Глава 1.3 ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ключевые слова
Декларация прав человека Социально-экономическое устройство
Менталъностъ общества Социальные ценности
Социальные жизненные Субъекты социального государства
стандарты
Проблема строительства социального государства — приоритетная для многих стран, конституционно выбравших такую модель для своего развития. Выбор этой модели государственного устройства из многих других имеет свое объяснение.
Во-первых, учитывались исторический менталитет общества и предыдущий многолетний опыт социально-экономического устройства в странах, где государство — как собственник средств производства и работодатель — брало на себя социальную ответственность перед обществом и его гражданами.
Во-вторых, анализировался опыт многих европейских стран, в том числе Германии, Испании, Франции, Швеции, вставших в послевоенные годы на путь создания социальных государств с социальным рыночным хозяйством (или «государств всеобщего благоденствия») и добившихся благодаря этому высоких жизненных стандартов и технико-экономического прогресса.
В-третьих, в условиях расширяющейся глобализации, интеграции наших стран в мирохозяйственные, социальные и гуманитарные связи учитывалась необходимость идти к стандартам уровня и качества жизни, заложенным в конвенциях и рекомендациях МОТ, Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения, Декларации прав человека и других документах.
Социальные государства представляют (или иначе субъектами социального государства являются) государственные органы социального обеспечения, занимающиеся распределением средств между нуждающимися, а также идеологи, организаторы и проводники сильной социальной политики в комплексе с развитием социального рыночного хозяйства и на базе его. Поэтому они (идеологи) определили экономические пределы социальности социальных государств, в том числе установили прямую зависимость размеров расходов на социальные цели от объема капиталовложений и других условий.
Россия, опираясь на предыдущий опыт организации экономической и социальной жизни, учитывая менталитет общества и т. п., в 1993 г. в ст. 7 Конституции провозгласила: Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
«Содержащуюся в Конституции РФ характеристику нашего государства как социального следует понимать не как в полной мере завершенное выражение его современной сущности, а лишь как постепенно реализующуюся цель его формирования в ходе осуществляемых социально-политических преобразований».
«Добиваясь устойчивости в обществе, организуя управление им, государство должно опираться на социальные ценности и вырабатывать социальные жизненные стандарты, которые, укоренившись в обществе, делают государство социальным.... Россия с ее постоянной ориентированностью в общественном бытии на социальную совместимость жизни людей и духовно-нравственные приоритеты (социальные ценности) взамен узко потребительских и материально-обывательских наклонностей, несомненно, должна проявить активную, лидирующую роль в поиске и реализации себя, да и не только для себя, подлинно новых, гуманных, социально справедливых, духовно возвышенных, объединяющих общество и дающих свободу самореализации каждому путей общественного, цивилизованного развития».
Кроме отмеченных выше внешних и внутренних общественных предпосылок особую роль играют множество внутренних социальных предпосылок, способствующих формированию и укреплению социального государства.
Контрольные вопросы и задания
- С учетом каких условий осуществлялся в России выбор модели государственного устройства?
- Какая зависимость имеется между размерами расходов на социальные цели от объемов капиталовложений?
- Почему при достигнутом уровне социально-экономического развития Россию в современной сущности нельзя назвать подлинно социальным государством?
- Можно ли провозглашение России социальным государством рассматривать как постепенно реализующуюся цель его формирования в ходе осуществляемых социально-политических преобразований?
- Назовите основные внутренние предпосылки провозглашения России социальным государством.
Глава 1.4 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова
Государство всеобщего благоденствия
Теория плюралистической демократии
Историко- материалистическая теория
Теория социального государства
Сущность социального государства
Теория элит
Теория конвергенции
Технократическая теория
Ключевым словом в терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений, является понятие «социальное (ая)». «Социальное» — это интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Эта совокупность выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей — социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, социальные связи и др. «Социальное» — исходная категория социологических наук, их связующее звено.
В отличие от общественного (принадлежащего всему обществу) «социальное» характеризуется особыми свойствами и признаками:
- осознание целеполагающей общественной деятельности каждым индивидом, социальной группой, общностью;
- формирование важнейших социальных закономерностей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных социальных структур и общностей;
- утверждение социального статуса, господствующего в социальной иерархии различных социальных классов и слоев, организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;
- развитие и утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества (социальной справедливости);
- совершенствование и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и другие черты и особенности.
Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare state).
Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, ф. Нойманн.
В конституциях стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, так как развитие одного — условие и следствие развития другого.
Позже, в начале XX в., применительно к вопросу о сущности государства появились и другие теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историко-материалистическая и др. После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства — возведение ее положений в конституционные нормы.
Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов нередко употребляют термины «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния». Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (зарубежные авторы — К. Ватрин, Г. Вильгеродот, X. Ламперт и др.; отечественные ученые — Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский).
В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеобщего благоденствия связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив таким образом неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Главное средство обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами — экономический рост.
Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX — в начале XX в. Профессор Московского университета Б. Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, и только потом — государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства.
П. И. Новогородцев считал социальное реформирование общества необходимым обеспечением каждому права на достойное человеческое существование. В 1909 г. он в работе «Кризис современного правосознания» писал: «Современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого. Задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ».
Социальные функции государства по-разному определяли известные российские ученые. С. С. Алексеев отмечал, что «государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями».
При разработке самого понятия «социальное государство», вытекающего из выбранной модели ее развития, нельзя прямо переносить ни на западные, ни на российские модели, разработанные для другой социально-экономической реальности. Нужно «учитывать историческую, социокультурную, геополитическую и другую специфику развития российского социального бытия...».
Сегодня различные авторы по-разному трактуют понятие «социальное государство». «Социальное государство — способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими...
Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией».
«Социальное государство — это такая форма организации общества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественным правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением, т. е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат».
«Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения»3.
«Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты».
Социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».
«По-настоящему социальным государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства»3.
«Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства... Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане».
По мнению авторов, социальным является государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством. В Концепции социального государства, разработанной при участии авторов книги, «социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство — самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь.
Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда». Отсюда, не все социально ориентированные государства являются социальными — это лишь необходимое, но недостаточное условие.
Социальную ориентацию могут иметь и государства, которые пока не в состоянии в полной мере решать современные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильно называть современную Россию социальным государством — она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап — начальный — ориентировочно может проходить в течение 5 лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества; должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством.
Второй этап — переходный — может длиться от 5 до 10 лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др. После апробирования должны вноситься соответствующие коррективы во всю законодательную базу, структуры органов руководства и управления, в государственные образовательные стандарты и др.
Третий этап включает период стабильного функционирования и развития социального государства — после 10—15 лет становления социального государства.
Контрольные вопросы и задания
Когда впервые появилось понятие «социальное государство» в России и за рубежом?
Кто первый разработчик теории социального государства в отечественной и мировой практике?
Каковы место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом?
Какую роль играет государство в восстановлении равенства и свободы граждан?
На кого возлагаются функции обеспечения социальной солидарности общества и социальной справедливости, а также заботы имущих и работающих о неимущих и уже или еще не работающих?
Дайте определение социального государства.
Какие теории появились в начале XX в. применительно к вопросу о сущности государства?
Какие этапы должна пройти Россия на пути к социальному государству?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|