Оптимальное боевое состояние
В предлагаемом методическом пособии рассмотрены вопросы индивидуальной психологической самоподготовки бойца, а также любого индивидуума к реальному бою. В предвидении любых боевых действий у человека возникает особое психологическое и эмоциональное состояние. И это вполне понятно — осуществляется непосредственный контакт с противником.
Боевое состояние воина в оптимальном варианте объединяет три взаимосвязанные составные части, три компонента:
мыслительный;
эмоциональный;
физический.
1. Мыслительный компонент. Он заключается в умении быст ро выявить слабые стороны (брешь) противника, скрыть и замас кировать свое внутреннее состояние, полностью сосредоточиться на предполагаемых боевых действиях.
2. Эмоциональный компонент. Он отражает внутреннее волне ние и возбуждение. Уровень эмоционального возбуждения может быть высоким, средним и низким. Для бойца очень важно нахо диться на среднем уровне, который обеспечивает оптимальное боевое состояние. Поэтому необходимо научиться быстро опре делять уровень эмоционального возбуждения. Его можно объек тивно проконтролировать, проверив частоту пульса. Настоящий
боец обязан уметь считать свой пульс без помощи секундомера. Его можно определять по ощущению внутренней пульсации в области сердца, живота, шеи, висков, затылка. Это возможно делать в любой момент и в любой обстановке. Необходимо заметить, что в спокойной обстановке пульсация в указанных местах практически малоощутима. Но при волнении или физической нагрузке пульсация увеличивается за счет повышения артериального давления. Пульс при волнении учащается гораздо быстрее, чем при физической нагрузке. Контролировать волнение необходимо особенно тщательно в самый канун боя. У некоторых бывает такое сердцебиение, что сердце готово «выпрыгнуть» из груди. Чтобы отличить пульс при допустимом волнении от пульса при чрезмерном волнении, необходимо иметь достаточный опыт участия в спортивных соревнованиях. Именно в них человек запоминает свой ритм ощущений внутренней пульсации, при котором хорошо себя чувствуешь: есть желание драться, чувствуешь силу и готовность мышц, полностью сконцентрировал внимание на противнике, ощущаешь внутренний «зуд», азарт и т. д.
Предположим, что в этот момент пульс достигает 120—130 ударов в минуту, это и есть свой оптимальный ритм сердцебиения, при котором чувствуешь себя уверенно, надежно. Если пульс меньше, то еще недостаточно настроился (завелся) на бой. Если больше, то есть опасность «перегореть». Как избавиться от чрезмерного волнения, будет сказано при разборе предбоевого и боевого периодов.
3. Физический компонент состоит из ощущений мышечной готовности к действию. Эта готовность тренируется общефизической подготовкой и специальной физподготовкой. Ощутить эту готовность поможет урок № 4 боевой психорегулирующей тренировки.
Все вышеперечисленные компоненты (мыслительный, эмоциональный, физический) и составляют т. н. оптимальное боевое состояние. Большие требования предъявляются к понятию личность бойца.
Это объясняется большой ответственностью перед обществом. Пройдя спецподготовку, военнослужащий овладевает навыком уничтожать противника всеми видами оружия, а также и без оружия.
Общество должно быть гарантировано от случайного и необдуманного применения такого оружия.
Это предполагает высокие моральные качества и самодисциплину бойца. Готовность к самопожертвованию немыслима без таких качеств. Вспомним — ведь во все времена и у всех народов были образы богатырей. В них каждый народ вкладывал свои лучшие духовные качества и идеалы. Формальными и случайными они быть не могли. С древних времен люди восхваляли единство ду-
ховных и физических сил человека, бойца, богатыря. Путь от Ильи Муромца до Ван Дамма далек, но он весь пронизан гуманистическим пафосом. Это путь к созиданию не только тела, но и духа.
С чего же начинается психологическая самоподготовка? В первую очередь с оценки себя самого как личности. Необходимо искренне разобраться в своих личных достоинствах и недостатках. Надо попробовать сформулировать свои моральные заповеди. Они строятся с учетом высших нравственных принципов, выработанных человечеством. К ним относятся: долг, совесть, честь, достоинство, мужество, принципиальность, справедливость, скромность и другие. Необходимо также предельно искренне и четко ответить себе на три вечных вопроса: «Чего я хочу?», «Что я могу?», «Что я должен?». В этих «хочу», «могу» и «должен» заключен весь человек, его внутренний мир, его личность. Если человек сумеет ответить себе на эти вопросы, то получит ответ на вопрос: «Кто я такой?». Отвечая на вопросы, можно лучше уяснить себе свои сильные и слабые стороны; определить, какие качества следует развить в себе, а какие надо отбросить. Получится своеобразная «дефектная ведомость» своей личности и улучшенный «проект» самого себя. Сделать это необходимо, иначе психорегуляция будет неконкретной, бестолковой и безрезультатной. Начинать психологическую самоподготовку с «дефектной ведомости» необходимо еще и потому, что с этого момента и до окончания карьеры бойца военнослужащие должны постоянно воспитывать (тренировать) свой бойцовский характер. Этим достигаются 2 цели:
1. Воспитываются необходимые качества защитника Родины, бойца.
2. Вырабатывается и укрепляется сила воли.
Придется во многом «ломать» себя, чтобы постоянно следовать этим принципам. Такая «ломка» происходит только волевым усилием. Это основной способ тренировки воли. Некоторые бойцы только ради такой постоянной тренировки начинают формировать свой бойцовский характер.
Чтобы составить «дефектную ведомость», необходимо каждое свое качество отметить (-), (+ -), (+). Если (-), то данное качество в тебе отсутствует; если (+ -), то присутствует, хоть и недостаточно; если (+), то присутствует в достаточной степени.
Каждое нижеперечисленное качество отметь соответствующим знаком. Получатся 3 группы:
1) со знаком (-);
2) со знаком (+ -);
3) со знаком (+).
Как работать с такой «дефектной ведомостью», будет подробно сказано в уроке № 9.
Напомним суть нравственных категорий, которые значат не меньше, чем физические качества.
Долг— моральная обязанность перед обществом.
Совесть—способность к моральному самоконтролю, умению самому объективно оценивать совершаемые поступки.
Честь— поддержание на должном уровне своей репутации в обществе.
Достоинство— твое отношение к самому себе.
Мужество— волевая способность действовать решительно, мобилизуя все свои силы, вплоть до самопожертвования.
Мужество базируется на таких чертах характера, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность.
Патриотизм— преданность и верность своей Родине.
Принципиальность— поведение, обусловленное определенной идеей, убеждением.
Справедливость— отсутствие предвзятости, предубеждения к кому-либо.
Скромность— критическое отношение к своим собственным заслугам и недостаткам, отказ от исключительных достоинств или особых прав.
Вспомни также про такие понятия, как правдивость, трудолюбие, верность, искренность, сознательность, убежденность, ответственность, настойчивость. Разберись основательно, в какой мере эти качества в тебе присутствуют. Пометь их соответствующим знаком.
Теперь продумай такое понятие, как «быть правым». Ты -боец! Следовательно, являешься защитником интересов своего народа. Ты обязан быть правым с точки зрения общественных интересов прежде всего. В противном случае личный интерес может взять верх над интересом общества. А это — путь к эгоизму, несправедливости, самосуду и саморасправе и в конце концов к поражению. Отстаивать свои личные интересы можно только в рамках моральных норм, принятых обществом, в котором живешь.
Необходимо стремиться к тому, чтобы уже упомянутые нравственные принципы приобрели форму склонностей и привычек. Только тогда у тебя сформируется бойцовский характер, когда будешь следовать своим моральным заповедям без внешнего и внутреннего принуждения. Формирование такого характера возможно только на основе самовоспитания.
Самовоспитание базируется на 4 «китах» — это самоубеждение, самокритика, самопринуждение и самоограничение.
Из приведенного определения вытекает, что самовоспитание невозможно без такого понятия, как сила воли.
Тренировка воли заключается в систематическом каждодневном выполнении, может быть, и неинтересных, но осмысленных и полезных действий. Необходимо запомнить, что без сильной воли никогда не станете бойцом. Это хорошо видно из следующей схе-
мы: боец (как личность) — бойцовский характер — самовоспитание — воля. По этой цепочке и изложен предыдущий материал по принципу: от общего — к частному. В практической деятельности ею пользуются в обратном порядке: воля — самовоспитание — бойцовский характер — боец. Как видно из этой схемы, воля — начало всех начал.
Эмоции и чувства
А сейчас переходим к анализу психоэмоциональных состояний, возникающих в бою. Разберем наиболее типичные из них: испуг, страх, ярость, агрессию и жалость.
Для того, чтобы управлять своими чувствами, надо хорошо знать структуру этих понятий. Без конкретного осмысливания их управлять собой невозможно. Не станем подробно излагать научное представление этих сложных понятий. Ограничимся самым необходимым для нашей темы.
В основе наших чувств лежат эмоции. Нельзя ставить знак равенства между эмоциональными реакциями и чувствами. Чувство — осознанная переживаемая эмоция. Например: тревога — общий эмоциональный фон; тревога, переживаемая в конкретной ситуации с конкретными действующими лицами, — страх. Волнение тревоги — эмоция, переживание страха — чувство.
Аналогичное соотношение у следующих эмоций и чувств: удовольствие — радость, гневливость — злость. Более сложное соотношение у жалости, трусости, ярости, ненависти.
Каждое наше чувство состоит из врожденных и приобретенных сторон. Поэтому мы такие неодинаковые, разные наши характеры и черты личности. Одни имеют наилучшие сочетания бойцовских качеств, а другие — менее удачные. Это вовсе не означает, что одни могут стать хорошими бойцами, а другие нет. Просто одним легче ими стать, а другим—труднее. Человек может бесконечно себя совершенствовать и воспитывать.
Эмоции представляют собой приспособительные реакции организма к изменяющейся внешней среде. Это приспособление должно точно соответствовать характеру воздействия на организм, не допуская «зашкаливания» как в сторону преуменьшения опасности, так и в сторону ее преувеличения. Оно должно быть устойчивым. Когда говорят об эмоциональной неуравновешенности человека, подразумевают большие колебания эмоций в ту или иную сторону в конкретной ситуации. Эмоциональная неуравновешенность может характеризоваться и длительным «застреванием» на переживаниях, хотя ситуация давно изменилась и потеряла свою остроту, актуальность.
Наиболее отличительным и важным свойством эмоций являет-
ся их связь с мышцами и внутренними органами. Это может выражаться в напряженном лице, сдавленном голосе, стесненном дыхании, застывании, оцепенении, заикании, нервной дрожи, учащенном сердцебиении, «мурашках» на коже, недержании мочи, позывах на понос и т. д. Замечено, что даже небольшие переживания сказываются на ритме и глубине дыхания. Редко эти ощущения проявляются все сразу и своевременно. Но наличие даже одного из них указывает на отрицательное перевозбуждение (мандраж).
Страх является наиболее опасным переживанием. Полностью бесстрашных людей нет, сколько бы об этом ни говорили. В той или иной степени его испытывают все. Страха не надо стесняться. Его надо научиться подавлять. Герои, богатыри, бойцы как раз и отличаются от других людей умением подавлять страх в нужный момент. Сильный, внезапный испуг порождает оцепенение, растерянность. Он может парализовать всю психическую и физическую деятельность. Он сопровождается описанными выше ощущениями, вплоть до не самых приличных.
Когда оцепенение проходит, человек, как правило, начинает ориентироваться и оценивать ситуацию. Если ситуация стала безопасной, то страх не наступает. Страх возникает в ожидании или непосредственно в самой опасности. Когда из нее возможен выход, то страх снижается до уровня стимулирующего волнения. Оно способствует поиску выхода из создавшегося положения. Если выход не найден, то может возникнуть трусость. Она проявляется в виде паники, бегства, затаенной бездеятельности (притворства), сдачи в плен, предательства.
Следует отметить, что уровень стимулирующего (среднего) волнения является нормой в предбоевом и боевом периодах. Он соответствует оптимальному боевому состоянию. Такое волнение мобилизует силы, помогает сконцентрироваться на необходимом, придает уверенность. Объективно контролировать такой уровень волнения надо по пульсу, о чем уже говорилось.
Только что мы рассмотрели внутренние превращения чувств по убывающей схеме: испуг — страх — стимулирующее волнение. Эта схема срабатывает при внезапном столкновении с противником. Но бывает и обратное превращение: тревога — страх -испуг. Например, вы ожидаете поединка с неизвестным противником — волнение тревоги. Стал известен конкретный противник и подробности предстоящего боя — страх. Внезапно увидел врага — испуг. Испуг обусловлен внезапностью. Страх базируется на переоценке (недооценке) возможностей противника, факторе «незнакомое™». Недооценка чаще приводит к испугу, т. к. срабатывает фактор неожиданности при столкновении с противником. Чаще всего преувеличивают физическое превосходство противника. Но даже реальное такое превосходство не имеет решающего значения в бою, хотя и «шапкозакидательство» к успеху не приводит.
Приведенные взаимопревращения отрицательных переживаний не являются неизбежными. Они возникают у неподготовленных людей. Оценивая противника, ты оцениваешь и свои шансы на победу. Чем лучше ты подготовлен, тем, естественно, больше таких шансов. Правильная, то есть объективная оценка соперника и самого себя способствует предотвращению испуга и страха. Подробнее о преодолении этих состояний будет сказано при разборе этапов психологической подготовки.
Злость — осознанная, направленная на кого-либо эмоциональная гневливость.
Практически под злостью подразумевают уровень враждебности к противнику в сочетании с желанием драться. Отличительной чертой такой злости является способность мобилизовать, собрать воедино энергию человека и сделать его готовым к необходимым действиям. Злость прямо противоположна страху, поэтому способна уменьшать и подавлять его.
В повседневной жизни злость нередко возникает тогда, когда мы не можем достичь чего-нибудь очень желаемого из-за наличия препятствия или собственной неспособности. В этой связи выражение «разозлиться на самого себя» становится логически понятным.
Часто злость появляется в ответ на личное оскорбление, обиду, обман, насилие, посягательство на твои моральные принципы и жизнь. Самый высокий уровень враждебности бывает тогда, когда злость сочетается с такими чувствами, как отвращение и презрение.
Отвращение — чувство, возникающее в ответ на разложившиеся (испорченные) в физическом или психологическом смысле вещи, явления, организмы. Всегда хочется ликвидировать объект отвращения или самому отстраниться от него.
Презрение — чувство неуважения и превосходства над кем-либо. Презрение возникает, как правило, в ответ на посягательство на общечеловеческие ценности. Презирают, например, предателей, садистов, насильников, воров, жадных и т. д. Иногда презрение может носить расовый, национальный или религиозный характер.
Если злость подталкивает к нападению, отвращение — к ликвидации, то презрение позволяет все это сделать хладнокровно.
Злость, отвращение, презрение — классическая триада враждебных чувств к врагу. Чувствовать ее накануне боя весьма желательно.
Ярость — наивысший уровень злости, который не поддается сознательному усмирению. Выраженный эмоциональный фон в сочетании с неспособностью критически оценивать свои действия делают ярость «слепой». Такая «слепота» в бою чревата непродуманными действиями. Отсутствие тактики, маневра и хитрости у
«ослепленного» бойца делает его очень уязвимым. Иногда такое состояние противник специально провоцирует. Уберечься от такой ярости помогает самообладание и контроль над ситуацией.
Злость и тем более ярость — состояния относительно кратковременные. Они исчисляются в минутах, часах и редко днях.
Если злость носит стойкий и длительный характер, то это -ненависть. Она имеет гораздо более глубокую и тесную связь с моральными и общечеловеческими принципами. Этим объясняется ее стойкость и длительность.
Агрессия — реализация злости или ярости на практике. Если две последние являются только психическим состоянием, то агрессия — осознанное действие. Это и есть физическое выяснение отношений. Агрессия подразделяется на условную и абсолютную. Условная не ставит целью причинение физического страдания. Бой всегда агрессивен.
Жалость. На это чувство надо обратить особое внимание, т. к. оно является твоим врагом № 2 после страха. Основу жалости составляет врожденная эмоциональная чувствительность и приобретенная способность к сопереживанию. Она всегда избирательна. Один и тот же человек в одной ситуации испытывает жалость, а в другой — жестокость. Жалость проявляется в форме заботы, сочувствия, ласки, желания помиловать и т. д. Такое чувство в бою к врагу недопустимо. Иногда противник в неблагоприятных для него условиях специально стремится вызвать это чувство у соперника. Для этого враг притворяется смертельно раненным, жалким и мучимым сильной болью. Жалость подавляет решительность и инициативу, чем незамедлительно пользуется враг. Жалость устраняется соответственной настройкой и силой воли.
Но жалость способствует твоему поражению не только в момент боя. Она может сразить тебя и после него, например, при виде поверженного врага. Может появиться тяжелейшее переживание — раскаяние. Оно сопровождается резким упадком сил, самоуничижением, подавленностью. Такой боец в следующем бою сам становится жертвой.
Жестокость применима только к врагу. Воспитывать в себе всеобщую жестокость к членам окружающего общества недопустимо.
Для предотвращения в себе жалости и раскаяния необходимо рассмотреть один важный и довольно щепетильный вопрос. Его не принято обсуждать публично. Но нередко он встает перед бойцом после первого же выигранного боя, вызывая раскаяние. Речь идет про глагол «убивать». Преднамеренно не заменяем его общепринятыми «ликвидировать», «уничтожить». В душевном возгласе победителя, мучимого раскаянием, слышится: «Что я наделал?! Я же — убил!!!». Попробуйте мысленно в этом возгласе заменить
«убил» на «уничтожил». В данном случае деликатность перед самим собой неприемлема. Сколько существует все живое на Земле, столько же существует и этот глагол, имеющий широкую палитру значений.
Убить человека ради корыстных целей, нарушив мораль и закон общества, — значит стать убийцей. Убить по приговору суда — палачом. Убить по приговору своей совести, но в нарушение законов и порядков — мстителем. Убить, защищая свое Отечество, — защитником Родины. Такой защитник может считаться Героем.
Вот такой широкий диапазон трактовки этого слова. Однозначно его оценивать нельзя. Обязательно надо сопоставлять многие условия. Главное — цель, ради чего и кого пускать в ход этот жестокий глагол. Раз ты призван защищать свою Родину, то можешь быть только Защитником и Героем и имеешь полное моральное право убивать ее врагов. Это надо усвоить раз и навсегда! Не занимайся больше самокопанием в этом вопросе. Сомнения парализуют решительность и должны быть отброшены до начала первого боя.
Героями не рождаются, ими становятся. Это всем известная истина. Под таким становлением надо понимать не ситуацию свершения подвига, а процесс самовоспитания личности.
Одна и та же ситуация одних делает героями, а других предателями.
Воспитать в себе необходимые качества и избавиться от отрицательных переживаний поможет предлагаемая психологическая подготовка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|