|
Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
Подростково-юношеский период – это время перехода от относительно простого и легкого жизненного мира к более сложному и трудному. Способность относиться к собственной жизни и строить в этом отношении авторство в этом возрасте, – по мнению К.А. Абульхановой-Славской, представляет актуальный предмет психологического исследования. Решение этой проблемы связано с определением цели и содержания процесса становления представлений о будущем в самосознании обучающихся, что непосредственно связано с суверенностью психологического пространства личности, которое определяется как системное качество личности, позволяющее контролировать психологическое пространство, обеспечивающее успешность разрешения жизненных задач и, в конечном счете, устанавливающее чувство авторства по отношению к жизненному пути в целом.
Подростково-юношеский возраст – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Данный возрастной период обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Острота перехода во многом определяется тем, что в этот период жизни резко меняется не только отношение человека к окружающему миру, но и его отношение к себе – обостряются противоречия самосознания. Эти противоречия связаны с маргинальным социальным статусом молодого человека и впервые возникающей множественностью социальных ролей, и, одновременно, с открытием многомерности и неоднозначности своего внутреннего мира.
Самосознание является одной из важных составляющих психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. При этом самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. В подростковом и юношеском возрасте становление самосознания напрямую связано с формированием жизненной позиции и жизненной перспективы.
Одним из первых в отечественной психологии на возникновение самосознания как на центральное новообразование подросткового периода указал Л.С. Выготский. Намеченное Л.С. Выготским направление исследований было продолжено Д.Б. Элькониным и Л.И. Божович. Д.Б. Эльконин полагал, что в формировании самосознания ведущую роль играет социальная ситуация развития, т.е. положение молодого человека в системе объективно существующих социальных условий и в системе его субъективных отношений к ним. Л.И. Божович связывала развитие самосознание с формированием внутренней позиции, определяющей взаимосвязи и иерархию в совокупности этих отношений.
Исследователи подросткового и юношеского возраста (Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Э. Эриксон, К. Обуховский и др.) отмечают изменение в эти периоды субъективного пространства и субъективного времени жизни человека. Впервые оформляется жизненная перспектива, которая до этого времени была либо размытой (диффузной, в терминологии Э. Эриксона), либо натуралистически обыденной (распорядок дня, учебный год и пр.).
Учебно-профессиональной деятельности отводится ведущая роль в развитии старшеклассников и учащихся профессиональных училищ, колледжей и вузов, она объединяет процессы когнитивного развития и личностного становления. Определяя ведущую деятельность юношеского возраста, Д.И. Фельдштейн пишет: «Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на получение профессии, на поиск места в жизни».
Так же для данного периода характерно расширение границ психологического пространства личности.Психологическое пространство (ППЛ)– значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека и защищаемый им доступными средствами. ППЛ включает в себя собственное (физическое) тело (пищевое поведение, секс, комфортность позы, удобство одежды), территория (статус в группе, контакты, личное пространство), личные вещи (одежда, ценные вещи), временной режим (привычки), социальные связи и вкусы (ценности).
В свою очередь, психологическая (личностная) суверенность (от французского souverain – «носитель верховной власти») – это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на общественном опыте успешного автономного поведения.
Ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого. Развитие суверенности и уточнение этих границ происходит на протяжении всей жизни, но особенно продуктивными в этом процессе являются периоды дошкольного и подростково-юношеского возраста.
Пространство с целостными границами является суверенным, потому что его обладатель может поддержать автономию, а пространство с нарушенными границами – депривированным.
Таким образом, подростково-юношеский период играет важную роль в жизни человека. И от того как молодой человек «пройдет» этот период своей жизни будет зависеть его дальнейшая жизнь.
Целью нашего исследованияявляется выявление представления о личностном психологическом пространстве и о субъективном времени как составляющих самосознания студентов и школьников.
Мы предположили, чтов подростково-юношеском возрасте школьники и студенты находятся в поиске личностного пространства и жизненной перспективы, опорами которой могут служить как интимно-личностное общение (в периодизации Д.Б. Эльконина), так и другие социально значимые аспекты жизни (учебная деятельность, подготовка к экзаменам и пр.), характерные для подросткового периода, и поиск смысло-жизненных ориентиров, характерных для юношеского кризиса.
Исследование проводилось на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Волгоградский филиал (РАНХиГС), Волгоградского государственного университета (ВолГУ) и школы №13 г. Волгограда. В исследовании участвовало 65 человек, из которых 33 студента и 32 школьника.
Нами было использовано следующие методики: методика мотивационной индукции Ж. Нютенна (ММИ), эпистолярная метафора Ж. Туре в авторском варианте, методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО), опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер и рисуночная проективная проба «Мой мир», предложенная А.М. Медведевым.
Методики направлены на изучение содержание самосознания, установки на выбор жизненной перспективы будущего, которые действуют как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям, на изучение переживаний и проблем, являющихся преимущественно проблемами юношеского возраста и на выявление суверенности психологического пространства.
Проведя исследования среди учащихся студентов ВАГС и ВолГУ, и учащихся школы девятых классов получены следующие результаты.
У студентов второго курса наблюдается глобальный оптимизм в жизненной перспективе. На данном возрастном периоде ведущую роль играет саморазвитие, самореализация, поиск себя в данной жизни, в данном социальном обществе. Ведущая деятельность в период юности – учебно-профессиональная, которая и сопутствует молодому человеку в поиске места в жизни. Так же не последнюю роль в данный возрастной период играют интимно-личностные контакты. Важное значение респонденты придают семье, причем как настоящей, так и будущей. Они стремятся сохранить или создать теплую атмосферу в семье и создать в будущем свою семью, где будет царить уют и любовь.
Для школьников так же важно саморазвитие и не последнее место занимает личностная автономия, т.е. независимость. Ведущая деятельность – учебная, что можно связать с предстоящей сдачей экзаменов. Так же для учащихся в школе важна защита своего «Я», а именно не болеть, страх попасть в плохую компанию и т.д.
Что касается временного периода, то жизненная перспектива как у студентов, так и у школьников растянута на весь жизненный период, она не имеет четкой локализации во времени. Но в то же время, некоторая часть актуальных переживаний у студентов находится в таком временном периоде как «здесь и теперь» а у школьников растянуты на период год-два, что опять-таки можно связать со сдачей экзаменов и дальнейшим поступлением в колледж или ВУЗ.
У учащихся 9-х классов и студентов второго курса суверенность границ психологического пространства нарушена, это говорит о том, что молодые люди находятся на стадии поиска личного пространства, т.е. происходит расширение границ психологического пространства, что характерно для подростково-юношеского возраста.
Таким образом, можно подвести следующий итог. Подростково-юношеский период играет довольно важную роль в жизни человека, можно сказать, что в какой-то мере он определяет дальнейшую жизнь человека. В этом возрасте закладываются основные цели и задачи на будущее. Интенсивно идет саморазвитие личности. Расширяются и границы психологического пространства личности, которое определяет не только актуальную деятельность, но и стратегию жизни человека.
П. О. Митрофанова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|