Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОПАГАНДЫ





Общая часть

Психологические операции (далее - ПО) не требуют формального введения; все люди были их свидетелями или подвергались им в разных формах и в различной степени интенсивности с тех пор, как первый человек стал общаться с себе подобным. Но в наше время они стали играть жизненно важную роль и оказывать возрастающее воздействие на нашу жизнь. Они стали главным оружием в войнах 20 века и поэтому внесли свой вклад в размывание традиционной концепции понятия мирного времени.

Хотя человеческие эмоции, страхи, надежды и стремления сопровождают нас уже многие тысячелетия, только недавно мы начали использовать их сознательно. Эта сознательная эксплуатация эмоций и желаний и составляет ПО.

В полном своем значении ПО требуют распространения через некоторые средства коммуникации. Легкий доступ к средствам массовой информации в наши дни, будь то в мирное или военное время, в тылу или на фронте, а также бурный характер текущих событий в своем совместном действии расширяют влияние ПО, затрагивая всех людей и влияя на большинство из них тем или иным способом.

Цель ПО в любой конфликтной ситуации, будь то холодная война, глобальная война или что-то среднее между этим, состоит в том, чтобы создать привлекательный образ своей стороны, привлечь для своего дела сторонников, а также принизить и подорвать позиции оппонента, но обычно не при помощи прямой атаки на традиции и культуру оппонента.

Со времен первой мировой войны ПО стали главным оружием для мирного и военного времени, дома и за границей. Они изменили понятие мирного времени, которое потеряло свое качество безмятежной передышки и стало просто периодом менее жестокой войны, в которой для достижения определенных политических целей применяются преимущественно невоенные средства.

Эти невоенные средства имеют политические, экономические, социальные и идеологические формы. Они применяются к конфликтным ситуациям с интенсивностью, равной войне.

ПО в своем самом широком смысле означают использование пропаганды и других политических, экономических, военных и идеологических действий, чтобы повлиять на действия и поведение людей в желательном для своей стороны направлении для достижения конкретной цели в условиях мира или войны. В этот широкий смысл включаются простейшие рекламные призывы и общественные технологии, включая общественную информацию.


ПО теперь находят применение не только во время войны. Теперь они применяются перед, во время и после войн, становясь непрерывно используемым оружием или инструментом во внешней политике. Их влияние может быть огромным в любое время.

Этот факт признан военными и выражен в словах генерала Лимана Л.Лемнитзера, председателя объединенного комитета начальников штабов: ”Психологические аспекты нашей стратегии, в частности, в их отношении к “холодной войне”, тесно переплетаются с военным аспектом... “холодная война” ведется на разных фронтах: политическом, экономическом, социологическом, психологическом и военном. Однако основой является психологический.”

История

Как указано выше, ПО не является новым понятием. Очевидно, его применение восходит к началу истории. Один из самых ранних примеров психологической войны, известных сегодня, записан в сочинениях Геродота, греческого историка, который описывал войну греков с персами. Фемистокл, греческий лидер, пытаясь отделить ионийских и карийских союзников Персии от персидского военного флота, взял несколько своих самых быстрых кораблей и, опережая персидский флот, промчался вдоль берега, причаливая к местам, где суда набирали пресную воду. В каждом таком месте он вырезал на скалах надписи. Эти надписи призывали ионийцев “не воевать против своих собственных отцов”, а перейти на сторону греков. “Если вы не можете сделать это, то мы умоляем вас остаться в стороне от схватки и убедить карийцев сделать то же самое. Если вы не можете сделать ни то, ни другое, и вы принуждаемы от попытки дезертирства силой, слишком большой для того чтобы ей сопротивляться, то по крайней мере, когда мы вступим в бой, сражайтесь неохотно...” Геродот описывает эту акцию Фемистокла как рассчитанную на два варианта: или Ксеркс (царь персов) не обнаружит эти надписи, и “в этом случае они могут привести ионийцев на сторону греков; или Ксерксу доложат об этих надписях, и они послужат основанием для обвинений против ионийцев, которые таким образом потеряют доверие и не будут допущены к морским сражениям.”

Простые призывы к “попытке дезертирства” и “сражаться неохотно” сегодня применяются в психологической войне как попытки ослабить волю к сопротивлению и внести разлад в войска неприятеля.

Христианская Библия упоминает успешное использование факелов, ламп и шума Гидеоном в битве против миддианитов, около 1245 г. до н.э., чтобы посеять панику среди врагов, создавая иллюзию своего численного превосходства, в то время как истиной было обратное.

Римский император Нерон пытался подорвать рост христианства рассчитанным распространением слухов, а Чингисхан облегчал завоевательный порыв своей армии распространением слухов о преувеличенной силе и жестокости своих войск: ”как саранча, бесчисленны, питаются волками, медведями и собаками”.

Первая известная попытка описания ПО относится к 5 веку до н.э., когда Сунь Цзу, китайский военный стратег, подчеркивал значение разрушения вражеской воли к борьбе путем неожиданностей, шума, убийств и слухов об изменах в руководстве.

Соединенные Штаты использовали психологические технологии для усиления своей политики в течение всей своей истории. Декларация независимости была и остается блестящим и эффективным инструментом пропаганды, оправдывающим революцию. В военных операциях Революционной войны колонисты прибегали к технике психологической войны против британцев. Революционеры распространяли возле Банкер Хилла военные листовки, подчеркивающие классовые различия между офицерами и наемными людьми. Пропагандистские призывы к немецким наемникам, воевавшим на стороне короля Георга, были подготовлены Бенджамином Франклином и Томасом Джефферсоном по предложению генерала Вашингтона.

Во время гражданской войны Федеральное правительство посылало своих агентов за границу с просьбами о поддержке своего дела. Такая просьба, адресованная в Англию, была подкреплена морским грузом продовольствия для смягчения страданий безработных текстильных рабочих Лондона. Подобно Декларации независимости, “Прокламация освобождения” Авраама Линкольна была провозглашена в рассчитанный момент, чтобы произвести наибольшее возможное воздействие на конкретные избранные аудитории.

Увеличение использования ПО было очевидным во время двух мировых войн и корейской войны. Манифест Вудро Вильсона из четырнадцати пунктов был мощным инструментом пропаганды для союзников в заключительные дни войны. В начале войны союзники и Центральные Власти концентрировали свои пропагандистские усилия на том, чтобы привлечь к себе новых друзей и удержать нейтральные страны от присоединения к врагу. В окопах американские экспедиционные силы фокусировали свои действия на военной пропаганде, придававшей особое значение обеспечению продовольствием голодных людей.

Период после первой мировой войны дал новый импульс пропаганде как эффективному инструменту для достижения определенных национальных и интернациональных целей. Ленин и Гитлер использовали пропаганду для достижения и укрепления своих позиций дома и затем на международной арене. Они дали современный облик этому оружию, чтобы оправдать их схемы агрессии, включая свержение других правительств. И они же использовали новые методы и технику, порожденные развивающимися общественными науками, и соединили их с ускоренным развитием всех средств коммуникации, чтобы дать этому оружию грозную силу.

Для Соединенных Штатов вторая мировая война принесла некоторое улучшение в организации, отборе персонала и операций пропаганды как дополнений к внешней политике и военным акциям. С началом военных действий слабые попытки американской пропаганды были сконцентрированы в ведомстве координатора межамериканских связей (CIAA) и ведомстве координатора информации (OCI). В начале 1942 г. они были объединены и заменены ведомством военной информации (OWI) и ведомством стратегической службы (OSS), отвечавшими за открытые и тайные ПО соответственно.

Нужды военной пропаганды породили секцию психологической войны в главной штаб-квартире американского экспедиционного корпуса (SHAEF). Миссией этого ведомства было: вести психологическую войну против врага; использовать различные средства психологической войны для поддержки духа дружественных наций, оккупированных врагом, и для побуждения народов этих стран уступать желаниям верховного командования; проводить “консолидирующие” пропагандистские операции в освобожденных дружественных странах; контролировать информационные службы в оккупированной союзниками части Германии.

Во время Корейской войны психологическая война отражала некоторые улучшения по сравнению с деятельностью во время второй мировой войны, в частности, в тактических операциях.

Большая часть ПО Соединенных Штатов со времени второй мировой войны была сосредоточена в руках Государственного Департамента, и, соответственно, Информационного агентства Соединенных Штатов (USIA), которое включает радиовещательную операцию Голоса Америки. (Политический контроль остается за Государственным Департаментом.) В 1948 г. акт Смита-Мундта определил информационную и культурную программу Соединенных Штатов в мирное время. Этот акт и сегодня остается базовым законодательством для американской информационной программы.

Заключение

Вышеизложенное указывает на расширяющееся влияние психологических факторов в основных направлениях человеческой деятельности, в частности, в международных делах, которые включают политико-военную область. В Соединенных Штатах психологические факторы оказывают возрастающее влияние на формирование внешней и военной политики. Это важнейшее оружие для некоторых отделов правительства, включая военный. Но для военного особенно. Так как здесь наш главный интерес, пропагандистское оружие требует глубокого понимания. Оно несовершенно и непредсказуемо; оно имеет дело с вещами неуловимыми; его воздействие хотя и очевидно, но не поддается измерению; и оно, несомненно, оружие всемогущее. Если оно понимается и используется умно и творчески как важнейший и всеобщий инструмент в военном арсенале, оно принесет неоценимую пользу тому, кто его применяет. Это руководство предназначено для того, чтобы помочь обеспечить такое понимание военному командиру любого уровня. Он должен изучить это оружие, которое ежедневно влияет на него, на его войска, на его миссию, на цели его страны, если не совсем новым способом, то, во всяком случае, и не совсем обычным.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ

Цели и возможности

a. Настоящий устав является основным руководством для командиров и штабных офицеров, а также для штатных офицеров психологической войны по содержанию, возможностям, ограничениям использованию, разведке, организации, методам и технике ПО во время войны, при объявлении военной опасности, в ситуации на грани войны, включая холодную войну, а также в мирное время и в областях за пределами активных театров боевых действий. Он одинаково касается ПО, связанных с национальной стратегией и военными операциями.

b. Настоящий устав описывает природу пропаганды и средства коммуникации, используемые для ее распространения и оперативного применения в боевой обстановке.

c. Он также служит как введение в историю и основы ПО. Далее, он рассматривает ПО как имеющую возрастающее значение систему оружия, и в то же время подчеркивает неотъемлемую психологическую составляющую деятельности военнослужащих по обеспечению национальной политики Соединенных Штатов в мирное и военное время.

Определения

a. Стратегия есть искусство и наука разработки и использования политических, экономических и военных сил нации в мирное и военное время для обеспечения максимальной поддержки национальной политики, с тем чтобы увеличить вероятность и благоприятные последствия победы и уменьшить возможность поражения.

b. Национальная стратегия есть искусство и наука развития и использования политических, экономических и психологических сил нации, совместно с ее вооруженными силами, в мирное и военное время, для достижения национальных целей. Все элементы должны быть задействованы согласованно для обеспечения национальных интересов.

c. Политический элемент стратегии касается деятельности правительства и проведения внешней политики посредством дипломатических переговоров.

d. Экономическая война есть любая оборонительная деятельность военных и гражданских ведомств в мирное и военное время для поддержания или расширения экономико-военного потенциала нации и ее союзников, и наоборот, наступательная деятельность любого рода в мирное и военное время, направленная на уменьшение или нейтрализацию экономико-военного потенциала потенциального противника и его союзников.

e. Военная стратегия есть искусство и наука применения вооруженных сил нации для достижения целей национальной политики путем применения силы или угрозы применения силы.

f. Пропаганда включает в себя любую информацию, идеи, доктрины или специальные призывы, распространяемые для прямого или косвенного влияния на мнения, эмоции, настроения и поведение любой определенной группы в интересах заказчика пропаганды. Она подразделяется на черную, серую и белую.

g. Агитация есть побуждение, призыв к действию. Он основывается на существовании недовольства, вынуждающей ситуации или происшествия, часто вызываемых путем искусственного создания драматического или ужасного, жестокого инцидента.

h. ПО включают в себя психологическую деятельность и психологическую войну. Они охватывают политические, военные, экономические и идеологические акции, планируемые и проводимые для того чтобы создать во враждебных, недружественных, нейтральных или дружественных иностранных группах эмоции, настроения и поведение, благоприятные для проведения национальной политики и достижения национальных целей. ПО есть акции, призванные влиять на иностранное население.

1. Психологическая война есть плановое использование пропаганды и иных действий в военное время или при объявлении военной опасности с главной целью повлиять на мнения, эмоции, настроения и поведение враждебных, нейтральных или дружественных иностранных групп в направлении поддержки достижения национальных целей. В действующем театре военных действий за ведение психологической войны отвечает командующий театра военных действий, он руководствуется национальной внешней политикой. Ответственность лежит также на командирах более низких уровней, которые руководствуются политикой театра военных действий.

2. Психологические действия есть действия, проводимые в мирное время или за пределами действующих театров военных действий. Психологические действия планируются и проводятся для того чтобы влиять на эмоции, настроения и поведение иностранных групп в направлении, благоприятном для политики Соединенных Штатов. Военные психологические действия проводятся согласно директивам, проходящим по цепочке военного командования и корректируются инструкциями посла Соединенных Штатов в соответствующей стране в координации с остальными членами посольства.

i. ПО планируются путем разработки целей, заданий, тем и действий.

Психологическая цель может быть военной, политической, экономической. Она может быть достигнуто или ее достижение может быть облегчено с помощью ПО. Военными целями являются:

· уменьшение боевой эффективности вражеских вооруженных сил;

· содействие военным усилиям путем изменения или манипуляции настроениями и поведением специальных аудиторий;

· облегчение реорганизации и контроля оккупированных или освобожденных областей во взаимодействии с гражданскими мероприятиями и военными правительственными операциями;

· обеспечение сотрудничества с союзниками и нейтральными странами в военной области.

Психологическое задание есть конкретный проект, выполнение которого вносит свой вклад в достижение психологической цели.

Психологическая тема есть предмет пропаганды, используемый как средство для выполнения психологического задания.

Психологическая акция есть конкретная политическая, экономическая, военная или идеологическая политика, цикл действий, собрание, митинг или демонстрация, используемые как средство для выполнения психологического задания.

j. Психологическая цель есть тип желательного поведенческого или ментального эффекта, который помогает достижению цели ПО.

k. Психологическая случайность есть любые социальные, политические, экономические, военные или идеологические обстоятельства или условия внутри общества, которые могут быть использованы для психологических целей.

l. Призывная идея есть линия убеждения, сконструированная для выполнения задания ПО.

1. Убеждающая призывная идея есть идея, которая предположительно может влиять на членов специальной аудитории таким образом, чтобы они думали, чувствовали или действовали так, чтобы облегчить выполнение задания ПО.

2. Бумеранговая призывная идея есть такая идея, которая предположительно вызывает негативные или противоположные эффекты (препятствующие достижению желаемой военной цели) в специальной аудитории, которой она была первично адресована, даже в оптимальных условиях.

m. Ключевой символ есть элемент, вербальный или невербальный, который имеет в призывах особое значение для достижения желаемого эффекта.

n. Специальная аудитория есть совокупность людей, имеющих определенные общие склонности, успешная манипуляция которыми может привести к ментальным или поведенческим эффектам, способствующим выполнению задания ПО.

o. Аудиторная эффективность есть мера влияния, которое группа может оказать на цели и возможности нации, частью которой она является.

p. Чувствительность есть мера подверженности группы призывам ПО, побуждающим к реакциям, которые способствуют выполнению заданий ПО:

1. Чувствительность, которая включает природу и силу чувств членов специальной аудитории по поводу их собственного экономического, политического и социального статуса в обществе и их отношений с другими группами;

2. Чувствительность к источнику, которая включает природу и силу чувств членов специальной аудитории по поводу источника методов ПО.

q. Потенциал есть мера помощи, которую группа может оказать в достижении цели ПО. Он есть функция эффективности и чувствительности группы.

r. Неконвенционная война состоит из связанных между собой мероприятий партизанской войны, уклонения и бегства, а также подпольной борьбы.

1. Партизанская война – это боевые операции, проводимые на занятой врагом территории преимущественно туземными силами на военной или военизированной основе для того чтобы уменьшить боевую эффективность, промышленные возможности и моральный дух врага.

2. Уклонение и бегство – это методы, с помощью которых дружественный военный персонал и другие избранные люди избегают выявления и ареста или уходят от выявления и ареста в занятых врагом или недружественных областях и появляются в областях, находящихся под дружественным или нейтральным контролем.

3. Подпольная борьба против враждебных государств (сопротивление) есть часть неконвенционной войны, включающая акции подпольных групп сопротивления, направленные на уменьшение военного, экономического, психологического или политического потенциала врага. Если группы сопротивления разовьются и окрепнут, их действия могут стать открытыми, а сами группы могут превратиться в партизанские силы.

s. Управление по делам гражданского населения (СА) охватывает такие сферы деятельности командира, которые включают отношения между военным и гражданским сообществами в областях, где присутствуют военные силы. Смотри FM 41-10 и AR 320-5. СА поддерживается психологическими операциями.

1. Дела гражданского населения определяются как “Такие сферы деятельности командира, которые охватывают отношения между военными силами, гражданскими властями и населением дружественной или оккупированной территории, на которой находятся войска. В оккупированной стране или области они могут включать исполнение обязанностей исполнительной, законодательной и судебной власти оккупационными властями.”

2. Консолидирующие ПО имеют целью оказание влияния на население дружественных тыловых областей или территорий, оккупированных дружественными военными силами, для облегчения военных операций и обеспечения максимального сотрудничества с гражданским населением. В областях, подверженных вражеской подрывной деятельности, консолидирующие ПО в поддержку дружественного правительства могут быть психологическими средствами первостепенной эффективности среди тех, которые военный командир имеет для поддержания стабильности. Во время боевых действий они помогают предотвратить саботаж, шпионаж и вражеские операции неконвенционной войны.

t. Публичная информация включает проведение информационных операций, касающихся армии, с целью полного информирования народа и достижения таким образом понимания и поддержки массами роли армии в провозглашенной национальной военной программе, внушения массам веры в способность армии выполнить ее миссию, и привития почтения и уважения к армии и военному персоналу.

u. Программа позитивного политического действия есть программа социальных реформ, включающих строительство дорог, больниц и школ, земельную реформу и т.д., проводимых правительством для удовлетворения реальных нужд людей и устранения инакомыслия.

v. Информационная программа войскового командования, проводимая под руководством информационного офицера, поддерживает операции психологической войны преимущественно путем противодействия враждебной пропаганде, направленной на войска США. Это достигается путем обеспечения американского персонала своевременной, фактической и авторитетной информацией о тактической ситуации и других факторах, которые влияют на них как на людей. В частности, необходимо подчеркнуть, что солдат должен быть информирован о том, что происходит дома. Войсковая информационная программа специально создана для поддержания высокой дисциплины, морального и боевого духа в войсках США. Она координируется с офицером психологической войны таким же образом, как и с остальным штабным персоналом.

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОПАГАНДЫ

Раздел I. Общая часть.

Пропаганда

a. Концепция пропаганды в наше время стала играть весьма жизненную роль и приобрела огромное влияние на нашу жизнь. Очевидно, что ее влияние оказалось столь велико, что оно изменило содержание того, что называется “мирным временем”. Мирное время, которое когда-то было периодом передышки и очевидной стабильности, сегодня является продолжением войны невоенными средствами. Главное “невоенное” средство, используемое сегодня - это пропаганда, или ПО.

b. Термин “пропаганда” в течение двух-трех последних веков приобрел второе значение, не содержавшееся прежде в нем и в его буквальном смысле. Сегодня на политической арене пропаганда используется какой-либо стороной для создания своего привлекательного образа, для привлечения к себе сторонников и для принижения и ниспровержения противников. Но сама по себе пропаганда - это нейтральный политический инструмент. Она вне морали и может быть использована как для чего-либо, так и против чего-либо.

c. Что мы понимаем под пропагандой? В самом широком смысле это техника влияния на человеческие действия путем манипуляции представлениями. Эти представления могут иметь устную, письменную, графическую или музыкальную форму. В соответствии с целями настоящего устава мы определяем ее как любые идеи, информацию, доктрины или специальные призывы, распространяемые для того чтобы влиять на мнения, эмоции, настроения или поведение каких-либо конкретных групп, с целью прямо или косвенно удовлетворить интересы заказчика пропаганды. Она полностью фокусирует свое внимание на представлении какой-либо доктрины и делает это так интенсивно, что продуманно и постепенно выключает ум для всех дел, кроме одного.

d. В основе своей пропаганда - это коммуникация, процесс, родственный образованию и информированию. Образование может быть определено как процесс, который утверждает свободу воли, потому что он открывает ум всем альтернативам и не настаивает на действии. Информирование определяется как объективный сбор и представление фактов, хотя этот термин в настоящее время не используется.

e. Как планируемое и избирательное использование идей, информации и т.д., пропаганда, или ПО, является главным наступательным оружием во время войны и главным политическим инструментом в мирное время. Таким образом, в наше время она представляет собой мощное орудие правительства для использования внутри страны и за границей. В большинстве стран в прошлом и во многих странах в наши дни правительства не снисходили до того чтобы разъяснять свою политику всему народу, они также в общем не нуждались в том чтобы готовить путь для восприятия своей политики. Дело обстоит иначе сегодня, когда в больших государствах все классы грамотны и когда почти все группы организованны, когда общественное мнение играет главную роль, и когда органы и агентства коммуникации широко распространены.

f. Что делает пропаганда? Пропаганда пытается влиять на слушателя, будь то вражеский солдат, партизан, мирный гражданин, нейтралист или друг, так чтобы он делал то, что мы хотим. Мы можем хотеть, чтобы он думал, что мы хорошие, а наши враги злые; что наш образ жизни имеет превосходство над вражеским; что наше обращение с заключенными гуманное, в отличие от вражеского. Обычно пропаганда будет действовать внутри культурного контекста аудитории, избегая атак на верования и традиции, бережно хранимые аудиторией.

g. Психологические процессы, являющиеся “спусковым крючком” для желаемого ответа, стимулируемого пропагандой, чрезвычайно сложны и изменчивы, и мы не будем их здесь непосредственно касаться. Предметом нашего внимания будет, однако, понимание определенных фундаментальных принципов и существенных составных частей, необходимых для такого структурирования конкретной психологической среды, которое приносит близкий к желаемому отклик выбранной группы. Среди этих важнейших составных частей находятся психологическое давление и потенциальный воспринимающий объект. Воспринимающим объектом в пропаганде называется человек, который верит не всему, что мы говорим, но который интересуется нашими сообщениями, потому что, с другой стороны, также верит не всему, что говорят наши оппоненты. На войне это человек, который нам не верит и имеет причины для того чтобы воевать, но который также имеет причины для того чтобы не воевать.

h. В условиях боевых действий пропаганда адресована людям, которые отчаялись победить, но не дают себе труда сделать выводы; людям, которые все еще хотят воевать, но воюют без решимости; людям, которые никогда бы не сдались, но, может быть, подчинились бы плену, если бы ситуация была для них безнадежной.

i. Это условие сегодня имеет применение в атмосфере холодной войны. Это является истиной не только для внутренних врагов, диссидентских элементов, партизан, но также в более широком контексте международной пропаганды, направленной на маргинальные или потенциально воспринимающие страны, которые мы сегодня классифицируем как нейтральные. В нашей международной пропаганде мы ищем пути для создания или укрепления нашего привлекательного образа, используя заслуживающие доверия средства и делая упор на правду. Международная пропаганда играет на реальной, предполагаемой или сомнительной слабости оппонента, ища способы привлечь нейтральные страны на нашу сторону или по крайней мере обеспечить их неприсоединение к нашему противнику.

j. Как пропаганда делает это? С использованием некоторых форм коммуникации: через языковые или визуальные средства, через действия, через проведение определенной политики, через наступательные действия на поле боя, через бомбардировки стратегических объектов, через проведение программ позитивных политических действий в оккупированных или непокоренных и недоразвитых странах, программ, включающих развитие оросительной системы, ирригационных систем, строительство дорог, сельского жилья, больниц, школ и т.д.

k. Это подается на основе правды. Представляя наши важнейшие этические убеждения, мы можем не всегда говорить всю правду. Иногда мы говорим все, несмотря при этом на определенный большой риск, – но мы избегаем намеренной лжи, будучи на противоположных полюсах с Гитлером, который поощрял и очевидно поддерживал большую ложь как главный инструмент своей пропаганды.

l. Если факты против нас, мы все же можем спасти некоторую часть пропагандистской чести путем признания того, что факты против нас. Если враг выиграл, то обычно лучше всего признать это и затем ударить в ответ. Если мы обсуждаем с ним проблему в такой ситуации, то мы играем на том поле, которое выбрал он, и оказываемся вовлеченными в оборонительную пропаганду – самую слабую форму пропаганды.

m. Средствами распространения пропаганды являются радио, телевидение, пресса и все формы литературы. Однако необходимо помнить, что из всех средств массовой коммуникации самым главным для дальнейшего являются сами люди – поскольку они могут ходить на митинги и в гости к соседям, имеют сердца, чтобы чувствовать, мозги, чтобы думать, и языки, чтобы говорить. Это объясняет триумф столь большого количества прогрессивных движений над такими, которые защищались владельцами средств массовой информации.

n. Это более чем предполагает, что любой объект пропаганды в некоторой степени поддается влиянию по причине существования уязвимых мест, и потому что шаблоны настроения и поведения могут изменяться.

o. Более широко, задание пропагандиста должно усилить настроения, благоприятные для его целей, опрокинуть вредные настроения, привлечь на свою сторону нейтралов, или, по крайней мере, удержать их от того чтобы они стали враждебными. Пропагандист знает, каких действий он хочет от своей аудитории и прилагает все усилия к тому чтобы достичь этой цели. Почти любая коммуникация может и часто будет влиять на поведение. Однако, только пропаганда может влиять на поведение в определенном конкретном направлении, запланированном пропагандистом. (Ударение здесь делается на слове “запланированном”.)

p. Пропаганда классифицируется в терминах “тактическая”, “стратегическая” и “консолидирующая”. Эти термины относятся не к различиям в пропаганде, а гораздо более к ситуации, в которой применяется пропаганда. Они применяются к пропаганде, используемой для поддержки тактических операций, стратегических операций, или консолидирующих операций, соответственно.

q. Пропаганда также классифицируется на основе идентификации своего источника. Если источники пропаганды открыто называют себя, то их деятельность называется “белой” пропагандой. Если источники не указываются, то это называется “серой” пропагандой. Пропаганда, которая приписывается ложному источнику, называется “черной” пропагандой. Слова “серая”, “белая” и “черная” никак не относятся к самому содержанию пропаганды, они только указывают на способ проведения операции. Другой набор терминов, используемый для выражения этой же общей идеи, включает слова “открытая” и “тайная”. Открытая операция – это “официальная”, т.е. такая , за которую правительство признает свою ответственность. Тайная операция не объявляется как исходящая от правительства, которое ее организует. Таким образом, белая пропаганда применяется в открытых операциях, а серая и черная – в тайных.

Пропагандистские цели.

Успех пропаганды более вероятен в условиях социального беспокойства. Пропагандист имеет целью указать источник беспокойства, фокусируя внимание на условиях, породивших диссидентские элементы. Обычно некоторая группа может быть сделана козлом отпущения за те бедствия, которые терпит аудитория, независимо от того, виновата ли эта группа на самом деле или нет. ПО обычно пытаются навесить вину на тех, кто находится у власти. Если действующих причин для беспокойства нет, то пропаганда может разъединить враждебную нацию, возбуждая враждебность между различными социальными, этническими, религиозными и экономическими группами, т.е. рабочих против управленцев, землевладельцев против крестьян, или католиков против протестантов, буддистов против небуддистов. Такие попытки подчеркивают различия между разными группами, сваливают все беды одной группы на другую группу и отмечают любые неприятные групповые черты. Таким образом, энергия врага рассеивается во внутренних ссорах, и находящийся у власти режим потеряет большую часть своей поддержки, если он может быть идентифицирован с непопулярной группой. В любой стране режим уязвим для пропаганды в той мере, в какой он не может удовлетворить нужды своих граждан. Если такая пропаганда будет успешной, то народ в целом может быть доведен до действий против режима. В авторитарной стране такое восстание, вероятно, будет успешным только во время большого политического стресса.

Другое главное направление для пропагандистских усилий заключается в том чтобы обращать внимание вражеских солдат на опасность боевых действий. Такое обращение, скомбинированное с вопросами о ценности целей, за которые воюет его страна, конструируется для того чтобы склонить вражеского солдата к крайней осторожности, к симуляции болезней и избеганию опасности при любой возможности. Таким образом снижается боевая эффективность его подразделения. В некоторых случаях пропагандист может успешно убедить врага в том, что ему лучше быть в безопасном американском лагере для военнопленных, чем сражаться на неуютном и опасном поле боя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.