Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Социальная активность – это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность[1].
Социально-педагогическое сопровождение клубных объединений должно быть прежде всего направлено на поддержку молодежных групп и каждого члена клуба в отдельности в построении ими своих социальных отношений, на преодоление организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания.
Большое значение при этом необходимо уделять развитию системы самоуправления как демократической формы организации молодежного объединения, обеспечивающую развитие самостоятельности молодых людей в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Основополагающими составляющими этого определения являются[2]: развитие самостоятельности; принятие и реализация решений; групповые цели.
Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет молодежное самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению молодежи на основе объединения их интересов. Именно цель деятельности молодежного объединения выступает в роли системообразующего фактора процесса развития самоуправления, социальной активности молодежи. Определение целей деятельности может осуществляться в различных формах. Эта цель может быть поставлена в форме определения конечного результата (например, проведение какой-либо акции или совместного дела, изменяющего что-то в социуме). Другой формой постановки цели может быть описание предстоящей деятельности (мероприятия, каких-то конкурсов, занятий, проведения предметной недели, вахт и т.д.). Третьей, наиболее общей, формой является поиск путей совершенствования деятельности молодежного объединения в целом.
Движущей силой социальной активности молодежи в клубной деятельности является сформированность группового мотива действия, который понимается как диалектическое единство мотивов членов группы.
В связи с этим важными целями образования в учреждении становятся[3]:
• развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
• готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
• толерантность, умение вести диалог, искать и находить компромиссы.
Представим опыт работы клуба «Зигзаг» города Ярославля по развитию социальной активности молодежи[4].
Клуб «Зигзаг» - это объединение молодых людей, настроенных на активную жизненную позицию, включившихся в процесс самовоспитания и самосовершенствования на основе организаторской деятельности. Программа клуба рассчитана на несколько ступеней.
1 ступень клуба составляют группы аниматоров, комплектующиеся при клубе. Пройдя этот курс, молодые люди сознательно выбирают путь продолжения своего совершенствования и отработки полученных знаний и умений.
2 и 3 ступени клуба включают программу подготовки организаторов досуговой деятельности, где обучение строится по направлениям: «Организация массовых мероприятий» и «Мастерская ценностных ориентаций».
Каждым членом клуба разрабатывается личный маршрутный лист, где вместе с педагогом определяются пути дальнейшего движения в развитии организаторских качеств и профессиональных навыков.
Таким образом, все молодые люди, посещающие клуб, проходят 3 ступени допрофессиональной подготовки. Переход со ступени на ступень зависит от года обучения в клубе и достигнутых результатов. По окончании обучения выдается сертификат организатора досуговой деятельности и сопроводительная характеристика-рекомендация[5].
Управление клубом осуществляет Совет клуба на основе самоуправления, в который избирается по 1 представителю от молодежной группы. В функции Совета входят: информационная (информация групп о всех делах, планируемых Советом через информационные листы, собрания групп, газеты и т.д.); проекционно-деятельностная (планирование работы на год, месяц по подготовке и проведению мероприятий внутри клуба, учреждения, района и города); инструктивная; досуговая (рганизация мероприятий для обучающихся в клубе).
Совет избирается в начале учебного года на общем собрании клуба и отчитывается о работе на общем собрании клуба в конце каждого учебного года.
Деятельность молодежного клуба основана на целостном подходе к воспитанию, самовоспитанию и развитию социальной активности личности в условиях коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве педагогов и молодежи, последовательном воплощении принципов развивающего досуга, позволяющих реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности.
Критерием эффективности функционирования клуба «Зигзаг» является уровень развития социальной активности молодых людей.
Основными принципами деятельности клуба являются[6]:
-создание максимального количества клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами молодежной группы, что повышает возможность самоопределения, само актуализации и самовоспитания личности, развития её социальной активности;
-содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;
-рефлексивность, как фактор самовоспитания и развития индивидуальности ребенка, его творческого и интеллектуального потенциалов.
Для отслеживания результатов развития социальной активности молодежи нами была разработана критериальная база оценки. В качестве основных параметров оценки выступили личность и деятельность.
Критериями оценки развития социальной активности молодежи явились: уровень самосознания; динамика мотивационно-потребностной сферы личности; степень выраженности личностных качеств, способствующих проявлению активности; степень персонального участия в социально значимой деятельности.
К показателям развития социальной активности молодежи нами были отнесены: 1) самооценка, критичность в оценивании себя; 2) активная жизненная позиция; 3) мотивы личности; 4) ценностные ориентации; 5) ответственность; 6) принятие борьбы-отказ от борьбы; 7) независимость; 8) коммуникабельность; 9) роль; 10) дела, в которых участвовал представитель молодежной группы; 11) включенность в группы, объединенных социально значимой целью, в которых задействован член клуба; 12) количество социальных проб.
Результативность деятельности клуба по работе с молодежью уже после первого года выразилась в динамике изменений по следующим критериям:
- наиболее важными для молодых людей оказались следующие жизненные ценности: «здоровье» (33%); «наличие хороших и верных друзей» (27%); «активная, деятельная жизнь» (20%); «интересная работа» (13%) и «уверенность в себе как отсутствие сомнений» (7%). Полученные данные говорят об уверенности молодых людей в себе и в завтрашнем дне.
- в увеличении положительных эмоциональных состояний на 30% по сравнению с началом деятельности в клубе;
- в увеличении положительных эмоциональных отношений к значимым людям на 37% и уменьшением числа отрицательных – на 18%;
- в положительном приращении успеваемости за год на 30%;
- в проявлении творческой активности;
- в проявлении творческой самореализации;
- в расширении сферы деятельности молодых людей;
- в активном включении в группы, объединенных социально-значимой целью;
- повышении уровня коммуникабельности и общей культуре общения.
Опыт работы с молодежью по программе клуба «Зигзаг» позволяет сделать следующие выводы:
- наиболее значимыми сферами жизни для молодых людей являются работа, досуг, общение со сверстниками и отношения с родителями. На среднем уровне значимости – учёба, здоровье, брак, любовь, секс. Меньшее значение молодёжь придаёт религии, обществу, стране, городу, среде обитания. При ответе на вопрос: «Что означает для Вас быть счастливым?» менее 8 %респондентов включили в понятие «счастье» вопросы общественной жизни;
- доминирующими мотивами активности в молодежных группах выступают мотивы самовыражения – 27, 8 %, стремления к справедливости – 25,4 9%, нравственной рефлексии – 26, 5 %. Отмечаются обобщённые формулировки указаний на различные причины проявления активности, отмечается их связь с личностными качествами, особенностями людей и одновременно с факторами внешнего порядка. В суждениях ясно вырисовывается понимание активности как устойчивого качества личности;
- социальная активность приобретает характер саморегуляции.
Библиографический список
1. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности. – Алетейя,2001. – С. 74.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988.
3. Попова Л.В.Роль учреждения дополнительного образования детей в развитии социальной активности старшеклассников. – С. 137.
4. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1988.
5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Управления специального образования совместно с управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи от 27.06.2003 № 28-51-513/16)
6. Гущина Т.Н. Формирование мира ценностей старшеклассников. – Ярославль, 2007.
Е.Г. Горшкова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|