Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ





В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если ор-

ганизация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на

социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерен-

табельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

3. Разделение труда.Если в частной жизни человек, принимая решение, как пра-

вило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда:

одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием ре-

шений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

4. Профессионализм.В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает

решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие реше-

ний – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий

профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обла-

дающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномо-

чиями самостоятельно принимать определённые решения.



Поэтому человек, чья работа связана с принятием управленческих решений, должен

научится правильно подходить к этим задачам, с одной стороны, не теряя из виду уникаль-

ность возникающих проблем, а с другой – не изобретая велосипед для их решения. Собст-

венно, для этого, теория менеджмента и выделяет процесс принятия управленческого реше-

ния как структурированный процесс с конкретным содержанием и механизмом.

Показатели качества и эффективности управленческих решений

Качество управленческого решения– это совокупность параметров решения,

удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечиваю-

щих реальность его реализации.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

􀂃 показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если

Проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то пока-

Затель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количе-



ственно, показатель энтропии приближается к единице:

􀂃 степень риска вложения инвестиций;

􀂃 вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

􀂃 степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели

Фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого ре-

Шения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффектив-

Ность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы

Внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем ана-

Лизируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучше-

Нию и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований к принимаемому решению («выхода»), уточнения

Факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки

Параметров проблемы («входа системы») следует смоделировать технологию принятия

Решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и при-

Ступить непосредственно к разработке решения. Если качество исходной информации для

Решения проблемы («входа») оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Качества «процесса принятия решения» в системе качество принятого решения («выхода»)



Будет «удовлетворительным».

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности

управленческого решения относятся:

􀂃 применение к разработке управленческого решения научных подходов менедж-

мента;

􀂃 изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого

решения;

􀂃 обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, харак-

Теризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы раз-

Работки решения (подробнее данный пункт рассмотрен в теме «Применение научных под-

ходов к разработке управленческих решений»);

􀂃 применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования,

моделирования и экономического обоснования каждого решения;

􀂃 структуризация проблемы и построение дерева целей;

􀂃 обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

􀂃 обеспечение многовариантности решений;

􀂃 правовая обоснованность принимаемого решения;

􀂃 автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и

реализации решений;

􀂃 разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качест-

венного и эффективного решения;

􀂃 наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управ-

Ленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного на-

Бора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих ре-

Шении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуж-

Дает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения.

Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых

Условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации систе-

Мы менеджмента.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, яв-

Ляется число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации

При подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, уве-

Личивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию ин-

Формации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремле-

Ние сократить число ярусов управления (уровней) организации.

Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений, яв-

Ляется также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений

Не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и

Зарубежных странах социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное

внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядо-

Вых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию

«фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Основные факторы, влияющие на процесс

Принятия управленческих решений

Организации являются сложными объектами, а они, в свою очередь, частями еще

Более сложной целостности. Поскольку организованным действиям присущи сложности, а

Управленческие решения принимаются людьми и влияют на них, при принятии решений

Необходимо учитывать целый ряд разнообразных факторов. Далее рассмотрим некоторые

Важнейшие моменты, от которых непосредственно зависит, как принимаются решения и

Насколько эффективными они будут. Мы рассмотрим личностные оценки руководителя,

Уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ог-

Раничения, отрицательные последствия и взаимозависимость решений.

Личностные оценки руководителя

Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности качества или

Блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указываю-

Щего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернати-

Вами действий. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения, а не только связан-

Ные с вопросами социальной ответственности и этики построены на фундаменте чьей-то

Системы ценностей.

Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его дей-

Ствия и влияет на принимаемые решения. Например, вы можете считать неправильным

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.