Вводное. Предмет патофизиологии. Патофизиология клетки.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Красноярский государственный медицинский университет
Имени профессора В.Ф. Воино-Ясенецкого
Министерства здравоохранения и социального развития»
Кафедра патологической физиологии с курсом клинической патофизиологии
Патологическая физиология
Учебное пособие
для внеаудиторной работы студентов 2,3 курсов,
обучающихся по специальности 060105 «стоматология»
Красноярск
УДК 616-092(075.8)
ББК 52.52
Патологическая физиология:учебное пособие для внеаудиторной работы студентов
2,3 курсов, обучающихся по специальности 060105 «стоматология»/ под редакцией Л.В.Федюкович, Т.Г.Рукша– Красноярск: типография КрасГМУ, 2009.- 250 с.
Составители: Федюкович Л.В.,Бардецкая Я.В., Сергеева Е.Ю.,Фефелова Ю.А., Климина Г.М., Зобова С.Н., Жирова Н.В., Новикова Л.В.
Учебное пособие содержит основные понятия, контрольные вопросы, планы семинарских занятий, списки рефератов и докладов, тесты для самостоятельной подготовки студентов.
Рецензенты: профессор кафедры патофизиологии,
Новосибирский медицинский университет,
д.м.н., профессор Начаров Ю.В.
Зав. кафедрой биохимии человека и животных,
Институт естественных и гуманитарных
наук Сибирского федерального университета,
д.м.н., профессор Савченко А.А.
зав. кафедрой нормальной физиологии,
Красноярская государственная медицинская академия,
д.м.н., профессор Савченко Ю.И.
Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ ( протокол № 1 от 30.09.2008)
КрасГМУ
Содержание
Занятие №1. .Вводное. Предмет патофизиологии. Патофизиология клетки. 4
Занятие №2.Болезнетворные факторы внешней среды. Патогенное действие
атмосферного давления, электротока, высокой и низкой температуры,
патогенное действие излучений. 10
Занятие №3.Реактивность и резистентность организма. Патология иммунитета.
Аллергия. 17
Занятие №4. Местные нарушения кровообращения. Воспаление 23
Занятие №5.Патофизиология воспаления. Лихорадка. 29
Занятие №6. Патофизиология опухолевого роста. 36
Занятие №7. Контрольное занятие по теме: «Этиология, патогенез. Типические
патологические процессы» 42
Занятие №8.Нарушения углеводного обмена . 56
Занятие № 9.Нарушениябелкового обмена. 61
Занятие №10. Нарушенияводно- электролитного обмена и кислотно-основного
равновесия 66
Занятие №11.Контрольное занятие по теме: «Патология обмена веществ». 72
Занятие №12Патофизиология нервной системы. Патофизиология
боли. 86
Занятие 13.Патогенез эндокринопатий. ОАС 91
Занятие №14.Этиология и патогенез дисфункций щитовидной и паращитовидной
желез. 97
Занятие №15.Патология системы крови. Анемии 104
Занятие №16.Патология системы крови. Лейкоцитозы, лейкопении.Гемабластозы 111
Занятие №17.Патология системы гемостаза 118
Занятие №18. Контрольное занятие по теме: «Патология системы крови». 124
Занятие№19.Патофизиология коронарной и сердечной недостаточности.
Артериальные гипертензии. 138
Занятие №20. Патофизиология внешнего дыхания. 144
Занятие №21. Патофизиология экстремальных состояний. Шок. 150
Занятие №22.Контрольное занятие по теме: «Патофизиология сердца, дыхания».
экстремальных состояний» 156
Занятие №23.Патогенез дисфункций системы пищеварения. 166
Занятие №24.Патофизиология печени. 177
Занятие №25.Патофизиология почек. 184
Занятие №26.Контрольное занятие по теме: «Патофизиология системы пищеварения,
печени, почек». 196
План занятий по дисциплине «Патофизиология зубо-челюстной системы.»
Занятие № 1 Специфическая и неспецифическая защита тканей полости рта 209
Занятие № 2 Аллергические реакции в стоматологии. 215
Занятие № 3 Острые и хронические воспалительные процессы тканей
полости рта. 221
Занятие № 4 Патофизиология слюнных желез. 226
Занятие № 5Патофизиология обмена веществ зубо-челюстной системы 232
Занятие № 6 Патофизиология системы крови и гемостаза в развитии патологии
зубо-челюстной системы 239
Занятие № 7 Патофизиология болевого синдрома в стоматологии,
классификация боли, этиопатогенез пароксизмальной лицевой боли и различных
видов боли, встречающихся в практике врача-стоматолога. 243
Тема № 1
Вводное. Предмет патофизиологии. Патофизиология клетки.
Форма работы: Подготовка к практическим занятиям.
Вопросы для самоподготовки:
1.Патофизиология как фундаментальная биомедицинская наука. Предмет и методы патофизиологии.
2.Моделирование патологических процессов. Значение эксперимента.
3.Новейшие достижения молекулярной биологии, генетики, биофизики, биохимии в развитии патофизиологии.
4.Структура учебного курса патофизиологии. Понятие об экспериментальной и клинической патофизиологии. История кафедры патофизиологии КрасГМУ.
5.Норма и патология. Болезнь как нарушение гомеостаза.
6.Общая этиология. Общий патогенез. Причинно-следственные взаимоотношения в патогенезе.
7.Механизмы повреждения клетки. Повреждение мембран. Механизмы цитолиза.
8.Нарушение каскада передачи сигнальной информации в клетке.
9.Механизмы гипоксического повреждения клетки. Синдром реперфузионого повреждения клетки.
10.Механизмы клеточной гибели. Апоптоз и некроз. Клеточно-молекулярные механизмы регуляции апоптоза. Роль нарушений процессов апоптоза в патогенезе заболеваний.
11.Механизмы защиты и адаптации клеток при повреждающих воздействиях. Антиоксидантные системы, система репарации ДНК, система белков теплового шока
12.Патология биологических мембран. Мембранотоксичность в действии повреждающих факторов внешней среды.
Перечень практических умений:
1. Выделить основное звено в патогенезе болезни при разборе ситуационных задач.
2. Выявить «порочный круг» в патогенезе болезни при разборе ситуационных задач.
Рекомендации к УИРС:
1. Оформление альбома с учетом соответствующих заданий по теме, используя учебную и методическую литературу.
2. Овладеть методами творческого использования программного материала по данной теме с помощью решения проблемных задач.
Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Признаками типового патологического процесса являются:
а) полиэтиологичность;
б) монопатогенетичность;
в) комплексность;
г) стандартность проявлений;
д) верно всё перечисленное.
Правильный ответ: д.
2. К типовому патологическому процессу относится:
а) воспаление;
б) сахарный диабет;
в) шок;
г) лучевая болезнь;
д) инфаркт миокарда.
Правильный ответ: а.
3. Норма – это:
а) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
б) состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования;
в) период от момента воздействия патогенного агента до первых признаков болезни;
г) временное уменьшение или устранение проявлений болезни;
д) пограничное между здоровьем и болезнью состояние.
Правильный ответ: б.
4. Укажите неверное утверждение:
а) болезнь – это форма изменённой жизнедеятельности организма, проявляющаяся ограничением биологических или/и социальных возможностей человека;
б) болезнь возникает под действием патогенных факторов и/или при реализации генетических дефектов;
в) болезнь характеризуется включением саногенетических механизмов под воздействием болезнетворных факторов;
г) болезнь – это динамическое состояние организма;
д) болезнь – это процесс прекращения жизнедеятельности организма.
Правильный ответ: д.
5. Порочный круг в патогенезе заболеваний:
а) переход первично возникшей острой патологии в хроническую форму с периодами обострения и ремиссии;
б) циклическое течение заболевания, при котором каждый новый цикл отличается от предыдущего прогрессирующим нарастанием выраженности расстройств;
в) превращение первично возникшего повреждения в этиологический фактор дальнейших нарушений, которые усиливаются по механизму положительной обратной связи;
г) взаимодействие этиологического фактора и организма;
д) конкретные механизмы развития патологических процессов.
Правильный ответ: в.
6. Какую из перечисленных форм патологии можно считать осложнением основного заболевания:
а) инсульт при атеросклерозе;
б) синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания крови при множественных травмах мягких тканей;
в) пневмония при иммунодефицитном состоянии;
г) деформация суставов при ревматоидном артрите;
д) портальная гипертензия при циррозе печени.
Правильный ответ: б.
7. Какое положение характеризует понятие «патогенез»:
а) конкретные механизмы развития патологических процессов;
б) учение о причинах и условиях развития болезней;
в) учение о типовых патологических процессах;
г) учение о типовых формах патологии органов;
д) биологически неадекватный ответ организма.
Правильный ответ: а.
8. У крысы, подвергнутой облучению, возник перитонит после внутрибрюшинного введения культуры культуры E. coli. Укажите причину развития патологии.
а) действие ионизирующей радиации;
б) ослабление иммунного статуса организма;
в) E. coli;
г) наследственная предрасположенность к инфекциям;
д) стресс.
Правильный ответ: в.
9.Выберите наиболее точное утверждение. Болезнь – результат:
а) действия на организм патогенного фактора;
б) взаимодействия этиологического фактора и организма;
в) снижения адаптивных возможностей организма;
г) резкого снижения адаптивных возможностей организма;
д) изменения реактивности организма.
Правильный ответ: б.
10 Патологическая реакция:
а) может возникнуть при действии обычного раздражителя;
б) развивается при действии только чрезвычайного раздражителя;
в) биологически адекватный ответ организма;
г) своебразная форма приспособления рганизма к условиям существования;
д) возникает в организме при постоянном действии патогенного фактора.
Правильный ответ: а.
11.Выберите верное утверждение:
а) понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны;
б) понятия «патологический процесс» и «болезнь» принципиально отличаются;
в) в отдельных случаях болезнью называется патологический процесс, а патологический процесс – болезнью;
г) патологический процесс – процесс, возникающий в организме при постоянном действии патогенного фактора;
д) болезнь – это процесс прекращения жизнедеятельности организма.
Правильный ответ: в.
\12.Выберите наиболее точную характеристику патологического процесса:
а) процесс, возникающий в организме при постоянном действии патогенного фактора;
б) патологический процесс – качественно своеобразное сочетание процессов повреждения и адаптации;
в) совокупность защитно-приспособительных реакций, интенсивность которых превышает норму;
г) понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны;
д) своеобразная форма приспособления организма к условиям существования.
Правильный ответ: б.
13.К патологическим реакциям относится:
а) аллергия;
б) гипоксия;
в) травма;
г) ожог;
д) опухоль.
Правильный ответ: а.
14.К какой категории патологии относится врождённый вывих бедра?
а) Болезни;
б) Патологическому процессу;
в) Патологическому состоянию;
г) Патолгической реакции;
д) Предболезни.
Правильный ответ: в.
15.Какие утверждения являются верными?
а) Патологический процесс не всегда приводит к развитию болезни;
б) Понятия «патологический процесс» и «болезнь» абсолютно эквивалентны;
в) Понятия «патологический процесс» и «болезнь» принципиально отличаются;
г) Один и тот же патологический процесс не может быть компнентм различных заболеваний;
д) Болезнь может возникнуть без патологического процесса.
Правильный ответ: а.
16.Верно всё перечисленное, кроме:
а) Предболезнь – это пограничное между здоровьем и болезнью состояние.
Б)Функциональной основой предболезни является изменённая реактивность организма, характеризующаяся той или иной степенью нарушения процессов саморегуляции;
в) К состоянию предболезни можно отнести антигенную сенсибилизацию;
г) К состоянию предболезни можно отнести сахарный диабет;
д) К состоянию предболезни можно отнести скрытые рецессивные/подпороговые дефекты.
Правильный ответ: г.
17.К стадиям болезни не относится:
а) стадия предвестников (продромальная);
б) латентная стадия (инкубационная);
в) стадия выраженных проявлений болезни;
г) стадия исходов болезни;
д) патологическое состояние.
Правильный ответ: д.
18.Осложнения – это:
а) патологические процессы, состояния или реакции, развивающиеся на фоне основной болезни, но не обязательные для неё;
б) временное уменьшение или устранение проявлений болезни;
в) повторное развитие или усиление симптомов болезни после их устранения или ослабления;
г) факторы, которые способствуют, препятствуют или модифицируют действие причинного агента и придают болезни специфические черты;
д) изменения жизнедеятельности организма, обусловленные антигенными факторами.
Правильный ответ: а.
19.Условия развития болезни – это:
а) факторы, которые способствуют, препятствуют или модифицируют действие причинного агента и придают болезни специфические черты;
б) изменения жизнедеятельности организма, обусловленные антигенными факторами;
в) совокупность защитно-приспособительных реакций, интенсивность которых превышает норму;
г) своеобразная форма приспособления организма к условиям существования;
д) факторы, без воздействия которых данная болезнь не может возникнуть.
Правильный ответ: а.
20.Правильными являются следующие утверждения: а) патологический процесс является основой любой болезни; б) один и тот же патологический процесс может быть вызван различными факторами; в) понятия патологический процесс и болезнь тождественны; г) один и тот же патологический процесс может быть компонентом различных болезней. Укажите правильную комбинацию ответов:
а) а, б, в;
б) а, б, г;
в) а, в, г;
г) а, б;
д) все ответы правильны.
Правильный ответ: б.
21.Причиной болезни является: а) взаимодействие этиологического фактора и организма при наличии достаточных условий; б) фактор, вслед за действием которого последовала болезнь; в) фактор, влияющий на тяжесть и длительность болезни; г) фактор, без воздействия которого данная болезнь не может возникнуть; д) фактор, определяющий специфические особенности болезни. Укажите правильную комбинацию ответов:
а) а, г, д;
б) а, б, д;
в) а, б, в, г;
г) а, в, г, д;
д) все ответы правильны.
Правильный ответ: а.
22.К типовым патологическим процессам относятся: а) воспаление; б) ожог; в) лихорадка; г) голодание; д) гипоксия; е) уремия. Укажите правильную комбинацию ответов:
а) а, в, г, д, е;
б) а, б, в, д;
в) а, в, д;
г) а, в, г, д;
д) все ответы правильны.
Правильный ответ: г.
23.Специфические черты болезни зависят от:
а) причины болезни;
б) условий, способствующих развитию болезни;
в) реактивности организма.
Правильный ответ: а.
24.К срочным механизмам выздоровления относятся: а) включение защитных рефлексов (рвота, кашель); б) увеличение числа эритроцитов; в) переключение системы терморегуляции; г) нейтрализация ядов путем их окисления; д) компенсаторная гипертрофия органа; е) реакция, направленная на поддержание АД. Укажите правильную комбинацию ответов:
а) а, в, г;
б) а, б, д;
в) а, е;
г) а, в, г, е;
д) все ответы правильны.
Правильный ответ: в.
25.К относительно устойчивым механизмам выздоровления относятся: а) развитие иммунитета; б) увеличение числа эритроцитов; в) переключение системы терморегуляции; г) нейтрализация ядов путем их окисления; д) компенсаторная гипертрофия органа. Укажите правильную комбинацию ответов:
а) а, б;
б) а, в, г;
в) б, в, г;
г) б, в, г, д;
д) все ответы правильны.
Правильный ответ: в.
26 К устойчивым механизмам выздоровления относятся: а) увеличение числа эритроцитов; б) компенсаторная гипертрофия органа; в) нейтрализация ядов белками крови; г) репаративная регенерация; д) развитие иммунитета. Укажите правильную комбинацию ответов:
а) а, б, г, д;
б) б, г, д;
в) а, б, в, г;
г) а, в, г, д;
д) все ответы правильны.
Правильный ответ: б.
27 Основное звено патогенеза заболевания - это:
а) первичное повреждение организма;
б) повреждение, влекущее возникновение порочных кругов;
в) повреждение, обусловливающее большинство проявлений заболевания;
г) причины и условия возникновения заболевания;
д) повреждения, являющиеся необратимыми.
Правильный ответ: в.
28.Этиология изучает:
а) общие закономерности развития болезни;
б) общие вопросы нозологии;
в) стадии и исходы болезни;
г) условия и причины болезни;
д) звенья патогенеза и порочные круги.
Правильный ответ: г.
29. Первичное звено патогенеза заболевания - это:
а) условия действия повреждающего фактора на организм;
б) первоначальное повреждение, ведущее к дальнейшим патологическим изменениям в организме;
в) звено патогенеза, с которого начинается порочный круг;
г) первичная стадия терминальных состояний;
д) первичная реакция организма на повреждение.
Правильный ответ: б.
30.Ремиссия - это:
а) ухудшение состояния больного после временного улучшения состояния;
б) осложнение заболевания;
в) переход заболевания в хроническую форму;
г) временное улучшение состояния больного;
д) обострение заболевания.
Правильный ответ: г.
Самоконтроль по ситуационным задачам:
1.Ребенок 14 лет поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Ребенок пониженного питания.
Вопросы:
1.Какие причины могли привести к развитию данного заболевания у ребенка?
2.Какие условия способствовали развитию заболевания?
3.Дайте понятие патогенеза.
4.Что такое основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней?
2.У больного М., 56 лет, определяются следующие признаки сердечной недостаточности:
1.Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия.
2.Расширение левого предсердия.
3.Застой в малом круге кровообращения.
4.Нарушение функции правого желудочка.
5.Застой в большом круге кровообращения.
6.Кислородное голодание циркуляторного типа.
7. Одышка.
Вопросы:
1.Определите главное звено в данной цепи патогенеза возникающих в организме нарушений, устранение которого вызовет ликвидацию всех вышеуказанных нарушений.
2.Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.
3.Дайте понятие патологической реакции, патологического процесса, патологического состояния.
3. Контрольную группу животных (белые крысы) и опытную, которая употребляла низкокалорийную пищу с ограниченным содержанием витаминов, подвергали длительной нагрузке на тредбане. Продолжительность бега в контроле составила 45 мин, уровень сахара в крови повысился в 1,5 раза, концентрация пирувата увеличилась на 20%. Продолжительность бега у опытной группы животных составляла 20 мин на фоне гипогликемии, концентрация пирувата возросла до 180% по отношению к норме.
Вопросы:
1.Дайте понятие реактивности организма?
2.Какие факторы определили разную реактивность животных (контрольной и опытной групп)?
3.Перечислите формы реактивности.
4.После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 уд. в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса – пульс достигает 100 уд. в мин. А артериальное давление – 130/90 мм рт. ст.
Вопросы:
1.Какие факторы определяют разную реактивность начинающих и высококлассных спортсменов?
2.Перечислите формы реактивности.
3.Дайте понятие специфической и неспецифической реактивности.
5.Больной Р., 80 лет, предъявляет жалобы на общую слабость, боли в мышцах, кровоточивость десен. Больной пониженного питания, отмечается сухость и шелушение кожи, на голенях точечные кровоизлияния. Температура 36,9ºС. При физикальном обследовании обнаружено притупление перкуторного звука и хрипы под обеими лопатками. При рентгеновском обследовании обнаружены признаки воспаления легких.
Вопросы:
1.Проявлением какой формы реактивности является слабовыраженное бессимптомное течение пневмонии у больного?
2.Перечислите формы реактивности.
3.Дайте понятие специфической и неспецифической реактивности.
4.Перечислите факторы, определяющие реактивность.
6.Больной А., 45 лет, прибыл в Мацесту для курортного лечения с жалобами на слабость в мышцах правой голени при ходьбе. Пять лет назад на фоне заболевания сосудов у него развилась сухая гангрена левой стопы, по поводу чего она была ампутирована. На курорте больному были назначены теплые сероводородные ванны. Однако вскоре процедуры пришлось отменить, так как по ходу подкожных вен правой голени появились болезненные уплотнения, связанные с развитием воспалительного процесса в венах (флебит). Кроме того, больной плохо переносил процедуры: во время приема ванн у него повышалось артериальное давление и появлялись головные боли.
Вопросы:
1.Какая патологическая реакция, какой патологический процесс и какое патологическое состояние отмечались у больного? Обоснуйте свое заключение.
2.Дайте понятие причины и условия возникновения болезни.
3.Дайте понятие «порочного круга» в патогенезе болезни.
7.В группе детского сада из 25 человек острым респираторным заболеванием заболели 15 человек. Через 7 дней 11 человек были здоровы и возобновили посещение детского сада, троих признали здоровыми еще через 4 дня. Ребенок К., на третий день болезни был направлен в стационар с диагнозом «пневмония».
Вопросы:
1.Почему, по Вашему мнению, заболели не все дети одной группы?
2.Почему заболевшие имели разные сроки лечения и разный исход болезни?
3.Перечислите формы реактивности.
4.Дайте понятие специфической и неспецифической реактивности.
5.Перечислите факторы, определяющие реактивность организма.
8. Больной К. доставлен в инфекционное отделение больницы с диагнозом «менингит». Из анамнеза болезни известно, что за день до госпитализации пытался выдавить фурункул в области носогубной складки, а к вечеру следующего дня состояние резко ухудшилось. Появились лихорадка, резкая головная боль, тошнота и рвота.
Вопросы:
1.Какова, по Вашему мнению, этиология менингита у больного К.?
2.Дайте понятие причины и условия возникновения болезни.
3.Дайте понятие патогенеза.
4.Что такое основное звено и «порочный круг» в патогенезе болезней?
Тема № 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|