Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ II. Права и обязанности основных участников налоговых правоотношений.





Не перечисляя все права и обязанности, акцентируем внимание на основных моментах общего характера и спорных, проблемных положениях:

* Не все права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) сконцентрированы в соответствующих статьях НК РФ; они пронизывают весь Кодекс. Кроме того,следует знать, что в Законе о налоговых органах Российской Федерации от 07.112000 №135-ФЗ и в Положении о Федеральной налоговой службе 2004 года так же прописаны права и обязанности налоговых органов и полномочия налоговых органов соответственно.

* Налоговые агенты (основная масса - работодатели) в отношении прав приравниваются к налогоплательщикам, а обязанности их сформулированы в отдельной статье 24 и отличаются от обязанностей налогоплательщиков в главном: они не обязаны, в отличие от налогоплательщиков, уплачивать законно установленные налоги.Почему? У налоговых агентов не может быть такой обязанности, т.к они не являются плательщиками налогов, их обязанность - исчислять, удерживать налоги из средств, выплачиваемых налогоплательщикам и перечислять их в бюджет.

Важно понимать, что организация одновременно может быть и налогоплательщиком, и налоговым агентом, выступающим в соответствующих условиях агентом налогового органа. Изучая НК РФ, необходимо обращать внимание на то, что в ряде статей НК РФ специально оговаривается, распространяется та или иная норма на налоговых агентов или нет.



Не следует путать налоговых агентов (статья 24) с источником выплаты доходов налогоплательщику (статья 11). Это объясняется тем, что статус источника выплаты, которым может быть организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход, не предполагает обязанности исчислить, удержать и перечислить в бюджет налоги с полученного дохода; это обязанность налогового агента. Источник выплаты доходов налогоплательщику признается налоговым агентом не во всех случаях, а только в предусмотренных НК РФ случаях по конкретным налогам. Например, в Главе 21 Налог на добавленную стоимость есть специальная статья 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» и в главе 23 Налог на доходы физических лиц - статья 226 «Особенности исчисления налога налоговыми агентами».



* В НК РФ с одной стороны, устанавливаются рамки дозволенного поведения налогоплательщика и определенные гарантии защиты их прав в отношениях, связанных с выполнением конституционной обязанности уплачивать налоги, с другой, устанавливаются рамки полномочий для контролирующего органа. Поскольку государство признает лицо, оно, естественно, само себя ограничивает в правоотношениях.

Гармонизацию, т.е. сбалансированность прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, что является одним из направлений совершенствования законодательства о налогах и сборах, не следует понимать, какравенство сторон в гражданском праве, она предполагает равенство сторон в процессе, т.е только в возможности доказать свое право.

* Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Однако, при беглом знакомстве прав и обязанностей основных участников налоговых правоотношений очевиден приоритетправ налогоплательщиков перед правами налоговых органов. Взять для примера норму о том, должностные лица налоговых органов “обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам…, не унижать их честь и достоинство” (статья 33). Хотя наличие в законодательстве этических норм, не представляется, на наш взгляд, правильным, однако, отсутствие аналогичной нормы в обязанностях налогоплательщика корректно относиться к налоговому инспектору создает ситуацию, позволяющую налогоплательщикам использовать данную норму в своих интересах. Уместен здесь тезис юриста:«Задача права в том, чтобы создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения»[55] Право и мораль, как виды социальных норм, хотя и имеют различия между собой, но их объединяют общие черты и они должны помогать друг другу в достижении общих целей в социально-экономической системе и культуре, используя для этого свойственные им методы. «Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там где нравственность бывает не способна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявление эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением»[56] Отсюда вышеуказанная норма НК РФ, по мнению авторов, не согласуется с идеей партнерских отношений.



* Введение в законодательство о налогах и сборах обязанности налоговых органов, корреспондирующей с правом налогоплательщика получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и т.д. несомненно способствует реализации задачи по формированию доброй воли налогоплательщика и изменению отношения его к налоговым органам, как органам “не карательным”, а органам, которые наряду с контрольными функциями, призваны помогать налогоплательщикам выполнять свои конституционные обязанности по уплате налогов.

НК РФ предусмотрено получение информации в письменной форме по налогообложению от налогового органа по месту своего учета, а от финансовых органов – разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Это разные функции.

Поясним. На вопрос, в какой орган (ФНС РФ, Минфин РФ) целесообразнее направить запрос относительно предоставления льготы по налогу на доходы физических лиц конкретному лицу, например Петрову И.И? следует ответить, конечно, в налоговый орган, конкретно, в налоговую инспекцию. Однако по вопросу, на который нет прямого ответа в НК РФ, запрос следует направить в Минфин РФ. В качестве примера приведем следующую ситуацию: в период проведения инвентаризации у налогоплательщика-организации (продавца) была выявлена недостача товаров на складе, у налогоплательщика и возникает вопрос, каковы будут последствия по применению НДС? Ни в статье 171 «Налоговые вычеты», ни в статье 170 «Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)» ответа не найти. Нужны разъяснения по применению закона.

Интересно здесь отметить, что НК РФ установил срок относительно письменных разъяснений - два (три) месяца со дня поступления запроса только для финансовых органов (пункт 3 статьи 34.2). Оценивая позитивно введение такого срока, было бы не лишним и вполне логичным предусмотреть правовые последствия несоблюдения финансовым органом установленного НК РФ срока.

Говоря о разъяснениях норм НК РФ следует понимать, что налогоплательщик, зная позицию фискальных органов, может ее и проигнорировать, ибо разъяснения не являются нормативными правовыми актами. При этом следует иметь в виду, что следование разъяснениям, может привести, в отдельных случаях, и к неправильным действиям, в частности, к недоплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды с вытекающими последствиями. При этом, по общему правилу при выполнении письменных разъяснений, данных ему либо неопределенному кругу лиц пени не начисляются, а налогоплательщик может не нести ответственности за налоговое правонарушение (см. статья 75,пункт 8; статья 111).

Налогоплательщик, прежде всего, должен руководствоваться своим пониманием НК РФ, поработать своим интеллектом и изучая соответствующую литературу, решения судов и др. Налогоплательщик такой же правоприменитель, как и налоговые органы, суды; только у них у всех разные функции в сфере налогообложения.

* НК РФ предусмотрено право налоговых органов привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, вызывать в качестве свидетелей определенных лиц.

Интересно сделать акцент на вопросе относительно целесообразности привлечения свидетелей в формате проведения налогового контроля. Следует ли эту новеллу в НК РФ отметить как прогрессивную для целей обеспечения установления истины по делам, связанным с осуществлением контроля? Не лишним привести мнение: “Против показаний третьих лиц можно возражать потому, что будто бы, они воспитывают в гражданах наклонность к шпионству и подрывают доверие в отношениях между людьми. На обязанности гражданина относительно государства нужно смотреть без излишней сентиментальности, нужно помнить, что скрытие части доходов недобросовестным налогоплательщиком ведет только к чрезмерному обременению тех, которые правдиво обнаруживают свои податные силы. А потому, содействие податным комиссиям в определении истинной высоты доходов плательщика должно быть рассматриваемое не как акт шпиона, а как проявление гражданского долга, противодействующее темным антигосударственным силам. Публичность окладных списков и широкое право податных комиссий пользоваться всеми документами, которые могут быть полезны для дела, способны вызывать возражение, что такой порядок может быть вреден для многих плательщиков он может открывать коммерческие тайны, которые старательно и не без оснований оберегаются от чужих глаз. Это воззрение, довольно распространенное в литературе, есть доказательство только излишнего преклонения пред темными сторонами современного общественного быта»[57].

* Налоговые органы вправе, в соответствии с НК РФ, предъявлять в суды иски, в частности, о взыскании с налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ. Эти случаи перечислены в подпункте 14, пункта 1, статьи 31.Их нет смыла перечислять. Важно остановиться на достаточно спорном вопросе.

Сейчас, в отличие от прежнего порядка, НК РФ не закрепляет право налогового органа на обращение в суд с исками о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом необходимо отметить, что соответствующие права на обращение в суд остаются за налоговыми органами в соответствии с Федеральным Законом от 21 марта 1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений. Возможно, эти права были перенесены в Закон о налоговых органах с учетом того, что такие положения не связаны напрямую с налоговыми отношениями. Но при этом осуществляются сейчас налоговыми органами, поскольку они же в настоящее время являются и регистрирующими органами.

Также НК РФ не предусматривает права налогового органа на предъявление в суды исков о признании сделок недействительными. Это право тоже остается за налоговыми органами в соответствии с Федеральным Законом от 21 марта 1991 года №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений. Это пример того, что одним НК РФ не обойтись для понимания и решения многих вопросов.

* Налогоплательщики, плательщики сборов, а также налоговые агенты имеют право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя. Представительство через законного или уполномоченного представителя в налоговых правоотношениях регулируется специальной главой НК РФ (статьи 26-29). Однако на практике выявляются несогласованности этой казалось бы понятной главы 4 НК РФ: «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» со второй части Кодекса.

Например. Взаимосвязь законодательных норм первой части НК РФ (статьи 3, статьи 26,29 ) и Главы 21«Налог на добавленную стоимость» статьи 169, пункта 6) ставит в недоумение индивидуального предпринимателя, которому отказано, например, во время болезни, отпуска, в отличие от организаций, пользоваться институтом представительства.

Статьи, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков не претерпели существенных изменений последнее время, но несколько слов в части повышения гарантий соблюдения прав налогоплательщиков и защиты интересов государства имеет смыл сказать.

Сейчас налогоплательщики, по сравнению с прежним порядком, имеют право не только на соблюдение, но и на сохранение налоговой тайны; это корреспондирует универсальной обязанности должностных лиц налоговых органов соблюдать налоговую тайну постоянно, а не по отдельным требованиям налогоплательщиков.

Следует акцент сделать на том, что сведения о налогоплательщике, по общему правилу, с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, содержание которой определено в НК РФ (статья 84, пункт 9).

Вообще нужно сказать, что вменение органам государственной власти обязанности не только не раскрывать информацию, но сохранять ее в тайне, является сейчас очень актуальным, поскольку в последнее время оказываются в руках пиратов базы данных почти всех органов. С учетом этого сохранение налоговой тайны становится существенным бременем для налоговых органов, поскольку в противном случае можно столкнуться с обоснованными претензиями лиц, чьи права были нарушены.

Ввиду того, что в настоящее время уделяется существенное внимание совершенствованию регламентации налогового контроля, созданию прозрачного механизма осуществления контрольных мероприятий, а также дополнительных гарантий прав налогоплательщиков при осуществлении таких мероприятий, в НК РФ, налогоплательщику предоставлено право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в определенных случаях, что повышает его правовой статус. Это важно при том, что сам процесс рассмотрения материалов по результатам проверки (как камеральной, так и выездной) становится более формализованным и существенным.

Что касается перечня обязанностей налогоплательщиков, закрепленного НК РФ, то он фактически не изменился. Но в тоже время на содержании некоторых обязанностей следует остановиться и любознательный студент, сравнивая номы НК РФ, увидит изменения и сделает соответствующие выводы.

Делается акцент на том, что налоговые декларации (расчеты) представляются налогоплательщиками в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность их представления (а не уплаты налогов, как было ранее). Такой шаг законодателя представляется, с нашей точки зрения, вполне оправданным, поскольку на практике возникали недоразумения; не было должного соответствия соответствующих норм НК РФ.

Об отчетности. Сейчас индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет,представляют по месту жительства книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операцийпо запросу налогового органа.

Из обязанности по представлению бухгалтерской отчетностиспециально сделано изъятие для организаций, которые в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от его ведения. Это снимает возникающие в правоприменении вопросы.

О представлении документов в налоговые органы. Введена дополнительная формализация процесса истребования и представления документов. Следовательно, налоговые органы смогут требовать от налогоплательщиков представления документов только в том порядке, который закреплен в НК РФ. Это одна изсерьезных новаций,внесенных в НК РФ последнее время.

Уточнена обязанность налогоплательщиков по обеспечению сохранности документов. Теперь на налогоплательщиков возлагается обязанность по хранению данных не только бухгалтерского, но и налогового учета. При этом перечень соответствующих документов является открытым. НК РФ к таким документам отнесены, в частности, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Обязанность налогоплательщика письменно сообщить в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов, а также лицевых счетов согласно действующей редакции должна быть исполнена в течение семи дней с момента открытия (закрытия) счетов вместо ранее установленного десятидневного срока. Но не следует огорчаться,учитывая, что сроки по общему правилу теперь в НК РФ исчисляются не в календарных, а рабочих днях, то фактический срок для сообщения в налоговый орган сведений может быть как на день меньше, так и на день больше, в зависимости от дня недели, в котором имеет место открытие счета. Этот момент касается многих норм, связанных со сроками.

Налогоплательщики, как и раньше, обязаны сообщать в налоговые органы о создании и ликвидации обособленных подразделений в течениеодного месяца. Такое сообщение необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения организации. При этом, в связи с новыми изменениями, не будет обязанности сообщать о реорганизации обособленного подразделения. Таким образом, если организация распорядительным документом решила изменить статус обособленного подразделения, например, с филиала на представительство, цех или иное, сообщать в налоговый орган об этом уже не нужно. А вот сообщить о ликвидации самой организации, также как и о её реорганизации придется в трехдневный срок со дня принятия решения. Таким образом, внутренняя хозяйственная деятельность налогоплательщика, не связанная с публичными обязанностями, выводится из-под контроля налоговых органов.

Новации уточняют и некоторые обязанности налоговых агентов. Так налоговые агенты обязаны исчислять и удерживать налоги исключительно из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам. Это очень существенный момент, который также как и ряд нововведений позволит сократить число налоговых споров. Месяц, отведенный налоговому агенту на сообщение в налоговый орган о невозможности удержать налог, будет исчисляться с момента, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Одновременно налоговым агентам кроме ведения учета выплаченных доходов, удержанных и перечисленных налогов, придется вести учет исчисленных доходов и налогов. Налоговые агенты также как и налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Наличие такой нормы в обязанностях налогоплательщиков и отсутствие ее у налоговых агентов также вызывало вопросы.

Следует остановиться на том, что изменилось в правах и обязанностях налоговых органов. Акцент сделаем на отдельных моментах, возникающих в правоприменении.

Окончательно исключены из НК РФ права налоговых органов по контролю за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.

Как известно, некоторое время действовали статьи НК РФ, определяющие порядок проведения такого контроля. Однако тот опыт оказался неудачным в виду огромного количества поступающей информации и невозможности ее обработать, и статьи признаны утратившими силу.

Для налоговых органов введено дополнительное ограничение по истребованию документов, которое соотносится с расширением гарантий прав налогоплательщиков, о которых говорилось выше. То есть требовать представления документов можно только в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Авторы специально на этом делают акцент, поскольку не секрет, что проблема с истребованием и представлением документов является одной из основных проблем взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Прекращаются налоговые споры о том, в каких случаях возможно проведение налоговыми органами осмотра помещений налогоплательщика. Осмотр помещения допускается, только если началась выездная проверка. Поясним, в чем была проблема и возникали налоговые споры.

Право проведения осмотра складских, торговых и иных помещений и территории налогоплательщика, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, было предоставлено налоговым органам одновременно на основании статей 31 и 92 НК РФ. При этом если в статье 31 было установлено универсальное право на проведение осмотра, то в статье 92 это право ограничено проведением должностными лицами налоговых органов выездных налоговых проверок. Сейчас это противоречие снято.

Что касается прав требовать от банков документы, подтверждающие исполнение поручений налогоплательщиков и налоговых органов, то теперь последним предоставляется право истребовать документальное подтверждение списания денежных средств не только со счетов налогоплательщиков, но и с корреспондентских счетов банков, а также доказательства перечисления сумм налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. Эту новацию в защиту интересов бюджета следует особо отметить как долгожданную. Эта норма в корреспонденции с соответствующей обязанностью банков, фактически направлена на регулирование ситуаций, которые могут возникнуть в случае повторения банковского кризиса 1998 года, в целях предотвращения возможности возникновения огромных сумм зависших платежей, с которыми налоговые органы разбираются до сих пор.

Важно обратить внимание читателей на следующий важный момент, касающийся публичных интересов.

Ввиду наличия проблемы с надлежащим исполнением решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков и в целях ее разрешения, налоговым органам предоставлено право обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию, вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим НК РФ.Таким образом, если в конкретной ситуации окажется, что банк неправомерно после получения решения налогового органа все же списал деньги по распоряжению налогоплательщика, суд может обязать такой банк возместить ущерб государству.

На практике возникали случаи, когда банки используют поддельные решения об отмене приостановления операций, якобы полученные из налогового органа либо искажают время получения решения о приостановлении операций, чтобы иметь возможность перевести деньги клиента со счета. Чтобы в дальнейшем свести к минимуму подобные ситуации внесены изменения в статью; 76 «Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей», о чем дальше.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ вышестоящим налоговым органам предоставляется право не только отменять, но изменять решения нижестоящих налоговых органов. Это решение представляется вполне оправданным, так как в большом количестве случаев требуют уточнения только отдельные части решения налоговой инспекции, но при этом вышестоящие органы могли отменить решение целиком.

Еще один нюанс в правах налоговых органов. В отмененном Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы» налоговым органам, наряду с перечисленными в Законе правами предоставлялись другие права, предусмотренные законодательными актами. В настоящее время им предоставлены другие права только предусмотренные настоящим Кодексом. Не анализируя этот вопрос подчеркнем только то, что законодатель безусловно упорядочивает правомочия налоговых органов, но очевидно их ограничение. Правомерно ли это? Поразмышляйте.

О том, что изменилось в обязанностях налоговых органов. Круг этих обязанностей расширился.

Прежде всего, необходимо отметить, что сейчас в НК РФ закреплена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФпо вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Представляется, что появилась эта обязанность в связи со следующими обстоятельствами. Изменения, внесенные ранее в НК РФ в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» закрепили ведение разъяснительной работы по законодательству о налогах и сборах за Минфином РФ. При этом к обязанностям налоговых органов было отнесено бесплатное информирование (в том числе в письменном виде) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Таким образом, не было проведено четкого разграничения между вышеуказанными функциями, что фактически повлекло невозможность создания единой согласованной системы применения законодательства о налогах и сборах, поскольку грань между информированием и разъяснением является очень условной.

На практике в настоящее время существуют письма Минфина и ФНС Российской Федерации по одним и тем же вопросам, которые содержат противоречивые позиции. Эта ситуация обусловлена тем, что большая часть обращений налогоплательщиков по законодательству все равно направляется в налоговые органы, из-за того, что именно они непосредственно работают с налогоплательщиком в практических ситуациях.

Однако, учитывая, что ФНС РФ находится в ведении Минфина РФ, представляется, что разъяснения законодательства, отнесенные к его компетенции, формально действительно должны быть обязательными для налоговых органов. Поэтому норма устранила былые несоответствия. Действующая норма НК РФ (статья 32, пункт 1, пп.5), призвана в дальнейшем обеспечить единообразие в решении одних и тех же вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Далее,НК РФ к прямым обязанностям налоговых органов отнесено сообщение налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведений о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства и их изменениях. Эти сведения необходимы для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации. Такая обязанность направлена на устранение случаев несвоевременного информирования налогоплательщиков, из-за которого в ряде случаев уплата налога происходит с нарушением срока, установленного НК РФ; такое несвоевременное информирование не избавляет же от претензий налоговых органов. Поэтому установление обязанности по информированию является очень существенным.

Обязанность налоговых органов в отношении осуществления зачетов сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов несколько расширена и теперь включает в себя необходимость принятия решенийо возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, а также направление оформленных на основании этих решений поручений соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения.

О предоставлении справок налогоплательщикам. До настоящего времени справка налогового органа об отсутствии задолженности является одним из необходимых документов для совершения целого ряда важных для налогоплательщиков действий: от получения кредитов до продажи квартир. Получение этой справки некоторое время назад представляло определенные сложности.

Сейчас эта проблема решена;законодатель прямо закрепил обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Такая справка должна быть представлена в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Осуществление, по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов также становится процессом, от которого налоговый орган не вправе отказаться.

В перспективе одним из направлений развития информационных ресурсов налоговых органов называется обеспечение доступа налогоплательщика к своему лицевому счету. Налогоплательщик с помощью стандартной программы доступа в Интернет сможет обращаться к сайту регионального Управления, в течение нескольких секунд будет происходить процесс авторизации, далее пользователь попадает в систему информационного обслуживания, в рамках которой он сможет увидеть список открытых лицевых счетов. Затем выбирает интересующий лицевой счет и просматривает его в развернутом виде. Бухгалтер налогоплательщика будет видеть в реальном времени все уплаты и начисления. Это позволит ему заранее подготовиться к проведению сверки и значительно сократит время, проводимое в налоговой инспекции. Предполагается, что такая возможность будет способствовать увеличению числа налогоплательщиков, переходящих на электронный документооборот с инспекцией.

Получение налогоплательщиком при необходимости копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента также не должно больше вызывать трудностей, поскольку выполнение таких заявлений также становится обязательным для налоговых органов.

Изменились и обстоятельства, с которыми НК РФ связывает необходимость передачи налоговыми органами материалов в органы внутренних дел. Ранее налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение налогового правонарушения, содержащего признаки преступления, обязаны были в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить такие материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сейчас налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в течение 10 дней со дня выявления обстоятельств указывающих на то, что налогоплательщик (плательщик сбора) в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога или сбора полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения правонарушения, содержащего признаки преступления. Здесь есть интересные нюансы, по которым читатели сами могут порассуждать, связывая норму НК РФ с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Особо важный момент. Для того, чтобы считать окончательно освещенной тему прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов относительно сравнительно новых нюансов, важно обратить внимание читателей на Закон Российской Федерации о налоговых органах Российской Федерации.

Иные права налоговых, органов, которые содержались в Законе о налоговых органах приведены в соответствие с положениями НК РФ. Так, до недавнего времени право налоговых органов приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в Законе о налоговых органах было регламентировано значительно шире, чем в НК РФ. Им можно было воспользоваться не только при непредставлении налоговых деклараций, но и в случае непредставления бухгалтерской отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей. И нужно сказать налоговые органы этим правом пользовались. В настоящее время эта процедура регламентируется статьей 76 НК РФ.

Изменениями также унифицирована процедура выемки документов, которая регламентирована только 94 статьей НК РФ.

Особо следует сказать в данном контексте о праве налоговых органов контролировать выполнение кредитными организациями установленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом ФНС России, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При этом налоговым органам законодательно предоставляется право получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления такого контроля. Но эта норма прописана не в НК РФ, а в вышеуказанном Законе о налоговых органах РФ (пункт 15). Почему? Ответ не прост.

Для регламентирования порядка проведения указанных проверок банков предлагалось внести изменения в сам НК РФ и определить порядок проведения таких проверок, поскольку деятельность банков являются определенной зоной риска. Кроме того, зачастую налоговые органы сталкиваются с отказами банков от представления документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, со ссылкой на банковскую тайну.

Вместе с тем, законодатели не пошли по прямому, простому понятному пути закрепления соответствующего права и порядка его реализации в НК РФ. Вместо этого включили норму в Закон о налоговых органах, который все же имеет второстепенное значение по сравнению с НК РФ. Кроме того, пока порядок проведения таких проверок, в частности по контролю банков по вопросам исполнения инкассовых и платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему,.не будет разработан и согласован, их проведение на практике остается фактически невозможным. Что касается сроков утверждения такого порядка, то с формальной точки зрения такой порядок уже должен быть разработан, но его пока нет.

Резюмируя вопросотносительно прав и обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах следует, что несмотря на постепенную реализацию гармонизации прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, остаются и появляются новые вопросы, которые требуют разъяснений, поскольку неоднозначно понимаются участниками налогового процесса. Необходима оперативность в регулировании налоговых правоотношений, о чем говорилось выше.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.