Сделай Сам Свою Работу на 5

Древний Восток как художественная эпоха.





 

Говоря о Древнем Востоке как о художественной эпохе, мы прежде всего будем иметь в виду культуру и искусство, сложившиеся в процессе длительного исторического развития первых государственных образований и цивилизаций, сформировавшихся в обширной географической зоне от среднеазиатских пустынь на севере до Эфиопского нагорья на юге, от средиземноморского побережья на западе до берегов Атлантического океана на востоке. Источники датируют начало цивилизационного процесса серединой 4 тысячелетия до н.э., впервые же цивилизации в полном смысле этого слова зародились в долинах рек Нил, Тигр, Евфрат в 3 тысячелетии до н.э.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.



Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Другой немаловажной характеристикой Древнего Востока как художественной эпохи является консерватизм и традиционализм, придерживание четко и строго разработанных канонов. Подобное явление можно объяснить, как недостатком знаний и медленными темпами развития, застойным характером развития, заставлявшим бережно относиться к полученным знаниям, так и религиозными мировоззрениями людей той эпохи. Канон был необходим в первую очередь в религиозном искусстве: по верованию древних если божество не изображалось тщательно, была вероятность не узнавания им себя, отречения им от этого мира. Этим же и объясняется обилие настойчивых повторов образов в созданных людьми Древнего Востока произведениях искусства. Постоянный повтор имени божества, многократное обращение к нему в монументальных образах носит характер пароля, вызова. В многочисленных повторах в искусстве той эпохи можно увидеть зарождение архитектурного ритма и интервала, ставших чуть позднее уже формой порядка, архитектурным ордером (аллея, ведущая к Карнакскому храму).



Аллея Сфинксов, Карнак

Еще одним аспектом противостояния опасному миру была тесная связь с силами природы, которые не только обожествляли, но в которых и искали устойчивость, силу и долговечность как вдохновение для создания произведений искусства (устойчивая форма древнеегипетской пирамиды, напоминающая кристалл).

Пирамида Хеопса

Именно на Древнем Востоке впервые появляется развитая система антропологического искусства, развитое изображение человеком самого себя. Интересно заметить, что и в антропологическом искусстве аспекты сопротивления миру необычайно сильны: всегда широко распахнутые глаза в скульптурах древнеегипетских фараонов, развернутые плечи, проработка мышц, отсутствие отпечатков немощности, старости, болезни. При создании монументального портрета важным являлось не точное изображение модели, а скорее попытка передать внутреннюю мощь, статус и силу портретируемого. Тесной связью с природой объясняется и некая животность, застывшее напряжение, не проработанность взгляда.

Свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости. Монолитность необычайно ценилась и даже при использовании дерева подбирались твердые и монолитные породы, обладающие цельностью и «стянутостью».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.