|
НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт экономики и права», Иркутск
В современном российском обществе происходят сложные эволюционные процессы, которые невозможно однозначно оценить. С одной стороны, в массовом сознании продолжают действовать стереотипы, укоренившиеся за годы советской власти. С другой – активно внедряются образцы потребительской, рыночной культуры, импортируемой с Запада. И, наконец, среди столичной и провинциальной элиты, особенно среди молодежи, становятся все более популярными ценности постиндустриальной цивилизации. Эти тенденции характерны для культуры постмодернизма – культуры постиндустриального, информационного общества.
В широкий оборот термин «постмодернизм» был введен в 1979 г., когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». В 1980-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится модой, неким фирменным знаком времени. Наряду с термином «постмодернизм» используются и другие: «постмодерн», «постсовременность», «поздняя современность».
Толкование этого нового явления весьма неоднозначно. В литературе можно встретить точку зрения, согласно которой постмодернизм представляет собой особый тип мировоззрения, ориентированный на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, спонтанность деятельности человека, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций – этических, эстетических, методологических, на отказ от авторитетов любого ранга, начиная от государства, этических парадигм и кончая правилами поведения человека в общении с другими людьми. [5, с.476] Подобные ценности принадлежат и молодежной культуре.
Иная точка зрения рассматривает постмодернизм как направление современной европейской культуры, сформировавшееся в 1970 – 80-е гг., целью которого является преодоление духовного кризиса современного общества и устранение разрыва между массовой и элитарной культурами. [6, с.306]
В постмодернистском искусстве активно используются разнообразные приемы повторения, заимствованные его создателями из масс-медиа и конституировавшиеся в жанровые или стилистические феномены. Среди них выделены: Retake – (повторная съемка), Remake – (переделка), серия, сага, интертекстуальный текст [3, с.9]. Все эти приемы повторения рассчитаны на такие психологические механизмы, которые обеспечивают «радость узнавания» персонажей, «комфортность погружения» в привычную среду, «легкость приобщения» к знакомой ситуации, «желание» сопереживания полюбившимся героям и пр. [1]
Отличительной особенностью постмодернизма стала его специфическая интерпретация понятия «нового» в культуре. До постмодерна каждая новая культура рассматривала прошлое как предпосылку настоящего, как низшую ступень, предопределившую возможность дальнейшего развития к новизне. Современное, настоящее относилось к прошлому как к своей неотъемлемой составной части. Постмодерн по-своему проинтерпретировал взаимосвязь настоящего и прошлого, исходя из негативной оценки прошлого. Разорвав связь времен, постмодерн превратил настоящее (современное) в точку переживания, не связанную причинно-следственными отношениями с прошлым. Новое было абсолютизировано. Новизна превратилась в способ оценки мира.
Новизна начинает восприниматься как то, что дает возможность испытать наслаждение. Начинается погоня за новизной во всех сферах культурной деятельности, что на практике означало полный отказ от всех традиций и стереотипов, ограничивавших процессы обновления. Абсолютизируя новое, приписывая ему способность оценивать мир, а также доставлять наслаждение, постмодерн превращает новое в способ жизни без стереотипов и традиций. Этим он вновь очень близок молодежным ценностям. Значительная часть современной культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики и т.д. Эти сферы даже получили соответствующие названия: индустрия развлечений, индустрия досуга, коммерческая культура, поп-культура и т.п.[4,c.162]. Многие из них принимает форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических удовольствий.
Новизна, с позиции постмодернизма, должна шокировать публику, вызывать у нее оцепенение ума и отупение чувств, а для этого, чтобы зритель, слушатель, читатель не уставал от шокирующего действия новизны, необходимо ускорить темпы рождения нового, менять имена кумиров, героев, авторов. Стремление к новизне, экстравагантности, подражание сверстникам, ориентация на модные идеалы и стандарты, – это те социально-психологические особенности, которые свойственны современной молодежи [7].
Об этом свидетельствует также невиданное господство моды, которая, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Она выполняет ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, – не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научные теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности.
Важную черту постсовременности составляет театрализация. Она также охватывает все области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьезной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. Политические баталии постсовременности не ведут к революции, поскольку для этого у них нет должной глубины, необходимой остроты противоречий, достаточной энергии и страстности. Она все больше наполняется игровым началом и спортивным азартом. Один западный автор замечает: «Раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие бастилий, теперь они делают карьеру на их управлении» [6, с. 311].
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Все его характеристики выглядят аморфными, неопределенными и размытыми. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которым нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.
В постсовременном обществе весьма типичной и распространенной фигурой становится «яппи», что означает «молодой горожанин-профессионал». Это – преуспевающий представитель среднего класса, целиком принимающей удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не слишком уверенный в своем благополучии. Он воплощает собой определенное решение идущего от Руссо спора между городом и деревней относительно того, какой образ жизни следует считать более нравственным и чистым. «Яппи» отдает явное предпочтение городу.
Постсовременный молодой человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитавшихся протестантской этикой в прошлом веке. Он предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого постсовременный человек готов поступиться любыми принципами. Мировоззрение такого человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Подобное положение во многом объясняется тем, что постсовременная идеология лишена вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средневековье – религия, в эпоху современности – сначала философия, а затем наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентирования в мире.
По этому поводу верно заметила в своей статье Иваненкова А. С.: «Положение молодежи в современной России диктует условия ее выживания. Неустойчивое положение, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, стабильности, гарантий – отсюда и ориентация не на духовное развитие, а на обеспечение материального достатка. Это также вынуждает идти в ногу со временем и формирует молодежную субкультуру, ориентированную на личные интересы» [2].
Таким образом, в условиях развития современного общества происходит формирование особой культурной эпохи – постмодернизма, которая во многом вобрала в себя идеи и ценности потребительского общества и массовой культуры. Наиболее восприимчивой к этим ценностям является молодежь, которая с легкостью отказывается от устоявшихся стереотипов и стандартов, принимает новизну как способ оценки мира, предпочитает наслаждаться жизнью, получать удовольствия и развлекаться. Однако это не мешает молодежи получать образование, приобретать профессию, осваивать существующие в обществе традиции, идеалы и ценности, внося долю критического осмысления и творческого обновления культуры.
Список литературы
1. Дианова В.М. Массовая художественная культура ХХ века сквозь призму теоретического наследия //Российская массовая культура конца ХХ века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
2. Иваненкова А.С. Молодежь и массовая культура в современной России. http://ms-solutions.ru/index.php
3. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1997. – 317 с.
4. Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.
5. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 495 с.
6. Силичев Д.А. Культурология. – М.: Приор-издат, 2004. – 352 с.
7. Тепляшин А. Массовая культура, ее формы и влияние на молодежь. http://www.pravostok.ru/blog/massovaya-kyltyra-ee-formi-i-vliyanie-na-molodej/
А. А. Степанов
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|