Сделай Сам Свою Работу на 5

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова





 

Социальная активность – это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность[1].

Социально-педагогическое сопровождение клубных объедине­ний должно быть прежде всего направлено на поддержку молодежных групп и каждого члена клуба в отдельности в построении ими своих социальных отноше­ний, на преодоление организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания.

Большое значение при этом необходимо уделять развитию системы самоуправления как демократической формы организации молодежного объедине­ния, обеспечивающую развитие самостоятельности молодых людей в при­нятии и реализации решений для достижения групповых целей. Основополагающими составляющими этого определения являются[2]: развитие самостоятельности; принятие и реализа­ция решений; групповые цели.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, на­полняет молодежное самоуправление реальным содержанием, с другой – способ­ствует объединению молодежи на основе объединения их интересов. Именно цель деятельности молодежного объединения выступает в роли системообразующего фактора процесса развития самоуправления, социальной активности молодежи. Определение целей деятельности может осуществляться в различных формах. Эта цель может быть поставлена в форме определения ко­нечного результата (например, проведение какой-либо акции или со­вместного дела, изменяющего что-то в социуме). Другой формой по­становки цели может быть описание предстоящей деятельности (ме­роприятия, каких-то конкурсов, занятий, проведения предметной не­дели, вахт и т.д.). Третьей, наиболее общей, формой является поиск путей совершенствования деятельности молодежного объединения в це­лом.



Движущей силой социальной активности молодежи в клубной деятельности является сформированность группового мотива действия, который понимается как диалектическое единство мотивов членов группы.

В связи с этим важными целями образования в учреждении становятся[3]:



• развитие у обучающихся самостоятельности и способности к са­моорганизации;

• умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;

• готовность к сотрудничеству, развитие способности к сози­дательной деятельности;

• толерантность, умение вести диалог, искать и находить компромиссы.

Представим опыт работы клуба «Зигзаг» города Ярославля по развитию социальной активности молодежи[4].

Клуб «Зигзаг» - это объединение молодых людей, настроенных на активную жизненную позицию, включившихся в процесс самовоспитания и самосовершенствования на основе организаторской деятельности. Программа клуба рассчитана на несколько ступеней.

1 ступень клуба составляют группы аниматоров, комплектующиеся при клубе. Пройдя этот курс, молодые люди сознательно выбирают путь продолжения своего совершенствования и отработки полученных знаний и умений.

2 и 3 ступени клуба включают программу подготовки организаторов досуговой деятельности, где обучение строится по направлениям: «Организация массовых мероприятий» и «Мастерская ценностных ориентаций».

Каждым членом клуба разрабатывается личный маршрутный лист, где вместе с педагогом определяются пути дальнейшего движения в развитии организаторских качеств и профессиональных навыков.

Таким образом, все молодые люди, посещающие клуб, проходят 3 ступени допрофессиональной подготовки. Переход со ступени на ступень зависит от года обучения в клубе и достигнутых результатов. По окончании обучения выдается сертификат организатора досуговой деятельности и сопроводительная характеристика-рекомендация[5].



Управление клубом осуществляет Совет клуба на основе самоуправления, в который избирается по 1 представителю от молодежной группы. В функции Совета входят: информационная (информация групп о всех делах, планируемых Советом через информационные листы, собрания групп, газеты и т.д.); проекционно-деятельностная (планирование работы на год, месяц по подготовке и проведению мероприятий внутри клуба, учреждения, района и города); инструктивная; досуговая (рганизация мероприятий для обучающихся в клубе).

Совет избирается в начале учебного года на общем собрании клуба и отчитывается о работе на общем собрании клуба в конце каждого учебного года.

Деятельность молодежного клуба основана на целостном подходе к воспитанию, самовоспитанию и развитию социальной активности личности в условиях коллективной творческой деятельности, основанной на сотрудничестве педагогов и молодежи, последовательном воплощении принципов развивающего досуга, позволяющих реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности.

Критерием эффективности функционирования клуба «Зигзаг» является уровень развития социальной активности молодых людей.

Основными принципами деятельности клуба являются[6]:

-создание максимального количества клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами молодежной группы, что повышает возможность самоопределения, само актуализации и самовоспитания личности, развития её социальной активности;

-содержательность деятельности, ее многообразие, лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;

-рефлексивность, как фактор самовоспитания и развития индивидуальности ребенка, его творческого и интеллектуального потенциалов.

Для отслеживания результатов развития социальной активности молодежи нами была разработана критериальная база оценки. В качестве основных параметров оценки выступили личность и деятельность.

Критериями оценки развития социальной активности молодежи явились: уровень самосознания; динамика мотивационно-потребностной сферы личности; степень выраженности личностных качеств, способствующих проявлению активности; степень персонального участия в социально значимой деятельности.

К показателям развития социальной активности молодежи нами были отнесены: 1) самооценка, критичность в оценивании себя; 2) активная жизненная позиция; 3) мотивы личности; 4) ценностные ориентации; 5) ответственность; 6) принятие борьбы-отказ от борьбы; 7) независимость; 8) коммуникабельность; 9) роль; 10) дела, в которых участвовал представитель молодежной группы; 11) включенность в группы, объединенных социально значимой целью, в которых задействован член клуба; 12) количество социальных проб.

Результативность деятельности клуба по работе с молодежью уже после первого года выразилась в динамике изменений по следующим критериям:

- наиболее важными для молодых людей оказались следующие жизненные ценности: «здоровье» (33%); «наличие хороших и верных друзей» (27%); «активная, деятельная жизнь» (20%); «интересная работа» (13%) и «уверенность в себе как отсутствие сомнений» (7%). Полученные данные говорят об уверенности молодых людей в себе и в завтрашнем дне.

- в увеличении положительных эмоциональных состояний на 30% по сравнению с началом деятельности в клубе;

- в увеличении положительных эмоциональных отношений к значимым людям на 37% и уменьшением числа отрицательных – на 18%;

- в положительном приращении успеваемости за год на 30%;

- в проявлении творческой активности;

- в проявлении творческой самореализации;

- в расширении сферы деятельности молодых людей;

- в активном включении в группы, объединенных социально-значимой целью;

- повышении уровня коммуникабельности и общей культуре общения.

Опыт работы с молодежью по программе клуба «Зигзаг» позволяет сделать следующие выводы:

- наиболее значимыми сферами жизни для молодых людей являются работа, досуг, общение со сверстниками и отношения с родителями. На среднем уровне значимости – учёба, здоровье, брак, любовь, секс. Меньшее значение молодёжь придаёт религии, обществу, стране, городу, среде обитания. При ответе на вопрос: «Что означает для Вас быть счастливым?» менее 8 %респондентов включили в понятие «счастье» вопросы общественной жизни;

- доминирующими мотивами активности в молодежных группах выступают мотивы самовыражения – 27, 8 %, стремления к справедливости – 25,4 9%, нравственной рефлексии – 26, 5 %. Отмечаются обобщённые формулировки указаний на различные причины проявления активности, отмечается их связь с личностными качествами, особенностями людей и одновременно с факторами внешнего порядка. В суждениях ясно вырисовывается понимание активности как устойчивого качества личности;

- социальная активность приобретает характер саморегуляции.

Библиографический список

1. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности. – Алетейя,2001. – С. 74.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань, 1988.

3. Попова Л.В.Роль учреждения дополнительного образования детей в развитии социальной активности старшеклассников. – С. 137.

4. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1988.

5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Письмо Управления специального образования совместно с управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи от 27.06.2003 № 28-51-513/16)

6. Гущина Т.Н. Формирование мира ценностей старшеклассников. – Ярославль, 2007.

 

Е.Г. Горшкова

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.