К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Реформирование государственной молодежной политики является одним из приоритетных направлений государственного строительства. Однако сегодня механизм участия молодежи в реализации молодежной государственной политики по-прежнему недостаточно отработан. В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в вопросе формирования молодежной политики достигли поставленных целей.
В развитых европейских странах (Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия) реализуется эффективная государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий молодежи.
Рассматривая деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить достижения четырех стран - Германии, Франции, Великобритании, Швеции, а также международные молодежные программы, достаточно эффективно осуществляемые ЕС и Советом Европы. Изучая опыт данных стран, можно выделить аспекты, которые представляют интерес для стратегии молодежной политики Российской Федерации [3].
В Германии проводится регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы в программы.
Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив - программа "Проект М" (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей)[5].
Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:
· поддержка молодежного кинематографа - поощрение создания и распространения качественных фильмов, развивающих художественный вкус, организация фестивалей молодежного кино и мультипликации, выделение субвенций на реализацию конкретных проектов;
· молодежная программа, поощряющая чтение книг как условие формирования полноценной культурной личности. С этой целью создаются мини-библиотеки при досуговых и социальных центрах, в лагерях отдыха, учреждена национальная премия за лучшие произведения для молодежи;
· обеспечение молодежи, особенно из бедных семей, доступом к занятию спортом - выдача "спортивных купонов" для оплаты занятий в секциях, выделение средств Национального фонда развития спорта на региональный уровень для поддержки спортивной инфраструктуры;
· создание специализированных информационных центров для молодежи, где предоставляются информационные и консультационные услуги.
В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции - Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.
Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства[4].
Обозначая вопросы нормативного правового закрепления форм участия молодежи в реализации молодежной политики, отметим, что на международном уровне существует ряд документов, раскрывающих вопросы молодежного участия.
Так, в Резолюции о приоритетах молодежного сектора Совета Европы на 2006 - 2008 гг. одним из основных приоритетов названо участие молодежи в процессе принятия решений и демократическое гражданство молодежи [2]. Особый акцент в приоритетах ставится в продвижении и поддержании роли молодежных организаций в развитии демократического участия, продвижении гражданского образования и участия для молодых людей, в продвижении идей доступа молодых людей к процессу принятия решений.
На европейском уровне также существует Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований[1]. Принципы данного документа распространяются и на Российскую Федерацию в связи с вступлением нашей страны в 1996 году в Совет Европы.
В целом результаты анализа европейского опыта свидетельствуют о наличии различных подходов к разработке и реализации молодежной политики в странах Европы.Молодежная политика в европейских странах ориентирована как на молодежь в целом, так и на проблемную ее часть. Молодежь, как правило, условно разделяется на группы (от 14-18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста[6].
Анализируя зарубежный опыт в сфере молодежной политики можно сделать следующие выводы:
1. Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
2. Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.
3. Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Следует отметить, что сегодня молодежная политика в Европе реализуется в рамках отдельных направлений (образование, социальное обеспечение, культура, спорт, здравоохранение, строительство доступного жилья для молодежи как часть национального проекта), но в ней отсутствует целостный, системный подход. Для Российской Федерации возможно обозначение приоритетности реализации молодежной политики как единого комплекса мероприятий по формированию конкурентного потенциала молодежи в будущем.
Таким образом, основываясь на опыте европейских стран, Россия может применить некоторые пункты по реализации направлений молодежной политики. Создание системы информационной и консультационной поддержки молодых людей, предоставляющей сведения по актуальной для молодежи проблематике - обучение, трудоустройство, защита своих прав и организация досуга на муниципальном уровне является одним из самых важных шагов по решению молодежных проблем. Поощрение молодежного творчества, инициативы и достижений в науке, искусстве, предпринимательстве комплексом государственных премий и льгот, ориентирование на здоровый патриотизм, единство представителей различных народов и культур России, формирование образов активной молодежи, добивающейся успеха в рамках закона и норм общественной морали, отказ от формирования завышенных жизненных стандартов.
На современном этапе развития молодежной политики в Российской Федерации принципиальное значение имеет создание эффективно работающей нормативно-правовой базы на уровни федерации как в сфере молодежной государственной политике в целом, так и в сфере молодежных общественных организаций и органов молодежного самоуправления в частности.
Библиографический список
1. Европейская Хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований, принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия - 21 мая 2003 г. - Приложение к Рекомендации 128);
2. Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. М.: ИЕ РАН- «Огни ТД», 2005. С.8-46
3. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 4 (321), 2007, Леонов Ю.С.
4. Леонов Ю.С. Стратегии европейской государственной молодежной политики: основные направления и тенденции // Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 4;
5. Облонков, К.В. Проблемы социально-трудовых отношений в Германии и роль государства в их разрешении [свободный ресурс] / Режим доступа: http://www.trud.ru/ton/, свободный.
6. Соколов A.B. Современные институты молодежной политики в Европе: история становления и развития // Вестник международных организаций. 2009. № 1. С. 84-99.
А. А. Костыгова
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|