Сделай Сам Свою Работу на 5

Мышечная готовность к действию





Она в свою очередь имеет три этапа:

а) прочувствование готовности;

б) мобилизующее дыхание;

в) двигательная разрядка.

Ради этой готовности отдыхали мышцы и центры. Она сопро­вождается чувственным желанием поскорее напрячь мышцы, дать им нагрузку. Появляются ощущения внутреннего нетерпения к дей­ствию, своеобразного мышечного «зуда». Мышцы хорошо отдох­нули, соскучились по работе. Нетерпение напрячь мышцы нараста­ет. Не напрягая мышц, предвкушайте мысленно упражнения раз­рядки, которые сейчас будете выполнять. Когда мышечное нетер­пение достигло ярко выраженного уровня, переходите к мобилизу­ющему дыханию. Сделайте!—4 такта мобилизующего дыхания. На вдохе последнего такта начинаешь двигательную разрядку.

Накопленный мышечный энергетический потенциал требует обязательной разрядки. Приучать себя в данной ситуации к «спус-


ку на тормозах», минуя разрядку, нельзя. Мышечная энергия дол­жна гаситься движением.

Напоминаем, что находиться в спокойном положении с зак­рытыми глазами нужно вплоть до вдоха последнего такта моби­лизующего дыхания. Только на высоте этого вдоха: открываете глаза; резко, с силой выбрасываете напряженные руки вперед — вверх; одновременно сильно напрягаете ноги, вытягивая и слегка приподнимая их; делаете выдох. Длительность напряжения 1—2 секунды. Обычно разрядку делают 1—2 раза.



Обратите теперь внимание на свое самочувствие. В голове яс­ность, легкость во всем теле. Хочется активной двигательной на­грузки.

Конечно, такое состояние появляется не с первого занятия. Чем больше практика, тем четче и ярче готовность. С этого урока каж­дое занятие необходимо заканчивать таким выходом. Достигнув хорошего уровня выхода из аутогенной тренировки, тренируйте готовность в бодром состоянии, постепенно ужесточая условия. Для этого «нырните» в свои конечности на несколько мгновений. Прочувствуйте любые ощущения, которые есть в мышцах на дан­ный момент. После этого сразу переходите на готовность. Почув­ствовать ее поможет память на ощущения готовности. Регулярная и качественная отработка выхода оставляет в памяти яркие и дол­говременные следы.



Естественно, что ощущения готовности в бодром состоянии (да еще стоя) выражаются меньше, чем в аутогенной тренировке. Но этого вполне достаточно для мобилизации силы и снятия ско­ванности от страха.

В совершенстве мышечная готовность мгновенно вспомина­ется в боевой позе, если сосредоточить на ней внимание Схема уроки №№ 1—3,4.

УРОК № 5. Т е м а: Экран мысленного взора (ЭМВ). Психоэмоциональная нейтрализация.

До сих пор вы работали с ощущениями в мышцах. К нервным центрам подбирались через эти ощущения. Теперь будете учиться быть «на ты» со своими мыслями и переживаниями, отключаться от навязчивых мыслей и отрицательных переживаний.

Вначале несколько дополнений к теории, которая была дана ранее. Вы хорошо знаете, что такое положительные и отрицатель­ные эмоции. Положительные эмоций сопровождаются приятны­ми переживаниями, а отрицательные — неприятными. Все эмоции тоже имеют свои центры в головном мозгу. В определенном дози­рованном сочетании положительные и отрицательные эмоции не­обходимы. Они сопровождают и окрашивают всю нашу жизнь. Но


чрезмерные отрицательные эмоции (как и положительные) очень вред­ны. Они определяют стрессовое состояние, а стрессы способствуют возникновению инфарктов, инсультов, язвенной болезни и т. д. Та­кие заболевания в обиходе называют «от нервов». Отрицательные переживания стрессового уровня несут с собой страх и парализую­щий испуг. Вам надо овладеть этим уроком не для профилактики за­болеваний, а для избавления от страха в предбоевом периоде.

Все эмоциональные центры тесно связаны с нашими жизнен­но важными центрами: сердечно-сосудистым, двигательным, ды­хательным, гормональным и т. д. Поэтому, когда вы переживаете отрицательные эмоции (отрицательные переживания), это всегда сопровождается внутренними изменениями. Вспомните, например, описание состояния при страхе и испуге. Взаимодействие причи­ны и следствия в этом случае можно отобразить следующим обра­зом: поступающая информация (испуг) — мысленная оценка ин­формации (выход не найден) — эмоциональные центры (волнение страха стрессового уровня) — жизненно важные центры (сердце­биение, стесненное дыхание, недержание мочи, мурашки и т. д.). Данная схема работает при любых переживаниях.



Чтобы отрицательная информация не приводила к ненужным последствиям, необходимо разорвать эту цепочку. Но в каком ме­сте возможен реальный разрыв? В какой части цепи можно созна­тельно вмешаться в нее? Это возможно только в двух местах, а именно: между информацией и оценкой информации; между оцен­кой информации и эмоциональными центрами. В других местах разрыв невозможен, так как дальше все идет по инерции и воля человека неспособна воспрепятствовать процессу. Можно поста­вить только два барьера в указанных местах. Про барьер № 1 (дез-актуализацию) речь впереди. А про барьер № 2 поговорим сейчас. Его можно ставить только в состоянии аутогенной тренировки. И это нечто иное, как отделение мыслей от переживаний.

Наверно, вам приходилось очень переживать о чем-либо. Вы обращаетесь к друзьям за советом, а они в ответ: «Выбрось ты «это» из головы!». Вот и начинаешь выбрасывать «это» из головы. Чем больше стараешься выбросить, тем больше «это» обратно лезет в голову. Так некоторые доводят себя до отчаянного состояния. Если б так просто можно было избавиться от переживаний, человече­ство давно бы преодолело вредные последствия стрессов. Беспо­лезно выбрасывать навязчивые мысли только отвлечением. Если даже и смог это сделать, то значит мысли носили ненавязчивый характер. Избавиться же от навязчивых можно только посредством специальной тренировки. Навязчивой мысли надо дать возмож­ность полностью отработать в мозгу столько, сколько она этого требует. Но надо сделать это так, чтобы ее работа прошла вхоло­стую, т. е. не затрагивала эмоциональные центры.


Наш мозг- способен не только запоминать переживания, но и способен предвидеть (вообразить) их. Не раз, наверно, слышали: «Как закрою глаза, так это стоит перед глазами!». Действительно, 80 процентов поступающей в мозг информации идет через наше зрение. Эта зрительная память на психотравмирующую ситуацию (ситуацию при испуге) в сочетании с ее осмысливанием (то есть комментированием внутренней речи) и есть навязчивость. Это со­ответствует твоей специфике переживаний. Наше внутреннее зре­ние может не только вспоминать в мысленных образах ситуацию переживания, но может и рисовать воображаемую ситуацию пред­стоящей психотравмы. Поэтому навязчивое переживание возмож­но не только за прошлое, но и за будущее. Как избавиться от ос­мысливания (то есть внутреннего проговаривания), сказано при разборе вопросов теории и в уроке № 3. Снижать же напряжен­ность памяти на психотравму надо через экран мысленного взора (ЭМВ).

Вот прямо сейчас прервите дальнейшее чтение и закройте гла­за на несколько секунд. Закройте!.. Открыли? Хорошо. Вы «виде­ли» закрытыми глазами, как бы сквозь туман, нечетко контур этой страницы. Это и понятно, ведь зрительная память есть у каждого. А если закрыть глаза на минуту и больше? Тогда изображение стра­ницы быстро исчезнет. Останутся туман, облака, темные пятна с чередующимися просветлениями, плывущие точки, кружки и т. д. Все это, скорее всего, бесцветно на темно-сером фоне. Не исклю­чено, что промелькнет чье-либо лицо, какие-либо предметы. Все, что видишь с закрытыми глазами, и есть экран мысленного взора. Через такие нечеткие образы идет разрядка (погашение) памяти. В отсутствие психотравмы ЭМВ показывает обычную разрядку, которая только что была описана. Но при наличии психотравмы ЭМВ может отражать ее ситуацию. В любом случае вы не должны вмешиваться в эту разрядку. Смотрите за ней «со стороны». Вы (ваше внутреннее «Я» с внутренней речью) молча, с любопытством наблюдаете за ЭМВ. В это время свое внимание спокойно, без на­пряжения, удерживаете на расслаблении корня языка и лица. Та­ким способом можно смотреть все, что угодно мозгу. Это его раз­рядка и он сам регулирует такую реакцию. Важно, чтобы не воз­никло осмысление, которое обязательно сопровождается внутрен­ним голосом. Появившуюся мысль легко заметить по легкому на­пряжению лица, корня языка и внутреннему проговариванию. Это означает, что внимание «соскочило» с контроля за расслаблени­ем. Необходимо вновь расслабить мышцы лица, корня языка и вновь «молчаливо» смотреть на ЭМВ.

Только так можно избавиться от навязчивых мыслей и пере­живаний посредством аутогенной тренировки. Это трудно, но вполне реально. На первых занятиях очень часто будет «соскаль-

R


зывать» внимание. Но постепенно вы доведете такое отключение до минуты. А в перспективе—до необходимой длительности. Это самый сложный урок БПТ. Овладев им, овладеете искусством ней­трализации переживаний.

В дальнейшем, когда вы отлично овладеете этим уроком, на­чинайте тренироваться наяву. ЭМВ можно смотреть в любой об­становке, где можно закрыть глаза на несколько минут. Схема: уроки №№ 1—3, 5,4.

УРОК № 6. Т е м а: Звуковая психоэмоциональная нейтрализация.

То, что человек является небольшой преградой для проникно­вения звука, знали еще древние врачеватели, когда ухом прослу­шивали работу внутренних органов.

Звук пронизывает наше тело насквозь. Проходя сквозь него, он приводит в колебательное движение внутренние органы. Пери­од колебаний органов зависит от их объема и плотности, частоты и силы звука. Вместе с органами в колебательное движение прихо­дят и нервные клетки, которые управляют ими.

Но звук проходит не только сквозь мягкие ткани. Он способен пронизывать нервные центры головного мозга, спрятанного в ко­стном панцире. Нервные клетки, откликаясь, резонируя на часто­ту звука, могут временно терять сбалансированность своих функ­ций. Это хорошо заметно, например, в снижении или утрате чув­ства тяжести. Такая утрата ощущается как невесомость, приятное «парение» в воздухе. Может появиться необычайная ясность, лег­кость. Такой эффект называется пронизывающим. Естественно, что пронизыванию соответствуют громкие звуки, высокий их уровень. Речь идет о воздействии музыкой. В названии темы урока ак­цент сделан на слове «звуковая» (а не музыкальная) не случайно. Так же не случайно урок начат с физического действия звука на организм, а не с музыки. Так сделано для того, чтобы в музыке отграничить пронизывающий звуковой эффект от эмоционально­го. Про эмоциональное воздействие музыки будет сказано в од­ном из следующих уроков.

В данном уроке научимся «ощущать» звуковое пронизывание. Это необходимо потому, что таким способом хорошо «очищать» голову от посторонних мыслей. Сильный звук делает своеобраз­ный массаж нервной системы. Действие такого массажа и надо прочувствовать. Чтобы этого достичь, запрещается вслушиваться в содержание музыки, переживать, анализировать. Все свое вни­мание сосредоточьте на разных участках тела поочередно и ими будете ощущать эффект пронизывания. Например, низкочастот­ные звуки (барабан, бас) ощутите внутри живота; высокочастот-


ные (труба, тарелки и т. д.) могут «стоять» в голове. Напомним, что приводятся типичные примеры, а не образцы. Если появилось чувство невесомости, «парения» в воздухе, ясность и легкость в голове, отсутствие всяких мыслей—значит, достигли полного эф­фекта пронизывания.

К этому уроку надо подготовиться технически. Необходим стереомагнитофон или стереопроигрыватель. Мощность колонок от 5 до 10 Вт. Такая мощность в небольшом помещении дает нуж­ный пронизывающий эффект. Уровень пронизывающей громкос­ти определяете сами после первого занятия. Сделайте отметку на регуляторе громкости. Но помните, что уровень должен быть про­низывающим, а не раздражающим.

Переходить к музыкальному (звуковому) воздействию надо только после тщательного расслабления и работы с ЭМВ. Попро­сите напарника включить магнитофон в определенное время или по условному сигналу. Наращивать громкость надо постепенно с самого тихого звучания до необходимого в течение 2—3 минут. Постепенное наращивание позволяет лучше привыкнуть к гром­кости, чтобы она не раздражала. Громкость должна быть доста­точной для «массажа».

В период освоения рекомендуются мелодии, удачно сочетаю­щие высокие и низкие частоты. В принципе, в этом уроке надо уметь ощущать любую музыку.

Этим методом оптимальнее всего пользоваться в среднем один раз в месяц. При частом повторении теряется острота ощущений и не достигается нужный результат. Схема: уроки №№ 1—3, 5, 6,4.

Закончен второй раздел БПТ — психоэмоциональная нейтра­лизация. Хорошо овладев ею, вы сможете полностью отключать­ся от переживаний в любой обстановке. Таким отключением дает­ся наилучший отдых эмоциональным центрам. Наиболее часто этот отдых необходим в предбоевом периоде, когда изнуряющее вол­нение тревоги может перейти в страх.

Урок № 6 следует рассматривать как дополнение к уроку № 5. При помощи эффекта пронизывания хорошо устранять остатки пе­реживания. Некоторые ощущения этого эффекта надолго остаются в памяти и могут воспроизводиться без действия звука (полное от­сутствие мыслей, то есть «пустота», ясность, парение, легкость).

Экран мысленного взора является исходной позицией для всех последующих уроков.

УРОК № 7. Т е м а: Концентрация внимания. Переключение внимания. Объемное зрение.

Этот урок состоит из трех частей. Каждую из них необходимо осваивать отдельно.

19*


Концентрация внимания

Эта тема частично вам уже знакома. Все предыдущие уроки содержат в себе соответствующую тренировку этого важного ка­чества. Особенно это касается урока № 5, когда вы длительно удер­живали внимание на ощущениях расслабления лица.

Ваша специфика требует максимальной сосредоточенности в боевом этапе. Это достигается выработкой у себя волевого и спо­койного удержания внимания. Конечно, говорить об абсолютном спокойствии не приходится. Поэтому в данном случае под спо­койствием следует подразумевать скорее отсутствие внутреннего (психического) и внешнего (мышечного) напряжения. Если во вре­мя концентрации внимания будет выражено напряжение лица, то это напряжение обязательно даст скованность мышцам всего тела. В этом случае прочувствовать состояние готовности будет очень трудно. Внутреннее (психическое) напряжение проявляется в по­нуждении самого себя: «во что бы то ни стало», «надо», «любой ценой». Такое мысленное напряжение приносит вред, так как ли­шает наше мышление гибкости и разноплановости. Внимание, которое сопровождается внутренним и внешним напряжением, требует больших энергетических затрат. Недаром после такой на­пряженной мысленной работы возникает ощущение усталости и «разбитости».

Примером хорошей тренировки спокойного удержания вни­мания является урок № 5. Тренировать волевое удержание удобно с секундной стрелкой.

Возьмите часы с секундной стрелкой и проследите за ее дви­жением, не отрывая глаз, сколько удастся. Нельзя отрывать взгляд даже на мгновение. Упражнение считается освоенным на отлич­но, если удержание составило 5 минут. Следите за тем, чтобы не было механического слежения взором за стрелкой. Помните, что необходимо тренировать удержание мыслей на объекте, а не про­сто взор.

Следить за стрелкой, а думать про другое — бессмысленная

трата времени.

Если не удается избежать напряжения при волевом удержании, то тренируйтесь по комбинированной методике. Она заключается в поочередном удержании волевого и спокойного внимания. С этой целью проводите занятие по схеме: «Уроки № 1—3,5». После ЭМВ (спокойного удержания) открываете глаза и смотрите на секунд­ную стрелку до первого «соскальзывания». Тут же закрываете глаза и окончательно расслабляете лицо. Непродолжительно работаете с ЭМВ — и опять взор на секундную стрелку.


Переключение внимания

Необходимо научиться быстро и эффективно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Под объектами понимайте все то, что вам надо внимательно осмыслить, прочувствовать. Этим приемом будете обязательно пользоваться в период противостоя­ния, когда взором наблюдаешь за противником, а мысленное вни­мание на мгновение сосредоточишь на овладении собой. Подроб­но об этом будет сказано в главе III.

Исходное состояние для тренировки внимания — урок № 5. ЭМВ — не просто нейтральное состояние, а состояние максималь­ного физического и психологического покоя. Переключать вни­мание будете через ЭМВ. В этой тренировке ЭМВ аналогичен «ней­тралке» в коробке передач автомобиля. Схематично это выглядит так: ЭМВ — объект № 1 — ЭМВ — объект № 2 — ЭМВ — объект № 3. Объекты откорректируете с учетом своих особенностей. Вот примеры таких объектов:

№ 1 — маскообразность;

№ 2 — темпо-ритм внутренней пульсации;

№ 3 — ощущение тепла в области сердца;

№ 4 — успокаивающее дыхание;

№ 5 — мобилизующее дыхание;

№ 6 •— ощущение мышечной готовности.

Когда научитесь быстро и качественно переключать внима­ние в состоянии аутогенной тренировки, то начинайте такую тре­нировку наяву. Разница заключается только в том, что вместо эк­рана мысленного взора — реальный объект. Это может быть лю­бая точка (например, картина на стене), на которую неотрывно смотришь. Моргать разрешается, а отрывать взор или закрывать глаза — нельзя.

Объемное зрение

Суть его заключается в том, чтобы смотреть в одну точку, а за­мечать все окружающее. Прямо сейчас попробуйте установить (за­фиксировать) взгляд в центре страницы на любой точке (букве). Не отрывая взгляда от этой точки, перечислите все предметы, которые находятся в поле зрения. Конечно, ближайшие назовете легко. Ну а более отдаленные? Это нелегко без специальной тренировки. Объем­ное зрение — целостное одновременное восприятие окружающего без отрыва взгляда от фиксируемой точки. Иногда такое зрение называют боковым или периферическим. Объемным зрением буде­те следить за действиями противника. В этом действии собрались все части этого урока: волевое ненапряженное удержание взгляда, переключение внимания с противника на самообладание, целост­ное восприятие противника и окружающего.


Объемное зрение тренируется, естественно, наяву. В любое время, в любой ситуации, в любой позе старайтесь зафиксировать взгляд на любой точке перёд собой. Целесообразно выбирать ее на расстоянии 3—5 метров от себя. Это вероятное расстояние про­тивников друг от друга в период противостояния. Научитесь це­лостно, а не частями, воспринимать видимое. Схема: уроки № 1— 3,5,7,4.

УРОК № 8. Т е м а: Тренировка представлений.Идеомоторная тренировка.

Этот урок состоит из двух частей. Каждую из них необходимо усваивать отдельно.

Тренировка представлений

Настала пора научиться представлять мысленные образы, со­переживать их. Эти представления помогут испытать положитель­ные эмоции. Идеомоторная тренировка даст возможность эффек­тивнее отрабатывать боевые приемы.

Представления—разнообразные мысленные образы, которые будете вызывать на экране мысленного взора.

В уроках № 5, 6 вы овладели искусством отключаться от по­сторонних мыслей и переживаний. Говоря иначе, научились нейт­рализовать отрицательные эмоции (-) до нулевого состояния (0). Теперь будете давать положительный заряд (+) нервной системе путем прочувствования положительных эмоций. От (-) к (+) через (0). Тренировка представлений является наиболее эффективным способом повышения психоэмоционального тонуса. Овладеть этим методом — очень важно для твоей специальности.

В жизни мы часто испытываем положительные эмоции, когда наш мозг получает соответствующую информацию. Например, радость общения с любимой, интересная и увлекательная телепе­редача, книга, удачная покупка, рыбалка и т. д. В состоянии ауто­генной тренировки тоже можно испытать положительные эмоции. Для этого надо ввести в мозг приятную информацию. С этой це­лью представляют на ЭМВ приятную ситуацию и сопереживают ее. Естественно, что в этом случае мысль с внутренним голосом участвует в переживаемой ситуации. Мысленные образы редко носят яркий, сочный и четкий характер. Редко кто имеет дар тако­го «видения», которое само способно вызвать положительные пе­реживания. Поэтому желательно использовать память на ситуа­цию и обстоятельства, в которых приходилось уже переживать положительные эмоции, повторяя их.

Урок считается усвоенным, если вы испытываете чувство глу­бокого удовольствия и приятного сопереживания. Запретных тем для представлений нет. Представляйте все, что угодно, только что-


бы испытать положительные эмоции. Не исключено, что во время переживания появится легкая улыбка или выражение полного удо­вольствия. Наш мозг может не только представлять прошлое, но и воображать будущее. В этом случае приятное переживание осно­вывается на «реализации» несбывшихся потребностей и мечты.

В период освоения урока целесообразно использовать внеш­нее воздействие на такие органы чувств, как слух и обоняние при помощи музыки и запахов. Их действие направлено на память и на эмоциональные центры. Приятная музыка и запах являются в данном случае катализатором памяти. Музыка — отличный гене­ратор эмоций. В уроке № 6 вы научились ощущать звуковое про-низывание. Теперь внимание концентрируете на содержании му­зыки и ее ритме. Ритм вальса, например, действует успокаиваю­ще. Марш, рок-музыка возбуждают, активизируют. Главный кри­терий в подборе музыки — ее способность вызвать приятные пе­реживания. Наивысший эффект от музыкального прослушивания достигается в состоянии полного душевного и физического покоя. У каждого человека есть любимые мелодии, которые его приятно волнуют. Их и надо использовать в этом уроке. Громкость долж­на быть незначительной, нераздражающей. Очень желательно ис­пользовать стереоаппаратуру, которая обеспечивает эффект про­никновения музыки. Продолжительность прослушивания — 5— 10 минут.

Запахи тоже обладают выраженным эмоциональным действи­ем. Доставить удовольствие, повысить настроение—главная цель запахов парфюмерных изделий. Своеобразна и индивидуальна память на запахи: что для одного приятно -— для другого непере­носимо. Невозможно поэтому рекомендовать применение конк­ретных запахов. Какие для вас приятны и удобны в применении — те и используйте. Нередко берут духи любимой женщины, кото­рые легко вызывают приятные переживания.

Порядок урока следующий. Заранее поставьте духи или маг­нитофон рядом, под рукой. После работы с ЭМВ включаете маг­нитофон или подносите духи к носу. Конечно, полному расслаб­лению наносите некоторый ущерб, но впоследствии натрениро­ванная образная память поможет обходиться без музыки и запа­хов. Можно одновременно использовать музыку и запахи, если они тождественны по своей направленности. Вдыхание прово­дят 3—5 раз слегка углубленными вдохами. Если попытка не уда­лась, то через 2—3 минуты ее повторяют. Более частые повторе­ния неэффективны.

Следует особо подчеркнуть, что недопустимо мелодии и духи применять часто. Утрачивается острота эмоционального воспри­ятия и переживания. В начальный период овладевания методом такой тренировкой пользуйтесь 1—2 раза в неделю на протяже-


нии 2—3 недель. В дальнейшем достаточно одного занятия в ме­сяц. Длительность занятия — от 5 до 10 минут.

Идеомоторная тренировка

Если мысленное представление (идео) реализуется в движении (моторика), то говорят об идеомоторной тренировке. Этим при­емом часто пользуются спортсмены. Они стараются четко пред­ставить с закрытыми глазами то движение, которое предстоит выполнить. Вам тоже необходимо хорошо владеть таким психо­техническим приемом. Суть идеомоторной тренировки в том, что­бы прочувствовать в последовательности все мышечные ощуще­ния предстоящего движения (приема). Это очень поможет в отра­ботке технических приемов.

Чтобы идеомоторный акт давал максимальную отдачу, необ­ходимо:

1. Максимально точно представить зрительный образ пред­
стоящего движения. Желательно научиться представлять его в за­
медленном темпе, как при замедленной киносъемке. Постепенно
ускоряйте представление, сохраняя точность в движении. Научи­
тесь «видеть» не с точки зрения постороннего зрителя, а со своей
стороны. Например, представляешь проведение приема на против­
нике, «видя» его перед собой, а не в профиль издалека. Такое ви­
дение соответствует реальному взаиморасположению в бою.

2. Ощутить последовательно группы мышц, участвующих в
движении. Этим ощущением готовишь мышцы к работе в соот­
ветствующей последовательности. В данный момент допускается
их легкое напряжение. Особо подчеркивается: ощущать мышцы
можно лишь в исходном положении для проведения приема.

Идеомоторный акт предшествует самому действию. Обычно проводят 3—4 акта, что вполне достаточно. Действие (прием) сле­дует за актом непосредственно. В противном случае идеомотор-ная тренировка теряет смысл.

Начинать тренировать идеомоторные представления лучше в состоянии аутогенной тренировки, то есть в полном физическом и психическом покое. Когда овладеете волевым и спокойным удер­жанием внимания в любой обстановке, отпадет необходимость предварительного состояния аутогенной тренировки. Схема: уро­ки №№ 1—3, 5, 8,4.

УРОК № 9. Т е м а: Самокодирование.

Самокодирование — самоубеждение в форме самоприказа. Убеждение основывается на логических доказательствах. Отличи­тельными чертами приказа являются краткость и категоричность.


Следовательно, самокодирование — это самовведение в созна­ние кратких и категоричных логических доказательств. Наличие их — главное и принципиальное отличие самокодирования от са­мовнушения, которое в свою очередь базируется на безоговороч­ной вере в то, что внушается. При самовнушении (внушении) че­ловек не задумывается: «Так это или не так?». Если не задумываться над реальностью своих возможностей, то возникает опасность пе­реоценки (как и недооценки) себя или ситуации. Самокодирова­нием можно усилить и утвердить в себе те качества, которые уже есть у тебя или над которыми работаешь в настоящее время. По­стоянно напоминая себе необходимые качества, утверждаешь их на длительное время.

Прежде чем перейти к формулам самокодирования, прорабо­тайте еще раз главу 1 и начало этой главы. Проанализируйте еще раз свою «дефектную ведомость». Исходя из нее составите форму­лы. Они должны быть краткими и носить утверждающий, а не от­рицающий характер. Например: «Я храбрый!», а не «Я не трус», «Я спокоен!», а не «Я не волнуюсь!».

Приказы (формулы) самокодирования бывают, в основном, двух видов. Первый направлен на улучшение и утверждение своих бой­цовских качеств. Например: «Я честен!», «Я храбр!», «Я принципиа­лен!», «Я справедлив!», «Я настойчив!», «Я решителен!» и т. д. Мож­но приказывать себе и более категорично: «Будь решительным!», «Будь справедливым!», «Будь храбрым!», «Будь честным!» и т. д.

Но если решился, например, быть честным и справедливым, то должен быть таким всегда и везде, а не только в предвиде­нии боя.

Этим вы не только вырабатываете необходимые качества, но постоянно тренируете и укрепляете силу воли. Не зря бойцовские качества личности называют волевыми. Приказать себе быть во­левым нельзя. Рекомендуем запомнить следующий приказ само­кодирования: «Любые помехи, любые трудности только мобили­зуют меня!».

Второй вид приказов направлен на обязательное выполнение конкретного действия в конкретной обстановке. Например: «Я спокоен!» (именно сейчас), «Дышать глубоко, спокойно!», «Дог­нать!», «Прыгнуть!», «Вперед!», «Готов действовать!», «Уничто­жить!» и т. д. Приказы должны быть реально выполнимы и обяза­тельно исполняться. Связку «приказ-действие» разрывать нельзя.

Трудновыполнимые приказы отдавайте себе в нарастающей (от легких к трудным) прогрессии, в точном соответствии с физи­ческой и психологической подготовкой. Не случайно этот урок вы изучаете в конце БПТ. Полученный навык поможет грамотно и реально составлять свои приказы.

Первый вид приказов самокодирования проводите в состоя-


нии аутогенной тренировки после ЭМВ. Периодичность занятий определяйте сами, но не реже одного раза в неделю. Не беритесь совершенствоваться сразу по всем чертам бойцовского характера. Выберите из «дефектной ведомости» 5—6 наиболее первоочеред­ных качеств из группы № 1. Убедитесь, что стали их всегда и везде соблюдать. После этого добавьте еще из первой группы, затем пе­реходите ко второй группе «дефектной ведомости». Постепенно следование самоприказам станет привычным делом. Только пос­ле этого можете сократить количество приказов, оставив трудно­выполнимые.

Самосовершенствованию предела нет.

Второй вид приказов самокодирования отрабатывается наяву. Для этого используют любую ситуацию, где необходим «толчок» или «тормоз» к предстоящему действию. Можно самокодирова­ние первого вида проводить в конце занятия по любой теме перед выходом. Но это только после того, как начал на практике испол­нять самоприказы. Схема: уроки №№ 1—3, 5, 9,4.

УРОК № 10. Т е м а: Беглость.

Цель урока—научиться достигать необходимого состояния в боевой психорегулирующей тренировке рационально и быстро (за считанные минуты). Беглость — своего рода техника этой трени­ровки. Она всегда избирательна и рационально укорочена. Напри­мер, если надо снять усталость в руках, то нет смысла проводить полностью расслабление всего тела (тем более при недостатке вре­мени). Можно сразу: ощущение расслабления рук — их отключе­ние — выход с акцентом в руке. Если необходимо определить тем-по-ритм пульсации, то можно и так: ЭМВ — внимание на темпо-

ритм.

Беглостью можно тренировать нейтрализацию переживаний, готовность, маскообразность, переключение внимания, тренировку представлений и идеомоторную тренировку, самокодирование. Главное в исходной позиции такого занятия — закрытые глаза, максимальный покой в конкретной позе и ситуации.

Бойся «заиграть» беглостью всю боевую психорегулирующую тренировку. Этот термин заимствован у музыкантов. Начинаю­щий музыкант от большого желания побыстрее разучить мелодию начинает ее исполнять в быстром темпе. Если недостаточно тех­нически подготовлен, то заучивает с ошибками. Причем такое ис­полнение становится настолько привычным, что он уже не может играть без ошибок. Это и есть «заигрывание». Надеемся, что по­вторять ошибку незадачливого музыканта вы не будете.

Беглость предполагает ужесточение условий занятий. Чередуй­те тренировки в абсолютной тишине с тренировками в отвлекаю-


щем шуме; в одиночестве и в присутствии кого-либо; лежа дома, стоя или сидя в общественном транспорте и т. д. Обращаем вни­мание на то, что беглость и ужесточение условий не должны быть в ущерб качеству. А если и есть вынужденные потери качества, то их нужно свести до минимума. В противном случае беглость нане­сет только вред.

Составьте собственные схемы беглой тренировки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.