Оценка эффективности пропаганды Соединенных Штатов (FM 30–15)
а. Общие положения. Для анализа относительной эффективности пропагандистских кампаний Соединенных Штатов можно использовать несколько приемов. Они часто дают ответы на жизненно важные вопросы, касающиеся сильных или неэффективных тем, главных забот конкретных аудиторий, и т.д. Очевидно, этот тип информации необходим для разумного планирования кампании ПО.
b. Опросы общественного мнения. Опросы, если они должным образом использованы, представляют довольно надежный показатель эффективности пропаганды. Но не нужно считать, что результаты опросов – это точное зеркало взглядов людей.
с. Допросы и наблюдения военнопленных. Военнопленные могут предоставить ценные данные относительно эффективности пропаганды Соединенных Штатов. Отобранным военнопленным должны быть заданы конкретные письменные или устные вопросы, касающиеся тем, форматов, цвета, программ, и т.д..
d. Группы экспертов из военнопленных. Группы экспертов из военнопленных представляют ценность при определении эффективности пропаганды. Например, такой группе представляется макет планируемой листовки для оценки ее правдоподобия или пригодности ее текста, необходимых улучшений и т.д.. Таким способом часто может быть выявлена и исправлена слабая пропаганда перед ее использованием. Группа экспертов из военнопленных может указать на плохо подготовленные пропагандистские сообщения, базирующиеся на недостатке полного понимания вражеской психологии. И это может указать пути для усиления конкретных тем путем принятия в расчет прежде неизвестных новых политических, экономических или социальных обстоятельств.
е. Другие приемы с использованием выборок. Могут быть использованы также другие приемы с использованием выборок, в том числе нетрадиционные:
1. Один из приемов использует в качестве выборки лидеров общественного мнения, (т.е. таких людей, чья позиция позволяет им влиять на общественное мнение); это, в частности, полезно в недавно оккупированных районах, где местные лидеры могут быть опрошены по поводу их реакции на распространенные ранее пропагандистские сообщения.
2. Анализ личных писем и других захваченных личных документов часто представляет собой плодотворный прием, потому что их авторы обычно выражают свои искренние чувства по отношению к непосредственным окружающим обстоятельствам, условиям жизни в родных местах, определенным приемам вражеской пропаганды и т.д..
3. Иногда анализ вражеских газет показывает мнение относительно пропагандистских усилий Соединенных Штатов.
f. Разделение вражеских групп. Признаки разделения групп указывают на низкую мораль, и этот факт может дать ключи к оценке эффективности пропагандистских операций, если распадающаяся группа была выбрана для конкретной интенсивной пропагандистской атаки. Аналитик должен тщательно взвесить такие признаки, так как мотивации групповых действий часто трудно определить. В любом случае число сдающихся вражеских солдат не является точной мерой эффективности пропаганды по причине влияния множества факторов, в том числе многих неизвестных факторов, которые действительно приводят к сдаче в плен.
g. Доклады о состоянии вражеской морали. Информация о текущем состоянии вражеской морали (количество нарушений воинского долга, рост числа политических арестов, забастовок, мятежей и т.п.), определенный из сообщений военнопленных, прослушивания радиопередач и т.д., должна периодически наноситься на ситуационную карту. Как только природа и уровень морали определены, анализ должен докладываться по каналам разведки. В дополнение к моральной ситуационной карте может быть принята стандартизованная форма для доклада вражеской морали. Как пример удобной формы доклада о состоянии морали смотри приложение VII.
Резюме
Анализ пропаганды должен проводиться в течение всей кампании ПО. Он должен проводиться на всех уровнях и необходим для разработки эффективных призывов. Анализ источников, аудиторий, средств, содержания и эффектов – это элементы всеобъемлющего анализа пропаганды. Каждый элемент зависит от всех других, поэтому все они проводятся одновременно. Анализы содержания и эффектов представляют собой ключи к разработке сильнейших пропагандистских сообщений. Важно помнить, что анализ пропаганды включает в себя не только анализ вражеских и иностранных призывов, но также и своих собственных. То, что говорит враг, влияет на то, что говорим мы, и на эффект, который наша пропаганда оказывает на врага.
Раздел VIII. Приемы анализа общественного мнения
Опрос общественного мнения
а. Типы измерений. Современные опросы общественного мнения, независимо от того, касаются ли они людей, каких-либо предметов или событий, работают на принципе, заимствованном из анализа рынка – на выборочном исследовании. В основе этого метода лежит предположение, что согласие, выраженное малой представительной группой людей, будет отражать взгляды большинства всех людей, принадлежащих к конкретной опрашиваемой группе. Поскольку опрос мнений каждого члена большой группы обычно невозможен, собирают и считают мнения представительной выборки из этой группы, а выводы распространяют на распределение общественного мнения всей группы. (Однако, они не должны приниматься некритично.) Для определения распространенности и силы мнений о конкретном рассматриваемом предмете аналитик может использовать два метода: количественный и/или качественный анализы.
1. Вопросы, требующие коротких ответов, обычно используются в количественном методе анализа, который измеряет интенсивность мнения в больших группах.
2. Интенсивность мнения может также быть измерена путем количественного измерения, включающего интервью с открытой целью или интенсивные интервью малых групп или даже отдельных людей.
3. Аналитики общественного мнения предпочитают по мере возможности использовать количественные методы для измерения как распространенности, так и интенсивности мнений. Эти методы более точные, и результат анализа может быть выражен в относительно компактной статистической форме. Это важно при подготовке докладов разведки, включающих анализ больших групп и получающийся при этом значительный объем данных об общественном мнении.
b. Проведение опроса общественного мнения. Пять шагов в проведении опроса общественного мнения включают:
1. Выбор района для представительной выборки, отражающей мнение жителей большего района.
2. Представление изучаемого населения как состоящего из нескольких представительных категорий, таких как раса, религия, экономический статус, пол, и т.д..
3. Формирование анкет.
4. Проведение опроса.
5. Интерпретация результатов.
Выборки
а. Случайная выборка. Случайный отбор представительной выборки для изучения общественного мнения производится с помощью жребия или случая. Он может быть представительным, но в то же время он часто не бывает истинным показателем того, что думает или что делает население. И даже если состав случайной выборки на самом деле случайный, ее размер может быть неадекватным и искажающим результаты. В общем случае, чем больше выборка, тем более надежны результаты.
b. Сконструированная выборка. По причине большой вероятности ошибок при использовании случайной выборки как правило используются выборки из представительных людей. Предполагается, что такая выборка имеет такое же мнение по интересующим нас вопросам, как и большинство населения. Техника сконструированной выборки основывается на теории, согласно которой мнение человека очень сильно зависит от его позиции в социальной структуре. Хотя принцип сконструированной выборки прост, ее применение часто затруднительно, потому что аналитику требуется детальное знание выборки. Для надлежащей организации выборки основой являются определенные данные о людях. Среди них можно назвать возраст, пол, семейное положение, образование, доход, профессию, расу, религию, политическую принадлежность, и городское или сельское проживание. Не все приведенные здесь признаки имеют равное значение; порядок их также не является определяющим, потому что он обычно зависит от конкретной темы, по которой собираются мнения.
с. Расслоенная случайная выборка. Этот тип выборки состоит из смеси элементов выборок случайного и сконструированного типа. Здесь устанавливается пропорциональная представительная выборка, отражающая социальное расслоение страны или региона. Предположение здесь состоит в том, что согласие, выраженное небольшим числом людей конкретной социальной группы, будет точно отражать взгляды большинства всех людей, принадлежащих к той же группе. Как только определено число людей для опроса в каждой группе, отбор конкретных людей для опроса полностью становится делом случая.
d. Взвешенная случайная выборка. Чтобы увеличить надежность представительной выборки, конструируются взвешенные выборки, т.е. при опросе респондентов ищут основные данные, такие как возраст, профессия, и т.д., которые могут значительно повлиять на мнение. Соответственно, взвешиваются (т.е. умножаются на некоторые “весовые” коэффициенты) числа ответов конкретной группы в выборке, чтобы привести их к той же пропорции, что и у всего исследуемого населения.
Формирование анкеты
Очевидно, что анкеты должны быть тщательно продуманы. Тщательно отобранные выборки будут бесполезны, если качеству вопросов будет уделено недостаточно внимания. Сбивающие с толку или предвзятые вопросы не дадут точных результатов. Кроме того, сами интервьюеры должны быть тщательно отобраны и обучены.
а. При формулировке анкет должны быть приняты во внимание следующие соображения:
1. Допускают ли вопросы точные ответы?
2. Не являются ли вопросы неясными?
3. Являются ли вопросы “загруженными”, т.е. предвзятыми по отношению к возможным ответам?
4. Содержат ли вопросы технические или незнакомые слова?
5. Сфокусированы ли вопросы на точно определенных темах?
6. Нужны ли альтернативные вопросы для неполных ответов?
7. Подразумевают ли вопросы другие ответы, кроме ожидаемых?
8. Не направлены ли вопросы только на специальную часть населения, что вызвало бы неточное отражение мнения большинства группы?
9. Не предполагают ли вопросы только поверхностные ответы?
10. Предполагают ли вопросы только стереотипные ответы?
b. Информация, получаемая при помощи анкет, бывает трех типов:
1. Объективные факты о поведении. Фактическая информация обычно включает детали биографии или поведения человека. Вопросы могут быть заданы о подобной же информации, касающейся людей, которых знает респондент: о семье, о друзьях, о коллегах, о знакомых среди заключенных; или они могут быть заданы об известных им событиях, таких как демонстрации на политических митингах, условия в принудительных трудовых лагерях, голодные бунты на родине, и т.д..
2. Мнения и чувства. Мнения и чувства могут быть определены заданием таких вопросов, как “Какая радиопрограмма Вам нравится больше всего?”, “Верите ли Вы газетным новостям?” Дальнейший опрос будет исследовать причины человеческого поведения и настроений в тех пределах, в каких человек может их раскрыть. Вопросы могут быть составлены так, чтобы вскрыть влияния, действующие на респондента: относительную важность других людей, событий или средств информации, а также мотивации, желания и ценности человека.
3. Другие типы информации. Как правило, анкета состоит из “вопросов по фактам” и “вопросов по поводу мнений”. При анализе мнения всегда необходимо определенное количество фактической информации, хотя бы только для того чтобы выяснить представительный характер опрашиваемой выборки. Если даже цель опроса в основном “статистическая”, вопросы по поводу мнений делают фактический материал более значимым.
с. Когда анкета уже приобрела свою окончательную форму, она готова для репетиции, или предварительного испытания, основанного на следующих соображениях:
1. Не содержатся ли в ней смущающие вопросы, вызывающие нежелание отвечать?
2. Легко ли понимаются вопросы?
3. Не было ли замечено, что респонденты по каким-либо причинам скучают или выражают нетерпение?
d. По поводу деталей панельной системы, которая может быть использована как основа для предварительных испытаний в рассматриваемых кампаниях психологической войны, смотри приложение VIII.
Проведение опроса
В любом сообществе, военном или гражданском, большинство людей неохотно отвечают иностранцу, задающему вопросы. Таким образом, первое задание интервьюера состоит в том, чтобы установить чувство доверия в уме предполагаемого респондента. При допросах пленных интервьюер столкнется с заключенными, выражающими страх, враждебность и недоверие, что делает опрос мнений еще более трудным. Но тщательная тренировка и отбор интервьюеров, а также разумное планирование помогут установить необходимую атмосферу, обеспечивающую “хороших” интервьюеров.
а. Анкета и раппорт. Интервьюер должен пытаться делать опрос только когда он имеет ясную концепцию того, какую информацию он ищет. Затем он должен осторожно начинать, задавая вначале простые вопросы, чтобы стимулировать интерес респондента и избежать подозрений и эмоций. Вопросы, требующие усилий памяти, или затрагивающие персональные или смущающие темы, должны быть распределены среди других, ответ на которые дается с большей готовностью, или они могут быть помещены в конец интервью, когда раппорт обычно бывает сильным.
b. База интервьюера. Если респондент и интервьюер сильно различаются в религиозной, языковой, национальной, социальной и экономической позициях, а также в уровне образования, то у интервьюера будут трудности с установлением необходимого раппорта. Несмотря на эти трудности, если интервьюер знаком с культурой респондента и свободно владеет его языком, эффективный опрос возможен и результаты надежны.
с. Обстановка опроса. Место и время опроса влияют на его результаты. Это означает, что по мере возможности опросы должны проводиться наедине.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|