Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОТИПОВ МОЛОДЕЖИ, КАК ОРИЕНТИРОВ





ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ СЕМЬИ

Волгоградский филиал ФБГОУ ВПО РАНХиГС

 

Семья, как носитель духовных ценностей, имеет огромное значение в жизни каждого человека. Одна из возрастных задач молодого человека это построение образа будущей семьи, которая продолжит трансляцию духовных ценностей и ориентиров для будущих поколений.

В нашей работе мы исследовали особенности гендерных стереотипов и гендерной идентичности личности, которая включает в себя осознание социально-половых ролей.

В социальной и педагогической психологии особое внимание отводится изучению гендерной идентичности и стереотипов подростков, как одного из аспектов становления идентичности согласно периодизации психосоциального развития человека в теории Э. Эриксона [8].

Изучению гендерной идентичности и стереотипов подростков посвящены социально-психологические исследования Ю.Е. Алешиной и А.С. Воловина [1], Т.А. Арканцевой и Е.М. Дубовской [2], В.Е. Кагана [5] Н.Е. Харламенковой и Т.С. Стоделовой [6], Т.И. Юферевой [7] и др.

Под социальным стереотипом мы понимаем упрощенный схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Проблема изучения гендерных стереотипов, как вида социального стереотипа, также достаточно актуальна в современной психологии. Но в различных исследованиях выделяются различные составные элементы стереотипа. Нами были обобщены различные теоретические подходы и исследования (К. Дио и Л. Льюиса, И. Бровермана, Дж. Макки и А. Шериффса, Дж. Уильямса, А.И. Егоровой, Т.В. Бендас [3]), что позволило определить гендерный стереотип как устойчивые представления о различных личностных качествах мужчин и женщин, в том числе об их физических качествах и внешности, о поведенческих моделях, об умениях и интересах, а также о гендерной специфике социальных ролей и занятий.



Изучению гендерной идентичности, как одной из составляющих эго-идентичности, на современном этапе развития науки также уделяется большое внимание. Проанализировав существующие подходы к данной проблеме, мы понимаем гендерную идентичность как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола, определяющий модели межличностного взаимодействия и особенности восприятия и выполнения социальных ролей в целях повышения социальной адаптации. Таким образом, гендерная идентичность современного человека как элемент эго-идентичности является сложной психологической структурой и ее невозможно свести к традиционной дихотомии понятий «маскулинности – фемининности».



В исследовании приняли участие 99 студентов вузов г. Волгограда (из них 53 девушки и 46 юношей в возрасте 17 – 24 лет).

Основные результаты проведенного исследования показали, что по шкале маскулинности – фемининности С. Бэм у 82% опрошенных респондентов проявляется андрогинность.

Интересны результаты проективной методики «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда мы выделили несколько групп высказываний, которые были переведены в шкалы для последующей статистической обработки.

1. «Социальные роли».

Преобладают такие варианты ответов, как «студент», «друг», «сын», «брат», «гражданин» и др. Также можно отметить такие самоопределения, как «патриот», «россиянин», «православный», «управленец» и т.д.

Основой для построения собственной Я-концепции служит выполнение определенных социальных ролей. Особенно это выражено у юношей (47,8% опрошенных). Это означает, что эффективное выполнение социальных ролей составляет основу для построения целостной Я - концепции юноши.

2. «Экзистенциальные переживания». Эта группа включает в себя ответы двух типов:



- как набор личностных характеристик: «добрая», «упорная», «общительная» и т.д. – у девушек; «добрый», «оптимистичный», «упрямый», «ревнивый», «общительный» и.т.д. – у юношей.

- как экзистенциальные переживания: «птица, которая плохо летает», «познание», «пока никто», «человек мыслящий», «человек сомневающийся», «комок противоречий», «любительница проблем», «сложность», «весна» и т.д. – у девушек; «часть огромного мира», «часть материального мира», «крупица вчерашнего дня и завтрашнего» – у юношей.

Экзистенциальный компонент более выражен у девушек (42,5% опрошенных девушек), чем у юношей (39% опрошенных юношей). Это позволило предположить, что общественные нормы предъявляют высокий уровень социальных ожиданий от мужчины (выполнения определенных ролей), и успешность, возможно адаптивность его зависит от реализации этих социальных ролей.

3. «Физические характеристики». Она включает в себя ответы, связанные с указанием индивидных особенностей (пола и внешности):

- «девушка», «симпатяшка», «красивая», «блондинка», «красавица», «симпатичная», «стильная», «хорошенькая», «молодая» – у девушек.

- «мужчина», «парень», «мальчик», «красавец», «симпатичный», «привлекательный» – у юношей.

Среди выборки девушек эта группа выражена у 21%, а среди юношей у 15% опрошенных.

Можно обозначить, что для построения женской Я-концепции осознание физической привлекательности играет важную роль.

4. «Активная социальная позиция». Активная социальная позиция не связана с полом респондента, она проявляется в ответах и девушек, и юношей. Интересно отметить различия по характеру активной позиции.

Юноши чаще определяют себя через деятельность (используются глаголы, причастия). Также акцент ставится на анализе ситуации и планировании действия.

Например, «стремлюсь к успеху и победам», «много чего умею и знаю», «тот, кто хочет много знать и еще больше знать и уметь», «чту семейные ценности», «готовый придти на помощь», «не тушующийся перед трудностями», «хочу чего-нибудь добиться в жизни», «анализирую свои действия, знаю, как поступить во многих ситуациях».

У девушек активная социальная позиция выступает как проявление маскулинных и лидерских черт, без опоры на имеющиеся ресурсы для достижения социального успеха. Скорее это может означать высокую самооценку и уровень притязаний.

Например, «любящая соревноваться в любой области», «целеустремленная», «сильная», «стремлюсь быть первой во всех своих делах», «уверенная в себе», «инициативная», «активная».

Юноши придают большее значение разделению ролей в семье (30% опрошенных), а для девушек важными являются идеальные отношения между супругами, основанные на вечной любви(29% опрошенных).

По результатам первичного описательного анализа были определены характерные стереотипные черты мужчин и женщин по мнению студентов. Юноши чаще представляют мужчин как сильных, эмоциональных, обладающих чувством юмора и адаптирующихся; а женщин как эмоциональных, общительных, добрых, гостеприимных. Девушки чаще представляют мужчин как эгоистичных, сильных, ленивых, обладающих чувством юмора, безответственных. Женщин девушки наделяют такими качествами, как эмоциональность, терпеливость и гостеприимность.

Также следует отметить, что представления о женщине у юношей более стереотипно, нежели у девушек.

Также была выявлена взаимосвязь особенностей гендерных стереотипов студентов и особенностями прогнозирования ими будущих семейных ролей.

Так человек, который ориентирован на то, чтобы в семейной жизни между супругами были четко поделены социальные обязанности, активную, ведущую позицию отводят мужчинам, выделяя при этом такие качества, как деловитость, энергичность. Женщине отводится пассивная, второстепенная позиция. Это подтверждается такими характерными в данном случае качествами, как консервативность, подавленность, покорность. С другой стороны, ведущую роль женщинам в семье отводят те, испытуемые, которые настроены на познание своего внутреннего «Я». Среди характерных качеств женщины они выделяют гордость, агрессивность, прагматичность, ориентацию на материальные ценности, доброту.

Литература

1. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] /Ю.Е. Алешина, А.С. Воловин // Вопросы психологии. – 1991. – №4. – с. 74 – 82.

2. Арканцева, Т.А.Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки [Текст] / Т.А. Арканцева, Е.М. Дубовская // Мир психологии. – 1999. – № 3. – с. 147 – 155.

3. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2006 – 431с.

4. Великанова, Л.П. Гендерная конфликтология в педагогическом процессе технического вуза [Текст] /Л.П. Великанова. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2006. – 164 с.

5. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков [Текст] / В.Е. Каган //Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – с. 54 – 61.

6. Харламенкова, Н.Е. Дифференциация и интеграция маскулинности и феминности в образе «Я» подростка [Текст]/ Н.Е. Харламенкова, Т.С. Стоделова // Психологический вестник, 2002, вып.10. – с. 100 – 115.

7. Юферева, Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков [Текст] / Т.И. Юферева //Вопросы психологии. – 1985. – -№3. – с. 84 – 90

8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М., 1996. – 416 с.

О. О. Григорьева

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.