Мышечная готовность к действию
Она в свою очередь имеет три этапа:
а) прочувствование готовности;
б) мобилизующее дыхание;
в) двигательная разрядка.
Ради этой готовности отдыхали мышцы и центры. Она сопровождается чувственным желанием поскорее напрячь мышцы, дать им нагрузку. Появляются ощущения внутреннего нетерпения к действию, своеобразного мышечного «зуда». Мышцы хорошо отдохнули, соскучились по работе. Нетерпение напрячь мышцы нарастает. Не напрягая мышц, предвкушайте мысленно упражнения разрядки, которые сейчас будете выполнять. Когда мышечное нетерпение достигло ярко выраженного уровня, переходите к мобилизующему дыханию. Сделайте!—4 такта мобилизующего дыхания. На вдохе последнего такта начинаешь двигательную разрядку.
Накопленный мышечный энергетический потенциал требует обязательной разрядки. Приучать себя в данной ситуации к «спус-
ку на тормозах», минуя разрядку, нельзя. Мышечная энергия должна гаситься движением.
Напоминаем, что находиться в спокойном положении с закрытыми глазами нужно вплоть до вдоха последнего такта мобилизующего дыхания. Только на высоте этого вдоха: открываете глаза; резко, с силой выбрасываете напряженные руки вперед — вверх; одновременно сильно напрягаете ноги, вытягивая и слегка приподнимая их; делаете выдох. Длительность напряжения 1—2 секунды. Обычно разрядку делают 1—2 раза.
Обратите теперь внимание на свое самочувствие. В голове ясность, легкость во всем теле. Хочется активной двигательной нагрузки.
Конечно, такое состояние появляется не с первого занятия. Чем больше практика, тем четче и ярче готовность. С этого урока каждое занятие необходимо заканчивать таким выходом. Достигнув хорошего уровня выхода из аутогенной тренировки, тренируйте готовность в бодром состоянии, постепенно ужесточая условия. Для этого «нырните» в свои конечности на несколько мгновений. Прочувствуйте любые ощущения, которые есть в мышцах на данный момент. После этого сразу переходите на готовность. Почувствовать ее поможет память на ощущения готовности. Регулярная и качественная отработка выхода оставляет в памяти яркие и долговременные следы.
Естественно, что ощущения готовности в бодром состоянии (да еще стоя) выражаются меньше, чем в аутогенной тренировке. Но этого вполне достаточно для мобилизации силы и снятия скованности от страха.
В совершенстве мышечная готовность мгновенно вспоминается в боевой позе, если сосредоточить на ней внимание Схема уроки №№ 1—3,4.
УРОК № 5. Т е м а: Экран мысленного взора (ЭМВ). Психоэмоциональная нейтрализация.
До сих пор вы работали с ощущениями в мышцах. К нервным центрам подбирались через эти ощущения. Теперь будете учиться быть «на ты» со своими мыслями и переживаниями, отключаться от навязчивых мыслей и отрицательных переживаний.
Вначале несколько дополнений к теории, которая была дана ранее. Вы хорошо знаете, что такое положительные и отрицательные эмоции. Положительные эмоций сопровождаются приятными переживаниями, а отрицательные — неприятными. Все эмоции тоже имеют свои центры в головном мозгу. В определенном дозированном сочетании положительные и отрицательные эмоции необходимы. Они сопровождают и окрашивают всю нашу жизнь. Но
чрезмерные отрицательные эмоции (как и положительные) очень вредны. Они определяют стрессовое состояние, а стрессы способствуют возникновению инфарктов, инсультов, язвенной болезни и т. д. Такие заболевания в обиходе называют «от нервов». Отрицательные переживания стрессового уровня несут с собой страх и парализующий испуг. Вам надо овладеть этим уроком не для профилактики заболеваний, а для избавления от страха в предбоевом периоде.
Все эмоциональные центры тесно связаны с нашими жизненно важными центрами: сердечно-сосудистым, двигательным, дыхательным, гормональным и т. д. Поэтому, когда вы переживаете отрицательные эмоции (отрицательные переживания), это всегда сопровождается внутренними изменениями. Вспомните, например, описание состояния при страхе и испуге. Взаимодействие причины и следствия в этом случае можно отобразить следующим образом: поступающая информация (испуг) — мысленная оценка информации (выход не найден) — эмоциональные центры (волнение страха стрессового уровня) — жизненно важные центры (сердцебиение, стесненное дыхание, недержание мочи, мурашки и т. д.). Данная схема работает при любых переживаниях.
Чтобы отрицательная информация не приводила к ненужным последствиям, необходимо разорвать эту цепочку. Но в каком месте возможен реальный разрыв? В какой части цепи можно сознательно вмешаться в нее? Это возможно только в двух местах, а именно: между информацией и оценкой информации; между оценкой информации и эмоциональными центрами. В других местах разрыв невозможен, так как дальше все идет по инерции и воля человека неспособна воспрепятствовать процессу. Можно поставить только два барьера в указанных местах. Про барьер № 1 (дез-актуализацию) речь впереди. А про барьер № 2 поговорим сейчас. Его можно ставить только в состоянии аутогенной тренировки. И это нечто иное, как отделение мыслей от переживаний.
Наверно, вам приходилось очень переживать о чем-либо. Вы обращаетесь к друзьям за советом, а они в ответ: «Выбрось ты «это» из головы!». Вот и начинаешь выбрасывать «это» из головы. Чем больше стараешься выбросить, тем больше «это» обратно лезет в голову. Так некоторые доводят себя до отчаянного состояния. Если б так просто можно было избавиться от переживаний, человечество давно бы преодолело вредные последствия стрессов. Бесполезно выбрасывать навязчивые мысли только отвлечением. Если даже и смог это сделать, то значит мысли носили ненавязчивый характер. Избавиться же от навязчивых можно только посредством специальной тренировки. Навязчивой мысли надо дать возможность полностью отработать в мозгу столько, сколько она этого требует. Но надо сделать это так, чтобы ее работа прошла вхолостую, т. е. не затрагивала эмоциональные центры.
Наш мозг- способен не только запоминать переживания, но и способен предвидеть (вообразить) их. Не раз, наверно, слышали: «Как закрою глаза, так это стоит перед глазами!». Действительно, 80 процентов поступающей в мозг информации идет через наше зрение. Эта зрительная память на психотравмирующую ситуацию (ситуацию при испуге) в сочетании с ее осмысливанием (то есть комментированием внутренней речи) и есть навязчивость. Это соответствует твоей специфике переживаний. Наше внутреннее зрение может не только вспоминать в мысленных образах ситуацию переживания, но может и рисовать воображаемую ситуацию предстоящей психотравмы. Поэтому навязчивое переживание возможно не только за прошлое, но и за будущее. Как избавиться от осмысливания (то есть внутреннего проговаривания), сказано при разборе вопросов теории и в уроке № 3. Снижать же напряженность памяти на психотравму надо через экран мысленного взора (ЭМВ).
Вот прямо сейчас прервите дальнейшее чтение и закройте глаза на несколько секунд. Закройте!.. Открыли? Хорошо. Вы «видели» закрытыми глазами, как бы сквозь туман, нечетко контур этой страницы. Это и понятно, ведь зрительная память есть у каждого. А если закрыть глаза на минуту и больше? Тогда изображение страницы быстро исчезнет. Останутся туман, облака, темные пятна с чередующимися просветлениями, плывущие точки, кружки и т. д. Все это, скорее всего, бесцветно на темно-сером фоне. Не исключено, что промелькнет чье-либо лицо, какие-либо предметы. Все, что видишь с закрытыми глазами, и есть экран мысленного взора. Через такие нечеткие образы идет разрядка (погашение) памяти. В отсутствие психотравмы ЭМВ показывает обычную разрядку, которая только что была описана. Но при наличии психотравмы ЭМВ может отражать ее ситуацию. В любом случае вы не должны вмешиваться в эту разрядку. Смотрите за ней «со стороны». Вы (ваше внутреннее «Я» с внутренней речью) молча, с любопытством наблюдаете за ЭМВ. В это время свое внимание спокойно, без напряжения, удерживаете на расслаблении корня языка и лица. Таким способом можно смотреть все, что угодно мозгу. Это его разрядка и он сам регулирует такую реакцию. Важно, чтобы не возникло осмысление, которое обязательно сопровождается внутренним голосом. Появившуюся мысль легко заметить по легкому напряжению лица, корня языка и внутреннему проговариванию. Это означает, что внимание «соскочило» с контроля за расслаблением. Необходимо вновь расслабить мышцы лица, корня языка и вновь «молчаливо» смотреть на ЭМВ.
Только так можно избавиться от навязчивых мыслей и переживаний посредством аутогенной тренировки. Это трудно, но вполне реально. На первых занятиях очень часто будет «соскаль-
R
зывать» внимание. Но постепенно вы доведете такое отключение до минуты. А в перспективе—до необходимой длительности. Это самый сложный урок БПТ. Овладев им, овладеете искусством нейтрализации переживаний.
В дальнейшем, когда вы отлично овладеете этим уроком, начинайте тренироваться наяву. ЭМВ можно смотреть в любой обстановке, где можно закрыть глаза на несколько минут. Схема: уроки №№ 1—3, 5,4.
УРОК № 6. Т е м а: Звуковая психоэмоциональная нейтрализация.
То, что человек является небольшой преградой для проникновения звука, знали еще древние врачеватели, когда ухом прослушивали работу внутренних органов.
Звук пронизывает наше тело насквозь. Проходя сквозь него, он приводит в колебательное движение внутренние органы. Период колебаний органов зависит от их объема и плотности, частоты и силы звука. Вместе с органами в колебательное движение приходят и нервные клетки, которые управляют ими.
Но звук проходит не только сквозь мягкие ткани. Он способен пронизывать нервные центры головного мозга, спрятанного в костном панцире. Нервные клетки, откликаясь, резонируя на частоту звука, могут временно терять сбалансированность своих функций. Это хорошо заметно, например, в снижении или утрате чувства тяжести. Такая утрата ощущается как невесомость, приятное «парение» в воздухе. Может появиться необычайная ясность, легкость. Такой эффект называется пронизывающим. Естественно, что пронизыванию соответствуют громкие звуки, высокий их уровень. Речь идет о воздействии музыкой. В названии темы урока акцент сделан на слове «звуковая» (а не музыкальная) не случайно. Так же не случайно урок начат с физического действия звука на организм, а не с музыки. Так сделано для того, чтобы в музыке отграничить пронизывающий звуковой эффект от эмоционального. Про эмоциональное воздействие музыки будет сказано в одном из следующих уроков.
В данном уроке научимся «ощущать» звуковое пронизывание. Это необходимо потому, что таким способом хорошо «очищать» голову от посторонних мыслей. Сильный звук делает своеобразный массаж нервной системы. Действие такого массажа и надо прочувствовать. Чтобы этого достичь, запрещается вслушиваться в содержание музыки, переживать, анализировать. Все свое внимание сосредоточьте на разных участках тела поочередно и ими будете ощущать эффект пронизывания. Например, низкочастотные звуки (барабан, бас) ощутите внутри живота; высокочастот-
ные (труба, тарелки и т. д.) могут «стоять» в голове. Напомним, что приводятся типичные примеры, а не образцы. Если появилось чувство невесомости, «парения» в воздухе, ясность и легкость в голове, отсутствие всяких мыслей—значит, достигли полного эффекта пронизывания.
К этому уроку надо подготовиться технически. Необходим стереомагнитофон или стереопроигрыватель. Мощность колонок от 5 до 10 Вт. Такая мощность в небольшом помещении дает нужный пронизывающий эффект. Уровень пронизывающей громкости определяете сами после первого занятия. Сделайте отметку на регуляторе громкости. Но помните, что уровень должен быть пронизывающим, а не раздражающим.
Переходить к музыкальному (звуковому) воздействию надо только после тщательного расслабления и работы с ЭМВ. Попросите напарника включить магнитофон в определенное время или по условному сигналу. Наращивать громкость надо постепенно с самого тихого звучания до необходимого в течение 2—3 минут. Постепенное наращивание позволяет лучше привыкнуть к громкости, чтобы она не раздражала. Громкость должна быть достаточной для «массажа».
В период освоения рекомендуются мелодии, удачно сочетающие высокие и низкие частоты. В принципе, в этом уроке надо уметь ощущать любую музыку.
Этим методом оптимальнее всего пользоваться в среднем один раз в месяц. При частом повторении теряется острота ощущений и не достигается нужный результат. Схема: уроки №№ 1—3, 5, 6,4.
Закончен второй раздел БПТ — психоэмоциональная нейтрализация. Хорошо овладев ею, вы сможете полностью отключаться от переживаний в любой обстановке. Таким отключением дается наилучший отдых эмоциональным центрам. Наиболее часто этот отдых необходим в предбоевом периоде, когда изнуряющее волнение тревоги может перейти в страх.
Урок № 6 следует рассматривать как дополнение к уроку № 5. При помощи эффекта пронизывания хорошо устранять остатки переживания. Некоторые ощущения этого эффекта надолго остаются в памяти и могут воспроизводиться без действия звука (полное отсутствие мыслей, то есть «пустота», ясность, парение, легкость).
Экран мысленного взора является исходной позицией для всех последующих уроков.
УРОК № 7. Т е м а: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.
Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.
19*
Концентрация внимания
Эта тема частично вам уже знакома. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую тренировку этого важного качества. Особенно это касается урока № 5, когда вы длительно удерживали внимание на ощущениях расслабления лица.
Ваша специфика требует максимальной сосредоточенности в боевом этапе. Это достигается выработкой у себя волевого и спокойного удержания внимания. Конечно, говорить об абсолютном спокойствии не приходится. Поэтому в данном случае под спокойствием следует подразумевать скорее отсутствие внутреннего (психического) и внешнего (мышечного) напряжения. Если во время концентрации внимания будет выражено напряжение лица, то это напряжение обязательно даст скованность мышцам всего тела. В этом случае прочувствовать состояние готовности будет очень трудно. Внутреннее (психическое) напряжение проявляется в понуждении самого себя: «во что бы то ни стало», «надо», «любой ценой». Такое мысленное напряжение приносит вред, так как лишает наше мышление гибкости и разноплановости. Внимание, которое сопровождается внутренним и внешним напряжением, требует больших энергетических затрат. Недаром после такой напряженной мысленной работы возникает ощущение усталости и «разбитости».
Примером хорошей тренировки спокойного удержания внимания является урок № 5. Тренировать волевое удержание удобно с секундной стрелкой.
Возьмите часы с секундной стрелкой и проследите за ее движением, не отрывая глаз, сколько удастся. Нельзя отрывать взгляд даже на мгновение. Упражнение считается освоенным на отлично, если удержание составило 5 минут. Следите за тем, чтобы не было механического слежения взором за стрелкой. Помните, что необходимо тренировать удержание мыслей на объекте, а не просто взор.
Следить за стрелкой, а думать про другое — бессмысленная
трата времени.
Если не удается избежать напряжения при волевом удержании, то тренируйтесь по комбинированной методике. Она заключается в поочередном удержании волевого и спокойного внимания. С этой целью проводите занятие по схеме: «Уроки № 1—3,5». После ЭМВ (спокойного удержания) открываете глаза и смотрите на секундную стрелку до первого «соскальзывания». Тут же закрываете глаза и окончательно расслабляете лицо. Непродолжительно работаете с ЭМВ — и опять взор на секундную стрелку.
Переключение внимания
Необходимо научиться быстро и эффективно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Под объектами понимайте все то, что вам надо внимательно осмыслить, прочувствовать. Этим приемом будете обязательно пользоваться в период противостояния, когда взором наблюдаешь за противником, а мысленное внимание на мгновение сосредоточишь на овладении собой. Подробно об этом будет сказано в главе III.
Исходное состояние для тренировки внимания — урок № 5. ЭМВ — не просто нейтральное состояние, а состояние максимального физического и психологического покоя. Переключать внимание будете через ЭМВ. В этой тренировке ЭМВ аналогичен «нейтралке» в коробке передач автомобиля. Схематично это выглядит так: ЭМВ — объект № 1 — ЭМВ — объект № 2 — ЭМВ — объект № 3. Объекты откорректируете с учетом своих особенностей. Вот примеры таких объектов:
№ 1 — маскообразность;
№ 2 — темпо-ритм внутренней пульсации;
№ 3 — ощущение тепла в области сердца;
№ 4 — успокаивающее дыхание;
№ 5 — мобилизующее дыхание;
№ 6 •— ощущение мышечной готовности.
Когда научитесь быстро и качественно переключать внимание в состоянии аутогенной тренировки, то начинайте такую тренировку наяву. Разница заключается только в том, что вместо экрана мысленного взора — реальный объект. Это может быть любая точка (например, картина на стене), на которую неотрывно смотришь. Моргать разрешается, а отрывать взор или закрывать глаза — нельзя.
Объемное зрение
Суть его заключается в том, чтобы смотреть в одну точку, а замечать все окружающее. Прямо сейчас попробуйте установить (зафиксировать) взгляд в центре страницы на любой точке (букве). Не отрывая взгляда от этой точки, перечислите все предметы, которые находятся в поле зрения. Конечно, ближайшие назовете легко. Ну а более отдаленные? Это нелегко без специальной тренировки. Объемное зрение — целостное одновременное восприятие окружающего без отрыва взгляда от фиксируемой точки. Иногда такое зрение называют боковым или периферическим. Объемным зрением будете следить за действиями противника. В этом действии собрались все части этого урока: волевое ненапряженное удержание взгляда, переключение внимания с противника на самообладание, целостное восприятие противника и окружающего.
Объемное зрение тренируется, естественно, наяву. В любое время, в любой ситуации, в любой позе старайтесь зафиксировать взгляд на любой точке перёд собой. Целесообразно выбирать ее на расстоянии 3—5 метров от себя. Это вероятное расстояние противников друг от друга в период противостояния. Научитесь целостно, а не частями, воспринимать видимое. Схема: уроки № 1— 3,5,7,4.
УРОК № 8. Т е м а: Тренировка представлений.Идеомоторная тренировка.
Этот урок состоит из двух частей. Каждую из них необходимо усваивать отдельно.
Тренировка представлений
Настала пора научиться представлять мысленные образы, сопереживать их. Эти представления помогут испытать положительные эмоции. Идеомоторная тренировка даст возможность эффективнее отрабатывать боевые приемы.
Представления—разнообразные мысленные образы, которые будете вызывать на экране мысленного взора.
В уроках № 5, 6 вы овладели искусством отключаться от посторонних мыслей и переживаний. Говоря иначе, научились нейтрализовать отрицательные эмоции (-) до нулевого состояния (0). Теперь будете давать положительный заряд (+) нервной системе путем прочувствования положительных эмоций. От (-) к (+) через (0). Тренировка представлений является наиболее эффективным способом повышения психоэмоционального тонуса. Овладеть этим методом — очень важно для твоей специальности.
В жизни мы часто испытываем положительные эмоции, когда наш мозг получает соответствующую информацию. Например, радость общения с любимой, интересная и увлекательная телепередача, книга, удачная покупка, рыбалка и т. д. В состоянии аутогенной тренировки тоже можно испытать положительные эмоции. Для этого надо ввести в мозг приятную информацию. С этой целью представляют на ЭМВ приятную ситуацию и сопереживают ее. Естественно, что в этом случае мысль с внутренним голосом участвует в переживаемой ситуации. Мысленные образы редко носят яркий, сочный и четкий характер. Редко кто имеет дар такого «видения», которое само способно вызвать положительные переживания. Поэтому желательно использовать память на ситуацию и обстоятельства, в которых приходилось уже переживать положительные эмоции, повторяя их.
Урок считается усвоенным, если вы испытываете чувство глубокого удовольствия и приятного сопереживания. Запретных тем для представлений нет. Представляйте все, что угодно, только что-
бы испытать положительные эмоции. Не исключено, что во время переживания появится легкая улыбка или выражение полного удовольствия. Наш мозг может не только представлять прошлое, но и воображать будущее. В этом случае приятное переживание основывается на «реализации» несбывшихся потребностей и мечты.
В период освоения урока целесообразно использовать внешнее воздействие на такие органы чувств, как слух и обоняние при помощи музыки и запахов. Их действие направлено на память и на эмоциональные центры. Приятная музыка и запах являются в данном случае катализатором памяти. Музыка — отличный генератор эмоций. В уроке № 6 вы научились ощущать звуковое про-низывание. Теперь внимание концентрируете на содержании музыки и ее ритме. Ритм вальса, например, действует успокаивающе. Марш, рок-музыка возбуждают, активизируют. Главный критерий в подборе музыки — ее способность вызвать приятные переживания. Наивысший эффект от музыкального прослушивания достигается в состоянии полного душевного и физического покоя. У каждого человека есть любимые мелодии, которые его приятно волнуют. Их и надо использовать в этом уроке. Громкость должна быть незначительной, нераздражающей. Очень желательно использовать стереоаппаратуру, которая обеспечивает эффект проникновения музыки. Продолжительность прослушивания — 5— 10 минут.
Запахи тоже обладают выраженным эмоциональным действием. Доставить удовольствие, повысить настроение—главная цель запахов парфюмерных изделий. Своеобразна и индивидуальна память на запахи: что для одного приятно -— для другого непереносимо. Невозможно поэтому рекомендовать применение конкретных запахов. Какие для вас приятны и удобны в применении — те и используйте. Нередко берут духи любимой женщины, которые легко вызывают приятные переживания.
Порядок урока следующий. Заранее поставьте духи или магнитофон рядом, под рукой. После работы с ЭМВ включаете магнитофон или подносите духи к носу. Конечно, полному расслаблению наносите некоторый ущерб, но впоследствии натренированная образная память поможет обходиться без музыки и запахов. Можно одновременно использовать музыку и запахи, если они тождественны по своей направленности. Вдыхание проводят 3—5 раз слегка углубленными вдохами. Если попытка не удалась, то через 2—3 минуты ее повторяют. Более частые повторения неэффективны.
Следует особо подчеркнуть, что недопустимо мелодии и духи применять часто. Утрачивается острота эмоционального восприятия и переживания. В начальный период овладевания методом такой тренировкой пользуйтесь 1—2 раза в неделю на протяже-
нии 2—3 недель. В дальнейшем достаточно одного занятия в месяц. Длительность занятия — от 5 до 10 минут.
Идеомоторная тренировка
Если мысленное представление (идео) реализуется в движении (моторика), то говорят об идеомоторной тренировке. Этим приемом часто пользуются спортсмены. Они стараются четко представить с закрытыми глазами то движение, которое предстоит выполнить. Вам тоже необходимо хорошо владеть таким психотехническим приемом. Суть идеомоторной тренировки в том, чтобы прочувствовать в последовательности все мышечные ощущения предстоящего движения (приема). Это очень поможет в отработке технических приемов.
Чтобы идеомоторный акт давал максимальную отдачу, необходимо:
1. Максимально точно представить зрительный образ пред стоящего движения. Желательно научиться представлять его в за медленном темпе, как при замедленной киносъемке. Постепенно ускоряйте представление, сохраняя точность в движении. Научи тесь «видеть» не с точки зрения постороннего зрителя, а со своей стороны. Например, представляешь проведение приема на против нике, «видя» его перед собой, а не в профиль издалека. Такое ви дение соответствует реальному взаиморасположению в бою.
2. Ощутить последовательно группы мышц, участвующих в движении. Этим ощущением готовишь мышцы к работе в соот ветствующей последовательности. В данный момент допускается их легкое напряжение. Особо подчеркивается: ощущать мышцы можно лишь в исходном положении для проведения приема.
Идеомоторный акт предшествует самому действию. Обычно проводят 3—4 акта, что вполне достаточно. Действие (прием) следует за актом непосредственно. В противном случае идеомотор-ная тренировка теряет смысл.
Начинать тренировать идеомоторные представления лучше в состоянии аутогенной тренировки, то есть в полном физическом и психическом покое. Когда овладеете волевым и спокойным удержанием внимания в любой обстановке, отпадет необходимость предварительного состояния аутогенной тренировки. Схема: уроки №№ 1—3, 5, 8,4.
УРОК № 9. Т е м а: Самокодирование.
Самокодирование — самоубеждение в форме самоприказа. Убеждение основывается на логических доказательствах. Отличительными чертами приказа являются краткость и категоричность.
Следовательно, самокодирование — это самовведение в сознание кратких и категоричных логических доказательств. Наличие их — главное и принципиальное отличие самокодирования от самовнушения, которое в свою очередь базируется на безоговорочной вере в то, что внушается. При самовнушении (внушении) человек не задумывается: «Так это или не так?». Если не задумываться над реальностью своих возможностей, то возникает опасность переоценки (как и недооценки) себя или ситуации. Самокодированием можно усилить и утвердить в себе те качества, которые уже есть у тебя или над которыми работаешь в настоящее время. Постоянно напоминая себе необходимые качества, утверждаешь их на длительное время.
Прежде чем перейти к формулам самокодирования, проработайте еще раз главу 1 и начало этой главы. Проанализируйте еще раз свою «дефектную ведомость». Исходя из нее составите формулы. Они должны быть краткими и носить утверждающий, а не отрицающий характер. Например: «Я храбрый!», а не «Я не трус», «Я спокоен!», а не «Я не волнуюсь!».
Приказы (формулы) самокодирования бывают, в основном, двух видов. Первый направлен на улучшение и утверждение своих бойцовских качеств. Например: «Я честен!», «Я храбр!», «Я принципиален!», «Я справедлив!», «Я настойчив!», «Я решителен!» и т. д. Можно приказывать себе и более категорично: «Будь решительным!», «Будь справедливым!», «Будь храбрым!», «Будь честным!» и т. д.
Но если решился, например, быть честным и справедливым, то должен быть таким всегда и везде, а не только в предвидении боя.
Этим вы не только вырабатываете необходимые качества, но постоянно тренируете и укрепляете силу воли. Не зря бойцовские качества личности называют волевыми. Приказать себе быть волевым нельзя. Рекомендуем запомнить следующий приказ самокодирования: «Любые помехи, любые трудности только мобилизуют меня!».
Второй вид приказов направлен на обязательное выполнение конкретного действия в конкретной обстановке. Например: «Я спокоен!» (именно сейчас), «Дышать глубоко, спокойно!», «Догнать!», «Прыгнуть!», «Вперед!», «Готов действовать!», «Уничтожить!» и т. д. Приказы должны быть реально выполнимы и обязательно исполняться. Связку «приказ-действие» разрывать нельзя.
Трудновыполнимые приказы отдавайте себе в нарастающей (от легких к трудным) прогрессии, в точном соответствии с физической и психологической подготовкой. Не случайно этот урок вы изучаете в конце БПТ. Полученный навык поможет грамотно и реально составлять свои приказы.
Первый вид приказов самокодирования проводите в состоя-
нии аутогенной тренировки после ЭМВ. Периодичность занятий определяйте сами, но не реже одного раза в неделю. Не беритесь совершенствоваться сразу по всем чертам бойцовского характера. Выберите из «дефектной ведомости» 5—6 наиболее первоочередных качеств из группы № 1. Убедитесь, что стали их всегда и везде соблюдать. После этого добавьте еще из первой группы, затем переходите ко второй группе «дефектной ведомости». Постепенно следование самоприказам станет привычным делом. Только после этого можете сократить количество приказов, оставив трудновыполнимые.
Самосовершенствованию предела нет.
Второй вид приказов самокодирования отрабатывается наяву. Для этого используют любую ситуацию, где необходим «толчок» или «тормоз» к предстоящему действию. Можно самокодирование первого вида проводить в конце занятия по любой теме перед выходом. Но это только после того, как начал на практике исполнять самоприказы. Схема: уроки №№ 1—3, 5, 9,4.
УРОК № 10. Т е м а: Беглость.
Цель урока—научиться достигать необходимого состояния в боевой психорегулирующей тренировке рационально и быстро (за считанные минуты). Беглость — своего рода техника этой тренировки. Она всегда избирательна и рационально укорочена. Например, если надо снять усталость в руках, то нет смысла проводить полностью расслабление всего тела (тем более при недостатке времени). Можно сразу: ощущение расслабления рук — их отключение — выход с акцентом в руке. Если необходимо определить тем-по-ритм пульсации, то можно и так: ЭМВ — внимание на темпо-
ритм.
Беглостью можно тренировать нейтрализацию переживаний, готовность, маскообразность, переключение внимания, тренировку представлений и идеомоторную тренировку, самокодирование. Главное в исходной позиции такого занятия — закрытые глаза, максимальный покой в конкретной позе и ситуации.
Бойся «заиграть» беглостью всю боевую психорегулирующую тренировку. Этот термин заимствован у музыкантов. Начинающий музыкант от большого желания побыстрее разучить мелодию начинает ее исполнять в быстром темпе. Если недостаточно технически подготовлен, то заучивает с ошибками. Причем такое исполнение становится настолько привычным, что он уже не может играть без ошибок. Это и есть «заигрывание». Надеемся, что повторять ошибку незадачливого музыканта вы не будете.
Беглость предполагает ужесточение условий занятий. Чередуйте тренировки в абсолютной тишине с тренировками в отвлекаю-
щем шуме; в одиночестве и в присутствии кого-либо; лежа дома, стоя или сидя в общественном транспорте и т. д. Обращаем внимание на то, что беглость и ужесточение условий не должны быть в ущерб качеству. А если и есть вынужденные потери качества, то их нужно свести до минимума. В противном случае беглость нанесет только вред.
Составьте собственные схемы беглой тренировки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|