Сделай Сам Свою Работу на 5

НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт экономики и права», Иркутск





 

В современном российском обществе происходят сложные эволюционные процессы, которые невозможно однозначно оценить. С одной стороны, в массовом сознании продолжают действовать стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти. С другой – активно внедряются образцы потребительской, рыночной культуры, импортируемой с Запада. И, наконец, среди столичной и провинциальной элиты, особенно среди молодежи, становятся все более популярными ценности постиндустриальной цивилизации. Эти тенденции характерны для культуры постмодернизма – культуры постиндустриального, информационного общества.

В широкий оборот термин «постмодернизм» был введен в 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмо­дернистское состояние». В 1980-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится модой, неким фирменным знаком времени. Наряду с термином «постмодернизм» используются и другие: «постмодерн», «постсовременность», «поздняя современность».

Толкование этого нового явления весьма неоднозначно. В литературе можно встретить точку зрения, согласно которой постмодернизм представляет собой особый тип мировоззрения, ориентированный на формирова­ние такого жизненного пространства, в котором главными ценностя­ми становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрица­ние всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, мето­дологических, на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от госу­дарства, этических парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими людьми. [5, с.476] Подобные ценности принадлежат и молодежной культуре.



Иная точка зрения рассматривает постмодернизм как направле­ние современной европейской культуры, сформировавшееся в 1970 – 80-е гг., целью которого является преодоление духовного кризиса современного общества и устранение разрыва между массовой и эли­тарной культурами. [6, с.306]

В постмодернистском искусстве активно используются разнообразные приемы повторения, заимствованные его создателями из масс-медиа и конституировавшиеся в жанровые или стилистические феномены. Среди них выделены: Retake – (повторная съемка), Remake – (переделка), серия, сага, интертекстуальный текст [3, с.9]. Все эти приемы повторения рассчитаны на такие психологические механизмы, которые обеспечивают «радость узнавания» персонажей, «комфортность погружения» в привычную среду, «легкость приобщения» к знакомой ситуации, «желание» сопереживания полюбившимся героям и пр. [1]



Отличительной особенностью постмодернизма стала его специфическая интерпретация понятия «нового» в культуре. До постмо­дерна каждая новая культура рассматривала прошлое как предпосылку настоящего, как низшую ступень, предопределившую возможность дальнейшего развития к новизне. Современное, настоящее относилось к прошлому как к своей неотъемлемой составной части. Постмодерн по-своему проинтерпретировал взаимосвязь настоящего и прошлого, исходя из негативной оценки прошлого. Разорвав связь времен, по­стмодерн превратил настоящее (современное) в точку переживания, не связанную причинно-следственными отношениями с прошлым. Но­вое было абсолютизировано. Новизна превратилась в способ оценки мира.

Новизна начинает восприниматься как то, что дает возможность испытать наслаждение. Начинается погоня за новизной во всех сфе­рах культурной деятельности, что на практике означало полный от­каз от всех традиций и стереотипов, ограничивавших процессы об­новления. Абсолютизируя новое, приписывая ему способность оце­нивать мир, а также доставлять наслаждение, постмодерн превращает новое в способ жизни без стереотипов и традиций. Этим он вновь очень близок молодежным ценностям. Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д. Эти сферы даже получили соответствующие названия: индустрия развлечений, индустрия досуга, коммерческая культура, поп-культура и т.п.[4,c.162]. Многие из них принимает форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических удовольствий.



Новизна, с позиции постмодер­низма, должна шокировать публику, вызывать у нее оцепенение ума и отупение чувств, а для этого, чтобы зритель, слушатель, читатель не ус­тавал от шокирующего действия новизны, необходимо ускорить темпы рождения нового, менять имена кумиров, героев, авторов. Стремление к новизне, экстравагантности, подражание сверстникам, ориентация на модные идеалы и стандарты, – это те социально-психологические особенности, которые свойственны современной молодежи [7].

Об этом свидетельствует также невиданное господство мо­ды, которая, как известно, капризна, мимолетна и непредска­зуема. Она выполняет ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Мода все освяща­ет, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через мо­ду, не признано ею, – не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности.

Важную черту постсовременности составляет театрализа­ция. Она также охватывает все области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация про­низывает политическую жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьезной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. Политические баталии постсовременности не ведут к рево­люции, поскольку для этого у них нет должной глубины, не­обходимой остроты противоречий, достаточной энергии и страстности. Она все больше наполняется игровым началом и спортивным азартом. Один западный автор замечает: «Раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие бастилий, теперь они делают карьеру на их управлении» [6, с. 311].

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Все его характеристики выглядят аморф­ными, неопределенными и размытыми. В нем нет четко выра­женной социально-классовой структуры. Уровень потребле­ния, главным образом материального, выступает в нем основ­ным критерием деления на социальные слои, между которым нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.

В постсовременном обществе весьма типичной и распро­страненной фигурой становится «яппи», что означает «молодой горожанин-профессионал». Это – преуспевающий представитель среднего класса, целиком принимающей удоб­ства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жиз­нью, хотя и не слишком уверенный в своем благополучии. Он воплощает собой определенное решение идущего от Руссо спора между городом и деревней относительно того, какой образ жизни следует считать более нравственным и чистым. «Яппи» отдает явное предпочтение городу.

Постсовременный молодой человек отказывается от самоограниче­ния и тем более аскетизма, столь почитавшихся протестантской этикой в прошлом веке. Он предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постсовременный человек готов поступиться любыми принципами. Мировоззрение такого человека лишено доста­точно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выгля­дят размытыми и неопределенными. Подобное положение во многом объясняется тем, что постсовременная идеология лишена вполне устойчивого внут­реннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средневековье – религия, в эпоху современности – сначала философия, а затем наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

По этому поводу верно заметила в своей статье Иваненкова А. С.: «Положение молодежи в современной России диктует условия ее выживания. Неустойчивое положение, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, стабильности, гарантий – отсюда и ориентация не на духовное развитие, а на обеспечение материального достатка. Это также вынуждает идти в ногу со временем и формирует молодежную субкультуру, ориентированную на личные интересы» [2].

Таким образом, в условиях развития современного общества происходит формирование особой культурной эпохи – постмодернизма, которая во многом вобрала в себя идеи и ценности потребительского общества и массовой культуры. Наиболее восприимчивой к этим ценностям является молодежь, которая с легкостью отказывается от устоявшихся стереотипов и стандартов, принимает новизну как способ оценки мира, предпочитает наслаждаться жизнью, получать удовольствия и развлекаться. Однако это не мешает молодежи получать образование, приобретать профессию, осваивать существующие в обществе традиции, идеалы и ценности, внося долю критического осмысления и творческого обновления культуры.

Список литературы

1. Дианова В.М. Массовая художественная культура ХХ века сквозь призму теоретического наследия //Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

2. Иваненкова А.С. Молодежь и массовая культура в современной России. http://ms-solutions.ru/index.php

3. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 317 с.

4. Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

5. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 495 с.

6. Силичев Д.А. Культурология. – М.: Приор-издат, 2004. – 352 с.

7. Тепляшин А. Массовая культура, ее формы и влияние на молодежь. http://www.pravostok.ru/blog/massovaya-kyltyra-ee-formi-i-vliyanie-na-molodej/

 

А. А. Степанов

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.