Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.
2. Развивать образное восприятие предмета и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
***
Пролежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь-
А домой не попадешь. Ключ.
***
В этом доме этажи называют полками.
Тут белье мое лежит, кофточки с футболками.
Все всегда на месте в доме:
Сарафан, фуфайка, шарф.
Как зовется этот домик?
Угадали? Это … Шкаф.
(И. Лопухина)
***
Говорю я брату:
«Ох, с неба сыплется горох!»
«Вот чудак»,- смеется брат,
«Твой горох ведь это…» Град.
***
Мойдодыру я родня,
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Быстро я тебя умою. Кран.
***
Я с ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу. Стул.
Упражнение «ПОСЛУШАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа, отвечая на вопросы.
2. Развивать слуховое внимание и память.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку послушать стихотворение и ответить на вопросы одним словом.
Кран обходится без рук,
Вместо рук у крана крюк!
Кто обходится без рук? Кран.
Что у крана вместо рук? Крюк.
Люба, Люба, Любочка –
Синенькая юбочка,
Белый бант, звонкий смех.
Наша Люба лучше всех!
Люба лучше кого? Всех.
Белый (что?) Бант.
Звонкий (что?) Смех.
Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Что плывет? Флот.
Что на каждом корабле? Флаг.
Упражнение «ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа, отвечая на вопросы к тексту
2. Учить пересказывать текст с опорой на сюжетную картинку.
Оборудование: сюжетная картинка.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетную картинку и читает рассказ:
«Клим был трус. Была гроза и гром. Клим влез в шкаф. Климу было не слышно, прошла ли гроза. Сиди Клим в шкафу долго за то, что ты трус». (По Л. Толстому).
Затем просит ребенка ответить на вопросы:
Логопед:
| Ребенок:
| Как зовут мальчика?
| Его зовут Клим.
| Что было на улице?
| Была гроза и гром.
| Куда влез Клим?
| Клим влез в шкаф.
| Клим храбрый?
| Клим – трус.
| Далее ребенок пересказывает текст с опорой на сюжетную картинку.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 11-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
Слон спит стоя.
Внук съел борщ, плов, хлеб и джем из слив.
Мой друг Стас – не трус.
К нам в дом влез злой зверь.
Пес Джим грыз кость.
Глеб взял плед и пошел спать.
Два дня льет дождь.
Брат закрыл дверь на ключ.
Свой плащ и шарф повесь в тот шкаф.
Этот шкаф для шляп и брюк.
Зубр, тигр, морж и волк – звери.
Ставь стол и стул к окну.
Гриб рос во мху у пня.
Ткач ткет ткань.
Швея шьет плащ.
Не три глаз, попадет грязь.
Крась круг в белый цвет.
Надо смыть грязь со стен.
Глеб смел снег с крыш.
Стас для всех читал стих про льва.
Краб живет на дне.
Влад, не зли пса.
Здесь клен и два пня.
Внук влез на свой стул.
Конь ржет.
Кто спит днем?
Наш пруд подо льдом.
Петр – наш гость.
Я жду два дня.
Где снег, там и след.
За свой край стой смело.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ.
(12 тип слоговой структуры).
Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ – «КА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом –«ка», затем называет слово полностью.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Птич
| птичка
| спич
| спичка
| Брош
| брошка
| клет
| клетка
| Плет
| плетка
| шлюп
| шлюпка
| Гряд
| грядка
| проб
| пробка
| Плен
| пленка
| пряж
| пряжка
| Тряп
| тряпка
| прач
| прачка
| Грел
| грелка
| кноп
| кнопка
| Блуз
| блузка
| смаз
| смазка
| Клюш
| клюшка
| сказ
| сказка
| Круж
| кружка
| скач
| скачка
| Трой
| тройка
| связ
| связка
| Стай
| стайка
| скал
| скалка
| Слой
| слойка
| свин
| свинка
| Свеч
| свечка
| блест
| блестка
| (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Значение незнакомых слов уточнить).
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| СТ
| ружка
| стружка
| Рочка
| строчка
| рижка
| стрижка
| рунка
| струнка
| ройка
| стройка
| релка
| стрелка
| рельба
| стрельба
| рашно
| страшно.
|
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет его «ласково».
- с суффиксом – К -.
Логопед:
| Ребенок:
| Стена
| стенка
| Шляпа
| шляпка
| Пчела
| пчелка
| Блуза
| блузка
| Крыша
| крышка
| Тропа
| тропка
| Слеза
| слезка
| Штора
| шторка
| - с суффиксом – ЧК -, - ЧИК-.
Брюки
| брючки
| Штука
| штучка
| Злюка
| злючка
| Птица
| птичка.
| Стул
| стульчик.
| Птенец
| птенчик.
| - с суффиксом –Ц -.
Дверь
| дверца
| Блюдо
| блюдце.
|
Упражнение «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных единственного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: клубок, звонок, хвост, столб, платок, шнурок, значок, дворец, станок, крючок, гвоздь, пловец, флажок, шланг.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем ребенок закрывает глаза, логопед убирает одну картинку и обращается к ребенку с вопросом: «Чего (кого) не стало?».
Ребенок:
| Клубка
| Звонка
| Кружка
| Хвоста
| Столба
| Гвоздя
| Станка
| Шнурка
| Пловца
| Значка
| Платка
| Флажка
| Дворца
| Крючка
| Шланга.
|
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании имен существительных от глаголов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит глагол и дает образец образования существительного. Затем просит ребенка изменить слова по предложенному образцу.
- с суффиксом – К -.
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Спешить
| спешка.
| Сказать
| сказка
| Связать
| связка.
| Свалить
| свалка.
| Плясать
| пляска.
| Красить
| краска.
| Стирать
| стирка.
| Трясти
| тряска.
| Собрать
| сборка.
| Следить
| слежка.
| - с суффиксом – ЧК -.
Спать
| спячка.
| Скакать
| скачка.
| - с суффиксом – Б -.
Дружить
| дружба.
| Служить
| служба.
| Просить
| просьба.
| Стрелять
| стрельба.
|
Упражнение «НАЗОВИ ЧЕТВЕРТОЕ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Развивать логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку поиграть и обращается к нему с вопросом: «Каким будет четвертое слово?»
Логопед:
| Ребенок:
| Логопед:
| Ребенок:
| Человек -
| дети,
| птицы -
| птенцы.
| Огород –
| овощи,
| сад -
| фрукты
| Овощи –
| грядка,
| цветы -
| клумба.
| Бутылка –
| пробка,
| кастрюля -
| крышка.
| Копать –
| лопата,
| сгребать -
| грабли.
| Фрукты –
| дерево,
| овощи -
| грядка.
| Человек –
| дом,
| птица -
| гнездо.
| Отвертка –
| шурупы,
| молоток -
| гвозди.
| Машина –
| руль,
| самолет -
| штурвал.
|
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.
Логопед:
| Ребенок:
| Шепчут тихо, а кричат …
| громко.
| Ночью темно, а днем …
| светло.
| Отдыхать легко, а работать …
| трудно.
| Сегодня мне весело, а вчера был…
| грустно.
| Я живу от школы далеко, а мой друг …
| близко.
| В комнате чисто, а на улице …
| грязно.
| У коробки дно снизу, а крышка …
| сверху.
| Когда ешь горчицу, во рту горько, а когда сахар …
| сладко.
|
Упражнение «СКАЖИ, КАК?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа при образовании и употреблении наречий.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку закончить предложение словом, отвечающим на вопрос «как?».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|