Сделай Сам Свою Работу на 5

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СМЫСЛОЖИЗНЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП





Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС

 

В статье обсуждается проблема толерантности как высшей ценности в смысложизненной концепции относительно подростков, состоящих в различных национально-этнических групп. В исследовании приняли участие респонденты из русской и армянкой выборки.

Ключевые слова:этнос, толерантность, этническая толерантность, смысл жизни, армяне, русские, подростки.

Стремление к поиску и обретению смысла жизни изначально присуще человеку. Оно является основным двигателем поведения и развития личности. Для того, чтобы жить и активно действовать, человеку необходимо, верить в смысл, которым обладают его поступки и жизнь в целом.

В настоящее время проблема смысла жизни приобрела особую актуальность в связи с происходящими социально-экономическими изменениями в России и Армении, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества. Именно современная молодежь оказывается наиболее «чувствительной» к социальной нестабильности и переменам.



Отношение взрослеющего человека к проблеме смысла жизни, к одной из наиболее значимых понятий для общества – толерантности, представляют особый интерес. Этническая толерантность является одной из важнейших характеристик межэтнических отношений. Под этнической толерантностью в отечественной этнопсихологии понимается «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной» [1, с. 53]. Проблема толерантности представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни и российского и армянского общества. О важности и сложности этого вопроса говорит уже тот факт, что за последнее десятилетие этническая толерантность в разных социальных группах данных стран колебалось от полного неприятия до безусловной поддержки. Для современного общества этническая толерантность становится одним из условий социальной стабильности и устойчивости межличностных и межгрупповых отношений. Преодоление межэтнической напряжённости и конфликтов связано с развитием толерантности в отношениях между людьми.



Именно в подростковом возрасте происходит переход от категоричных радикальных представлений, противопоставляющих «своих» и «чужих» по этнодифференцирующим признакам к примиряющему синтезу, позволяющему молодым людям ощущать себя «гражданами мира».

Целью исследования было теоретико-эмпирическое исследование проблемы толерантности в смысложизненной концепции и выявление национально-психологических особенностей проявления толерантности у представителей различных национально-этнических групп.

Планировалось обосновать проявление толерантности, как одного из качеств личности, у представителей различных национально-этнических групп обусловлено соотношением отдельных переменных в структуре смысложизненной концепции.

Участниками исследования выступили подростки русской и армянской национальности в возрасте 14-17 лет.

Методы исследования:

1) анализ, психолого-педагогической, социологической и философской литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследований;

2) эмпирические методы: методика СЖО Д.А. Леонтьева [2]; тест для измерения межнациональной толерантности В.С.Собкин, Д.В Адамчук [4]; типы этнической идентичности Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [3].

3) методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (стандартизованный пакет SPSS 11.O)

Результаты исследования

1. При исследовании с помощью эмпирических методик (СЖО, тест для измерения межнациональной толерантности, типы этнической идентичности) выявлен тип этнической идентичности, соответствующий норме, т.е. позитивная этническая идентичность. Можно сказать что обе группы являются толерантными, т.к. существенной разницы по показателям не выявлено. Для обеих групп этническая принадлежность не имеет решающего значения.



В представленных группах наблюдается отсутствие убежденности в превосходстве своего народа, отсутствие ксенофобии, отказ от признания приоритета этнических прав народа над правами человека и оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Таким образом, мы можем говорить, что в целом в группах низко выражен уровень «негативизма» в отношении собственной нации, в то же время нет и яркого выделения своей этнической группы перед остальными.

Индекс толерантности в обеих группах превышает индекс интолерантности. Это означает что в обеих экспериментальных группах присутствует качество терпимости, снисходительного уважения к иным идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусам.

Эмпирическим путем было выявлено, что существенных различий по показателям методик на выявление толерантности нет.

Что касается методики СЖО было выявлено различие по шкале локус контроля - Я (Я - хозяин жизни), обследуемые 1 группы (русская) имели высокие показатели это свидетельствует о том, что реципиенты 1 группы обладают большей способностью контролировать свой выбор нежели второй, данные могут быть обусловлены традициями и обычаями, которые присутствуют в армянской группе.

 

2. Сравнение двух возрастных групп между собой не выявило существенных статистических различий (U – критерий Манна-Уитни). Были составлены следующие гипотезы:

Н0 – понятие толерантности в смысложизненной концепции подростков различных национально-этнических (русских и армянских) групп не отличается.

Н1 – понятие толерантности в смысложизненной концепции подростков различных национально-этнических (русских и армянских) групп отличается.

· По методике Д.А. Леонтьева СЖО была получена значимость 0,825 > 0,05, следовательно, изменений по данному критерию не выявлено, следовательно, Н1 отрицается, Н0 – принимается.

· По тесту для измерения межнациональной толерантности (В.С. Собкин, Д.В Адамчук) было выявлено, что уровень значимости 0,932> 0,05, следовательно, изменений по данному критерию не выявлено, следовательно, Н1 отрицается, Н0 – принимается.

· По методике типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) выявлена значимость 0,937> 0,05, следовательно, изменений по данному критерию не выявлено, следовательно, Н1 отрицается, Н0 – принимается.

 

Вывод: понятие толерантности в смысложизненной концепции подростков различных национально-этнических (русских и армянских) групп не отличается. Различий между двумя выборками не существует.

Достоверность результатов исследования обеспечена теоретическими положениями, получившими развитие и обоснование в работах по этнологии, кросс-культурной, социальной и этнической психологии, валидностью и надежностью психодиагностического инструментария, его соответствия цели и задачам осуществленного исследования, представительностью выборки, использованием методов математической статистики при обработке полученных эмпирических данных.

Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась. Итак, проведенный нами анализ показал, что проявление толерантности, как одного из качеств личности, у представителей различных национально-этнических групп обусловлено соотношением отдельных переменных в структуре смысложизненной концепции.

Библиографический список

1. Лебедева, Н.М. Социальная психология этнических миграций. – М., 1993. – С. 53-67.

2. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – M., 1992. – 17 с.

3. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008.

4. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений // Вестник практической психологии образования. – 2006. – № 2(7) апрель–июнь. – С. 26–35.

 

 

А. В. Зубкова

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.