Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ





ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Глава 1.1 ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Ключевые слова

Государственность Признаки государства

Государство Республика парламентская

Институт власти Республика президентская

Монархия абсолютная Светское государство

Монархия конституционная Социальный институт

 

На современном этапе развития российского общества, когда практически не сформировалось многосубъектное граж­данское общество, историческая ответственность за благопо­лучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Сам термин «государство» впервые применил Н. Макиавелли, который пытался создать законченное учение о государстве.

Государство — социальный институт организации жиз­ни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сфера общего интереса (в отличие от гражданского обще­ства, в основе которого лежит частный интерес), а также основной орган политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом раз­личные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе и представ­ляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность — системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государствен­ность — тип политической организованности общества, кото­рая достигается в ходе исторического развития и обеспечи­вает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности (трудовая, семейно-бытовая, досуговая, общественно-политическая).



Государство — мощный институт власти. А. Смит опре­деляет функции государства следующим образом. С одной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невы­годно для частных лиц (народное образование, обществен­ные работы, развитие и содержание систем транспорта, свя­зи, коммунальных служб и т. п.), с другой стороны, поддер­живать режим естественной свободы (антимонопольная дея­тельность, регулирование нормы процента); наконец, охра­нять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирова­ние минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества, по мне­нию А. Смита, служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права.



Центральный пункт разработки теории государства — интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабаты­вающих проблемы социального государства, концепция влас­ти— самая необходимая, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. К. Маркс и Ф. Энгельс приме­няют термин «власть» не только для характеристики соци­альных отношений, но и применительно к отношениям чело­века и природы. К. Маркс и В. И. Ленин неоднократно указы­вали, что понятие власти относится к числу коренных поня­тий политической власти.

Определения понятия и характера власти в обществе имеют важнейшее значение для понимания природы полити­ки и государства. В. И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил раз­граничение между властью и государством. Петр Струве ут­верждал, что государство сохранится и после уничтожения классов.

С точки зрения долженствования, государство — гарант уверенности граждан в обладании своей собственностью. «Оди­наковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стрем­ление улучшить свое положение — это начало, откуда вы­текает как общественное и национальное, так и частное бо­гатство, — часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расхо­дам правительства и величайшим ошибкам администрации».



Государство — это устойчивый тип и форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ро­лей, типичных для данного типа государства.

Совокупная сущностная характеристика государства включает в себя:

- социальное назначение государства, его организаци­онную структуру;

- специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими общественными институтами;

- характер отношений с обществом, классом, нацией.

Наряду с функцией подавления государство осуществ­ляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного про­цесса, деятельность в сфере социальных отношений и духов­ной жизни.

Ряд исследователей 80-х годов прошлого столетия (А. С. Юинг, Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) указывали следующие признаки государства:

- право государства употреблять силу;

- оно охватывает все сферы жизнедеятельности;

- право обязательного привлечения к его членству всех граждан;

- наличие своей территории;

- независимость и суверенность.

«К сожалению, россияне из поколения в поколение стал­киваются с такими формами государства, которые не отно­сятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при опре­деленных обстоятельствах сыграть государство в становле­нии гуманистической и демократической социальной полити­ки».

 

Ф. Энгельс главным признаком государства считал нали­чие публичной власти, отделенной от массы народа.

Совре­менные ученые выделяют следующие основные признаки государства:

а) наличие определенного механизма (особой системы органов и учреждений), реализующего функции государственной власти;

б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право);

в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию.

 

Государство в любой стране осуществляет совокупность необходимых функций, независимо от того, каким типом го­сударства оно является:

- защиты государ­ственного строя;

- предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

- регулирования экономических и дру­гих общественных отношений;

- осуществление общей для стра­ны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений — социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;

- внешнепо­литические функции защиты интересов страны;

- функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое дру­гое.

 

Важнейшие характеристики государства — государствен­ное устройство и политический режим. В политическом оби­ходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения и как официальное выражение все­го общества. Государственное устройство находит свое вы­ражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Один из его типов — социальное государство.

Выделим следующие признаки государства:

- наличие особой группы людей, занятых исключитель­но управлением всем обществом и охраной его экономичес­кой и социальной структуры;

- наличие монополии на принудительную власть в отно­шении всего населения;

- право и возможность осуществления внутренней и внеш­ней политики — экономической, социальной, военной — от имени всего общества внутри и вне страны;

- суверенное право издания законов и правил, обяза­тельных для всего населения;

- организация власти по определенному территориаль­ному делению;

- монопольное право на взимание налогов и сборов со всего населения, на формирование общественного бюджета и др.

 

Если же государство все отмеченные права и возможно­сти направляет на создание условий по повышению благосо­стояния своих граждан, развитие человеческого потенциала членов общества, обеспечивает достойную жизнь и свобод­ное развитие человека, его социальную защиту, то оно при полном соблюдении демократических и правовых принципов становится социальным.

В России государство всегда являлось мощным институтом управления обществом. «Оно декларировало общенациональные ценности и качество и сообразно этому определяло меру и фор­мы реального участия населения в политической жизни, что всегда осуществлялось под жестким контролем государственно­го аппарата. Характерной особенностью политической социали­зации государства было то, что оно целенаправленно подавля­ло политическую субъективность человека — нормативное по­литическое поведение предполагало подготовку человека для официальных структур, а не структуры создавались для чело­века, его свободного и самостоятельного волеизъявления. Для современной России задача построения социального государства равносильна задаче по сохранению и последующему укрепле­нию самой государственности.

На рубеже 80—90-х годов государство утрачивает моно­полию на выдвижение и обоснование общенациональных цен­ностей, но это существенно не изменило суть практики со­циализации, которая по-прежнему направлена на ограниче­ние политической субъективности человека, на сохранение статус-кво политических структур и функций, их ведущей роли в формировании нормативного политического поведе­ния россиян.... И все-таки новые социополитические ценности прорастают на российском политическом поле: развенчива­ются стереотипы о том, что государство может быть моно­польным или главным агентом политической социализации, что оно в одиночестве способно предложить и выработать нормативные образцы поведения и тем самым разрешить про­блему нынешней политической дезорганизации».

В современном мире демократическое государство в наи­лучшей степени обеспечивает условия для развития социаль­ной активности граждан, социальных групп и общностей. В таком государстве в многообразии функций на одно из пер­вых мест выдвигается его всеобъемлющая социальная функ­ция. Социально ориентированное государство создает благо­приятное пространство общественных возможностей, защи­щенных от какого-либо произвола, гарантирует возможность беспрепятственного взаимодействия социальных групп и дру­гих элементов социальной структуры, способствует улучше­нию социального положения граждан и социальных групп.

Социальный институт при таком рассмотрении — веду­щий компонент социальной структуры общества, интегриру­ющий и координирующий не только огромное количество ин­дивидуальных действий людей, но и регулирующий соци­альные отношения людей и взаимодействия различных ком­понентов общества.

Государство как главный социальный ин­ститут общества направляет свои усилия:

- на реализацию основополагающих потребностей обще­ства в области культуры, науки, образования, здравоохране­ния и других сфер;

- на обеспечение материальной жизнедеятельности, ин­теграцию социальных групп и коллективов, поддержание и сохранение духовных ценностей и многое другое.

Таким образом, деятельность государства при рассмот­рении его в качестве социального института определяется:

- разработкой и применением специфического набора социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих поведение различных сообществ и людей;

- интеграцией других социальных институтов в социаль­но-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

- созданием материальных средств и условий, обеспе­чивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;

- созданием основ для осуществления устойчивых свя­зей и отношений в рамках социальной организации общества.

 

Социальное государство, функционирующее как соци­альный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опира­ясь на конституционные основы.

Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст. 1 Конституции РФ; ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Статья 3 Конституции гласит, что носителем суверенитета и единствен­ным источником власти в России является ее многонацио­нальный народ.

Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться сво­ими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигие­ны, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным за­коном минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том чис­ле в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжитель­ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оп­лачиваемый ежегодный отпуск.

Права в сфере защиты детей, материнства, детства, се­мьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспече­ния по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий рас­крывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды — в ст. 42, на образование — в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независи­мо от происхождения, социального и имущественного поло­жения, расовой и национальной принадлежности, пола, об­разования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распростра­няются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов — равноправных субъектов Федерации.

Республика (государство) имеет свои конституцию и за­конодательство (ст. 5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве сис­темы государственной власти, разграничении предметов ве­дения и полномочий между органами государственной влас­ти Российской Федерации и органами государственной влас­ти субъектов Российской Федерации, равноправии и само­определении народов Российской Федерации (с. 5). Граждан­ство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную (органы последних самостоятельны). Осуществляют го­сударственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Пра­вительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправле­ние. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обя­зательной.

 

Контрольные вопросы и задания

- Дайте определение государства.

- Что такое государство?

- Назовите основные признаки государства?

- Какие основные функции выполняет государство?

- Почему государство можно рассматривать как соци­альный институт?

- Какие субъекты образуют федеративное устройство Российского государства?

- Какая взаимосвязь между положениями Конституции: «Российская Федерация — социальное государство, полити­ка которого направлена на создание условий, обеспечиваю­щих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, п. 1 Конституции РФ), «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с рес­публиканской формой правления» (ст. 1 Конституции РФ), «Российская Федерация — светское государство...» (ст. 14, п. 1 Конституции РФ) и какова их взаимообусловленность?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.