Сделай Сам Свою Работу на 5

Периодизация всеобщей истории искусств.





 

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.

1) Искусство эпохи палеолита.

Первые произведения первобытного искусства были созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита (древнего каменного века).

Самые древние скульптурные изображения - палеолитические венеры - создание обобщенного образа женщины-матери, символа плодородия. Пещерная живопись делится на несколько периодов: глубокая древность (с 30 тыс. до н.э.) - заполнение поверхности внутри рисунка черной/красной краской; позднее (с 18 по 15тысяч. до н.э.) - больше внимания деталям, изображение шерсти штрихами, использование дополнительных цветов (оттенки желтого и красного); расцвет пещерного искусства (12тыс до н.э.) - живопись начинает передавать объем и перспективу, цвет, пропорции, движение. В дальнейшем пещерные изображения утрачивают живость, объемность. Усиливается стилизация и обобществление.

2) Искусство эпохи мезолита.

Мезолит-средний каменный век (12-8 тысячелетия до н.э.). Меняется климат, уклад жизни (развитие рыболовства, новые виды оружий и орудий) - все это влияет на иск-во. Теперь в центре внимания не животные, а фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Начинают преобладать многофигурные композиции, начинают применять белую краску. Главные-сцены охоты + в это время появляются изображения военных столкновений между племенами. Меньше формат, большая детальность. Человеческие фигуры условны, символичны.



3) Искусство эпохи неолита.

Неолит-новый каменный век (5000-3000гг. до н.э.).

Таянье ледников, движение народов, заселение и освоение новых пространств. Наскальная живопись все более схематична и условна: изображения лишь слегка напоминают человека/животное. Схематизм и небрежность исполнения. Стилизованные рисунки соседствуют с разнообразными геометрическими фигурами, изображениями оружия (топоры, кинжалы), средствами передвижения (лодки).

Вывод: первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества, научившись создавать изображения, человек обрел некоторую власть над временем. Воображение человека воплощается в новую форму бытия-художественную.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА.



Искусство Древнего Египта.

1) Искусство Древнего Царства (28-23 вв. до н.э.). Эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества. Пирамида Джосера (28в.до н.э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта, является центром погребального ансамбля. Белые известняковые ступенчатые блоки. В этой пирамиды отражены основные принципы: гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности получают развитие и в более поздних постройках.

Пирамиды Хуфу (Хеопса) и Хаффа (Хефрена). Квадратное основание и грани в виде равнобедренных треугольников. Скрытые погребальные камни с саркофагом фараона.

Создавались целые ансамбли с поминальными храмами фараона, маленькими пирамидами царских родственников и приближенных.

Архитектурный ансамбль в Гизе (входит знаменитый лежачий Большой Сфинкс). В искусстве Древнего царства большую роль играла скульптура - исполнялась по канону: фигуры с выдвинутой вперед ногой/сидящие на троне с прижатыми к груди/лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Высекались из блоков камня, из образа изгонялось все суетное. Спокойствие, симметрия, величие, застывшее бесстрастие. Облики фараонов-особое величие. Статуи и из дерева-статуя вельможи Каапера (сер.3 тыс. до н.э.) - дородный пожилой с посохом («Сельский староста»).

Статуя писца Каи из гробницы в Саккаре - как живой, большее натуроподобие.

В рельефах и настенных росписях используется традиционный прием плоскостного изображения фигуры-ноги и лицо в профиль, глаз - в фас, плечи и нижняя часть туловища - в трех-четверном развороте (совмещались наиболее выигрышные точки обзора). Наряду с плоским, почти не выступающим рельефом возник и распространился углубленный рельеф-врезанное изображение заполняется краской, возникает цветной силуэт.



2) Искусство Среднего царства.

(21-18 вв. до н.э.)

Номархи, пришедшие к власти, строят усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия пирамид царя. Гробницы вырубались в скале. Сами пирамиды становятся меньше, стены из кирпича и щебня рушатся быстрее. Росписи в гробницах преобладают над рельефами (т.к. на известняке не сделаешь рельеф). В гробницах-множество деревянных статуэток. В храмах начинают воздвигать статуи фараонов – большее портретное внимание. Ювелирное искусство-золото, слоновая кость, инкрустации.

3) Искусство Нового царства.

(16-11 вв. до н.э.)

Вместе с гиксосами появляются колесницы, которые стали изображать на рельефах и росписях. Храмы Луксора и Карнака - большая площадь, монументальность. Входы в храмы обрамляются пилонами, колонны в виде папируса. Перед храмом в Карнаке частично сохранилась аллея из сорока каменных сфинксов.

Сохранилось много прекрасных рельефов и росписей, разнообразные сюжеты от работ в мастерских до скорбных церемоний. Исчезает условность краски, обогащается палитра. Скульптура малых форм (как украшение предметов женского туалета). Бюсты правителей из известняка с раскраской.

Искусство торжественно, колоссальность масштабов, обилие колонн и статуй, повторов, богатство и пышность убранства.

Вавилония.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат -на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

В скульптурной пластике преобладали малые формы, популярны рельефные изображения. Отдельно стоящая круглая скульптура непопулярна.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Храм Аполлона в Пестуме

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали архитектурный ордер и идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Характеристика изобразительного языка — идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Периодизация древнегреческого искусства:

  1. Геометрический стиль
  2. Архаика
  3. Классика
  4. Эллинизм

ДРЕВНИЙ РИМ

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Характерные черты: утилитарность в сочетании с торжественностью. Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

Периодизация римского искусства:

  1. (Искусство этрусков)
  2. Республика
  3. Империя
  4. Поздняя империя (Раннехристианское искусство)

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к большей примитивизации произведений искусства. Дополнительный аспект — приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства. Ключевой пункт — потеря реализма, превращение изображения в символ. На протяжении всего Средневековья европейские мастера будут постепенно улучшать свое искусство, что приведет к стремительному взлёту в эпоху Возрождения.

Большинство дошедших памятников являются сакральными или заказанными с целью принесения в дар Церкви. Основным заказчиком был клир, монастыри, а также богатые светские покровители, заинтересованные в спасении своей души.

Византия

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых — в храмовой архитектуре.

Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до 1000 г. н. э.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи. В частности, это кельтское искусство VI—VII веков, иберо-саксонский стиль, на материковой Европе — искусство эпохи Меровингов, Каролингов, а затем Оттоновское возрождение. Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

РОМАНИКА

Романское искусство (ок. 1000—1200 гг.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр — архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

ГОТИКА

Готика — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры (каркасная система архитектуры готики). Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Проторенессанс

ВОЗРОЖДЕНИЕ

«Идеальный город», круг Пьеро делла Франческа, сер.15 в.

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.