Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК НОВЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ





Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС

 

Не так давно при ведущих столичных вузах появились центры занятости населения. Об этом нововведении студенты узнали в социальных сетях. Сейчас Департамент семейной и молодёжной политики активно работает с молодёжью через социальные сети: студентов оповещают о проведении мероприятий, интересуются их мнением. Об этом шла речь на городском форуме «Молодость, Энергия — Успех»[4].

Дело в том, что общение со студенчеством проходит эффективнее именно там, где оно чувствует себя комфортно — в социальных сетях, на форумах. Сегодня вся молодёжь сидит в социальных сетях: школьники предпочитают «ВКонтакте», студенты — «Фейсбук», молодые предприниматели пользуются «Твиттером».

За последние годы интерес к социальным сетям значительно возрос. Одна треть всего трафика посещений интернет-ресурсов приходится наOdnoklassniki и ВКонтакте. Тенденция роста сохраняется. Социальные сети выполняют одну из важнейших для социума функций – коммуникативную. Стремление к общению консолидирует широкую аудиторию на определённом ресурсе. В связи с большим объемом вовлеченных пользователей можно считать эту среду достаточно мощным инструментом для преследования интересов.



Воздействие на аудиторию посредством неформальных средств массовой коммуникации преследует две цели: охватить максимальную аудиторию и приблизиться к аудитории на максимальное расстояние (виртуальное «хождение в народ»).

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и так далее.

Интернет является общедоступным источником информации. Любой человек, имея компьютер и подключение к сети, может мгновенно получить сведения в любой области. Информация является абсолютно бесплатной и бесцензурной. Сеть предоставляет пользователю выбор, он сам решает, что смотреть [5]. Сведения в Интернет обновляются ежесекундно, в режиме онлайн. Это объясняет, почему данное средство массовой коммуникации является приоритетным для большой аудитории.



World Wide Web (WWW) является эффективным пространством в виду его свойств:

• «интерактивность;

• персональная ориентированность;

• инфоцентричность;

• мгновенность;

• измеримость;

• гибкость;

• взаимосвязанность;

• экономичность»[4].

Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе [2]. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом» [2]. Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. В этом смысле показателен комикс в американской газете: друзья зовут мальчика, сидящего за компьютером, играть, он отвечает им: «Уходите, не мешайте мне общаться!» [1]. Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Всё это ведёт к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечёт за собой применение жёстких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия итак сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.



И сегодня в связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о таком понятии как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.

Киберсоциализация человека – социализация личности в киберпространстве – процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности. Киберсоциализация человека особенно ярко происходит в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть вследствие использования его ресурсов и в процессе коммуникации с виртуальными агентами социализации, встречающимися человеку во всемирной глобальной сети Интернет (в первую очередь, в социальных сетях, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах, блогах, телеконференциях и online-играх). [3]

В процессе киберсоциализации у человека возникает целый ряд новых, ожиданий и интересов, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с киберпространством – фактически новым виртуальным жизненном пространством человека. [3]

Темпы роста всемирной сети Интернет высоки и продолжают динамически нарастать как за счёт увеличения количества пользователей глобальной сети Интернет во всех регионах земного шара, так и за счёт роста объёмов информации в самом Интернете, ставшим удобным способом удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей современного человека.

Таким образом, можно говорить о том, что социальные сети, выступая особым социальным пространством, являются той сферой, где трансформируются традиционные формы социализации и социальных отношений, а общение как вид досуговой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственного живого общения, а приобретает черты простой коммуникации. В сети человек может быть таким, каким он хочет казаться, но не является на самом деле.

Библиографический список

1. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2011. – Вып. 12. – С. 24-30.

2. Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики. – Т. 3. – № 1. – С. 59-87.

3. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст. Вып. 21 / Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. – М.: МПГУ – МОСПИ, 2011. – С. 48 – 49.

4. http://www.quans.ru/research/control/select-calc/;

5. http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_6/moc_soc.htm

 

 

Е. Н. Балибардина

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.