Сделай Сам Свою Работу на 5

Ний. Принятие управленческих решений во многих отношениях является искусством на-





Хождения эффективного компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достигается в

Ущерб другому. Решение в пользу продукции более высокого качества влечет за собой

Рост издержек; некоторые потребители будут довольны, другие перейдут на менее доро-

Гостоящий аналог. Установка автоматической производственной линии может снизить

Общие издержки, но одновременно привести к увольнению лояльных рабочих. Упрощение

Технологии может позволить фирме использовать неквалифицированных рабочих. В то же

Время упрощенная работа может оказаться настолько утомительной, что работ разочару-

Ются, вследствие чего, как можно ожидать, возрастут прогулы и текучее кадров и, воз-

Можно, снизится производительность.

Проблема процесса принятия решений состоит в сопоставлении минусов с плюсами

Целях получения наибольшего общего выигрыша. Часто руководителю приходилось выно-

Сить субъективное суждение о том, какие негативные побочные эффекты допустимы при

Условии достижения желаемого конечного результата. Однако некоторые негативные по-



Следствия никоим образом не могут быть приемлемыми для руководителей организации.

Пример: нарушение закона или этических норм. В подобных случаях, когда выбираются

Критерии для принятия решения, негативные последствия следует трактовать как ограниче-

Ния.

Взаимозависимость решений

В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Единичное важное

Решение почти наверняка может потребовать сотен решений менее значительных. Если, к

Примеру, организация решает перевести штаб-квартиру в другой штат, она должна также

Принять решения о том, как компенсировать перемещение работникам, покупать или не

Покупать новую мебель, кого нанимать на новые должности и вакансии в результате пере-

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Базирования, выяснить, заставят ли законы о налогообложении в другом штате менять

Процедуры бухгалтерского учета и т. п.



Крупные решения имеют последствия для организации в целом, а не только для

Сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производствен-

Ная фирма решает приобрести новое и более производительно оборудование для завода,

Она должна также найти способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка но-

Вого оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также

Решающим образом на отделах сбыта и маркетинга.

Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе

Управления, становится все более важной по мере продвижения на верхние этажи власти.

Менеджеры, находящиеся на нижних уровнях иерархии, но проявляющие способность

Разглядеть взаимозависимость решений, т. е. видеть «всю картину» зачастую и становятся

Кандидатами на повышение.

Классификация управленческих решений

Управленческое решение это результат анализа, прогнозирования, оптимиза-

ции, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов дости-

Жения конкретной цели системы менеджмента.

Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации,

Уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем дей-

Ствительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

􀂃 Что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять,

Либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)?



􀂃 Как делать (по какой технологии)?

􀂃 В какие сроки?

􀂃 Какие и в каком количестве должны быть при этом производственные затраты?

􀂃 Где (место, производственное помещение, персонал)?

􀂃 Кому поставлять готовую продукцию и по какой цене?

􀂃 Что это даст инвестору и обществу в целом?

Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять

Разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта по его параметрам, а также

Выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (оп-

Ределять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степе-

Ни неопределенности и риска.

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на осно-

ве классификации по следующим признакам:

􀂃 стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

􀂃 подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);

􀂃 сфера действия (технические, экономические и др. решения);

􀂃 цель (коммерческие и некоммерческие решения);

􀂃 ранг управления (верхний, средний, низший);

􀂃 масштабность (комплексные и частные решения);

􀂃 организация выработки (коллективные и личные решения);

􀂃 продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

􀂃 объект воздействия (внешние и внутренние);

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

􀂃 методы формализации (текстовые, графические, математические);

􀂃 формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

􀂃 сложность (стандартные и нестандартные);

􀂃 способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого

решения, являются:

􀂃 применение к системе менеджмента научных подходов и принципов;

􀂃 применение к системе менеджмента методов моделирования;

􀂃 автоматизация управления;

􀂃 мотивация качественного решения и др.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три мо-

мента:

Интуиция.

Суждение.

Рациональность.

Познакомимся с каждым из них в отдельности.

Интуитивные решения. Чисто интуитивное решение – это выбор, сделанный

только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не зани-

Мается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и

Не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. То, что мы на-

Зываем озарением или «шестым чувством», и есть интуитивные решения. Специалист по

Управлению Питер Шодербек указывает, что, «в то время как увеличение количества ин-

Формации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководи-

Телям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится

Опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять

Больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого ин-

Туитивного ноу-хау».

Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитив-

ными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении, – это выбор,

Обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том,

Что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернатив-

ных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выби-

Рает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Однако здравый смысл у людей

Встречается редко, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хо-

Тя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Когда, к примеру, вы делаете выбор, что изучать – программу обучения управле-

Нию или программу обучения бухгалтерскому учету, вы, скорее всего, принимаете реше-

Ние на основе суждения, исходя из опыта вводных курсов по каждому предмету.

Суждение как основа управленческого решения полезно, поскольку многие ситуа-

Ции в организациях имеют тенденцию к частому покорению. В этом случае ранее приня-

Тое решение может сработать снова не хуже, чем прежде, что является основным достоин-

Ством запрограммированных решений.

Другая слабость в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая

Прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководи-

Тель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, ко-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.