Сделай Сам Свою Работу на 5

Филиал Российского государственного гуманитарного университета, г. Великий Новгород





 

Проблемы формирования антикоррупционного законодательства, непосредственно криминологической антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в последние годы приобрели особую остроту в связи с формированием антикоррупционной политики современной России и нашли отражение в трудах В.В.Астанина [1], Л.А.Андреевой [2], А.Н.Баранова [3], С.В. Бошно [4], А.Ю.Кирьянова [5], Ю.А.Тихомирова [6].

Коррупция в Российской Федерации становится все более массовой и, самое страшное, привычной, распространяется от бытового уровня до политического. Она приобрела системный характер. В таких условиях недостаточно традиционных мер борьбы с этим явлением, а точнее, с последствиями уже совершенных деяний. С точки зрения уголовной ответственности коррупционные преступления относятся к плохо раскрываемым и труднодоказуемым преступлениям, поэтому так важны превентивные меры борьбы, которых не так уж и много.

Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок [7]. Имеются в виду не только нормы-запреты государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью или получать за свои действия вознаграждения. Речь идет о таких формулировках полномочий государственных служащих, которые не оставляют "щелей" для их произвольных действий и лоббирования чьих-либо интересов. Необходимо найти должную меру административного усмотрения, без которого, безусловно, процесс государственного управления невозможен. Одновременно надо исключить возможность появления в законе норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для возведения административных барьеров, для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции. Молодежь, поступающая на государственную службу, безусловно должна знать о формах проявления коррупции и мерах противодействия.



Автор рассмотрел процесс регулирования отношений законодателя к молодежи как с точки зрения антикоррупционности нормативных правовых актов, посвященных регулированию участия молодежи в общественной жизни и управления государством, так и нормам отдельных органов местного самоуправления, направленных против молодежи.



Например, Администрация Новгородской области утвердила Совет «Молодежное правительство Новгородской области» при Администрации области постановлением Администрации Новгородской области от 06.02.2012 № 40 [8]. При анализе Положения о молодежном Совете было выяснено, что данный нормативный акт не имеет конкретных процедур организации деятельности Совета, наличие бланкетных отсылочных норм, неясность формулировок, отсутствуют исчерпывающие определения, наличие дискреционных и широкий полномочий, совмещение нормотворческих полномочий с исполнительными, отсутствие указаний об уполномоченном должностном лице. В целом, вышеуказанное постановление коррупционно, незаконно и не выполнимо, содержит положения, которые могут повлечь превышение должностных полномочий уполномоченными лицами, а, следовательно, возникает резонный вопрос: какие цели преследовала Администрация, принимая такой «нормативный акт» для обеспечения участия молодежи в работе органов власти.

Автор также провел комплексный анализ нормативных актов органов местного самоуправления Маловишерского муниципального района Новгородской области, касающиеся правового регламентирования доступа к информации, участия молодежи в иных мероприятиях. Исследовались нормативные акты как утвержденные представительным органов местного самоуправления – Советов депутатов Маловишерского городского поселения, так и Администрации городского поселения г. Малой Вишеры. В частности, при изучении решения Маловишерского городского поселения «Об уполномоченном органе местного самоуправления, проводящем экспертизу проектов административных регламентов» [9] автор изучил вопрос как с точки зрения правомочности органа, уполномоченного проводить экспертизу проектов регламентов, так и с точки зрения коррупциогенности самого правового акта и языка изложения, и столкнулся с рядом проблем. С точки зрения антикоррупциогенной экспертизы установлен коррупциогенный фактор как отсутствие административных процедур и так же местные депутаты имеют широкие дискреционные полномочия. Далее автором было рассмотрено решение Совета депутатов Маловишерского городского поселения «Об утверждении положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Маловишерского городского поселения[10], в котором были обнаружены так же различные ошибки с точки зрения языка и юридической техники, в том числе неточности употребления слов, неточности грамматики, лексические ошибки и нарушение терминологии и грамматики. Например, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми (нарушение точности): наличие бланкетных норм, в соответствии с требованиями антикоррупциогенной экспертизы[10].



В ходе исследования автором рассмотрено решение Совета депутатов Маловишерского городского поселения о опроведении месячника чистоты на территории Маловишерского городского поселения[11], в котором также выявлены различного рода ошибки: употребление различных слов, просторечий, неточности употребления слов, речевая недостаточность, которая ведет к нарушению точности, нарушение устойчивого юридического оборота, в том числе «осветить наружными светильниками свои объекты, выходящие на улицы города»; трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям, в том числе и не основанные на законе. Например, употребляется выражение «Обратиться к учащимся старших классов общеобразовательных школ принять активное участие в месячнике чистоты» [11].

Таким образом, можно сделать вывод о том что, в данных рассмотренных решениях и постановлениях представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеются в основном ошибки в неточности употребления слов. Автор полагает, что наличие такого количества ошибок объяснимо отсутствием почти в каждом нормативно-правовом акте ответственного лица и определением неопределенного круга полномочий.

Следовательно, автор полагает, что, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности антикоррупционной работы, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам молодого поколения и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности.

Библиографический список

1. Астанин В.В. Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском законодательстве // Российский юридический журнал. 208. № 4.

2. Андреева, Л.А., Науменко, Ф.П. Антикоррупционный анализ нормативного правового акта./ Научно-практический журнал. Ученые записки Санкт-Петербургского им.В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2010. - № 3(37). – С.176-186. – [Электронный ресурс] – http://www.spbrca.ru/uchzap/T.37.pdf

3. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие. М., 2007.

4. Бошно С.В. Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в системе правотворчества // Институционализация в праве: Сборник научных статей. М.: Изд-во РАГС. 2010.

5. Кирьянов А.Ю. Экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления на коррупциогенность: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2011. № 5.

6. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату// Журнал российского права. 2009. № 4.

7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета. - 30.12.2008. - №266.

8. О Совете «Молодежное правительство Новгородской области» при Администрации области постановлением Администрации Новгородской области от 06.02.2012 № 40 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://region.adm.nov.ru/vlast/

9. Решение Маловишерского городского поселения Новгородской области от 28.12.10 № 23 «Об уполномоченном органе местного самоуправления, проводящем экспертизу проектов административных регламентов» - [электронный ресурс]- Режим доступа.-URL: http://copy.yandex.net/? text=%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0

10. Решение совета депутатов Маловишерского городского поселения от 06.06.11 № 48 «Об утверждении Положения об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного само-управления Маловишерского городского поселения» -[ электронный ресурс]- Режим доступа.-URL:http://www.mvadm.ru/files/poseleniya/mv/sovet_deputatov/resheniya/2_sozyv/2011/35.doc

11. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ // Российская газета. - 22.07.2009. - №133.

 

А. Д. Ичковский

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.