Сделай Сам Свою Работу на 5

Рассмотрев принципы налогообложения в НК РФ с позиций научных, очевидна необходимость их лучшей проработки.





Н.И.Осетрова, А.В.Брусницын, В.В.Курочкин

Основные правила налогообложения

В Российской Федерации

Рекомендовано УМО по образованию

в области финансов, учета и мировой экономики в качестве учебного пособия для студентов,

Обучающихся по специальности

«Финансы и кредит»

Москва, 2011

ББК 65.261.41(2Р)

УДК336.221(075.8)(470+571)

Основные правила налогообложения в Российской Федерации: учебное пособие/сост.Н.И.Осетрова,А.В.Брусницын,В.В.Курочкин.-М.:НАО «Финансист»,В.Курочкин,2011.-200с.ISBN978-5-9902678-1-7.

 

Цель учебного пособия «Основные правила налогообложения в Российской Федерации» - оказать обучающимся помощь в изучении и пониманииНалогового кодекса РФ,с целью усвоения «правил игры» на налоговом поле.

Акцент сделан на наиболее важных, концептуальных моментах.

Основные институты законодательства о налогах и сборах рассмотрены в сравнении с ранее применявшимися, выделены принципиально новые для российского налогообложения понятия и категории.

Показаны проблемы правоприменения, выявленные практикой использования принципиально новой идеологии в области налогового администрирования, в частности налогового контроля.



Комментарии сопровождаются соответствующими теоретическими и практическими обоснованиями экономистов, ученых, юристов и специалистов практиков, которые позволяют представить читателю налоги не только в качестве экономического, правового, социального института,но и как явление культуры. Эти знания в определенной степени должны помочь снижению эгоистических мотиваций плательщиков относительно своевременной и полной уплаты налогов.

Сущностный, а не формальный подход к вопросам налогообложения позволяет читателю размышлять об отражениив российском налоговом праве научной теории о налогах, российской нравственности, культуры и правильно оценивать тенденции развития налогообложения в направлении повышения налоговой культуры, что немаловажно для успешного осуществления модернизации в РФ.

В приложениях содержатся «Рекомендации для проведения ролевой игрыпо определению понятия налога». Для подготовки к дискуссии в формате игры представлено Научное исследование: «Что есть налог?». Даны тесты и задания для самостоятельной работы. Нормы НК РФ и иных отраслей права, решения судов обозначены курсивом, а резюме, выводы, акценты обозначены жирным шрифтом.



Учебное пособие рекомендуется для студентов и слушателей всех экономических специальностей, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников, а также для широкого круга читателей. Пособие издано в авторской редакции.

Рецензенты:

Баранов В.А., кандидат юридических наук, заведующий кафедрой «Предпринимательское право, гражданский и арбитражный процесс» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Думинская О.С. Советник Управления налогообложения Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Советник государственной гражданской службы 2 класса.

Тютюкина Е.Б., доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансовый менеджмент» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

ISBN978-5-9902678-1-7

В.В.Курочкин,2011

 

:Проведен тщательный отбор литературы для чтения, которая расширяет кругозор понимания налогов как научной, так и практической категории. Авторы старались изложить сложные вопросы ясным, живым, доступным для всех читателей языком.(исключили)

 

Об авторах учебного пособия:

Осетрова Нина.Ивановна - к..э.н, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, советник налоговой службы 1 ранга, заслуженный экономист России, автор публикаций в профессиональных журналах: «Налоговый вестник», «Налоги и налогообложение», «Налоговая политика и практика» и др.



Принимала непосредственное участие в подготовке ряда законопроектов по налогам в центральном аппарате налоговой службы Российской Федерации.

Брусницын Андрей Владимирович - юрист, эксперт журнала «Российский налоговый курьер». Имеет практический опыт контрольной работы в Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Курочки Вадим Владимирович н- к.э.н.,профессор кафедры «Финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Авторский коллектив выражает благодарность за консультации Дудиной О.М., кандидату философских наук, доценту, социологу Финансового университета и Трофимовой Р.П., доктору философских наук, профессору Финансового университета.

 

 

К сожалению, без редакторской правки.

Содержание

Красным- страницы здесь

 

Предисловие………………………………………………………… 5(5)

Раздел I. Общие положения………………...………………………... 9(11)

Раздел II. Права и обязанности основных участников

налоговых правоотношений……………………………………………38(54)

Раздел III. Общие правила исполнения обязанностей

по уплате налогов и сборов…………………….…………………… 52(74)

Раздел IV. Налоговая декларация. Налоговый контроль…………… 68(98)

Раздел V. Налоговые правонарушения и ответственность

за их совершение………………...……………………...………………96(139)

Раздел VI. Обжалование актов налоговых органов

и действий или бездействия их должностных лиц…………………..105(152)

Заключение……………………………………..…………………… 110(160)

Список использованной литературы…...…………………………… 114(165)

Приложения…………………………………………...……………… 116(168)

Методические рекомендации

для проведения дискуссии
в виде ролевой игры по определению понятия налога 210

 

Научное исследование: «Что есть налог?» Определение понятия налога: методология вопроса и его значение в налоговой практике 218

 


«Существование стройной налоговой

системы в государстве – есть признак

высокой ступени государственного развития»

 

Энциклопедический словарь».

Спб. 1897, т.43, с.497

 

«Законы соответствуют культурности наций»

 

Русский государственный деятель С.Ю.Витте (1849-1915)

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

За годы функционирования налоговой системы, как совокупности установленных в государстве условий налогообложения в Российской Федерации, в законодательство о налогах и сборах было внесено значительное количество изменений и дополнений. Однако общая часть налогового законодательства за период с 1992 по 2007 гг. не подверглась существенным изменениям, значит она, в основном, удовлетворяла запросам экономики, политической системы, т.е. находилась в соответствии с ними.

Далее, потребности социально-экономического, политического, культурного развития страны обусловливают изменения в сфере имущественных отношений, государственного управления, охраны прав граждан и т.д. и естественно оказывают влияние на налоговые отношения, поскольку «…движущие силы народного хозяйства, несомненно господствуют над налоговой политикой»[1]. Поэтому внесение изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах современной России, в частности, кардинальных, сущностных измененийв первую часть НК РФ- это в определенной части объективный процесс. Перспективное развитие налогового регулирования видится авторами в его гуманитарной ориентированности.

Для осмысления законодательных новаций, введенных с 1 января с 2007 года, нужно время, повышение экономической и правовой грамотностивсехучастников налогового процесса; необходимо всем думать по-новому, адекватно вызовам времени, корректировать сознание и быть креативными (творческими людьми).

Диалектика развития правовых отношений включает в себя все многообразие общественных отношений, в том числе и финансовых, в частности, налоговых.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации содержит как экономические, так и юридические параметры, которые должны обеспечивать комплексную правовую регламентацию налогообложения, что предопределяет необходимость творческого сотрудничества экономистов и юристов на всех этапах работы, связанной с налогами.

Экономисты, финансисты формулируют содержание норм права по налогам, а юристы формализуют их и необходимо «согласие в вопросах права». Удачно развивает эту мысль Цицерона, римского политического деятеля, оратора и философа, один из известных российских ученых: «Сближение их взглядов на налоги поможет прежде всего налогоплательщику, который увидит, наконец, в стройном налоговом законе требование не только экономики, финансов, права, логики, грамматики, но и этики(авт. курсив). Хороший закон - не тот, который упоминает об общечеловеческих ценностях и равен международным стандартам, а тот, что помимо всего прочего отвечает современному российскому уровню нравственности, как бы он не отличался от «цивилизованного».[2]

Понимание этого и определило соавторство экономистов и юриста в написании данной работы.

В данном учебно-методическом издании анализ норм закона, определяющих государственно-хозяйственную сферу и анализ самих явлений, в частности, налогов идут рядом. Это обусловлено следующим.

Финансовая наука и финансовое право – близкие, но все же полностью не совпадающие отрасли знания. Российский ученый начала ХХ века И.И.Янжул достаточно ясно об этом пишет, что финансовое право изучает как государство добывает в действительности свои материальные средства, а финансовая наука, на основании данных финансового права и законов народного хозяйства, вырабатывает общие правила о том, как государство должно добывать их[3]. Важно знать не только то, что есть и требуется, но и то, что согласуется с целями правового государства, здравого смысла, понятием справедливости, сознанием народа. Так, в Древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и уточненные способы взыскания, но тем не менее, у народов древности податная система есть только «признак рабства или следствие крайнего деспотизма».

Комплексным подходом авторы пытались избежать сухого изложения норм Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Отдельные фрагменты позволяют задумываться над сложнейщими вопросами относительно налогов, рассуждать и обосновывать свое видение решения практических вопросов с позиций не узкого, прагматического, а системного подхода[4], т.е рассмотрения организации налогов в системе картины мира: «государство-налоги-общество». Это принципиальный тезис. Он выводит на повестку дня широкий круг фундаментальных вопросов, связанных с налоговой дисциплинойи эффективностью налогового контроляс пониманием необходимости изменений во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков. Это, наряду с улучшением норм законодательства, не в меньшей степени, способствует достижению баланса между их интересами и обеспечению больших гарантий для налогоплательщиков. Справедливости ради, надо сказать, что средства массовой информации в последнее время делают акцент на этих вопросах.

В работе приводятся теоретические рассуждения ученых ХIХ-ХХ вв. не только, чтобы отдать должное великим предшественникам. Это особо важно в наше время для формированиия соответствующего мышления в отношении налогов, когда актуализируются вопросы необходимости преодоления правового нигилизма, прав человека и гражданина, нравственно-этические факторы в повышении эффективности экономики в целом и налогообложения, в частности.

Поэтому в работе делается акцент на культуре, как системе ценностей, и на налоговой культуре, в частности. Здесь целесообразно привести одно из опубликованных определений, т.к ни в одном из наших учебников и учебных пособий, монографий определения этого понятия нет: «Налоговая культура- это выражение человеческой духовности и креативности»[5]. Это, по мнению авторов, определение слишком общее. Под налоговой культурой мы понимаем ценности и нормы, которые реально распространены в обществе, т.е реализуются в поведении людей относительно уплаты налогов. При этом следует исходить, что налоговая культура является частью общей культуры и взаимосвязана с повседневной, политической и правовой культурой.

НК РФ, как наиболее предпочтительная у нас форма законодательства о налогах и сборах, по существу формирует самостоятельную отрасль права, имеющую своих субъектов (сторон) взаимоотношений, свой собственный предмет и метод правового регулирования.

По вопросу налогового права, как самостоятельной отрасли права (либо подотрасли финансового, административного права) среди теоретиков нет единого мнения, поскольку нет его и по вопросу разграничения административного и финансового права.

НК РФ – комплексный нормативно-правовой акт, содержит как материальные, так и процессуальные нормы (одна из классификаций норм налогового права, имеющая наиболее общий характер),

Первая часть Кодекса, введенная с 1.01.1999 года, названа юристами Конституцией налогового права [6]. Она содержит нормы общего содержания. Говоря конкретнее, первая часть НК РФ складывается из понятий, институтов, регулирующих принципы и общие правила налогообложения (институт налогоплательщиков, институт обязательства по уплате налогов, институт объекта налогообложения, институт возврата налогов, институт ответственности за налоговые правонарушения и т.д.).

Вторая часть НК РФ, посвящена порядку исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов: федеральных, региональных и местных; по каждому налогу, сбору определены плательщики и конкретизированы элементы налогообложения. Эта часть, имея подчиненное положение по отношению к первой, складывается из понятий, институтов, регулирующих режим исчисления и уплаты отдельных видов налогов, т.е «вторая часть НК РФ развивает ее основополагающие положения.

Без понимания содержания, проблемных вопросов первой части НК РФ невозможно разбираться в сути налогообложения в РФ, налоговом администрировании[7] и направлениях его совершенствования.

В соответствии с задачами, которые ставились перед Налоговым кодексом, налоговая система РФ должна стать более справедливой, понятной, единой и обеспечивающей сбалансировать (гармоничность) общегосударственных и частных интересов.

О том, насколько реализуются в НК РФ задачи, поставленные перед налоговой системой России, покажет время, а мы далее критически пройдемся по новациямотносительно правовых норм материального и процессуального права, показывая при этом кратко последовательность действий налоговых органов и налогоплательщиков по результатам налоговых проверок и интересные, необходимые для понимания налогообложения в РФ, моменты.

 


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объективная сложность налоговых дел, необходимость погруженности в процесс налогового механизма требуют ясности в законодательстве, глубоких знаний правоприменителями в области экономики и права, а также культуры взаимоотношений между всеми участниками налоговых правоотношений.

Сделаем вначале акцент на вопросе, относительно содержания понятий «законодательство о налогах и сборах» (термин “налоговое законодательство” в НК РФ не применяется) и «нормативные правовые акты о налогах и сборах»[8]. Это обусловлено сложностью понимания разницы в их содержании и имеет практический смысл: достаточно прочесть статью 106, согласно которой виды налоговых правонарушений связаны с нарушением законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с НК РФ законодательство о налогах и сборах объединяет НК РФ, федеральные законы о налогах и сборах (например, федеральный закон о внесении изменений и дополнений в НК РФ), законы о налогах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований.

Судя по определению законодательства, данному в НК РФ, к законодательству о налогах и сборах РФ не относятся акты Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти иных уровней.

Помимо этих понятий следует обратить внимание и на понятие «законодательство Российской Федерации», имеющееся в тексте НК РФ (например, в Главе НДС, статье 146); в НК РФ оно не расшифровано. При этом его следует понимать в широком смысле, как общую действующую нормативную правовую базу Российской Федерации.

Далее, следует иметь в виду, что понятие “нормативные правовые акты о налогах и сборах” шире, чем понятие “законодательство о налогах и сборах”, т.к. оно объединяет не только нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов власти всех трех уровней, но и акты органов исполнительной власти, о чем идет речь в статье 4 НК РФ.

НК РФ определены полномочия органов исполнительной власти по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогообложения; ограничена возможность регулирования налоговых правоотношений подзаконными актами.

Согласно статьи 4 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации (далее Минфин РФ), как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, может в предусмотренных НК РФ случаях в пределах своей компетенции, издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Например, Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ «Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации».

При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти, согласно НК РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Соответствующая норма в НК РФ изложена следующим образом: «Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается несоответствующим Кодексу, если такой акт… иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса» (статья 6). Эта норма вызывает, по меньшей мере, недоумение.

Некорректность вышеизложенной действующей нормы НК РФ показана в словах российского современного ученого:«Начнем с того, что никаких «общих начал» в Кодексе нет. Есть «общие принципы» и есть «основные начала», а их симбиоз в виде «общих начал отсутствует. Это означает, что оспорить любую конкретную норму можно будет с помощью словопрения. Словопрение лежит и в основе «буквального смысла»…. «При сохранении такого «буквального» подхода к налоговым законам, экономист, пытающийся втиснуть некую экономическую идею в правовые рамки, всегда проиграет резонеру-юристу, не только не обремененному пониманием этой идеи, но и, зачастую, материально поощряемому к ее искажению»[9]. Кстати, здесь изречение Цицерона: “Наибольшее бесправие там, где царит только буква закона”. Игнорирование «духа»закона показывает формализм в подходе к решению вопроса.

Налоговые органы, согласно НК РФ, не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения. Вместе с тем, законодатель предоставляет налоговым органам право утверждать формы различных документов (решений, актов, форматов и др.), что говорит о том, что налоговые органы, хотя, формально, и не участвуют в нормотворческом процессе, но при этом наделены особыми полномочиями для реализации собственных функций. Например, согласно статьи 52 НК РФ «Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов».

Порассуждаем. Целесообразность и правомерность исключения актов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления из законодательства о налогах и сборах Российской Федерации вопрос интересный, долго и остро дискуссионный.Здесь очевидны как объективные, так и субъективные факторы. Поясним.

Необходимость в подзаконных актах объективна и обусловлена, во-первых, тем, что в законе не может и не должно быть детализации норм и, во-вторых, процедура по регулированию возникших в практике вопросов налогообложения подзаконными актами более оперативна, более мобильна,по сравнению с законодательным процессом. Возражения против юридической конструкции относительно содержания понятия законодательства о налогах и сборах в НК РФ (узкого содержания) вполне оправданы. Трудно не согласиться с мнением ученого: «В нашей ситуации, когда и условия меняются быстро, и законы пишутся плохо, просто необходим инструмент быстрой корректировки налогов, который не укладывается в фундаментальный кодекс»[10].

Имеет смысл для подтверждения сказанного напомнить компетентное мнение из прошлого в отношении подзаконных актов и идеи «прямого действия закона», о чем много говорили на этапе разработки НК РФ.

«Кроме закона необходимо издать правила и инструкции, устанавливающие порядок для всего хода дела; исполнители не должны ослаблять или усиливать строгость закона, и над ними нужен ближайший надзор, останавливающий превышение власти. Особое внимание должно быть обращено на однообразное применение закона»[11].

Аналогично звучит и современное понимание вопроса за рубежом. «На самом деле прямое действие налоговых законов – фикция… К примеру, в США «и доктрина, и судебные органы единодушно придерживаются позиции, согласно которой в иерархии источников права вообще и налогового права в частности подзаконные акты, издаваемые исполнительной властью по уполномочию законодательного органа, находятся на одной ступени с законами – решениями самого парламента».[12] Прав Д.Черник, который до введения НК РФ писал: «Идея сделать НК в качестве закона прямого действия скорее из разряда экономического романтизма»[13].

Практика налогообложения свидетельствует, что, ввиду неясностей, недоурегулированности налоговых отношений, противоречивости норм НК РФ, в практике применения возникает множество вопросов, которые необходимо регулировать в оперативном порядке. Это естественно и нормально!

Например, требует разъяснения, казалось бы ясный, по законодательству вопрос, относительно понятия: «обособленное подразделение организации». В соответствии со статьей 11 НК РФ «обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места». В правоприменении возникают вопросы, как понимать критерий обособленного подразделения организации – «территориальную обособленность», или сколько рабочих мест нужно иметь, чтобы подразделение считать обособленным в целях налогообложения?.[14] Или в соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях. Правоприменители по-разному понимают понятие «участие». Среди специалистов имеются разные мнения: участие посредством любых форм учредительства, членства, владения акциями, долями, паями на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо здесь возможны ситуации, на которые это правило не распространяется, например, простые товарищества, которые к организациям не относятся, поскольку не образуют юридического лица.

Перечень вопросов можно продолжать; наличие налоговых споров наглядно иллюстрирует необходимость оперативного разъяснения ряда норм НК РФ. Этот вопрос понимается в профессиональном сообществе и его решение «не за горами». Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А.Иванов считает: «НК недостаточно детален для инструкции и чрезмерно детален для кодифицированного акта»[15]

НК РФ наделяет Минфин РФ и его органы полномочиями по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах и сборах. И это на практике делается; финансовые органы свою позицию по ряду вопросов, излагают в соответствующих письмах. При этом, следует иметь в виду,что разъяснения финансовых органов, в соответствии с НК РФ, не являются обязательными для налогоплательщиков, а могут рассматриваться как рекомендации компетентных органов.

Резюмируя вопрос нормативно-правового регулирования в сфере налогов и сборов, важно понять, что правила налогообложения в настоящее время регулируются нормативными правовыми актами законодательной (представительной), а также и исполнительной власти только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ. Авторы разделяют имеющиеся сегодня мнения о необходимости разработки инструкций по применению НК РФ, которые должны быть совместным культурным «продуктом» МФ РФ, ФНС РФ и судов.

Рассматривая вопрос законодательства о налогах и сборах и нормативных правовых актов важно понимать, что НК РФ определяет налоговые отношения, как отношения власти и подчинения. Это юридическая природа налоговых отношений. Норма, изложенная в статье 2 НК РФ «Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения.» представляется недостаточно корректной, т.к. властными представляются и другие отношения, например, связанные с работой налоговых органов по взысканию налогов; они же выносят решения о взыскании.

Законодательство о налогах и сборах РФ, являясь неотъемлемой частью системы российского законодательства, не может существовать, действовать и развиваться автономно. Оно органически взаимосвязано с законодательством смежных отраслей права, а именно, с конституционным законодательством, административным, финансовым, бюджетным, гражданским, семейным, таможенным, бухгалтерским, трудовым, уголовным, процессуальным, муниципальным и т.д. При исчислении налогов и сборов, при оформлении документации и при налоговом контроле необходимо «связывать» множество норм и положений из разных нормативных правовых актов.

Пример 1. Кто будет плательщиком транспортного налога при взятии имущества организацией в лизинг? Прямого ответа в НК РФ нет.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ). Это может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель (ст. 20 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)").

Согласно статьи 52.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (утв. Приказом МВД России от 27.01.03 № 59), временная регистрация транспортных средств предусмотрена за лизингополучателем (на время действия договора лизинга). В то же время необходима постоянная регистрация этого же средства за лизингодателем (ст. 52.1 Правил). В результате не ясно, кто является плательщиком транспортного налога, поскольку техника зарегистрирована на имя обеих компаний.

У налоговых консультантов есть мнение, что можно воспользоваться положениями пункта 7 статьи 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому можно сделать вывод, что налог не должен платить никто.

Однако такую позицию на практике отстоять практически невозможно. Ведь обязанность платить законно установленные налоги установлена статьей 57 Конституции России. Поскольку существует постоянная регистрация и временная регистрация транспортного средства, то приоритет должен отдаваться именно постоянной регистрации. Ведь именно лизингодатель является приобретателем и собственником имущества. В постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 года №938, в пункте 3 говорится о том, что транспортное средство регистрируется только на собственника.

Пример 2. Для ответа на вопрос, возникает ли объект НДС у организации, образовавшей третейский суд в случае оказания ею услуг следует обратиться к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации». Этим Законом определен состав и порядок распределения расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде. Фактически, согласно названному Закону, третейский сбор является платой за оказание услуг по рассмотрению спора и соответственно входит в налоговую базу по НДС у юридического лица, образовавшего третейский суд.

Пример 3. Для ответа на вопрос, имеют ли право индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим: Упрощенная система налогообложения на отсрочку платежа необходимо понять, что речь идет о налоге. Для этого нужно обратиться к Бюджетному кодексу РФ.

В НК РФ сформулированы общие принципы налогообложения и сборов и основные начала законодательства о налогах и сборах.

Уделим этому вопросу относительно большее, чем предыдущим вопросам, внимание. Важно учесть, что, по определению юристов, основные начала, являясь базовой, системообразующей статьей, задающей тон всему НК РФ, определяют сущность российского налогового права. Принципы должны учитываться не только на этапе разработки закона, но и в правоприменении судами, налоговыми органами и налогоплательщиками. Они для всех, связанных с налогообложением.

И.так, в соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации в НК РФ сформулированы «общие принципы налогообложения и сборов» (статья 1). Необходимо сделать акцент, что общие принципы налогообложения и сборов, сгруппированные в семь блоков, раскрываются в семи разделах первой части Кодекса. Достаточно прочесть оглавление разделов первой части НК РФ; именно в такой последовательности авторы рассматривают вопросы в данном учебно-методическом пособии.

Здесь сосредоточим внимание на статье 3 НК РФ «Основные начала[16] законодательства о налогах и сборах», в которой сформулированы принципы налогообложения (в смысле принципов налоговой политики), конкретизирующиеся в содержании элементов налогообложения, применительно к конкретному налогу. Именно они в данном контексте представляют теоретический и практический интерес.

Нормы-принципы в отличие от иных конкретных форм правового регулирования, которые подвержены частым изменениям, носят абстрактно-обобщающий и стабильный характер, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогообложения.

«Содержание основных начал зависит от конкретных социально-экономических условий страны и являются ориентиром, в первую очередь, для государства и законодателя, которые формируют национальный режим налогообложения и налоговую политику.”[17]

Прежде чем характеризовать отдельные позиции Основных начал (т.е принципов), акцентируется внимание студентов на одном моменте. «Сама Конституция Российской Федерации о принципах налогообложения непосредственно говорит весьма скупо, по сути только в ст. 57».[18]

Основные начала в НК РФ начинаются со слов: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога». Этой нормой НК РФ конкретизирует 57 статью Конституции Российской Федерации, согласно которой «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

В отношении равенства налогообложения в соответствии с НК РФ приведем решение ВАС Российской Федерации: «Равенство налогообложения не означает, что у всех налогоплательщиков размер доходов, подлежащих налогообложению или исключаемых из налогообложения, должен быть одинаковым. Равенство налогообложения в данном случае означает не равенство сумм облагаемых или необлагаемых доходов, а установление единого порядка налогообложения доходов»[19]

Конструкция о равномерности обложения в НК РФ представляется очень уж оригинальной, через учет фактической способности к уплате налога. По меньшей мере это не понятно; этот «принцип» требует должной конкретизации. Интересно заметить, что в научной теории налогов в качестве принципов справедливости налогообложения рассматривались всеобщность и равномерность обложения.

Вторая позиция Основных начал, согласно которой «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала».

Эти положения НК РФ развивает конституционные нормы, согласно которым «В Российской федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (статья 8 Конституции Российской Федерации) и «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (пункт 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).

Следующая позиция Основных начал НК РФ, на которой интересно заострить внимание: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав».

НК РФ, а также комментарии к нему, к сожалению, не раскрывают суть этой позиции и мнения правоприменителей неоднозначны. На наш взгляд, этот «принцип» представляется надуманным; он не встречается в научной литературе. Да и в обзорной судебной практике он встречается достаточно редко.

Как показывает история налогообложения, государства вводили разнообразные налоги на предметы, имущество, товары, а также на разные мыслимые и немыслимые действия, события и состояния (см. Приложение 2), отражающие культурный уровень развития общества. Иначе говоря, «форма налогообложения предопределяется потребностями эпохи»; можно дополнить и потребностями государства. Поэтому речь в принципах налогообложения должна идти не об экономическом основании налогов, которые все по своей сути имеют экономическое основание, поскольку они являются необходимыми в публично-финансовом хозяйстве, а о целесообразности выбора таких налогов, такого их устройства, которые адекватны данному этапу развития государства.

Для понимания этого целесообразно привести содержание статьи 55 Конституции Российской Федерации «…Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Позиция четвертая основных начал «не допускает устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств….». Эта норма развивает в налогообло

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.