Раздел I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 1.1 ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Ключевые слова
Государственность Признаки государства
Государство Республика парламентская
Институт власти Республика президентская
Монархия абсолютная Светское государство
Монархия конституционная Социальный институт
На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное гражданское общество, историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Сам термин «государство» впервые применил Н. Макиавелли, который пытался создать законченное учение о государстве.
Государство — социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе и представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность — системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность — тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития и обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).
Государство — мощный институт власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т. п.), с другой стороны, поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества, по мнению А. Смита, служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.
Центральный пункт разработки теории государства — интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства, концепция власти— самая необходимая, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс применяют термин «власть» не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношениям человека и природы. К. Маркс и В. И. Ленин неоднократно указывали, что понятие власти относится к числу коренных понятий политической власти.
Определения понятия и характера власти в обществе имеют важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В. И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.
С точки зрения долженствования, государство — гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. «Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение — это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство, — часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации».
Государство — это устойчивый тип и форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.
Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя:
- социальное назначение государства, его организационную структуру;
- специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;
- характер отношений с обществом, классом, нацией.
Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни.
Ряд исследователей 80-х годов прошлого столетия (А. С. Юинг, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) указывали следующие признаки государства:
- право государства употреблять силу;
- оно охватывает все сферы жизнедеятельности;
- право обязательного привлечения к его членству всех граждан;
- наличие своей территории;
- независимость и суверенность.
«К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики».
Ф. Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа.
Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства:
а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти;
б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право);
в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.
Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того, каким типом государства оно является:
- защиты государственного строя;
- предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;
- регулирования экономических и других общественных отношений;
- осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений — социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;
- внешнеполитические функции защиты интересов страны;
- функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое.
Важнейшие характеристики государства — государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение всего общества. Государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Один из его типов — социальное государство.
Выделим следующие признаки государства:
- наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структуры;
- наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения;
- право и возможность осуществления внутренней и внешней политики — экономической, социальной, военной — от имени всего общества внутри и вне страны;
- суверенное право издания законов и правил, обязательных для всего населения;
- организация власти по определенному территориальному делению;
- монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.
Если же государство все отмеченные права и возможности направляет на создание условий по повышению благосостояния своих граждан, развитие человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.
В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. «Оно декларировало общенациональные ценности и качество и сообразно этому определяло меру и формы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственного аппарата. Характерной особенностью политической социализации государства было то, что оно целенаправленно подавляло политическую субъективность человека — нормативное политическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для человека, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укреплению самой государственности.
На рубеже 80—90-х годов государство утрачивает монополию на выдвижение и обоснование общенациональных ценностей, но это существенно не изменило суть практики социализации, которая по-прежнему направлена на ограничение политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведения россиян.... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развенчиваются стереотипы о том, что государство может быть монопольным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить проблему нынешней политической дезорганизации».
В современном мире демократическое государство в наилучшей степени обеспечивает условия для развития социальной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из первых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функция. Социально ориентированное государство создает благоприятное пространство общественных возможностей, защищенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и других элементов социальной структуры, способствует улучшению социального положения граждан и социальных групп.
Социальный институт при таком рассмотрении — ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий не только огромное количество индивидуальных действий людей, но и регулирующий социальные отношения людей и взаимодействия различных компонентов общества.
Государство как главный социальный институт общества направляет свои усилия:
- на реализацию основополагающих потребностей общества в области культуры, науки, образования, здравоохранения и других сфер;
- на обеспечение материальной жизнедеятельности, интеграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.
Таким образом, деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется:
- разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей;
- интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;
- созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;
- созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы.
Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст. 1 Конституции РФ; ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.
Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды — в ст. 42, на образование — в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Федерации.
Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство (ст. 5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Контрольные вопросы и задания
- Дайте определение государства.
- Что такое государство?
- Назовите основные признаки государства?
- Какие основные функции выполняет государство?
- Почему государство можно рассматривать как социальный институт?
- Какие субъекты образуют федеративное устройство Российского государства?
- Какая взаимосвязь между положениями Конституции: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, п. 1 Конституции РФ), «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1 Конституции РФ), «Российская Федерация — светское государство...» (ст. 14, п. 1 Конституции РФ) и какова их взаимообусловленность?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|