|
Живопись и прикладное искусство Древнего Востока.
Живопись. Египет. Основополагающая роль религии в искусстве. Основным направлением была монументальная живопись, которая в большинстве своем представлена росписями гробниц фараонов или вельмож, храмовых или дворцовых комплексов. Изначально — раскрашенные рельефы, которые раскрашивались минеральными красками, затем (с начала Древнего царства, но особо плодотворно в период Среднего царства) на основе тех же сюжетов создаются росписи на стенах (все неровности сглаживались с грунтом, по которому рисовали красками, связанными гуммиарабиком или смоченными водой, или темперой по сухой поверхности). Основные сюжеты: жертвоприношение умершему, сцены жизни в его поместье — охота, земледельческие работы.
Многообразие вариантов цветовых сочетаний. Построчные, уравновешенные композиции. Основная задача — возвеличивание правителя и его поступков (размер фигуры выделяется на фоне вельмож).
Похоронная процессия в гробнице Рамоса, 14 век до Н.Э.
Строгий канон в изображениях, большое значение сопроводительного текста к изображению. Группа людей — наслоенное изображение. Строго профильное изображение, с укрупненным глазом, очень статичные фигуры, почти нет ощущения движения, хоть и идет «процессия». Монументальность и статичность. Предельно обобщенное изображение, нет конкретизации на отдельных персонажах. Строгая иерархия изображения. Чистота и строгость линий, яркий, насыщенный, локальный колорит, использование красок на минеральной основе (обычно растирают пигмент и смачивают водой). Нет изображения подлинной сущности (души) человека, только его внешняя оболочка, поэтому такие фигурный и неживые изображения.
В период Нового царства росписями украшают и другие поверхности, например, крышки ларцов.
Охота на львов, роспись ларца в гробнице Тутанхамона (вт. пл. 2 тысячелетия до Н.Э.)
Усложнение композиции. Использование стандартных минеральных красок: красно-коричневая гамма, черный. Свободное расположение по поверхности на фоне холма, поросшего растительностью. Очень мастерское изображение львов, большая гамма чувств и эмоций (страдающие раненые звери), более свободное движение, однако все равно соблюдается каноничность. Большая реалистичность.
На территории Месопотамии живопись развивалась куда меньше. Она куда более грубая и примитивная.
Фреска крепости Эребуни, 8 век до Н.Э. Территория государства Урарту, однако очень сильное влияние предыдущих месопотамских традиций (Вавилон и Шумеро-аккадского государства). Большая связь с прикладным искусством, использование ярких локальных цветов (голубой, оранжево-желтый, вишнево-красный) и их контраста, аппликативность и декоративность изображения. Передача силы и мужества животных, глубокая смысловая наполненность.
В прикладном искусстве Древнего Востока проявляются те же черты, что и в большой скульптуре и живописи.
Древний Египет — все то же отношение к величественности образа, которым наделяют большее количество предметов мелкой пластики.
Туалетная ложечка, дерево, Египет, конец 15 в. до Н.Э. Выполняет и эстетические, и декоративные функции, может использоваться в жизни. Те же пропорции и каноны изображения девушки, тонкая проработка, рельефность и профильность. Необходимая часть жизни, но такое украшение => предмет роскоши. Тонкое владение техникой обработки материала, игра света и тени в резьбе. Подчеркнуты характеристики материала: дерево гладко отшлифовано. Выделение фигуры девушки на фоне, однако не очень сильно, достаточно плоскостно.
Очень широко также использование твердых пород камня, металла (золота, серебра). Широкое развитие техник его обработки: филигрань, зернь, чеканка. Популярно изображение животных, некоторая утрированность образов. Отточенная изысканность произведение.
(особенно богатые — находки в г. Ур, около 2600 лет до Н.Э.)
Золотая голова быка, завершение арфы. Выполнено из золота, очень реалистично, инкрустированные глаза, отношение к быку, как к божеству, очень символичный образ. Проработка мелких деталей шерсти и морды, очень пластичная форма. Достаточно реалистичное изображение. Богатый золотой цвет, отражающий значимость и величественность божества.
Изображение на печатях (из твердых, часто кварцевых пород камня), сложное, подвижное, объемное и проработанное. Тонкая моделировка фигур, тщательная проработка. Выполнены в техники глиптики. Миниатюрность изображение, мифологический сюжет, изображение нескольких сцен. Повествовательность. Достаточно пропорциональное изображение. Специфика: создание углубленного изображения в печати, которое потом отпечатывалось в мягком материале (воск).
Таким образом, в живописи и прикладном искусстве Древнего Востока проявляются основные культурные традиции народов: их религиозная направленность, почитание Бога/правителя и частое изображение его на своих произведениях искусства. Были освоены многие материалы, многие из которых стали мастерски обрабатывается, некоторые техники даже были утрачены.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|