Сделай Сам Свою Работу на 5

НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт экономики и права»





 

Современный этап развития человеческого общества среди прочего характеризуется как общество потребления. Это общество имеет множество положительных черт. Для большинства населения стали наконец доступными товары, долгие века бывшие предметами роскоши, благодаря их массовому производству. Это, в свою очередь, снизило остроту социальных разногласий, классовое деление практически потеряло свое значение, повысилась социальная мобильность. Массовое потребление, став важнейшим фактором производства, стимулирует деятельность производителей, заставляя создавать их все более совершенные товары, предлагать все более нужные и интересные услуги. Открытия и изобретения очень быстро внедряются в производство, что в целом способствует общественному прогрессу. Повышается стремление к получению образования, повышению квалификации. Повышается качество жизни.

Казалось бы, все проблемы, которые веками мучили человеческое общество, решены. Почему же человек в этом «идеальном обществе» до сих пор не чувствует себя счастливым?

По мнению прогрессивных психологов, человек достигает ощущения счастья не тогда, когда удовлетворяются все его базовые потребности, а только в том случае, если он реализует свою собственную «программу» жизни, заданную ему от природы, а не заимствованную от других.



Возникают следующие вопросы. Почему в столь развитом современном обществе человеку так трудно разобраться в себе? Общество помогает ему в этом или мешает?

Чтобы понять это, проанализируем законы и движущие механизмы общества потребления.

Общество потребления основано на массовом производстве товаров и услуг, в результате чего создаются условия перепроизводства товаров, которым необходимо обеспечить спрос. Причем эти товары могут быть не только материальными, но и духовными (образование, зрелища). В свою очередь люди потребляют массу предлагаемых товаров и услуг не для обеспечения своего физического существования, не для того, чтобы удовлетворять свои природные потребности. С точки зрения здравого смысла такое потребление объяснить нельзя.

В обществе потребления не личностные потребности (спрос) определяют предложение, а потребности сбыта начинают формировать потребности потребителя, иначе говоря, предложение определяет спрос.



Для того чтобы добиться эффективной работы этого механизма, были разработаны (или задействованы) специальные инструменты. Это – реклама, массовая культура, мода, пиар.

В экономически развитых странах рекламу называют пятой властью. Она формирует мировосприятие и влияет на психику. Она стала частью общественного мнения, определяя мировоззрение человека так же, как определяет ее родительский дом, школа и тому подобное. Она стала очень влиятельной и в самом деле действенной. Механизм действия рекламы основан на подмене способа достижения цели, предложении более простого пути через приобретение определенной вещи.

В определении цели и стремлении как можно быстрее воплотить ее в жизнь, а, воплотив, увидеть новую и изо всех сил стремиться к ней, большую роль играет следующий механизм – мода. Причем, понятие моды, входя в сознание людей, распространяется значительно шире сферы торговли. Модной или нет может быть профессия (ведь образование – также товар), занятие определенным видом спорта, стиль личных отношений, идеи, мечты…

Пиар (связи с общественностью) имеет целью внедрение образа объекта (товара, услуги, фирмы, бренда, личности) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. То есть в идеале – строительство целой картины мира, создание нового мировоззрения.

Главным аккумулирующим механизмом воздействия в обществе потребления является массовая культура. Сама являясь товаром, предметом потребления, она также транслирует в общество определенные стандарты жизни.



В результате воздействия этих механизмов человек все чаще начинает жить уже не своими эмоциями, а теми, которые ему навязывает общество, и в его сознании место личного, индивидуального, занимает массовое, чужое. Вместо собственных чувств и переживаний человек начинает питаться некими суррогатами, любезно поставляемыми ему массовой культурой.

Итак, можно сделать вывод о том, что по своей сути общество потребления не заинтересовано в думающем, самодостаточном человеке. На первый взгляд это общество дает человеку очень широкий выбор и в материальном, и в духовном плане. Но чаще всего это выбор без выбора. Чтобы быть счастливым, ты должен ИМЕТЬ… Далее следует широкая палитра «выборов». Хочешь иметь высокий социальный статус? Достаточно приобрести нужную вещь. Этой вещью может сталь предмет одежды или мебели, автомобиль, телефон, жилье, профессия, хобби, домашнее животное и т.д. Функциональное значение вещи при этом второстепенно, главное, чтобы она была нужной марки, или бренда. Твой выбор быть маргиналом? Но и для них общество потребления предлагает готовые образы, продаваемые в специализированных магазинах. Опять же самому ничего изобретать не понадобится. Все уже заранее продумано.

Потребность в близком общении, переживании нежных и ярких эмоций также своеобразно удовлетворяется обществом потребления через предложение различных товаров и услуг. «Я так счастлива с моим холодильником!» - рекламный слоган, представляющий обладание современным холодильником как эквивалент семейного благополучия.

Нишу человеческого общения с успехом занимают различные телесериалы, ток-шоу, телевизионные трансляции футбольных и хоккейных матчей и т.п. Все они вызывают бурные эмоции, переживания, выступают компенсаторами нехватки таковых в реальной жизни. Популярность их обуславливается и легкостью использования: в любую минуту, по своему желанию, можно начать и закончить переживать определенные эмоции, нужно только включить или выключить телевизор. Дефицитом реального общения объясняется и большая популярность соответствующих интернет-сайтов, когда большое количество виртуальных контактов компенсирует отсутствие нормального общения в жизни.

Потребление с успехом заменяет традиционные формы самореализации. Если вчера, чтобы что-то сказать миру, нужно было написать роман, сыграть проникновенную мелодию или произнести пламенную речь на митинге, сегодня за вас все скажет лейбл на сумочке, марка сигарет и название ресторана, в который вы ходите. Причем заявлять о себе каждый день можно по-разному – сегодня ты гламурный обитатель ночного клуба, завтра – спортивно экипированный путешественник, послезавтра – деловой яппи.

Возможности общества потребления порождают у человека иллюзию достижения того идеального мира, о котором люди мечтали во все времена, мира, в котором исполняются все желания при минимуме усилий, где можно чувствовать себя более свободным. Идеальный мир общества потребления представляет телевидение и глянцевые журналы. Мир этот можно назвать «эйфорическим» - в нем отсутствуют бытовые неприятности.

Взамен этот «идеальный мир» требует от человека выполнение главного условия – соответствовать усредненным стандартам, тому, что в данный момент считается важным и является критерием успеха. Надо просто успевать следить за переменчивыми тенденциями общества, ни в коем случае не отставая, но и не выходя вперед.

Современный человек постоянно испытывает нехватку времени. Едва успев родиться, он вступает на некую беговую дорожку, где его все время подстегивают. Хорошая школа, хороший институт, хорошая работа. Его все время торопят скорее обзавестись внешними знаками статуса. Это означает невозможность взять паузу, просто передохнуть и подумать – «А нужно ли мне на самом деле то, за что я с такой энергией борюсь?»

Стремление «казаться» порой становится настолько преобладающим в человеке, что полностью подчиняет его ум, психику и тело, как это происходит с героиней фильма «Дьявол носит «Prado», приносящей в жертву гламурного образа жизни друзей, семью, свободное время и вообще нормальные человеческие чувства и отношения.

Но жизнь под лозунгом «Покупаю – значит, существую», выдвинутым обществом потребления, являясь противоестественной человеческой природе, не может продолжаться вечно. В крайнем варианте конец этой потребительской гонки наступает в виде серьезных психологических проблем (шопоголизм, трудоголизм) или в кардинальном изменении своей жизни (все отдал – и в Гоа).

Таким образом, при всех экономических, бытовых и других плюсах общества потребления, оно таит в себе немало духовных ловушек, избежание которых видится только в одном – разумном отношении к собственной жизни, умении слушать и слышать себя.

Библиографический сипсок

1.Вайнштейн О., Жирицкая Е. Покупаю – значит, существую. Новая формула общества потребления взамен старинной максимы // Новая газета. – 2007. - 25 мая.

2. Википедия.

3.Конец эры потребления// Православие.Ru/Мониторинг Маринэ Восканян СМИ. – 2008. – 3 декабря.

4. Кругин А. Экономика великой цели или как преодолеть «барьер потребления», 1998.

5.Мостовой П. Есть ли будущее у общества потребления?//Проект «Публичные лекции». – 2005. – 24 ноября.

6.Панчук Е.И. Общество потребления в трудах Э.Фромма.

7.Фурс В.Н. Радикальная социальная теория Жана Бодрийяра// Социологический журнал. – 2002. - №1.

8.Интернет-форумы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.