Сделай Сам Свою Работу на 5

Скульптура Древнего Востока.





Скульптура Древнего Египта.

1) Сложение Египетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)

Фигуры в росписях и скульптурах этого периода охарактеризованы в самой общей форме. Воспроизводятся наиболее существенные для данного образа черты-ритуальные жесты рук жрецов и т.д.

Памятником, характеризующим переход между этим и более поздним периодом, является плита (высота 64 см) фараона Нармера (конец 23 в до Н.Э.), на которой запечатлена победа Южного Египта над Северным, объединение долины Нила в единое государство. На одной стороне изображено реальное событие - праздник победы (верх лицевой стороны), а на другой-образная передача этой мысли (царь в виде быка разрушает вражескую крепость). Мы видим характер нового стиля-каждая сцена закончена, но одновременно является частью общей композиции. Налицо расположение поясами, как отныне будут располагаться росписи и рельефы. Правильные пропорции скульптур, положение изображаемого определено атрибутикой. Характерным является и изображение фигур с разных точек зрения. Плита Нармера - свидетельство сложившегося классового характера искусства с выраженным стремлением возвеличить образ царя (Нармер возвышается над прочими людьми, подавляя их своей могучей фигурой).



 

2) Искусство Раннего и Древнего царств ( 3-е тыс. до н.э.-около 24 в до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры.

Дошедшие до нас скульптуры Древнего царства имели культовое назначение: это были заупокойные статуи царей и знати, изображения фараонов, служившие для особых ритуалов, фигурки слуг (помещались в гробницы с магическими целями для обслуживания хозяина в загробной жизни). Различное назначение скульптур определяло их трактовки.

Позы заупокойных статуй знати были однообразны: умершие изображались стоящими/сидящими на кубообразных сидениях, иногда на полуподжавших ногах, как египетские писцы. Статуи стояли в нишах-отсюда их фронтальность. Бесстрастие лиц, устремленный вдаль взгляд, спокойствие сильных тел, торжественность. Окраска статуй также была однообразной, условной: черные волосы, белые одеяния, кирпично-красные тела у мужчин и желтые у женщин, для окраски деталей употреблялись и другие краски. Краски были минеральными (красная и желтая-охра, белая-известняк, черная-сажа, зеленая-малахит).



Единство иконографии обусловлено культовым назначением статуй, их каноничностью. Творческая индивидуальность скульптора почти не находила выразительность. Простор для творчества давали заупокойные статуи, которые должны были обладать портретным сходством с умершими (умершим необходимо было опознание душой своей новой оболочки).

Важным этапом было и изготовление гипсовых масок с лиц умерших, что помогло развитию скульптурного портрета, так как для воссоздания облика маски приходилось перерабатывать, отбирать черты.

При создании скульптуры фараона главным было передать образ неограниченного в своей власти владыки, сына бога. Всегда бесстрастные и идеализированные лица, сверхмерно мощные тела-вот каноничные особенности. Иногда царь изображался наравне с божеством. Особой разновидностью царских скульптур были сфинксы-фантастические образы львов с человеческими головами, передававшими правильные черты фараона. Сфинксы воплощали идею монументального могущества, божественной сущности египетских владык. Одним из самых известных является Большой Сфинкс, лежащий у нижнего пирамидного храма Хефрена. Его основа-известняковая скала, при обработке дополненная известняковыми плитами.Высота-20 метров, длина-57.НА голове царский головной убор.

В основе содержания рельефов и росписей в мастабах были сюжеты обеспечения посмертного благополучия усопшего. Стены ранних мастаб занимают процессии носителей даров, постепенно появляются и сцены изготовления этих даров в мастерских. На стенах мастаб высекали и биографии вельмож.



Развитие рельефов и росписей значительно тормозилось необходимостью повторения сцен и соблюдения давно выработанных форм, что было обязательным для культовых памятников. Фигуры сохраняют построение и расположение на плоскости, условность расцветки.

3) Искусство Среднего царства (21-18 вв)

Статуй номархов до нас почти не дошло, однако известно, что некоторые из них достигали огромных размеров.

Известны и статуэтки слуг, часто объединенные в целые группы: пастухи, прогоняющие стадо мимо хозяина, лодки с гребцами, мастерские с ремесленниками. Фигурки показаны в соответствующих труду позах, кажутся полными жизни.

В стенных росписях и рельефах гробниц проявляются поиски наиболее возможной близкой передачи природы. В гробнице Сенби уже нет обычных рядов, выполненной по канонам фигуры охотника: все полно жизни, мастер хорошо передает остановившуюся на бегу и натягивающую тетиву фигуру, чувствуется напряжение. Изображения животных, оружия, одежды.

4) Искусство нового царства (16-11 вв. до н.э.)

Скульптура имела большое значение в искусстве Нового царства. При царице Хатшепсут сильно меняется-для скульптур ее храма характерна передача пусть и идеализированного, но безусловно индивидуального образа. В лицах царицы, стоявших в главных молельнях храма, трактовка черт лица мягче, портретность отчетлива. К произведениям подобного рода относятся статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи (ГМИИ им. Пушкина) - дерево, одеяния посеребрены, ожерелья и браслеты инкрустированы золотом. Поражает высокое художественное исполнение.

Постепенно стиль меняется-внимание сосредотачивается на выразительности образа, иначе трактуются глаза-иной разрез, часто углубленные орбиты-иллюзия сосредоточенной задумчивости. Нарастает внешняя нарядность – новые типы одежд, украшений, начало применения светотени, все большая живость статуй, хотя есть и холодность трактовки.

Позже внимание становится более пристальным, замечаются возрастные отличия, особенности характера.

 

Скульптура Двуречья.

Наиболее многочисленными памятниками являются печати. Цилиндрические появляются в середине 4тыс. До н.э. и постепенно вытесняют прочие формы. Изображения на первых цилиндрических печатях показывают круг интересов жителей двуречья: охота, скотоводство. На начальных этапах мифологические сцены были редки. Фигуры на оттисках печатей выпуклы, осязаемы, объемны, выполнены достаточно тщательно. В ранних эпохах Двуречья еще не было развитого канона, подобного египетскому, долго шли художественные поиски.

Скульптурная голова из Урука, размером несколько меньше натурального, в которой предположительно видят богиню Инанну (найдена в храме богини в Уруке). Тонко подмечены черты лица (быть может, даже индивидуальны): узкие тонкие губы, маленький подбородок, еле моделированная складочка, идущая от крыльев носа, сочетаются с каноничностью и условностью-огромные инкрустированные глаза, брови.

Дошедшие до нас скульптуры выполнены в мягком камне-известняке, песчанике. Поверхность плохо обработана, небрежность в деталях. Руки статуй редко отделялись от массы, пропорции зачастую укорочены, черты лица утрированы.

Шумерский рельеф представлен немногочисленными памятниками, отличавшимися своеобразием. Рельефы представляли собой доски небольшого размера, сделанные из мягкого камня или глины. Сооружались в честь торжественных событий (победы над врагами, закладки храма). Для композиций характерно нагромождение фигур, скованность поз, условные треугольники профилей, будто созданные по одному шаблону. Фигуры правителей выделялись размерами.

Один из памятников - «стела коршунов» - рельеф, сооруженный правителем города Лагаша Эаннатумом в честь победы над вражеским городом Уммой. Стела размером выше человеческого роста, покрыта изображениями с двух сторон: на одной-покровитель города Лагаша Нингирсу с палицей в руках и сетью с врагами в ней, на другой-изображение в четырех регистрах: войско правителя в разные моменты похода и их победа.

По подобным памятникам мы можем знакомиться с одеждой, прической, вооружением.

В среднединастическом времени сохранялся условный подход, что отчасти обуславливалось размерами печати, вмещавшей в себя лишь определенные объемы и размеры фигур.

Одним из важных был принцип «непрерывного узора», «парчовый стиль», когда вырезанные на камне изображения напоминают узор вышивки, фигуры кажутся почти бестелесными. Преобладающими сценами являются сцены священного пира, изображение божества, плывущего в фантастической лодке, изображения животных.

Характерны меньшая условность композиции, отказ от искусственной ритмики, правильная передача человеческого тела, интерес к героизированной личности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.