Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





Целью нашей работы было определение возможностей и ограничений нарративного подхода в исследовании смысложизненных ориентаций.

Смысложизненные ориентации в понимании Д.А. Леонтьева [4] – это состояние направленности личности на достижение целей и смысла жизни.

Общество переживает эпоху постмодернизма, и одним из исходных положений такого вида мировоззрений является «множественность миров». Это делает проблематичным глубокое изучение смысложизненных ориентаций каждого субъекта. Актуальным становится поиск такого подхода к исследованию, которой сможет отобразить «множественность миров», учитывая субъективность и сложность выбранного нами предмета.

Для решения этой задачи мы сочли возможность использовать нарративный подход. Нарратологи полагают, что не существует какого-либо целостного «Я», которое необходимо интегрировать. Наши идентичности составлены из множества историй, и что эти истории постоянно меняются[6]. Нарративная практика так же основывается на убеждении, что наше представление о себе социально сконструировано и существует в отношениях с другими людьми.



В рамках субъектного подхода данные положения могут оспариваться.

Для «встречи» субъективного понятия «жизненная история» и человека как субъекта, автора собственный жизни мы сочли возможным использовать понятие хронотопа, разработанное А.А. Ухтомским, Н.А. Бернштейном, и конкретизированное в работах В.П. Зинченко [1] и А.М. Медведева [5] как ценностно-смыслового пространства человека в нарративе. Так же мы использовали работы членов нарративного сообщества России [8]: Д. Кутузова, Ф.И. Барский, В.В. Москвичев, Ю.Е. Зайцева.

Опираясь на постулаты психосемантики, кот. исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании, мы предположили, что потенциал нарратива в исследовании смысложизненных ориентация может раскрыться в результате сопоставления текстов, авторами которых будут представители гуманитарных и технических профессий. Используя терминологию М. Рокича, можно представить, что профессия может выступать в «терминальном» или в «инструментальном» значении. В первом случае хронотоп, вмещающий мотивационные объекты и события кристаллизуется вокруг профессиональной карьеры. Смыслы в биографическом нарративе предстают в терминологическом языке профессии. Во втором случае, напротив, профессия выступает в инструментальном залоге: профессиональные достижения выступают как разменный эквивалент позволяющий обеспечить иные достижения.



В нарративном подходе акцент смещается на изучение жизненной истории человека, на те способы, которыми человек конструирует собственную биографию и идентичность. Исследуемый человек рассматривается как эксперт, субъект, автор своей жизни. Это является предпосылками для качественного изучения выбранного нами предмета – смысложизненных ориентаций. Итак, качественные методики нашего исследования Я-нарративов:

1.1. Классификация по Е.Е. Сапоговой [7] и Е.Ю. Зайцевой [2]

1.2. Выделение и контент-анализ значимых событий

1.3. Временная направленность по Е.И. Кронику, А.А. Головахе [3]

В план исследования мы включили стандартизированную, кластерную, количественную методику «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева. В целом, результаты по этой методике с проведенным анализом нарративов, что подтверждает наше предположение, но не учитываются индивидуальность, субъективность языкового поля и образа мира исследуемого человека.

В ходе эмпирического исследования мы выявили, что смысложизненные ориентации представителей разных профессиональных направлений различны и могут быть обнаружены в Я-нарративах.

Подтвердились наши гипотезы:

1. Дискурс профессиональной деятельности является одним из факторов, определяющих тип Я-нарратива.



Представители технической и гуманитарной направленности конституируют свой жизненный опыт в нарративе разными способами.

Для первых характерны константирующие и целеполагающие нарративы, что, на наш взгляд, является следствие профессионального дискурса – программисты развивают кластерное, структурное мышление, видят результат своего труда (программа работает - программа не работает). Проактивный тип нарратива в свою очередь предполагает внутренний локус - контроль, ориентацию на достижение цели при наличии плана действий. На наш взгляд, это является следствием осознанного выбора профессии в относительно раннем возрасте и планомерного развития в этой области. Отношение большинства программистов к своей специальности отображает эта цитата. « В свободное время всё так же программирую, изучаю и восхищаюсь. И скорее всего так же будет и в будущем. До самого конца и не важно кем я буду.»

Для вторых характерны метафорические нарративы, большая эмоциональность в описании и личностный вклад – профессия предполагает образное, синтетическое мышление, нет четких критериев для оценки эффективности труда. В свою очередь, защитный тип, предполагающий внешний локус-контроль, на наш взгляд может быть объяснен недостаточной включенностью в профессиональный дискурс: ««меня несло по волнам жизни и случайно прибило к университету».

2. Значение профессии – «инструментальное» или «терминальное» - влияет на хронотоп как ценностно-смысловое пространство человека в нарративе.

Для программистов, как для носителей терминального значения профессий, хронотоп которых кристаллизуется вокруг смыслов, выраженных в специальных терминах (программа, проект, языки программирования), характерна более выраженная смысловая направленность, что проявляется в Я-нарративе:

- содержательный аспект: более высокая значимость профессиональной деятельности по отношению к межличностным отношения, высокие показатели общей осмыленности жизни, целей, насыщенности, удовлетворенности самореализации.

- темпоральный аспект: низкое количество временных инверсий, ориентация на прошлое и ближайшее будущее, хорошая временная перспектива.

Хронотоп лингвистов конструируется вокруг межличностых отношений, профессиональная деятельность имеет инструментальное значение для удовлетворения иных потребность (поездки за границу, удачное замужество). Поэтому, несмотря на количественные показатели (высокую частоту упоминания категории «профессия»), качественно жизнь представляется менее осмысленной, чем у программистов. В темпоральном аспекте значимых различий нет.

Мы считаем, что историки находятся в пролонгированном психосоциальном моратории ввиду неудовлетворения учебой и профессией. Подтверждение этого положения: преобладание защитного Я – нарратива, неопределенное отношение к профессии, неразвитость временной перспективы.

Итак, обозначим предполагаемое нами поле использования нарративного подхода в исследовании смысложизненных ориентаций:

1. Индивидуальный подход. В массивных выборках появляются трудности в обработке, кроме того, при необходимом в таком случае обощении материала теряется позиция исследуемого субъекта как автора собственной жизни.

2. Нарратив предполагает как психодиагностическую, так и психотерапевтическую направленность.

Обобщая, можно сказать, что нарративный подход реализуется в рамках субъект-субъектной парадигмы, что является основным плюсом для работы в этом направлении гуманистически и экзистенциально ориентированного психолога.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 903 с.

2. Зайцева Ю.Е. Роль интернет-дневника в становлении индивидуальности // Материалы сборника "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet". /под ред. Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. – СПб.:СПбГУ, 2007.

3. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.

4. Леонтьев, Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992, т. 13, N 2. с.107 – 120.

5. Медведев А. М., Шокина Е. В. Теоретические и прикладные аспекты психологии развития : проблемы, решения, перспективы : cборник научных трудов / под ред. И. С. Морозовой. ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Кемерово, 2007. С. 166 -171.

6. Нарративная терапия в вопросах и ответах : сборник статей / под редакцией Шоны Рассел и Мэгги Кэри / пер с англ. Д. Кутузовой. Готовится к печати

7. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно –исторической концепции. // Культурно-историческая психология. 2005 № 2. С. 63-67

8. Центр нарративной психологии и практики. URL: http://www.narrative.ru/

 

 

Е. А. Овечкина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.