Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





 

Исследования личностной зрелости представляют собой важную общенаучную проблему, которая в настоящее время разрабатывается философами, историками, психологами, педагогами, социологами. Актуальность ее обусловлена активизацией интереса к феномену духовности, с которым все чаще связывают надежду на решение проблемы гуманизации человеческого бытия в целом. Гуманистические ценности – это фундаментальная основа, определяющая жизненную концепцию каждого человека.

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке. Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личностной зрелости, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. В отличие от многих других личностных характеристик, ценностно-смысловая сфера в значительной степени определяется индивидуальными представлениями человека о социальной желательности, поскольку нормы социума и являются одним из важнейших источников ее формирования. Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру. В нашем исследовании поднимаются проблемы достижения зрелости в личностном развитии человека.



Различные аспекты формирования и развития личностной зрелости затрагиваются в трудах таких зарубежных исследователей как Э. Эриксон, Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Перлз, Э. Фромм, В. Франкл и др.

В отечественной психологии проблема личностной зрелости была впервые поставлена и последовательно решалась с позиции личностно-деятельностного подхода, основы которого были заложены работами П.Ф. Каптерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.



Цельюисследовательской работы является выявление особенностей ценностно-смысловой сферы как показателя личностной зрелости в контексте социальной ситуации взросления.

Для реализации поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи: изучить проблематику личностной зрелости в различных теоретических направлениях; рассмотреть содержательные аспекты смысловой сферы личности; изучить аспекты экзистенциональной свободы современного человека в контексте личностной зрелости; изучить особенности становления личностной зрелости в контексте социальной ситуации взросления.

Теоретическим объектомисследования является содержание смысловой сферы личности современной молодежи.

Эмпирическим объектомисследования являются молодые юноши и девушки в возрасте от 17 до 23 лет.

Предметомисследования является влияние уровня осознанности ценностно-смысловой сферы на становление личностной зрелости.

Основная гипотеза: показатель личностной зрелости связан со степенью осознанности уровня ценностно-смысловой сферы личности.

Вспомогательная гипотеза: степень осознанности ценностно-смысловой сферы определяет степень нормативной саморегуляции личности.

Данное исследование проводилось в 2 этапа в течение 2 лет. На 1 этапе исследования выборка составила 60 человек (учащиеся высших учебных заведений в возрасте от 18 до 23 лет). На 2 этапе исследования выборка составила 77 человек (юноши и девушки из неблагополучных семей и воспитанники интерната от 17 до 22 лет, учащиеся профессионального училища г. Дубовки).



В связи с целью исследования в работе были использованы следующие методики: методика диагностики психических состояний Г. Айзенка, методика диагностики социально – психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, методика предельных смыслов Д. А. Леонтьева и ассоциативная методика, методика ценностных ориентаций М. Рокича, тест – опросник самоотношения В.В. Столина, самоактуализационный тест Л. Гозмана.

Были обнаружены следующие статистически значимые связи при исследовании студентов ВУЗа:

¾ индекс децентрации положительно коррелирует со шкалой «интернальность», на основании чего можно предположить, что для студентов ВУЗов собственное Я личности не выступает абсолютным смысловым центром мира. Личность соотносит свои помыслы и действия с интересами других людей и смотрит на нормы не только через призму собственных потребностей, но и учитывая и принимая интересы других. Студенты ВУЗов рассматривают свою жизнь в контексте других людей и во взаимосвязи с ними. Студенты ВУЗов готовы нести ответственность не только за себя, но и за других.

¾ шкала «социальная ответственность» положительно коррелирует со шкалой «внутреннее принятие»., на основании чего можно предположить, что если человек внутренне осознал и принял нормы общества как необходимое условие его существования, то ответственность как акт принятия определенной осознанной позиции является актом выбора его ценностно-смысловой сферы. Человек осознает все возможные ограничения данного выбора, но принимает решение в силу собственной мировоззренческой позиции.

¾ шкала «социальная ответственность» отрицательно коррелирует со шкалой «жесткий контроль»., на основании чего можно сделать вывод о том, что для студентов ВУЗов социальная ответственность предполагает отсутствие жестких рамок контроля для соблюдения определенных норм и правил общества.

¾ шкала «социальная ответственность» отрицательно коррелирует со шкалой «страх наказания», на основании чего можно сделать вывод о том, чем выше степень социальной ответственности, тем ниже степень страха по поводу наказания. Страх наказания возникает по-видимому тогда, когда нет внутренней осознанности выбора, а существует лишь внешнее принятие норм и правил, основанное лишь на контроле.

¾ шкала «адаптация» положительно коррелирует со шкалой «фрустрация», на основании чего можно предположить что, чем выше уровень адаптации, тем ниже степень фрустрации. Степень фрустрации выше, если человек внешне принял нормы социума, но внутренне происходит борьба, т.к. выбор был неосознан, а навязан обществом. Таким образом, соблюдение нормативных правил требуется обществом, и студенты ВУЗов стараются этому соответствовать, иначе испытывают повышенный уровень фрустрации и страх наказания.

¾ У опрошенных студентов высших учебных заведений ассоциативные категории представлены в виде экзистенциональных понятий, т.е. ценность представляют не базовые потребности, а нравственные ценности. Осуществление осмысленного выбора в рамках собственной ценностно-смысловой сферы студентов ВУЗов предполагает развитость внутреннего мира, принятие себя, осознание позиции по отношению к самому себе, преодоление и поиск себя.

Были обнаружены следующие статистически значимые связи при исследовании студентов ПУ:

¾ шкала «жесткий контроль» положительно коррелирует со шкалой «интернальность / экстернальность», на основании чего можно предположить, что студенты ПУ обладают внешнем локусом контроля, несамостоятельны при принятии какого либо решения, конформны из за страха наказания и подвержены групповому влиянию.

¾ шкала «жесткий контроль» отрицательно коррелирует со шкалой «принятие агрессии», на основании чего можно предположить, что студенты ПУ испытывают жесткий контроль со стороны социального окружения, поэтому агрессивно настроены на соблюдение определенны норм и правил этого окружения.

¾ шкала «внешнее принятие» отрицательно коррелирует со шкалой «самопринятие». Данная взаимосвязь может свидетельствовать о нетерпимости студентов ПУ к собственным недостаткам, отсутствии желания их принятия. Неспособность учащихся принять себя таким, каковы они есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, является важным показателем несформированности собственной «Я - концепции». Отсутствие способности принятия собственных недостатков и достоинств влечет за собой снижение адаптационных возможностей личности и увеличению давления со стороны ближайшего окружения.

¾ шкала «социальная ответственность» отрицательно коррелирует со шкалой «внешнее принятие». Вероятно, что для студентов ПУ необходимость в контроле и давлении является преобладающей. Они не берут ответственность на себя за свои поступки и не осознают свою ответственность перед внешнем окружением.

¾ У опрошенных студентов профессионального училища ассоциативные категории представлены в виде витальных потребностей и различного рода девиаций. Можно предположить, что базовое содержание данных категорий студентов ПУ определяется ситуацией взросления, в которой они находятся.

Таким образом, данные экзистенциональные категории возникают в зависимости от осознанности ценностно-смысловой сферы. Чем выше степень осознанности ценностно-смысловой сферы, тем выше уровень саморазвития человека как личности.

Была выявлена следующая тенденция: у студентов ВУЗов в целом более высокие показатели по указанным характеристикам личностной зрелости, по сравнению с учащимися ПУ. Причины данных различий мы видим в социальной ситуации взросления, в которых формировалась личность. Ситуация независимости, свободы, духовного развития и поддержки наиболее благоприятна для формирования личностной зрелости.

Таким образом, в результате исследования были сделаны следующие выводы:

1. Учащиеся ВУЗов имеют более высокий уровень развитости ценностно-смысловой сферы, нежели учащиеся профессиональных училищ. Это объясняется, в свою очередь, стремлением к саморазвитию, самоактуализации и как следствие личностной зрелости, обусловленной особенностями социальной ситуацией взросления опрошенных.

2. Развитость ценностно-смысловой сферы является важным показателем для развития личностной зрелости среди молодежи.

Ключевые понятия ценностно-смысловой сферы большинство рассматривает в силу своей мировоззренческой позиции и развитости внутреннего мира. Свободный выбор по отношению к себе можно осуществить, лишь проработав свою внутреннею позицию по отношению к социуму, приняв не только нормы и правила общества, но и проанализировав ответственность за свой выбор перед данным социумом. Подводя итоги можно сказать, что осознанный выбор предполагает развитие не только ценностно-смысловой сферы личности, но и развитие экзистенциальных механизмов свободы и ответственности, которые принадлежат к более высокому уровню смысловой ориентации личности в жизни.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, применением апробированного инструментария, достаточно большим объемом выборки, соблюдением правил проведения опросов, использованием аппарата статистической обработки данных.

Таким образом, в ходе исследования все задачи были реализованы, цели достигнуты, гипотезы подтвердились.

Завершая данную статью, можно отметить, что данный вопрос имеет не только теоретический, но и практический интерес для анализа, так как представляет собой множество альтернатив и путей для исследований экзистенциальных вопросов современной психологии.

 

 

М. О. Чирков, Я. В. Белис

НАЛОГОВАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ[36]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.