|
Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
Выбор будущего супруга, построение семейных отношений играют очень большую роль в формировании семьи, как ячейки общества. Семья – один из наиболее важных социальных институтов, она определяет жизнь человека на протяжении всего его пути. Сначала это семья родителей и детей, потом ребенок вырастает и создает свою собственную семью. Но все чаще возникают нарушения во внутрисемейном общении, учащаются кризисы семьи, растет неудовлетворенность браком, изменяется стиль взаимодействия между родителями и детьми. Это проявляется в дезорганизации общения в семье и социализации детей, нуклеарности и малодетности, увеличении количества неполных семей. Постоянно растет численность мужчин и женщин средних возрастов, которые могли бы вступить в брак, но не смогли найти себе спутника жизни.
Известно, что становление личности особенно интенсивно происходит в старшем подростковом возрасте. Становление зрелых межличностных выборов определяет характер будущих взаимодействий и является показателем успешности, социальной адаптированности личности. Из исследований А. Адлера, Э. Берна, И. В. Дубровиной, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой, 3. Фрейда можно сделать выводы, что субъективные образы родителей оказывают наибольшее влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров.
Старшеклассники оказываются наиболее чувствительными к происходящим социальным переменам. Этот период жизни человека характеризуется активным становлением личности, возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях когнитивного и эмоционального отношения к миру, - в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, М.Р.Гинзбург, И.В.Дубровина, И.С.Кон, Б.С.Круглов, В.В.Столин, А.С.Шаров и др.).
Юность же – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни.
Мною было проведено исследования образа будущих брачных отношений старшего подросткового и юношеского возрастов.
Школьники не считают интимную часть супружеской жизни определяющим показателем семейного счастья. Отношение к супруге (у) не зависит от оценки ее (его), как сексуального партнера.
Важную роль, как для девушек, так и для юношей, играет идентификация с будущим супругом. Это означает ожидание общности интересов, взглядов, потребностей, ценностных ориентаций, предпочтений, способов времяпровождения и т.п. Наличие чего-то общего, схожести в чем – либо для девушек несколько важнее, чем для юношей.
Хозяйственно - бытовую сферу считают важной. И девушки, и юноши, хотят видеть в будущем партнере человека, способного конструктивно решать хозяйственные вопросы, и принимать активное участие в организации семейного быта. Важно заметить, что испытуемые ориентированы на более активную позицию со стороны партера.
Родительство является важной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи. Для девушек характерна ориентация на активную позицию партнера, возможно, это связано с желанием того, чтобы супруг принимал участие в воспитании детей. Для юношей же характерна ориентация на собственные установки и правила в воспитании.
Важную роль играет социальная активность. Для того, чтобы отношения благополучно развивались, необходимо, чтобы будущий брачный партнер имел серьезные профессиональные интересы; характерна установка на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Но собственные внесемейные интересы стоят несколько выше интересов супруга (и).
Очень значима для супруга (и) взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи; ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Роль эмоционального лидера в семье в вопросах коррекции психологического климата испытуемые предпочитают отдать партнеру.
В выборе спутника большую роль играют внешние данные, характерно желание видеть рядом с собой внешне привлекательного партнера.
Для школьников, как юношей, так и девушек, характерна ориентация на активную позицию партнера в решении вопросов быта семьи, поддержании комфортной эмоциональной обстановки в семье. Это можно объяснить неготовностью принять на себя ответственность за семью. Но, с другой стороны, можно предположить, что причина этого не в неготовности, а в абсолютном доверии к предполагаемому партнеру. Это может быть темой отдельного исследования.
В первую очередь, испытуемые желают видеть в партнере человека, разделяющего их интересы, имеющего сходные взгляды, убеждения; готового помочь и поддержать в трудной ситуации.
У большинства человек, принявших участие в опросе, семья состоит из 3-4 человек, это, как правило, мама, папа, сын\дочь и брат\сестра. У 76% человек полная семья, т.е. есть и мать, и отец, у 9 % неполные семьи, в этих семьях нет отца, и 15% процентов нарисовали расширенную семью, то есть кроме родителей, братьев, сестер, они включили в семью бабушек, дедушек и некоторых дальних родственников.
Важной особенностью является то, что в 80% семей нет тесных эмоциональных контактов. Члены семьи часто изображены «сами по себе», руки спрятаны за спину, что говорит о том, что в семье нет доверительных отношений и тесной эмоциональной связи. Члены родительской семьи изображены (и воспринимаются) отдельно друг от друга, а в изображении будущей семьи - члены семьи чаще объединены, держатся за руки вместе, обнимаются, расположены на минимальном расстоянии друг от друга. Это может означать неудовлетворенную потребность в близости и любви в семье, но очень желательную и необходимую для респондентов. Лишь у 20 % члены семьи находятся в контакте друг с другом.
Во многих рисунках родители стоят рядом друг с другом, а дети несколько в стороне, что, очевидно, говорит о недостаточном внимании по отношению к детям.
Юноши свою семью в настоящем часто изображают расширенную (более 30 %), включая бабушек, дедушек, теть, дядь и племянников. Но тесных связей между ними чаще всего не наблюдается, родственники изображены схематично или в стороне от самого респондента и непосредственных членов семьи. Среди подростков это встречалось реже, школьники чаще рисовали только папу, маму и братьев, сестер. Это может свидетельствовать о возросшей значимости семейных контактов. По- прежнему, как и предыдущей выборке респонденты юношеского возраста изображают себя несколько отдельно от родителей, что может говорить о нехватке внимания и близости от родителей. Также встречаются рисунки, на которых изображена пара – респондент с юношей\девушкой и рядом их родственники. Но пара и их родители дистанцированы друг от друга.
В рисунках будущего количество членов семьи варьирует от 2 до 4 человек:
2 человека (изображена пара) – 11,8%
3 человека (муж, жена и один ребенок) – 35,3%
4 человека (муж, жена и двое детей) – 23,5%
Расширенная (муж, жена, дети и родственники) – 29,4%
В большинстве рисунков есть тесные связи между мужем, женой и детьми, но наблюдается дистанцирование от других членов семьи (там, где изображены расширенные семьи).
Около 30% респондентов нарисовали помимо семьи машину и\или дом. Это может говорить об атрибутивном отношении к семье.
Школьники (подростки): Юноши оценивают девушек прежде всего по внешним данным, большую роль играет девушка, как будущая мать. В целом список предпочтений юношей выглядит так:
1. внешность, красота
2. заботливая мать
3. хорошая хозяйка
4. умная
5. любящая
6. понимающая, способная поддержать
7. трудолюбивая
8. верная
9. образованная
10. чувство юмора
Тот же список у девушек выглядит следующим образом:
1. хороший отец
2. целеустремленный, обеспеченный
3. заботливый
4. внешность
5. добрый
6. ум; чувство юмора; понимающий
7. любящий
8. наличие общих интересов
9. верный; образованный
10. веселый
Юноши оценивают девушек, прежде всего по внешним данным, большую роль играет девушка, как будущая мать, также хотят видеть в ней хорошую хозяйку, любящую и понимающую своего супруга. Можно сказать, что юноши склонны к традиционным представлениям о женщине, как хранительнице семейного очага и любящей, заботливой матери своих детей. В свою очередь женщины оценивают мужчину как отца будущих детей, как кормильца семьи. Для женщины важно, чтобы мужчина принимал участие в воспитании детей и заботился о ней, уважал ее, как женщину.
Студенты (юношеский возраст):
Юноши
1. Красивая
2. Любимая
3. Понимающая, друг
4. Умная
5. Заботливая
6. Разделяет интересы
7. Честная
8. Любящая
Девушки:
1. Любит детей
2. Любящий меня
3. Общие интересы
4. Лидер
5. Ответственный
6. Заботливый
7. «У нас есть деньги», «он зарабатывает»
8. Добрый
9. Веселый
10. Красивый
Среди сочинений юношей наиболее часто в описании образа будущей жены встречается «красивая», аналогичный критерий у девушек располагается лишь на 10 месте. Далее для юношей важно взаимопонимание, девушка, как друг, союзник, поддерживающий и понимающий его во всем. Для девушек главное, чтобы любил жену и детей, а также наличие общих интересов между супругами. По- прежнему, как и в предыдущей выборке подчеркиваются мужские качества - лидер, сильный, уверенный, целеустремленный, ответственный, а также указывается на то, что именно мужчина должен взять на себя функцию добытчика – «чтобы у нас были деньги», «чтобы он работал, хорошо зарабатывал», «обеспечивал».
Образ будущей семьи имеет тесную связь с образом будущей семьи. Те респонденты, которые рисовали членов настоящей семьи на определенной дистанции, демонстрируя отсутствие тесных контактов, чаще рисовали подобные рисунки в «Моя семья в будущем». Те, кто изображали членов семьи вместе, держащимися за руки, видели будущею семью в такой же благоприятной эмоциональной атмосфере.
Мужчина – добытчик, кормилец семьи, женщина – мать детей, хранительница семейного очага. Главной мотивацией вступления в брак является родительство, которое и по другим методикам является одной из самых важных составляющих семейной жизни.
Как юношей, так и девушек, характерна ориентация на активную позицию партнера в решении вопросов быта семьи, поддержании комфортной эмоциональной обстановки в семье. Это можно объяснить неготовностью принять на себя ответственность за семью. Но, с другой стороны, можно предположить, что причина этого не в неготовности, а в абсолютном доверии к предполагаемому партнеру. Это может быть темой отдельного исследования.
А. М. Середкина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|