Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации





для проведения дискуссии
в виде ролевой игры по определению понятия налога

Задача раскрытия человека как профессиональной личности, поставленная в Концепции реформы образования в Российской Федерации, требует адекватных технологий обучения. Одним из эффективных их методов являются ролевые игры.

Как показывает многолетний опыт ее проведения в Финакадемии - это эффективный метод пробудить интерес обучающихся к изучению научной теории налогов путем проведения ролевой дискуссии. Игра вызывает живой интерес интеллектуального состязания, умственной работы при обсуждении одного из интереснейшего и сложнейшего вопроса теории налогов. А главное, содержание игры дает кругозор масштабности понимания налогов и учит студентов слушать, слышать и понимать друг друга.

Для проведения ролевой игры на любом уровне (все зависит от проработки, осознания соответствующего материала и искусства руководителя семинарского занятия) разработан Инновационный образовательный продукт: Научное исследование: «Определение понятия налога: методология вопроса и его значение в налоговой практике».



Изучив Научное исследование, которое заменяет студентам, магистрантам самостоятельную работу с отдельными источниками и которые не всегда доступны; студенты, магистранты будут вооружены достаточными знаниями для участия в интересной дискуссии, состязании в осознании вопроса и далее для принятия правильных решений в своей практической деятельности.

Игру рекомендуется проводить после изучения общих гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных дисциплин, поскольку вопрос налогообложения – комплексныйи требует понимания взаимосвязи различных общественных наук, т.е. фундаментальных знаний в сфере общественных отношений.

Цели дискуссии:

1.Вызвать у студентов, магистров интерес к чтению научного наследия по налогам, тех «золотых страниц» (по признанию современников), которые, к сожалению, сегодня не востребованы в должной мере. Великий Дидро, французский. философ ХУШ века писал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

2. Добиться от обучающихся понимания необходимости овладения масштабными и глубокими знаниямив области налогов, как исторической категории, фокусирующей общественные отношения, имеющие религиозный, философский, экономический, политический, правовой, социальный, этический, психологический характер. К месту слова: «История больше не в нашей власти, но наука нам принадлежит» (П.Я.Чаадаев).



3. Воспитывать умение слушать и одновременно слышать оппонентов, приводить аргументы в защиту своей позиции, основываясь на современных знаниях философии, культурологии, теории государства и права, этики, психологии, социологии, экономической теории, финансов, теории налогов в их эволюции.

Задачи дискуссии:

Предложить такое определение налога, которое было бы, во-первых, поддержано большинством участвующих в игре и, во-вторых, способствовать формированию и усилению у граждан положительных правовых эмоций по поводу выполнения общественного долга - уплаты налогов в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Участники ролевой игры, их функции

 

Участники Количество человек Функции
Арбитр (преподаватель) Разъясняет цель и задачи дискуссии. Задает вопросы выступающим участникам игры, оценивает их работу.  
Представитель Правительства Российской федерации. Правительство, имея право законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, вносит на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в статью 8 НК Российской Федерации». Аргументация инициативы должна быть в достаточной степени обоснованной.  
Депутаты, выступающие со своими альтернативными законопроектами     Депутаты, имея право законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции РФ, вносят на рассмотрение в Госдуму законопроект «О внесении изменений в в статью 8 НК Российской Федерации». Аргументация инициативы должна быть в достаточной степени обоснованной.  
Депутаты, принимающие участие в голосовании Все участники игры, за исключением арбитра и представителя Правительства Российской Федерации.   Задают вопросы выступающим. Голосуют за то определение налога, которое им покажется более обоснованным и правильным как с позиции здравого смысла, так и отвечающего современным представлениям о налогах.

Время и место проведения дискуссии



Время проведения - 4 часа, т.е два семинарских занятия либо в формате научно-студенческого кружка (см. Приложение 7: Презентация НСК), а также для проведения научных семинарских занятий для магистрантов.

Этап 1. Подготовительный.

Арбитр за 1 месяц до проведения дискуссии распределяет роли:

представитель Правительства РФ, депутаты Госдумы, выступаюшие со своими альтернативными законопроектами.

Участники, получившие роли представителя Правительства Российской Федерации, депутатов, выступающих со своими альтернативными законопроектами до обсуждения вопроса на заседании Комитета Госдумы убеждают своих коллег в правильности их позиции по вопросу определения понятия налога, обсуждая их во внеурочное время (самостоятельная работа). Позиция в вопросе определения налога формируется на основе приобретенных знаний, а так же имеющихся политических амбиций.

Этап 2. Основной

На первом заседании Комитета (семинарском занятии, посвящённом деловой игре) представитель Правительства РФ обосновывает необходимость и целесообразность внесения уточнений по вопросу определения налога в НК РФ. Предлагает свое определение налога. При этом, он напоминает дефиницию налога и сбора данную в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 №2118-1. и поясняет, что в дальнейшем, в НК РФ определение налога было кардинальным образом изменено и законодатель разграничил понятия: налог и сбор в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Напоминает эти две дефиниции.

После выступления представителя Правительства Российской Федерации, участники игры - депутаты задают выступающему вопросы; начинается дискуссия. Как показывает наш опыт, первое обсуждение проходит в основном на эмоциях.

Однако, далее участники игры, выслушав ответы представителя Правительства на задаваемые вопросы, начинают понимать проблемы, сложность простых, на первый взгляд, вопросов и у них возникает потребность глубже вникнуть в сущность налогов и их историю. Появляется понимание того, что знание и анализ исторической ретроспективы становится необходимым условием для формирования правильных представлений о налогах. В конечном итоге формируется вывод о том, что взаимосвязь исторического и логического в мире налогов очевидно показывает, что без истории налогов нет и теории налогов.

На втором заседании Комитета (семинарском занятии) участники игры - депутаты Комитета рассматривают законопроекты участников игры - депутатов, выступивших со своими законопроектами по определению налога, альтернативными НК Российской Федерации и правительственному варианту. Процедура ответов на задаваемые вопросы вновь дает основания для дискуссии, причем, еще более острой, по сравнению с обсуждением первого законопроекта, т.к обучающиеся, как говорится, «входят во вкус» и вынуждены выдвигать более серьезнее аргументы в защиту своей позиции и искать единомышленников и компромиссы.

Дискуссия, как на первом, так и на втором заседаниях, должна затронуть следующие утверждения, обозначенные в определении налога, данного в НК Российской Федерации и других определениях:

- налог – это платеж;

- налог- это денежный платеж;

- налог – это принудительный платеж

- налог- это платеж, взимаемый в форме отчуждения;

- налог – это индивидуально – безвозмездный платеж;

- налог – это взнос;

- налоги- это вид государственного дохода;

- налог – это пожертвования;

- налог- это расходы налогоплательщика;

- налоги- это отчисления.

Для дискуссии интерес представляет вопрос относительно принципа регулярности налогов, выдвигаемый отдельными экономистами.

Кроме того, в процессе дискуссии необходимо выявить суждения по вопросу необходимости «утяжеления» определения налога признаками, несвойственными налогу – формой, в частности, денежной, в которой уплачивается налог, указанием цели уплаты налогов, а также другим по интересам вопросам..

Арбитр изучает все альтернативные проекты НК Российской Федерации относительно определения налога; выявляет их отличительные признаки; анализирует предложенные определения налога с практических, теоретических и исторических позиций. Он же разрешает разногласия, возникшие в ходе дискуссии и формулирует позиции в отношении определения налога, которые выносятся на голосование участников игры - депутатов Госдумы.

Этап 3. Завершающий.

На голосование выносятся три варианта решения:

1. Согласиться с определением налога, данным в НК Российской Федерации;

2. Поддержать правительственный вариант определения налога, с учетом дополнений и изменений.

3. Отказаться от определения налога в законодательном акте, мотивируя тем, что для такого практического документа, как Налоговый кодекс Российской Федерации, строгая формулировка понятия налога не обязательна.

В условиях упрощенной процедуры принятия решения, принимается та позиция, за которую проголосовало большинство участников игры - депутатов, т.е. более 51%.

Шкала балльных оценок.

86-100 баллов получают участники игры по следующим основаниям: представитель от Правительства Российской Федерации, депутаты, которые внесли свои законопроекты, и депутаты, принимавшие участие в обсуждении, позиция которых по определению налога была близка к той, которая получила одобрение при голосовании;

70-86 баллов получают участники игры - представитель от Правительства Российской Федерации, депутаты, которые внесли свои законопроекты, и депутаты, принимающие участие в обсуждении, рассуждения которых по определению налога совпадают с той, позицией, за которую проголосовало от 30% до 50%, принимавших в голосовании участников игры – остальных депутатов;

51-69 баллов получают участники игры – представитель от Правительства Российской Федерации депутаты, которые внесли свои законопроекты, и депутаты, принимающие участие в обсуждении, рассуждения которых по определению налога совпадает с той, позицией, которая получила меньшее число голосов.

Высшую оценку получает тот участник, чья позиция и задаваемые вопросы основываются на проработке всей рекомендованной литературы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.