Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ





СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ПРОФЕССИЮ УЧИТЕЛЯ

Филиал ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,

Михайловке

 

Особое внимание в современной отечественной психологии и педагогике обращено на формирование профессиональной направленности – как значимого направления развития субъекта труда. Направленность определяет успешность овладения человеком профессией и выступает «системообразующим» фактором личности профессионала (Ф. Зеер). На сегодняшний день в психологии и педагогике нет однозначного понимания профессиональной направленности. Профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности.

Теоретической основой изучения проблемы профессиональной направленности стала концепция направленности личности, как динамических тенденций, С.Л. Рубинштейна. Им было выдвинуто положение о развитии личности в деятельности и поставлена проблема направленности, как вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.



Вслед за С.Л. Рубинштейном в направленности выделяют два аспекта: предметное содержание (направленность на определенный предмет) и напряжение, возникающее при этом.

Содержательный аспект направленности включает ценностно-смысловые образования и цели. Они обеспечивают внутреннюю целостность личности, определяют главные и относительно устойчивые отношения человека к себе, к другим людям, к профессии и в целом к миру. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение.

Современные отечественные психологи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного пути.



Б.Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности. Задачи учебной и профессиональной деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С.Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.

Личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание студент начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности – важное условие профессионального и личностного развития студента.

Исследованию направленности личности учителя посвящены работы В.И. Жернова, А.С. Косоговой, О.А. Свириденко, Л.А. Ярославовой, Р.А. Циринг, Н.И. Постниковой и др.



В.И. Жернов рассматривает направленность как ведущий структурный элемент личности, как побудительную устремленность человека на конкретный объект, формирование которой зависит от системной организации и управления педагогическим процессом, от циркулирующей в педагогическом процессе информации.

Л.А. Ярославова выделила в своем исследовании блоки профессиональной направленности личности преподавателя, в том числе мотивационный, процессуально-деятельностный, волевой, интегрируемые педагогической ретельностью. Ею доказано, что формирование направленности личности возможно только на основе системного и деятельностного подходов.

Н.И. Постниковой определены условия формирования направленности личности, к которым исследователь относит единство всех компонентов направленности, ориентацию личности на педагогические ценности, единство организационных и процессуальных форм деятельности педагога, свободный выбор цели педагогической деятельности, осмысление ценности рефлексивной деятельности педагогом и гуманистической сущности своего труда.

Анализируя литературу по исследуемой проблеме, мы пришли к выводу, что большинство исследователей в той или иной мере затрагивает вопрос о развитии профессиональной направленности личности как основе процесса самоопределения, как существенном показателе общего и профессионального развития личности. Наиболее ценными для нас являются выводы Н.М. Борытко о том, что «направленность – это интегративный показатель отношения человека к своим социальным ролям, что это интерактивная сторона личности, благодаря которой преломляются все внешние воздействия, интериоризируется социальный опыт личности». [1]

Формирование профессиональной направленности личности как части общей направленности, несомненно, сложный и зависящий от многих социальных и личностных факторов и условий процесс. Доказательством тому может служить разнообразие точек зрения. Профессиональная направленность проявляется как доминирующее стремление к быстрой деятельности, которое выражается не только в целенаправленном поведении, но и в целенаправленности всей жизни субъекта, придавая ей определённый смысл. Профессиональная направленность – важная сторона общей направленности личности, сложное образование, которое представляет совокупность потребностей, установок, интересов, целей, склонностей, идеалов, убеждений и определяет выбор жизненных путей.

Исходя из анализа изученных подходов исследователей, мы сформулировали рабочее определение исследуемого феномена. Профессиональная направленность личности учителя – это интегративное качество, представляющее собой совокупность потребностей, интересов, намерений, установок и опыта, отражающих склонность заниматься деятельностью педагога профессионально.

Формирование профессиональной направленности личности будущего учителя идёт в основном через блок педагогических предметов, который представлен в учебном плане подготовки учителя системой дисциплин.

Фундаментализация статуса дисциплины «Педагогика» в современном вузе предполагает усиление системообразующего характера педагогических учебных предметов в структуре профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, что делает необходимым их изучение на протяжении всех лет обучения в вузе.

В традиционном профессиональном образовании преобладают методы формирования профессиональной направленности, основанные на трансляции культуры (говорении текстов) или демонстрации образцов действий в определенных условиях и обстоятельствах. Транслируемое содержание редставляя­ется как набор произвольно подобранных фактов, относительно которых должны быть выстроены предметные действия, а не как содержание, фор­мирующееся в самом процессе формирования профессиональной направленности будущего педагога. Поэтому необходимо изменить содержание педагогических дисциплин, которые на этом этапе являются основными, т.к. дают теоретико-практическую основу решения совокупности профессиональных задач учителя (они являются «ядром» содержания подготовки учителя на этом этапе), а дисциплины других направлений вооружают студента предметной источниковой базой формирования профессиональной направленности.

Список литературы

1. Борытко Н.М. Воспитание профессионально-трудовой направленности учащихся старших классов гимназии : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. М. Борытко. – Волгоград, 1994. – 19 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

 

И. А. Минасян

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.