Сделай Сам Свою Работу на 5

Юридический институт сибирского федерального университета





В различные времена в отечественном правоведении неоднократно поднималась и особо выделялась тема правовой культуры и правового сознания. Это не удивительно, т.к. от знания и понимания права в обществе, отношения к нему людей, характера их поведения (правомерного или противоправного) в значительной мере зависит реализация содержащихся в юридических принципах и нормах прав, свобод и обязанностей человека [1]. В современном мире одним из наиболее важных факторов гражданского взросления общества в целом и формирование его основ является гражданское правовое образование. И это не удивительно, ведь необходимо признать тот факт, что гражданское общество должно складываться, формироваться, вызревать, а не строиться [2].

Для более точного понимания, что такое гражданское правовое образование, необходимо разобраться в таких понятиях, как правовое сознание и правовая культура. Правовая культура – это вид социальной культуры. Ее принято рассматривать в 2-х аспектах: в широком-правовая культура общества и в узком – правовая культура личности, групп. Мы будем рассматривать правовую культуру в широком смысле, т.к. именно с этой позиции нам удастся проследить воздействие на ее гражданского правового образования населения. Правовая культура - это качественное состояние права, юридической практики, законности, правопорядка, правосознания и поведения личности. В свою очередь правовое сознание- это одна из форм общественного сознания, выражающая субъективное отношение людей к праву, юридической практике, правомерному и противоправному поведению, к их прошлому, настоящему и будущему.



На уровне развития правового поведения личности, гражданина, правовая культура понимается не только как знание прав, хотя правосознание безусловный элемент прав. Для диагностики состояния правовой культуры личности важно обследовать не только сознание, но и поведение человека в целом, т.е. его субъективную и объективную стороны. С субъективной стороны правокультурная личность это особое состояние человека, которое свидетельствует о достаточной глубине знаний о праве, об уважении личности к праву, о том, что право и правовые явления включаются в систему ценностей личности, человек не мыслит вне правовых институтов. Человек может знать право на высоком уровне, но это еще не значит, что он правокультурный человек, т.к. правовое знание не всегда положительный признак, потому что человек может использовать это знание для обхода закона. Так, основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский в одной из своих работ «О нравственном элементе в русском воспитании» пишет: «… чаще всего мы очень хорошо понимаем, что закон полезен, что исполнение его необходимо для пользы общества, но понимаем также очень хорошо, что неисполнение законов очень полезно для нас самих»[3] - иными словами–знание и понимание ценностей закона – не является гарантией исполнения его человеком, если у него не воспитаны нравственные качества. Объективная же сторона правокультурного поведения раскрывается через активную правомерную деятельность. Человек сам изучает правила, осмысляет их. Таким образом, человек, обладающий правовой культурой это, и, одновременно, правоактивная личность.



Правовое образование не входит в правовую культуру. Правовое образование – это механизм формирования правовой культуры и правового сознания. Эта система должна включать в себя как профессиональное, так и гражданское правовое образование.

Правовое образование состоит из двух элементов: Первый элемент – правовое воспитание – это систематическая деятельность (т.е. должно протека всю жизнь) социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта, правомерного поведения с целью формирования и развития правовой активности личности. Второй элемент-правовое обучение – это целенаправленный процесс передачи систематизированных знаний, умений, навыков, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся образовательного уровня и выдача соответствующего документа. Как уже было сказано, правовое образование может быть гражданским и профессиональным. Гражданское правовое образование должно способствовать достижению человеком собственных целей, живя по закону. Надо понимать тот факт, что сегодня наша страна является правовым государством – «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [4]. Это закреплено в статье 1 Конституции РФ. Построение правового государства возможно только при правовом образовании всего населения или подавляющего его большинства. На основе гражданско-правового образования должно строиться профессиональное образование, которое должно быть многоступенчатым и многоуровневым. Это та необходимость, которую обязательно следует браться во внимание.



Образовательный процесс должен строиться постепенно, последовательно, с начальной школы проводить правовую социализацию ребенка, давая ему не только юридические знания, но и навыки и умения активного правомерного поведения. На каждом уровне образования правовые знания, навыки должны быть даны в зависимости от возрастных особенностей, потребности, требований, предъявляемых к каждой ступени образовательного процесса [5].

«Главное в изучении сферы действия права, – подчеркивал В.П. Казмирчук, – его положительное действие. Именно организующая, творческая роль права в формировании новых отношений (иными словами его воспитательно-мотивационное воздействие на поведение членов общества)- вот что все в большей степени приковывает внимание юридической общественности»[6].

Россия не может оставаться в стороне от международного образовательного пространства, потому что современный образованный человек – это новый субъект политической деятельности и гражданских отношений, человек, способный включиться в международный политический дискурс, открытый новому межэтническому пониманию, признающий факт интернационализации международного образовательного пространства.

Важнейшим фактором социально-правового образования молодого поколения, средством формирования нового гражданско-правового менталитета и гражданско-правовой культуры должно выступать новое содержание образовательных профессиональных программ в российских педагогических колледжах и педагогических университетах.

Складывающийся в нашем государстве новый тип гражданско-правового образования должен ориентироваться на личность, имеющую активную жизненную позицию, эмоционально-нравственную готовность лично принимать участие в социально-политической жизни России, всячески способствовать ее процветанию и стабилизации.

Из всего вышесказанного мы видим, что обучение и воспитание – две стороны единого процесса образования. Обучение предлагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке, благодаря усвоению объективных знаний, элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение ценностей, что ведет к формированию личностного, субъективного смысла («значение для меня») того, что усваивается в ходе образования. В то же время любое усвоение ценностей культуры общества невозможно без образования[7]. Именно поэтому в современных условиях одним из важнейших инструментов развития правовой культуры является правовоеобразование.

Библиографический список

1. Шафиров В.М. Обеспечение права: человекоцентристский подход: монография / Краснояр. Гос. Ун-т, юрид. Ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – С. 112.

2. Касич О.И. Современное развитие гражданско-правового образования в России и за рубежом / Юридический мир №10 – 2009.- С. 23.

3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1988. – Т.2. – 496 с.

4. Певцова Е.А. Правовое воспитание и формирование правосознания в России/Российское право №10. 2003. – С. 67.

5. Лоскутова Л. Правовое образование учащихся / Народное образование. – 1986. – №9. – С. 152

6. Казмирчук В.П. Право и методы его изучения. М: Юридическая литература. 1965. – С. 4

7. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации / Педагогика. 1996. № 1- С. 8

 

А. Ю. Хирная

 

Реализация молодежной политики в Кемеровской области:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.