Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности национального хозяйства каждой страны. В наши дни эта тема столь популярна и актуальна, именно поэтому я остановилась на ней, как на предмете своего исследования. Актуальность темы заключается в том, что инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей социально-экономической ситуацией и оказывают огромное влияние не только на положение в самой стране, но и на ее роль в мировой экономике.
Цель работы: рассмотреть сущность инфляции, причины, способы борьбы с инфляцией.
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) – обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция проявляется, прежде всего, в обесценении денег по отношению к золоту, товарам и иностранным валютам. В результате уменьшается золотое содержание национальной денежной единицы, поэтому цена золота растет. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. С инфляцией сталкиваются практически все страны, причем последние годы характеризуются повышением ее темпов. Можно сказать, что мир стал более инфляционным.
Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внутренние и внешние причины инфляции.
К внешним относятся:
1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров.
2. Мировые экономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. 20 столетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть - в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США, Западной Европе [2].
Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. 1.Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.
2. Расходы на военные цели. Военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
3. Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.
Уровень инфляции в 2008г. составил в среднем 13,3 % . Это было в основном вызвано финансовым кризисом в мировой экономике в конце года, «застрельщиком» и основной жертвой которого стали США [2].
Инфляция в 2009 г., как это видно из таблицы составила 8,4%. Уровень инфляции в 2009г. оказался самым низким за весь период с 1992г. Об этом говорится в сводке Федеральной службы государственной статистики (Росстат). В первой половине 2009г. инфляция стабильно росла, то во второй половине рост почти совсем остановился, в то время как кривая инфляции за 2008г. ушла вверх [2].
Основные задачи в борьбе с ростом инфляции: сокращение количества взимаемых налогов, отказ от использования инфляции как источника финансирования бюджета, пересмотр налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.; изменение методики налогообложения; ликвидация государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства; регулирование перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.
В целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. То связано, прежде всего, с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:
- соблюдение жестких денежных ограничений;
- меры по стабилизации валютного курса;
- отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг.
Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики.
Библиографический список
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник/ Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 6-ое изд., стереотип. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.
2. Индексы потребительских цен // www.advis.ru
М. С. Барбашина
МОЛОДЕЖЬ И ПОЛИТИКА. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНИЦИАЛИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Воронежский филиал МГЭИ
Хотя мир в целом двигается вперед,
молодежи приходится всякий раз начинать сначала.
И. Гете
В средствах массовой информации, в рекламе одноименного напитка, на страницах глянцевых журналов, да и просто в общении друг с другом мы себя гордо называем «поколением Next» или «современная молодежь». В переводе с английского, «next» – «следующий». Применяя такое новомодное сленговое слово в своей повседневной жизни, молодые люди вряд ли когда-то задумывались о той смысловой нагрузке, которую оно несет.
Молодежь в любом обществе – это его поколение, его будущее, с которым общество связывает свои надежды, ради которого совершенствуется, динамично изменяется, для которого создает наиболее благоприятные условия дальнейшего развития, передает положительные традиции, опыт, культуру, историю. А если это так, то каким видится будущее России в XXI веке с молодежью сегодняшней? Существует ли реальная перспектива эффективного развития и деятельности молодежных объединений?
Прежде всего, рассмотрим правовые основы, законодательную базу, которая позволяет молодежным объединениям легально осуществлять свою деятельность и формировать свою политику в России.
Применяя принцип системности, на котором строится Российское законодательство, можно показать, что наше государство не просто заинтересовано в создании молодежных организаций, но и законодательно определяет и поддерживает основную цель молодежной политики – содействие более полному включению молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Указанный выше список нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность молодежных общественных объединений в Российской Федерации, нельзя назвать исчерпывающим, он периодически обновляется и пополняется. Но даже данный пример показывает серьезный подход и заинтересованность государства в развитии молодежной политики в нашей стране.
Исследование многочисленных молодежных объединений, функционирующих на территории Российской Федерации, позволило автору настоящей статьи провести градацию существующих объединений. В основу разделения был положен критерий связи таких организаций с политической властью России [1].
Надо учитывать тот факт, что из всего многообразия вышеперечисленных молодежных организаций многие из них официально не зарегистрированы, а некоторые – даже в соответствии с Постановлениями Верховного Суда РФ являются запрещенными на территории России (например, Национал-большевистская партия во главе с Эдуардом Лимоновым и др.). На этот счет, закон прямо указывает и закрепляет основные и общие для всех молодежных объединений правила (положения).
В соответствии со ст. 19 федерального Закона РФ «Об общественных объединениях» членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет [3]. Также ст. 21 федерального закона РФ «О приведении законодательных актов в соответствие с федеральным законом «о государственной регистрации юридических лиц» закрепляет положение о том, что «государственная регистрация молодежных… общественных объединений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных объединений» [6]. Федеральный закон РФ «о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» фиксирует основные права молодежных объединений (ст. 5):
· участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполнительной власти о положении молодежи в России, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;
· вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы молодежи;
· участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в области государственной молодежной политики и т.д. [5].
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по делам молодежи» создан одноименный орган, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей [7, 8].
Также, законодательно закреплены цели государственной молодежной политики:
· содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
· недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;
· создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
· расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
· реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи [4].
В свете всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, молодежными общественными объединениями можно считать такие объединения, в которые входят граждане в возрасте от 14 до 30 лет, объединяющиеся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.
Во-вторых, основной целью государственной политики (проводимой в форме государственной поддержки), в этой области, является обеспечение (создание) правовых, экономических и организационных условий деятельности молодежных объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию молодежи в общественной жизни.
В-третьих, можно согласиться с утверждением Ивана Большакова, который считает, что «молодежь в России по-прежнему остается аполитичной и общественно пассивной социальной группой…» [2]. Причин много, например, определенную роль отсутствия интереса к молодежным объединениям играет сложность с устройством последней в жизни (работа, учеба, армия, ранние браки, уровень воспитания и образования и т.п.).
Так кто же мы – «поколение Next»? Может пора задуматься об этом?
Библиографический список
1. В основу при разработке данной схемы были положены материалы электронной версии периодического издания «Компромат.ru», а также Интернет-сайта «Субкультуры». См.: Становая Т. Молодежные организации в современной России // Компромат.ru [электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.compromat.ru/page_11491. html/; Неформальные движения молодежи // Интернет-сайт «Субкультуры» [электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.subkultur.ru//
2. Не «наша» молодежь». Молодежное движение в современной России // Неприкосновенный запас. – 2006. – № 45 [электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://www/yabloko.ru/Publ/2006/2006_06/ 060614_nz_bolshakov. html1/
3. Об общественных объединениях: Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., 19 мая, 22 июля 2010 г., 01 июля 2011 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 21. – 1930 с.
4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993 г. – № 25. – 903 с.
5. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 01 июля 2011 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 27. – 2503 с.
6. О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц»: Федер. закон от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ (с изменениями от 10 июля, 26 октября, 20 декабря 2002 г., 10 января, 11 июня, 6 октября 2003 г., 28 июля, 20 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 10 января, 3 мая, 4 ноября 2006 г., 24 июля 2007 г., 08 ноября 2010 г., 04 мая 2011 г., 02 апреля 2012 г.) // СЗ РФ. – 2002. – № 12. – 1093 с.
7. О Федеральном агентстве по делам молодежи: Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409 (с изменениями от 13 октября, 7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г., 15 июня 2010 г., 28 января, 24 марта 2011 г.) // СЗ РФ. – 2008. – № 22. – 2586 с.
8. Положение о Федеральном агентстве по делам молодежи (утв. постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 409) (с изменениями от 13 октября, 7 ноября 2008 г., 27 января 2009 г., 15 июня 2010 г., 28 января, 24 марта 2011 г.) // СЗ РФ. – 2008. – № 22. – 2586 с.
А. А. Богданова
Инфляция в экономике РФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|