возлагает на сотрудников оперативно-боевых подразделений исключительную ответственность — они должны быть готовы к проведению любой боевой операции в любое время суток независимо от места нахождения (несение боевого дежурства, учебная смена, отдых и т.д.).
Особый отпечаток накладывает:
• соприкосновение зоны ответственности с очагами межна ционального противостояния и вооруженных конфликтов,
• осложнение общей криминогенной обстановки, увеличение количества организованных преступных формирований, объеди ненных на основе национальной, земляческой принадлежности, имеющих экстремистские цели,
• наличие в ряде регионов значительного количества незаре гистрированного огнестрельного оружия, нелегально поступаю щего из зон вооруженных конфликтов и используемого преступ ными группировками для передела сфер влияния;
• расположение в зоне ответственности подразделения про мышленной инфраструктуры с уязвимыми в диверсионном и тер-
рористическом отношении стратегически важными объектами жизнеобеспечения, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций государственного значения.
Оперативно-служебная деятельность оперативно-боевых отделений обычно осуществляется в режиме несения суточных боевых дежурств, с предоставлением/отдыха (до двух суток), последующей девятичасовой учебной сменой. Далее весь цикл повторяется. При этом специализированные учебные группы выводятся по графику несения боевых дежурств для проведения сборов по тактико-специальной, боевой и физической подготовке сроком до одного месяца.
В практику подготовки сотрудников спецподразделений вводится психологическое просвещение и психологическое сопровождение.
Командир спецподразделения несет личную ответственность за успешность профессиональной деятельности подразделения в целом и за профессионализм каждого сотрудника и сохранность его личностного статуса.
Боец спецподразделений должен быть физически и психологически подготовленным к экстремальным условиям своей работы. Он должен быть:
• физически развитым,
• отлично владеть техникой маскировки и способами бесшум ного передвижения на любой местности;
• умело вести скрытное наблюдение, пользуясь противодивер- сионными методами (засада, налет, разведка и др.);
• скрытно и бесшумно преодолевать инженерные загражде ния полевого и городского типа, вброд или на подручных сред ствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать, действо вать под водой;
• совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату, в совер шенстве владеть приемами рукопашного боя;
• владеть умениями преодолевать горные преграды;
• владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятель ности и выживания в экстремальных условиях;
• уметь водить колесную и гусеничную технику и многое дру гое.
Для того, чтобы подразделение было профессионально подготовленным, мобильным, эффективно действующим и психологически устойчивым коллективом, командиры ОБП обязаны знать каждого из своих бойцов не только со стороны физической и боевой подготовки, но и со стороны психических особенностей, индивидуальной истории и опыта.
Рассмотреть особенности психических функций и свойств личности при отборе кадров в спецподразделение весьма непросто. И не только потому, что почти все явления психической деятельности закамуфлированы специализированными индивидуальными внешними проявлениями человека, трудно поддающимися однозначной интерпретации. Взрослый человек имеет сложившуюся систему ценностных ориентации, создает для себя достаточно определенный образ своей личности, с которым стремится идентифицировать свое реальное поведение в общении с другими людьми и в своей профессиональной деятельности. Командир должен хорошо знать личностные притязания каждого своего бойца и, если боец имеет перспективы в развитии профессиональных качеств, учитывать особенности его личности.
Наблюдая бойца во время физической подготовки и особенно в экстремальных ситуациях его профессиональной деятельности, командир опытным путем и специальным включенным наблюдением выявляет особенности психических функций, меру их устойчивости в обычных условиях и в стрессовых ситуациях. Командир должен знать относительную скорость его психических реакций, учитывать основные компоненты его психики.
Чрезвычайная динамичность психической деятельности, естественная размытость ее границ, взаимное пересечение и взаимные переходы психических функций не должны смущать командира спецподразделения. Он должен научиться наблюдать и выявлять индивидуальные особенности бойца в условиях физической и боевой подготовки, в условиях повседневной службы и связанных с этим взаимоотношений.
Командиру важно правильно увидеть особенности межличностных отношений в его подразделении для оптимального комплектования коллектива. Ведь каждое оперативно-боевое подразделение ФСБ должно быть сплоченным, единым организмом, где каждый боец должен быть настроен на психологическую совместимость с каждым. Именно для специалистов, действующих в экстремальных условиях, необходима психологическая совместимость. «Один за всех —все за одного» — не пустые слова для группы спецназа. Здоровая конкуренция в процессе учебных занятий должна быть трансформирована в групповое «Мы» в ситуации боевого задания.
Молодое, только начинающее складываться подразделение представляет собой социальную группу, ориентированную на профессиональную деятельность. Здесь каждый начинающий сотрудник, впервые пройдя профессиональный психологический отбор кадров, еще не стал, по существу, бойцом спецназа. Начинающие сотрудники тайно или открыто кичатся своей принадлежностью к спецподразделению. Можно наблюдать демон-
стративное поведение, проявляющее принадлежность человека к элитарному подразделению. Командир в этом случае дает непрямую информацию о том, что истинный боец имеет другие заботы: «быть и казаться» — две сущности, которые отличают профессионала от новичка. Всегда в коллективе найдутся профессионалы, которые могут стать образцом для вновь принятого на службу.
Во вновь образуемом подразделении, говоря современным языком, тщательно формируется его имидж, его мифология. Формируется кодекс чести, неформально изучаются устав, условия профессиональной деятельности в зоне ответственности и другие необходимые для его боеготовности составляющие. В экстремальных условиях сотрудники спецподразделений объединены совместной деятельностью, у них единая цель и стремление к единому результату.
Экстремальная ситуация является условием для переживания людьми специфического человеческого феномена — чувства группового «Мы» (взаимной идентификации), которое создает отношение братства, товарищества, являясь психологическим условием эмоциональной поддержки каждого. Это чувство, возникая на фоне ясной цели, психологически субъективно, может быть столь значимо для человека, что он может начать стремиться переживать его вновь и вновь. Так, один боец, повидавший многое за годы своей службы в подразделениях спецназа, весьма определенно выразил свои чувства по поводу переживаний общегруппового .«Мы»: «Здесь все ясно, где «Мы» — где «Они», где свой — где враг!»
Однако во всепоглощающем чувстве «Мы», поддерживающем единую волю коллектива к решению боевой задачи, единое стремление к взаимовыручке не должно растворять другое чувство — чувство своей уникальности, своего «Я» .
В условиях обыденного течения службы сотрудники ОБП, поддерживая имидж группы специального назначения, демонстрируя друг другу групповую сплоченность, одновременно стремятся продемонстрировать и свою индивидуальность. Постоянно возникают, поддерживаются командиром и всеми бойцами отношения соревнований по различным видам спорта, профессиональной подготовке, а также в личном социальном доминировании. Здесь сталкиваются натуры разнообразные: от простых, легко «читаемых» до архисложных, затаенных, с двойным дном.
Для здорового функционирования спецподразделения важен общий стиль выносимых на поверхность взаимоотношений. Соревнования, хлесткий мужской юмор психологически полезны для бойца; это держит каждого в состоянии позитивной психологической напряженности. Но в подразделениях обязательно созда-
ются и ситуации, которые дают возможность релаксации (баня, отдых на природе, отдых в узком кругу сотрудников и др.). Командир обязан отслеживать все разнообразие складывающихся стилей взаимоотношений и совместно с бойцами формировать полезные для коллектива традиции.
Сотрудники оперативно-боевых подразделений порой подвергаются столь сильным психологическим нагрузкам, что испытывают травматические стрессовые расстройства, которые могут сохраняться длительное время.
Постгравматические стрессовые расстройства (ПТСР) бойцов ОБП может наблюдать сам командир непосредственно в процессе совместной деятельности и общения. ПТСР развиваются в результате непосредственного участия в боевых операциях и перенесения насилия, пыток, оскорблений, а также катастроф и несчастных случав. Все перечисленное — стрессоры.
В боевых операциях существуют прогнозируемые стрессоры, такие, как:
• осознаваемая угроза жизни при исполнении оперативного задания;
• возможность попасть в экстремальные условия при выпол нении оперативного задания;
• возможность нападения, обстрела при сопровождении ох раняемых лиц, грузов, документов;
• отчуждение, агрессия со стороны враждебно настроенного населения в регионах, где проводится оперативное мероприятие;
• смена стереотипов обыденной жизни и жизни в экстремаль ных ситуациях проведения оперативного задания (бытовая неуст роенность; смена и качество питания; ограничение или интенси фикация физической нагрузки; изменение климатических условий и др.).
Прогнозируемые стрессоры до известных пределов переживаются психологически вполне приемлемо, ведь они—условие профессиональной деятельности. Подготовленные бойцы стремятся справиться с сопутствующими их деятельности стрессорами.
Их поддерживают высокие гражданские цели —• защита отдельной личности, общества и государства от терроризма; предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизация ее последствий; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Стиль взаимоотношений в подразделении поддерживает командир, который берет на себя неформальную заботу о каждом члене своего спецподразделения. Особенность оперативно-боевых подразделений состоит в гибком сочетании элементов
воинской дисциплины и неформальных отношений между бойцами. Эта особенность культивируется командиром, так как она позволяет лучше компенсировать стрессовые потрясения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|