Сделай Сам Свою Работу на 5

Оптимальное боевое состояние





В предлагаемом методическом пособии рассмотрены вопро­сы индивидуальной психологической самоподготовки бойца, а также любого индивидуума к реальному бою. В предвидении лю­бых боевых действий у человека возникает особое психологичес­кое и эмоциональное состояние. И это вполне понятно — осуще­ствляется непосредственный контакт с противником.

Боевое состояние воина в оптимальном варианте объединяет три взаимосвязанные составные части, три компонента:

мыслительный;

эмоциональный;

физический.

1. Мыслительный компонент. Он заключается в умении быст­
ро выявить слабые стороны (брешь) противника, скрыть и замас­
кировать свое внутреннее состояние, полностью сосредоточиться
на предполагаемых боевых действиях.

2. Эмоциональный компонент. Он отражает внутреннее волне­
ние и возбуждение. Уровень эмоционального возбуждения может
быть высоким, средним и низким. Для бойца очень важно нахо­
диться на среднем уровне, который обеспечивает оптимальное
боевое состояние. Поэтому необходимо научиться быстро опре­
делять уровень эмоционального возбуждения. Его можно объек­
тивно проконтролировать, проверив частоту пульса. Настоящий




боец обязан уметь считать свой пульс без помощи секундомера. Его можно определять по ощущению внутренней пульсации в об­ласти сердца, живота, шеи, висков, затылка. Это возможно делать в любой момент и в любой обстановке. Необходимо заметить, что в спокойной обстановке пульсация в указанных местах практически малоощутима. Но при волнении или физической нагрузке пульса­ция увеличивается за счет повышения артериального давления. Пульс при волнении учащается гораздо быстрее, чем при физичес­кой нагрузке. Контролировать волнение необходимо особенно тщательно в самый канун боя. У некоторых бывает такое сердце­биение, что сердце готово «выпрыгнуть» из груди. Чтобы отли­чить пульс при допустимом волнении от пульса при чрезмерном волнении, необходимо иметь достаточный опыт участия в спортив­ных соревнованиях. Именно в них человек запоминает свой ритм ощущений внутренней пульсации, при котором хорошо себя чув­ствуешь: есть желание драться, чувствуешь силу и готовность мышц, полностью сконцентрировал внимание на противнике, ощущаешь внутренний «зуд», азарт и т. д.



Предположим, что в этот момент пульс достигает 120—130 ударов в минуту, это и есть свой оптимальный ритм сердцебие­ния, при котором чувствуешь себя уверенно, надежно. Если пульс меньше, то еще недостаточно настроился (завелся) на бой. Если больше, то есть опасность «перегореть». Как избавиться от чрез­мерного волнения, будет сказано при разборе предбоевого и бое­вого периодов.

3. Физический компонент состоит из ощущений мышечной го­товности к действию. Эта готовность тренируется общефизичес­кой подготовкой и специальной физподготовкой. Ощутить эту готовность поможет урок № 4 боевой психорегулирующей трени­ровки.

Все вышеперечисленные компоненты (мыслительный, эмоци­ональный, физический) и составляют т. н. оптимальное боевое состояние. Большие требования предъявляются к понятию лич­ность бойца.

Это объясняется большой ответственностью перед обществом. Пройдя спецподготовку, военнослужащий овладевает навыком унич­тожать противника всеми видами оружия, а также и без оружия.

Общество должно быть гарантировано от случайного и не­обдуманного применения такого оружия.

Это предполагает высокие моральные качества и самодисцип­лину бойца. Готовность к самопожертвованию немыслима без та­ких качеств. Вспомним — ведь во все времена и у всех народов были образы богатырей. В них каждый народ вкладывал свои луч­шие духовные качества и идеалы. Формальными и случайными они быть не могли. С древних времен люди восхваляли единство ду-




ховных и физических сил человека, бойца, богатыря. Путь от Ильи Муромца до Ван Дамма далек, но он весь пронизан гуманистичес­ким пафосом. Это путь к созиданию не только тела, но и духа.

С чего же начинается психологическая самоподготовка? В пер­вую очередь с оценки себя самого как личности. Необходимо ис­кренне разобраться в своих личных достоинствах и недостатках. Надо попробовать сформулировать свои моральные заповеди. Они строятся с учетом высших нравственных принципов, выработан­ных человечеством. К ним относятся: долг, совесть, честь, досто­инство, мужество, принципиальность, справедливость, скромность и другие. Необходимо также предельно искренне и четко ответить себе на три вечных вопроса: «Чего я хочу?», «Что я могу?», «Что я должен?». В этих «хочу», «могу» и «должен» заключен весь чело­век, его внутренний мир, его личность. Если человек сумеет отве­тить себе на эти вопросы, то получит ответ на вопрос: «Кто я та­кой?». Отвечая на вопросы, можно лучше уяснить себе свои силь­ные и слабые стороны; определить, какие качества следует раз­вить в себе, а какие надо отбросить. Получится своеобразная «де­фектная ведомость» своей личности и улучшенный «проект» са­мого себя. Сделать это необходимо, иначе психорегуляция будет неконкретной, бестолковой и безрезультатной. Начинать психо­логическую самоподготовку с «дефектной ведомости» необходи­мо еще и потому, что с этого момента и до окончания карьеры бойца военнослужащие должны постоянно воспитывать (трени­ровать) свой бойцовский характер. Этим достигаются 2 цели:

1. Воспитываются необходимые качества защитника Родины,
бойца.

2. Вырабатывается и укрепляется сила воли.

Придется во многом «ломать» себя, чтобы постоянно следо­вать этим принципам. Такая «ломка» происходит только волевым усилием. Это основной способ тренировки воли. Некоторые бой­цы только ради такой постоянной тренировки начинают форми­ровать свой бойцовский характер.

Чтобы составить «дефектную ведомость», необходимо каждое свое качество отметить (-), (+ -), (+). Если (-), то данное качество в тебе отсутствует; если (+ -), то присутствует, хоть и недостаточ­но; если (+), то присутствует в достаточной степени.

Каждое нижеперечисленное качество отметь соответствующим знаком. Получатся 3 группы:

1) со знаком (-);

2) со знаком (+ -);

3) со знаком (+).

Как работать с такой «дефектной ведомостью», будет подроб­но сказано в уроке № 9.

Напомним суть нравственных категорий, которые значат не меньше, чем физические качества.


Долг— моральная обязанность перед обществом.

Совесть—способность к моральному самоконтролю, умению самому объективно оценивать совершаемые поступки.

Честь— поддержание на должном уровне своей репутации в обществе.

Достоинство— твое отношение к самому себе.

Мужество— волевая способность действовать решительно, мобилизуя все свои силы, вплоть до самопожертвования.

Мужество базируется на таких чертах характера, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность.

Патриотизм— преданность и верность своей Родине.

Принципиальность— поведение, обусловленное определенной идеей, убеждением.

Справедливость— отсутствие предвзятости, предубеждения к кому-либо.

Скромность— критическое отношение к своим собственным заслугам и недостаткам, отказ от исключительных достоинств или особых прав.

Вспомни также про такие понятия, как правдивость, трудо­любие, верность, искренность, сознательность, убежденность, от­ветственность, настойчивость. Разберись основательно, в какой мере эти качества в тебе присутствуют. Пометь их соответствую­щим знаком.

Теперь продумай такое понятие, как «быть правым». Ты -боец! Следовательно, являешься защитником интересов своего народа. Ты обязан быть правым с точки зрения общественных интересов прежде всего. В противном случае личный интерес мо­жет взять верх над интересом общества. А это — путь к эгоизму, несправедливости, самосуду и саморасправе и в конце концов к поражению. Отстаивать свои личные интересы можно только в рамках моральных норм, принятых обществом, в котором живешь.

Необходимо стремиться к тому, чтобы уже упомянутые нрав­ственные принципы приобрели форму склонностей и привычек. Только тогда у тебя сформируется бойцовский характер, когда будешь следовать своим моральным заповедям без внешнего и внутреннего принуждения. Формирование такого характера воз­можно только на основе самовоспитания.

Самовоспитание базируется на 4 «китах» — это самоубежде­ние, самокритика, самопринуждение и самоограничение.

Из приведенного определения вытекает, что самовоспитание невозможно без такого понятия, как сила воли.

Тренировка воли заключается в систематическом каждоднев­ном выполнении, может быть, и неинтересных, но осмысленных и полезных действий. Необходимо запомнить, что без сильной воли никогда не станете бойцом. Это хорошо видно из следующей схе-


мы: боец (как личность) — бойцовский характер — самовоспи­тание — воля. По этой цепочке и изложен предыдущий материал по принципу: от общего — к частному. В практической деятель­ности ею пользуются в обратном порядке: воля — самовоспита­ние — бойцовский характер — боец. Как видно из этой схемы, воля — начало всех начал.

Эмоции и чувства

А сейчас переходим к анализу психоэмоциональных состоя­ний, возникающих в бою. Разберем наиболее типичные из них: испуг, страх, ярость, агрессию и жалость.

Для того, чтобы управлять своими чувствами, надо хорошо знать структуру этих понятий. Без конкретного осмысливания их управлять собой невозможно. Не станем подробно излагать науч­ное представление этих сложных понятий. Ограничимся самым необходимым для нашей темы.

В основе наших чувств лежат эмоции. Нельзя ставить знак равенства между эмоциональными реакциями и чувствами. Чув­ство — осознанная переживаемая эмоция. Например: тревога — общий эмоциональный фон; тревога, переживаемая в конкрет­ной ситуации с конкретными действующими лицами, — страх. Волнение тревоги — эмоция, переживание страха — чувство.

Аналогичное соотношение у следующих эмоций и чувств: удо­вольствие — радость, гневливость — злость. Более сложное соот­ношение у жалости, трусости, ярости, ненависти.

Каждое наше чувство состоит из врожденных и приобретен­ных сторон. Поэтому мы такие неодинаковые, разные наши ха­рактеры и черты личности. Одни имеют наилучшие сочетания бой­цовских качеств, а другие — менее удачные. Это вовсе не означа­ет, что одни могут стать хорошими бойцами, а другие нет. Просто одним легче ими стать, а другим—труднее. Человек может беско­нечно себя совершенствовать и воспитывать.

Эмоции представляют собой приспособительные реакции организма к изменяющейся внешней среде. Это приспособление должно точно соответствовать характеру воздействия на организм, не допуская «зашкаливания» как в сторону преуменьшения опас­ности, так и в сторону ее преувеличения. Оно должно быть устой­чивым. Когда говорят об эмоциональной неуравновешенности человека, подразумевают большие колебания эмоций в ту или иную сторону в конкретной ситуации. Эмоциональная неуравновешен­ность может характеризоваться и длительным «застреванием» на переживаниях, хотя ситуация давно изменилась и потеряла свою остроту, актуальность.

Наиболее отличительным и важным свойством эмоций являет-


ся их связь с мышцами и внутренними органами. Это может выра­жаться в напряженном лице, сдавленном голосе, стесненном дыха­нии, застывании, оцепенении, заикании, нервной дрожи, учащен­ном сердцебиении, «мурашках» на коже, недержании мочи, позы­вах на понос и т. д. Замечено, что даже небольшие переживания ска­зываются на ритме и глубине дыхания. Редко эти ощущения прояв­ляются все сразу и своевременно. Но наличие даже одного из них указывает на отрицательное перевозбуждение (мандраж).

Страх является наиболее опасным переживанием. Полностью бесстрашных людей нет, сколько бы об этом ни говорили. В той или иной степени его испытывают все. Страха не надо стесняться. Его надо научиться подавлять. Герои, богатыри, бойцы как раз и отличаются от других людей умением подавлять страх в нужный момент. Сильный, внезапный испуг порождает оцепенение, расте­рянность. Он может парализовать всю психическую и физическую деятельность. Он сопровождается описанными выше ощущения­ми, вплоть до не самых приличных.

Когда оцепенение проходит, человек, как правило, начинает ориентироваться и оценивать ситуацию. Если ситуация стала бе­зопасной, то страх не наступает. Страх возникает в ожидании или непосредственно в самой опасности. Когда из нее возможен вы­ход, то страх снижается до уровня стимулирующего волнения. Оно способствует поиску выхода из создавшегося положения. Если выход не найден, то может возникнуть трусость. Она проявляется в виде паники, бегства, затаенной бездеятельности (притворства), сдачи в плен, предательства.

Следует отметить, что уровень стимулирующего (среднего) волнения является нормой в предбоевом и боевом периодах. Он соответствует оптимальному боевому состоянию. Такое волнение мобилизует силы, помогает сконцентрироваться на необходимом, придает уверенность. Объективно контролировать такой уровень волнения надо по пульсу, о чем уже говорилось.

Только что мы рассмотрели внутренние превращения чувств по убывающей схеме: испуг — страх — стимулирующее волнение. Эта схема срабатывает при внезапном столкновении с противни­ком. Но бывает и обратное превращение: тревога — страх -испуг. Например, вы ожидаете поединка с неизвестным противни­ком — волнение тревоги. Стал известен конкретный противник и подробности предстоящего боя — страх. Внезапно увидел вра­га — испуг. Испуг обусловлен внезапностью. Страх базируется на переоценке (недооценке) возможностей противника, факторе «незнакомое™». Недооценка чаще приводит к испугу, т. к. сраба­тывает фактор неожиданности при столкновении с противником. Чаще всего преувеличивают физическое превосходство противни­ка. Но даже реальное такое превосходство не имеет решающего зна­чения в бою, хотя и «шапкозакидательство» к успеху не приводит.


Приведенные взаимопревращения отрицательных пережива­ний не являются неизбежными. Они возникают у неподготовлен­ных людей. Оценивая противника, ты оцениваешь и свои шансы на победу. Чем лучше ты подготовлен, тем, естественно, больше таких шансов. Правильная, то есть объективная оценка соперни­ка и самого себя способствует предотвращению испуга и страха. Подробнее о преодолении этих состояний будет сказано при раз­боре этапов психологической подготовки.

Злость — осознанная, направленная на кого-либо эмоциональ­ная гневливость.

Практически под злостью подразумевают уровень враждебно­сти к противнику в сочетании с желанием драться. Отличитель­ной чертой такой злости является способность мобилизовать, со­брать воедино энергию человека и сделать его готовым к необхо­димым действиям. Злость прямо противоположна страху, поэто­му способна уменьшать и подавлять его.

В повседневной жизни злость нередко возникает тогда, когда мы не можем достичь чего-нибудь очень желаемого из-за наличия препятствия или собственной неспособности. В этой связи выраже­ние «разозлиться на самого себя» становится логически понятным.

Часто злость появляется в ответ на личное оскорбление, оби­ду, обман, насилие, посягательство на твои моральные принципы и жизнь. Самый высокий уровень враждебности бывает тогда, ког­да злость сочетается с такими чувствами, как отвращение и пре­зрение.

Отвращение — чувство, возникающее в ответ на разложивши­еся (испорченные) в физическом или психологическом смысле вещи, явления, организмы. Всегда хочется ликвидировать объект отвращения или самому отстраниться от него.

Презрение — чувство неуважения и превосходства над кем-либо. Презрение возникает, как правило, в ответ на посягатель­ство на общечеловеческие ценности. Презирают, например, пре­дателей, садистов, насильников, воров, жадных и т. д. Иногда пре­зрение может носить расовый, национальный или религиозный характер.

Если злость подталкивает к нападению, отвращение — к лик­видации, то презрение позволяет все это сделать хладнокровно.

Злость, отвращение, презрение — классическая триада враж­дебных чувств к врагу. Чувствовать ее накануне боя весьма жела­тельно.

Ярость — наивысший уровень злости, который не поддается сознательному усмирению. Выраженный эмоциональный фон в сочетании с неспособностью критически оценивать свои действия делают ярость «слепой». Такая «слепота» в бою чревата непроду­манными действиями. Отсутствие тактики, маневра и хитрости у


«ослепленного» бойца делает его очень уязвимым. Иногда такое состояние противник специально провоцирует. Уберечься от та­кой ярости помогает самообладание и контроль над ситуацией.

Злость и тем более ярость — состояния относительно крат­ковременные. Они исчисляются в минутах, часах и редко днях.

Если злость носит стойкий и длительный характер, то это -ненависть. Она имеет гораздо более глубокую и тесную связь с моральными и общечеловеческими принципами. Этим объясняет­ся ее стойкость и длительность.

Агрессия — реализация злости или ярости на практике. Если две последние являются только психическим состоянием, то агрес­сия — осознанное действие. Это и есть физическое выяснение от­ношений. Агрессия подразделяется на условную и абсолютную. Условная не ставит целью причинение физического страдания. Бой всегда агрессивен.

Жалость. На это чувство надо обратить особое внимание, т. к. оно является твоим врагом № 2 после страха. Основу жалости составляет врожденная эмоциональная чувствительность и при­обретенная способность к сопереживанию. Она всегда избиратель­на. Один и тот же человек в одной ситуации испытывает жалость, а в другой — жестокость. Жалость проявляется в форме заботы, сочувствия, ласки, желания помиловать и т. д. Такое чувство в бою к врагу недопустимо. Иногда противник в неблагоприятных для него условиях специально стремится вызвать это чувство у сопер­ника. Для этого враг притворяется смертельно раненным, жалким и мучимым сильной болью. Жалость подавляет решительность и инициативу, чем незамедлительно пользуется враг. Жалость уст­раняется соответственной настройкой и силой воли.

Но жалость способствует твоему поражению не только в мо­мент боя. Она может сразить тебя и после него, например, при виде поверженного врага. Может появиться тяжелейшее пережива­ние — раскаяние. Оно сопровождается резким упадком сил, само­уничижением, подавленностью. Такой боец в следующем бою сам становится жертвой.

Жестокость применима только к врагу. Воспитывать в себе всеобщую жестокость к членам окружающего общества недопус­тимо.

Для предотвращения в себе жалости и раскаяния необходимо рассмотреть один важный и довольно щепетильный вопрос. Его не принято обсуждать публично. Но нередко он встает перед бой­цом после первого же выигранного боя, вызывая раскаяние. Речь идет про глагол «убивать». Преднамеренно не заменяем его обще­принятыми «ликвидировать», «уничтожить». В душевном возгла­се победителя, мучимого раскаянием, слышится: «Что я наделал?! Я же — убил!!!». Попробуйте мысленно в этом возгласе заменить


«убил» на «уничтожил». В данном случае деликатность перед са­мим собой неприемлема. Сколько существует все живое на Земле, столько же существует и этот глагол, имеющий широкую палитру значений.

Убить человека ради корыстных целей, нарушив мораль и закон общества, — значит стать убийцей. Убить по приговору суда — палачом. Убить по приговору своей совести, но в нару­шение законов и порядков — мстителем. Убить, защищая свое Отечество, — защитником Родины. Такой защитник может счи­таться Героем.

Вот такой широкий диапазон трактовки этого слова. Одно­значно его оценивать нельзя. Обязательно надо сопоставлять мно­гие условия. Главное — цель, ради чего и кого пускать в ход этот жестокий глагол. Раз ты призван защищать свою Родину, то мо­жешь быть только Защитником и Героем и имеешь полное мораль­ное право убивать ее врагов. Это надо усвоить раз и навсегда! Не занимайся больше самокопанием в этом вопросе. Сомнения пара­лизуют решительность и должны быть отброшены до начала пер­вого боя.

Героями не рождаются, ими становятся. Это всем известная истина. Под таким становлением надо понимать не ситуацию свер­шения подвига, а процесс самовоспитания личности.

Одна и та же ситуация одних делает героями, а других преда­телями.

Воспитать в себе необходимые качества и избавиться от отри­цательных переживаний поможет предлагаемая психологическая подготовка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.