Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1.3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Ключевые слова

Декларация прав человека Социально-экономическое устройство

Менталъностъ общества Социальные ценности

Социальные жизненные Субъекты социального государства

стандарты

 

Проблема строительства социального государства — при­оритетная для многих стран, конституционно выбравших та­кую модель для своего развития. Выбор этой модели госу­дарственного устройства из многих других имеет свое объяс­нение.

Во-первых, учитывались исторический менталитет обще­ства и предыдущий многолетний опыт социально-экономичес­кого устройства в странах, где государство — как собственник средств производства и работодатель — брало на себя соци­альную ответственность перед обществом и его гражданами.

Во-вторых, анализировался опыт многих европейских стран, в том числе Германии, Испании, Франции, Швеции, вставших в послевоенные годы на путь создания социальных государств с социальным рыночным хозяйством (или «госу­дарств всеобщего благоденствия») и добившихся благодаря этому высоких жизненных стандартов и технико-экономичес­кого прогресса.

В-третьих, в условиях расширяющейся глобализации, интеграции наших стран в мирохозяйственные, социальные и гуманитарные связи учитывалась необходимость идти к стандартам уровня и качества жизни, заложенным в конвен­циях и рекомендациях МОТ, Европейской социальной хар­тии, Европейском кодексе социального обеспечения, Декла­рации прав человека и других документах.



Социальные государства представляют (или иначе субъек­тами социального государства являются) государственные орга­ны социального обеспечения, занимающиеся распределением средств между нуждающимися, а также идеологи, организа­торы и проводники сильной социальной политики в комплексе с развитием социального рыночного хозяйства и на базе его. Поэтому они (идеологи) определили экономические пределы социальности социальных государств, в том числе установили прямую зависимость размеров расходов на социальные цели от объема капиталовложений и других условий.

Россия, опираясь на предыдущий опыт организации эко­номической и социальной жизни, учитывая менталитет об­щества и т. п., в 1993 г. в ст. 7 Конституции провозгласила: Российская Федерация — социальное государство, по­литика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека.



В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный раз­мер оплаты труда, обеспечивается государственная поддер­жка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

«Содержащуюся в Конституции РФ характеристику на­шего государства как социального следует понимать не как в полной мере завершенное выражение его современной сущ­ности, а лишь как постепенно реализующуюся цель его фор­мирования в ходе осуществляемых социально-политических преобразований».

«Добиваясь устойчивости в обществе, организуя управ­ление им, государство должно опираться на социальные цен­ности и вырабатывать социальные жизненные стандарты, которые, укоренившись в обществе, делают государство со­циальным.... Россия с ее постоянной ориентированностью в общественном бытии на социальную совместимость жизни людей и духовно-нравственные приоритеты (социальные цен­ности) взамен узко потребительских и материально-обыва­тельских наклонностей, несомненно, должна проявить актив­ную, лидирующую роль в поиске и реализации себя, да и не только для себя, подлинно новых, гуманных, социально спра­ведливых, духовно возвышенных, объединяющих общество и дающих свободу самореализации каждому путей обществен­ного, цивилизованного развития».



Кроме отмеченных выше внешних и внутренних обще­ственных предпосылок особую роль играют множество внут­ренних социальных предпосылок, способствующих формиро­ванию и укреплению социального государства.

Контрольные вопросы и задания

- С учетом каких условий осуществлялся в России вы­бор модели государственного устройства?

- Какая зависимость имеется между размерами расходов на социальные цели от объемов капиталовложений?

- Почему при достигнутом уровне социально-экономи­ческого развития Россию в современной сущности нельзя на­звать подлинно социальным государством?

- Можно ли провозглашение России социальным госу­дарством рассматривать как постепенно реализующуюся цель его формирования в ходе осуществляемых социально-поли­тических преобразований?

- Назовите основные внутренние предпосылки провоз­глашения России социальным государством.


Глава 1.4 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова

Государство всеобщего благоденствия

Теория плюралистической демократии

Историко- материалистическая теория

Теория социального государства

Сущность социального государства

Теория элит

Теория конвергенции

Технократическая теория

 

Ключевым словом в терминах, раскрывающих составляю­щий компонент общественных отношений, является понятие «социальное (ая)». «Социальное» — это интегрированная в со­вместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества ин­дивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положе­нию в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Эта совокупность выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей — социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, со­циальные связи и др. «Социальное» — исходная категория со­циологических наук, их связующее звено.

В отличие от обще­ственного (принадлежащего всему обществу) «социальное» характеризуется особыми свойствами и признаками:

- осознание целеполагающей общественной деятельнос­ти каждым индивидом, социальной группой, общностью;

- формирование важнейших социальных закономернос­тей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различ­ных социальных структур и общностей;

- утверждение социального статуса, господствующего в социальной иерархии различных социальных классов и сло­ев, организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;

- развитие и утверждение принципа справедливого рас­пределения материальных и духовных благ общества (соци­альной справедливости);

- совершенствование и внедрение действительных пра­вовых демократических основ гражданского общества, воп­лощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и другие черты и особенности.

 

Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате ана­лиза развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального госу­дарства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн счи­тал, что задача государства заключается в становлении об­щественного равенства и личной свободы, в поднятии низ­ших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и обще­ственный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу интервенцио­нистского социального государства выдвинул в 1879 г. немец­кий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare state).

Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, ф. Нойманн.

В конституциях стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восста­новлении равенства и свободы граждан, обеспечении соци­альной солидарности общества и заботы имущих и работаю­щих о неимущих и неработающих, в осуществлении эконо­мического и общественного прогресса всех членов государ­ства, так как развитие одного — условие и следствие разви­тия другого.

Позже, в начале XX в., применительно к вопросу о сущ­ности государства появились и другие теории: элит, технок­ратическая, теория плюралистической демократии, конвер­генции, историко-материалистическая и др. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства — возведение ее положений в конституционные нормы.

Многие зарубежные и отечественные исследователи на­ряду с понятием «социальное государство» в качестве сино­нимов нередко употребляют термины «государство всеобще­го благоденствия», «государство благосостояния». Ряд авто­ров социальные проблемы государства рассматривают в рам­ках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (зарубежные авторы — К. Ватрин, Г. Вильгеродот, X. Ламперт и др.; отечественные ученые — Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский).

В теоретическом плане концепция государства всеобще­го благоденствия вбирает в себя концепцию английского эко­номиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходи­мость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеоб­щего благоденствия связывают свои надежды с перспектива­ми развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству от­водится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем уста­новления принципа справедливого распределения и обеспе­чения благосостояния всех членов общества, перераспреде­ления доходов, уничтожив таким образом неравенство. Госу­дарство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвер­дить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, до­ходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Главное средство обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами — экономический рост.

Некоторые принципы социального государства разраба­тывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX — в начале XX в. Профессор Московского уни­верситета Б. Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мне­нию, должна быть благотворительность, и только потом — государство. Эта схема может найти свое применение в эко­номически слабой России на начальном этапе становления социального государства.

П. И. Новогородцев считал социальное реформирование общества необходимым обеспечением каждому права на дос­тойное человеческое существование. В 1909 г. он в работе «Кризис современного правосознания» писал: «Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сто­рону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего про­шлого. Задача уравнения в правах, которую ставила фран­цузская революция, будучи великой по своему принципиаль­ному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ».

Социальные функции государства по-разному определя­ли известные российские ученые. С. С. Алексеев отмечал, что «государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствую­щими инициативно-частными организациями».

При разработке самого понятия «социальное государ­ство», вытекающего из выбранной модели ее развития, нельзя прямо переносить ни на западные, ни на российские модели, разработанные для другой социально-экономической реаль­ности. Нужно «учитывать историческую, социокультурную, геополитическую и другую специфику развития российского социального бытия...».

 

Сегодня различные авторы по-разному трактуют поня­тие «социальное государство». «Социальное государство — способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими...

Организа­ция общественной жизни в социальном государстве характе­ризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией».

«Социальное государство — это такая форма организа­ции общества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духов­ных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает макси­мальное соответствие между естественным правами и обя­занностями члена общества и его материальным вознаграж­дением, т. е. создает в обществе наиболее благоприятный со­циальный климат».

«Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономи­ку, направленную на стабильное обеспечение высокого жиз­ненного уровня и занятости населения, реальное осуществ­ление прав и свобод граждан, создание своевременных и до­ступных всем гражданам систем образования, здравоохране­ния, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения»3.

«Социальное государство — государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установле­ние гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государствен­ных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты».

Социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

«По-настоящему социальным государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при рав­ной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государ­ства»3.

«Социальное государство — понятие, призванное под­черкнуть, что социальные проблемы входят в состав при­оритетных для данного государства... Из понятия «социаль­ное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальны­ми проблемами существенно в социально-психологическом плане».

По мнению авторов, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим госу­дарством. В Концепции социального государства, разработан­ной при участии авторов книги, «социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провоз­глашает высшей ценностью социальную справедливость, по­литика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство — самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь.

Социальное государство — наиболее целесообразный способ соеди­нения начал свободы и власти в целях обеспечения благопо­лучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда». Отсюда, не все социально ориентированные государ­ства являются социальными — это лишь необходимое, но недостаточное условие.

Социальную ориентацию могут иметь и государства, ко­торые пока не в состоянии в полной мере решать современ­ные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильно на­зывать современную Россию социальным государством — она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее назы­вать Россию страной, ставшей на путь строительства соци­ального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистичес­кий к социальному государству, первый этап — начальный — ориентировочно может проходить в течение 5 лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновлена или вновь создана пра­вовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и граж­данского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления со­циальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством.

Второй этап — переходный — может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнер­ства и др. После апробирования должны вноситься соответ­ствующие коррективы во всю законодательную базу, струк­туры органов руководства и управления, в государственные образовательные стандарты и др.

Третий этап включает период стабильного функциониро­вания и развития социального государства — после 10—15 лет становления социального государства.

Контрольные вопросы и задания

Когда впервые появилось понятие «социальное госу­дарство» в России и за рубежом?

Кто первый разработчик теории социального государ­ства в отечественной и мировой практике?

Каковы место и роль государства в регулировании спра­ведливого распределения дохода между трудом и капиталом?

Какую роль играет государство в восстановлении ра­венства и свободы граждан?

На кого возлагаются функции обеспечения социальной солидарности общества и социальной справедливости, а так­же заботы имущих и работающих о неимущих и уже или еще не работающих?

Дайте определение социального государства.

Какие теории появились в начале XX в. применитель­но к вопросу о сущности государства?

Какие этапы должна пройти Россия на пути к социаль­ному государству?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.