Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
В настоящее время все более актуальными становятся проблемы жестокого обращения с женщинами и детьми, в частности сексуального насилия над ними. С каждым годом увеличивается процент зарегистрированных преступлений, жертвами которых являются люди различных возрастов. В настоящее время в России ежегодно насилию подвергается белее 2 человек.
Насилие – это физическое, психологическое, социальное воздействие на человека (ребенка) со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Проблематика психологии насилия – обширная область разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Д. Левинсон, Дж. Кабрин, Д. Финкелхор, К. Брон, Э. Миллер, и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.). Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в психологии, нет единой теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат (Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии).
В связи с тем, что в России ежегодно увеличивается количество жертв насилия, актуальными становятся исследования деятельности психолога в судебно-психологической экспертизе.
Судебно-психологическая экспертиза - это «система психологических исследований личности и деятельности подследственного и осужденного для уточнения сведений, помогающих следствию, суду, и перевоспитанию свидетельствуемых».
Актуальность исследованияобусловлена тем, что в настоящее время в России практически отсутствуют исследования, посвященные личностным характеристикам и особенностям поведения лиц подвергшихся насилию, а также способов взаимодействия и работы психолога-эксперта с ними в процессе проведения судебно-психологической экспертизы. Однако в силу влияния негативных социальных, экономических факторов, возрастает число женщин, детей и подростков, подвергшихся насилию, что влечет за собой растущую потребность в изучении их психологических особенностей и способов работы с ними, для улучшения: качества проведения судебно-психологических экспертиз, способов установления контакта и взаимодействия психолога и потерпевшего. Именно поэтому необходимо более подробно изучать данную тему.
Теоретический объект исследования: психологические особенности лиц, подвергшихся сексуальному насилию.
Эмпирический объект исследования: лица, подвергшиеся сексуальному насилию.
Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности лиц, подвергшихся сексуальному насилию.
Цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности людей, переживших сексуальное насилие, описать специфику работы с ними в процессе судебно-психологической экспертизы.
В ходе исследования нами были поставлены следующие гипотезы:
1. У лиц, подвергшихся сексуальному насилию, в эмоциональной сфере будут выражены такие черты, как тревожность, внушаемость, эмоциональная черствость, среди особенностей социального взаимодействия выражены нежелание взаимодействовать с окружающими, нехватка эмоционального тепла, потребность в опеке, трудности во взаимодействии с окружающими, чувство собственной незначимости, среди особенностей самооценки будет выражена как низкая, так и высокая самооценка.
2. У лиц, подвергшихся сексуальному насилию, в зависимости от возраста, выражены различные личностные особенности.
В исследовании ставились следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ современных исследований в области судебно-психологической экспертизы лиц, подвергшихся насилию.
2. Изучить основные по подходы к изучению личностных особенностей людей, различных возрастов и способов работы психолога с ними.
3. Опытно-экспериментальным путём изучить и выделить индивидуально-личностные характеристики лиц различных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию.
4. Обобщить, проанализировать и сравнить полученные данные и выделить отличительные особенности лиц различных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию.
Методологическая база исследования: явились положения научных трудов профессоров И.А. Кудрявцева, М.М. Коченова, О.Д. Ситковской, Р.Д. Рахунова, Г.М. Миньковского и других. Также труды JI.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона, Ж. Пиаже.
В процессе исследования нами был сделан краткий анализ основных целей и задач судебно-психологической экспертизы. В работе рассмотрены основные методы судебно-психологической экспертизы: изучение материалов дела, беседа с подэкспертным, эксперимент, биографический метод, методики на определении памяти, мышления и др.
В работе также сделан обзор судебно-психологической экспертизы по делам об изнасиловании, описаны основания назначения, а также вопросы рассматриваемые, данным видом экспертиз.
Нами были рассмотрены основные виды психосексуального развития и две группы характерологических особенности лиц, обладатели которых наиболее часто подвергаются насилию: В первую группу входят потерпевшие с чертами астенического, психастенического, сензитивного типов характера, у которых преобладают тормозные реакции. Вторую группу составляют потерпевшие с чертами возбудимого, истероидного, неустойчивого типов характера.
Также были описаны особенности переживания лиц, в зависимости от вида насилия, которому они подверглись и от возраста в котором, произошли насильственные действия.
Так как в данной работы мы исследуем личностные характеристики лиц, подвергшихся насилию и способы работы с ними в ходе судебно-психологической экспертизы, в работе также были описаны основные особенности лиц в зависимости от возраста и особенности работы психолога с ними.
В эмпирической части данной работы была проведена проверка данной гипотезы. В исследовании принимало участие 50 человек, различных возрастных групп, подвергшихся сексуальному насилию, в отношении которых проводилась судебно-психологическая экспертиза. Им предоставлялось заполнить пакет методик, составленный для исследования для исследования индивидуально-личностных особенностей: Индивидуально-типологический опросник (ИТО); Индивидуально-типологический детский опросник (ИТДО); Методика исследования самооценки Демо-Рубинштейн; Проективная личностная методика «Хэнд-тест»; Проективные графические методики: «Дом, дерево, человек», «Рисунок несуществующего животного»; Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО).
Выбранные методики позволили изучить эмоциональную сферу, сферу социального взаимодействия и самооценку лиц различных возрастов, подвергшихся насилию.
В ходе исследования выявлен ряд основных наиболее выраженных индивидуально-личностных особенностей:
У лиц, подвергшихся сексуальному насилию в эмоциональной сфере выражены такие черты:
Повышенная тревожность у 83% исследуемых, являющаяся актуальным состоянием; склонность к депрессии выявлена у 54% исследуемых.
Повышенная внушаемость выявлена у 76% лиц, подвергшихся сексуальному насилию. Преимущественно у детей до школьного, младшего школьного и подросткового возраста.
Эмоциональная черствость, не способность открыто выражать свои эмоции выявлена у 79% подъэкспертных.
Среди особенностей социального взаимодействия выражены: Нехватка эмоционального тепла, потребность в опеке выявлена у 86% лиц, подвергшихся сексуальному насилию. Чувство незащищенности выявлено у 52% исследуемых. Трудности во взаимодействии с окружающими проявились у 59% подъэкспертных. У 45 % исследуемых выявлено чувство собственной незначимости. Склонность к внешним проявлениям агрессии у большинства исследуемых (57%) не обнаружена.
Среди особенностей самооценки выявлена как высокая самооценка 41%, так и низкая самооценка 27%. Преобладающим типом личности интровертированность у 60% подъэкспертных, поминирующий пит поведения гипотивный. Первая часть гипотезы подтвердилась.
Так же в процессе исследования были описаны индивидуально-личностные особенности лиц различных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию. И проведен сравнительный анализ полученных результатов. Статистический анализ не выявил различий в сравниваемых нами критериях, кроме самооценки и уровня внушаемости, данные критерии картелируют в зависимости от возраста, лиц, подвергшихся сексуальному насилию. Вторая часть гипотезы подтвердилась частично. Также описаны особенности работы с различными возрастами, в ходе проведения судебно-психологической экспертизы, выявленные с использованием метода наблюдения.
Цель работы достигнута, индивидуально-личностные особенности лиц подвергшихся насилию изучены.
К. Ф. Степаненко
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|