Основные научные исследования проблем социального государств в современной России
Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Учебник
Рекомендовано
Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
«Социальная работа»
Москва, 2003
ДК 36 ББК 65.272 В67
Рецензенты:
Е. Ш. Гонтпмахер — начальник Департамента социального развития аппарата Правительства РФ, доктор экономических наук, профессор;
Г. И. Осадчая — проректор Московского государственного социального университета, доктор социологических наук, профессор.
Gg7 Волгин Н. А, Гриценко Н. Н., Шарков Ф. И. Социальное
государство:Учебник. —М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 416 с.
ISBN 5-94798-337-0
В учебнике раскрывается отечественный и зарубежный опыт формирования и развития социального государства, его особенности, сущность, принципы. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных вузов, а также всех, кто интересуется проблемами формирования и развития социального государства.
ISBN 5-94798-337-0 © Коллектив авторов, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................ ………………..……………….. 7
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. …………………………............ 11
Раздел I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 1.1.ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ …………………………….........11
Глава1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ ……………. 16
Глава1.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................ …………………………………...22
Глава 1.4.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ………………………..… 24
Глава 1.5. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ……………………………………………………...................................... 28
Стабилизация демографической ситуации............................. …………………………………...31
Политика в сфере образования................................................ …………………………………...32
Трудовые отношения, занятость и миграция населения........ …………………………………...35
Социальная поддержка населения.......................................... …………………………………...37
Пенсионная реформа............................................................... …………………………………...40
Глава 1.6.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. ………………………………...43
Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального
государства ……………………………………………………………………………..…… 45
Глава 1.7.ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА …………………………………...47
Социальное партнерство как принцип социального государства……………………….. 47
Глава 1.8.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………………. 50
Глава 1.9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ………………… 56
Глава 1.10. ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ………………….………….. 58
Механизм правового регулирования в социальном государстве………………………………….. 59
Глава 1.11.МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА....... ……………………………………61
Раздел II
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Глава 2.1.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ 121
Глава 2.2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ СНГ 124
Глава 2.3. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ……………………… 129
Глава 2.4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………………………………………... 69
Модели социальной политики: основные принципы построения ………………………………… 69
Глава 2.5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ, КРИТЕРИИ И ИЗМЕРИТЕЛИ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ (КАЧЕСТВА) ЖИЗНИ…………………………………………………… 71
Глава 2.6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ……………………………………………………………….. 75
2.6.1.Деятельность Международной организации труда (МОТ): конвенции и рекомендации 75
2.6.2.Европейская социальная хартия……………………………………………………………….. 83
Раздел III
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И СИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ — ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 3.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ……………....................................................................... 84
Глава 3.2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ РЕЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………………………..………..………. 97
Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики ….. 97
Глава 3.3.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ …………..….. 100
Глава 3.4.ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ …………………………………………………………………………………………...104
Критерии и показатели управления социальными процессами …………………………………... 221
Глава 3.5.СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА …………………………………………………............…… 120
Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства 246
Государственное регулирование экономики в развитых странах ……………………………….. 249
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики ………………………. 250
Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики ……………………. 254
Функции управления экономикой и обществом, реализуемые на уровне государства, ориентированного на решение социальных проблем населения ………………………………... 255
Раздел IV
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Глава 4.1.РЫНОК ТРУДА И ЕГО ФУНКЦИИ ………..…………………………………………… 131
Понятие рынка труда, его границы ………………………………………………………………... 131
Глава 4.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………………………………………………………. 141
Сущность занятости ………………………………………………………………………………… 141
Глава 4.3. БЕЗРАБОТИЦА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ …………………………………………......................................... 143
Экономические последствия безработицы …………………………………………………. 143
Глава 4.4. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……………………………….................................................... 146
Основные проблемы и ключевые функции оплаты труда………………………………….. 146
Глава 4.5. РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………… 150
Основные социальные гарантии государства и роль производительности труда в их реализации150
Глава 4.6. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.. 153
Исторический и международный опыт организации социального страхования ……….. 153
Глава 4.7. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …….. 158
Пенсионная система России…………………………………………………………………………. 158
Этапы формирования системы пенсионного страхования в РФ ………………………………… 159
Виды государственных пенсий ……………………………………………………………………… 162
Глава 4.8. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ…..… 164
Оценка уровня жизни ……………………………………………………………………………… 164
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ...................................................................................166
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………. 179
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………….187
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
(Пункты 1, 2 статьи 7 Конституции РФ)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Россия провозгласила себя социальным государством. Включению в Конституцию Российской Федерации этой нормы предшествовала работа многих ученых и специалистов, предлагавших различные модели государственного устройства. В мае 1993 г. ученые Академии труда и социальных отношений внесли рекомендации в Конституционное Собрание, предложив формулу: Россия — социальное государство. Это предложение поддержано депутатами, делегатами от профсоюзов, учеными Российской Академии наук, специалистами и экспертами органов исполнительной власти и администрацией Президента РФ и вошло в проект Конституции в качестве ст. 7, а после референдума стало конституционной нормой Основного закона нашей страны.
Правовая норма Конституции страны о том, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, служит основой для осуществления активных, последовательных и целенаправленных действий по формированию в России подлинно социального государства.
Однако лишь провозглашение России социальным государством автоматически не приводит к реальным изменением на пути строительства социального государства. Формирование социального государства в постсоветской России находится в самом начале теоретической и практической разработки. Научных исследований, связанных с этими проблемами, еще недостаточно. Проведенные Академией труда и социальных отношений научно-практические конференции и семинары, заседания круглых столов совместно с руководителями государственных органов профсоюзов, Союзов промышленников и предпринимателей различного уровня, ведущими учеными академических учреждений и вузов страны дали новый импульс научным исследованиям проблем социального государства, лишили почвы имевших место различных попыток ревизовать конституционный принцип устройства Российского государства.
Для становления, развития и укрепления социального государства требуется теоретическая разработка концептуальных основ формирования целостной, комплексной программы мер по их реализации и последовательная целенаправленная работа всех ветвей и уровней государственной власти и местного самоуправления, действия общественных объединений и других субъектов, осуществляющих социальные программы. Нужно систематически и всестороннее информировать граждан о базовых понятиях социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности своих социальных прав и обязанностей.
Требует дальнейшей разработки сама категория «социальное государство», необходимо развивать правовую базу, механизмы, практику функционирования по утверждению конституционных основ. Такая форма государственного устройства призвана в наиболее полной мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий российских граждан. На основе осмысления крупных перемен, происходящих в нашей стране в сфере социальных отношений, в этом учебнике сделаны обобщения, содействующие решению проблем становления и развития правовой и научной базы, механизмов, культуры и практики функционирования социального государства, обеспечения его кадрами новой формации, а читателям помогут сделать свои собственные выводы.
Современному социальному государству свойственно не только закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличие эффективной социальной политики, эффективной социальной рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату; развитое социальное страхование; поддержку семьи, материнства и детства, заботу о престарелых, молодежи и многое другое. Сегодня население Российской Федерации особенно волнуют низкая заработная плата и задолженность по ее выплате, дальнейший рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, слабая защищенность ветеранов, женщин, реальная угроза остаться без работы; недоступность для большинства молодых людей хорошего профессионального образования, качественного медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для получения жилья и приемлемых условий отдыха; ряд других социальных проблем. Такое состояние развития социальной сферы на современном этапе развития России требует активизации социальной политики.
На IV съезде Федерации независимых профсоюзов России Президент Российской Федерации В. В. Путин провозгласил, что необходимо «дать равные шансы для улучшения жизни каждому гражданину. Создать все условия для честной работы и достойного заработка. И конечно, в итоге только рост экономики может стать источником социального благополучия». На необходимость решения задачи обеспечения достойной жизни граждан указано и в Послании Президента Федеральному Собранию в 2002 г.
Государство, объявившее себя социальным, должно:
§ опираться на господство права и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека;
§ создавать гражданам возможность свободно реализовывать трудовой и интеллектуальный потенциалы, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
§ осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях сильную и последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человека, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
§ реализовывать меры, обеспечивающие укрепление семьи — основной ячейки общества, а также духовное, культурное, нравственное развитие граждан, бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций;
§ создавать благоприятные условия для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти.
Решать эти и другие задачи должны высокопрофессиональные кадры специалистов.
Этот первый в отечественной и зарубежной практике учебник, подготовленный на основе краткого словаря-справочника «Социальное государство», призван помочь студентам, слушателям, аспирантам, изучающим эти проблемы, познакомить читателей с особенностями, сущностью, принципами, целями, методами деятельности социального государства и оказать практическую помощь тем, кого беспокоит вышеупомянутая ситуация и кто обеспечивает реализацию положений Конституции РФ, провозгласившей Россию социальным государством.
ВВЕДЕНИЕ
Основные научные исследования проблем социального государств в современной России
Необходимость теоретической разработки проблем социального государства обусловлена:
§ отсутствием стройной концепции социального государства и комплексных разработок теоретико-методологических основ формирования социальной политики;
§ необходимостью разработки концепции системного подхода к определению сущности, содержания понятия «социальное государство», социологическому анализу различных отраслей социальной сферы;
§ потребностью в выработке скоординированных эффективных мер практической реализации принципов социального государства проведением эффективной социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях с учетом разграничения полномочий в социальной сфере, финансовых и бюджетно-налоговых основ социальной политики в регионе;
§ необходимостью установления соотношения и приоритетности социальных и экономических слагаемых государственной политики, пределов «социальности» социального государства;
§ потребностями в раскрытии механизма управления социальными процессами и социальным развитием в социальном государстве, а также принципов взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территориальной организации социальной жизни;
§ необходимостью обоснования путей и форм обеспечения сопоставимых социальных условий жизнедеятельности населения в различных регионах страны, разработки критериев, показателей уровня и качества жизни населения;
§ отсутствием в современной России реальных условий для обеспечения достойной жизни большинству граждан России;
§ необходимостью выработки оптимальных путей решения социальных проблем на основе эффективного рыночного хозяйства и политики социального государства.
Исследования и обсуждения проблем социального государства в России начались в 1993 г. в период работы Конституционного совещания. В мае 1993 г. в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) состоялась конференция на тему «Человек, социальная политика в период становления экономических реформ». В ее работе участвовали видные ученые академических институтов, вузов, специалисты, профсоюзные работники, представители органов власти и др. Проанализировав отечественный и зарубежный опыт государственного строительства, участники предложили Конституционному совещанию избрать модель социального государства, чтобы придать реформам социальную направленность, в наиболее полной мере обеспечивать права и жизненные интересы российских граждан с учетом их менталитета, культуры, соборности, традиций, коллективизма и предыдущего опыта социализации.
В научных исследованиях ученых различаются модели и теории государств — теория элит, технократическая теория, теория плюралистической демократии, теория правового государства, теории конвергенции, историко-материалистическая, социального государства Поддержанная учеными, профсоюзами, депутатами—членами Конституционного совещания формула «Россия — социальное государство» включена в проект Конституции, а после референдума стала нормой ст. 6 и 7.
Теоретико-методологические проблемы формирования социальной политики и становления социального государства рассматривались на различных конференциях, на кафедрах, в исследованиях ученых Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского государственного социального университета, Института государства и права, Института социально-политических исследований, Института социологии РАН и некоторыми другими научными учреждениями и вузами страны. Различные проблемы формирования и развития социального государства опубликованы и обсуждаются в журналах: «Общество и экономика», «Труд и социальные отношения», «Народонаселение», «Российская Федерация сегодня», «Социология власти», «Экономист», «Человек и труд», «Управление персоналом» и др.
30 сентября 1996 г. Федерация независимых профсоюзов России и Академия труда и социальных отношений провели научную дискуссию в виде круглого стола «Российская Федерация — социальное государство», на котором представлены результаты исследований ученых академических учреждений и высших учебных заведений, государственных, профсоюзных и общественных деятелей.
В рекомендациях ученых и специалистов сформирована главная причина создавшегося положения — отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и передового отечественного и зарубежного опыта стратегической концепции развития нашего государства. Определение социального государства должно опираться на господство права и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека; создать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие. Одновременно с этим заявлено о настоятельной необходимости перевода декларированных ст. 7 Конституции РФ положений в плоскость практических согласованных действий всех ветвей государственной власти.
31 октября 2000 г. в рамках Межкафедрального методологического семинара в Академии труда и социальных отношений прошел круглый стол «Стратегический путь России: социальное или субсидиарное государство?». Тематика круглого стола предложена учеными Академии и других крупных учебных и научных центров страны как реакция на концепцию, изложенную в Проекте «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». В итоговом документе ученые и специалисты, проведя анализ определениям и терминам «патернализм», «субсидиарность», пришли к выводу о произошедшем смешении понятий: «социального», относящегося к государственному устройству страны и преследующего соответствующую ориентацию, и «субсидиарного» как метода или способа решения социальных задач в любом государстве, в том числе и социальном. Переход от патерналистской (социальной) к субсидиарной модели государства противоречит ст. 7 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию социальным государством.
Активное обсуждение этих вопросов в научных и других организациях, в прессе способствовало тому, что авторы проектов правительственных документов отказались от идеи создания «субсидиарного государства» вместо социального государства.
Проблемы социальной политики, социального партнерства и социального государства обсуждались на круглых столах «Человек. Социальная политика. Социальное партнерство», проведенных в Академии труда и социальных отношений в рамках всероссийских экономических форумов «Стратегия экономического развития России в XXI веке», которые прошли в течение ряда лет.
17 ноября 1999 г. на I Международной научно-практической конференции (Москва — Киев — Минск) «Социальное государство в XXI в. Взгляд молодежи» обсуждены доклады по концепции социального государства, места и роли молодежи в строительстве и функционировании социального государства. 6 апреля 2000 г. на международной научно-практической конференции «Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграции», организованной Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ, обсуждены и выработаны рекомендации, направленные на усиление научной, практической и законотворческой деятельности социальных государств по осуществлению социальной политики.
11 июня 2002 г. в г. Минске прошли парламентские слушания, а 25—26 июня 2002 г. в Москве — Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы социального развития Союзного государства», где также широко представлены научные взгляды известных ученых (в том числе и Академии труда и социальных отношений) по проблемам становления и развития основ законодательства в рамках союза Беларуси и России и Евразийского экономического сообщества.
19 ноября 2002 г. в Академии труда и социальных отношений было проведено заседание круглого стола, которое приняло Концепцию социального государства, разработанную Временным творческим коллективом, сформированным Председателем Государственной думы РФ Г. Н. Селезневым, чл.-корр. РАН М. В. Баглаем (являвшимся в то время Председателем Конституционного Суда РФ), Министром труда и социального развития РФ А. П Починком, Председателем Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике В. А. Петренко, Председателем Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А. В. Селивановым, Председателем Федерации независимых профсоюзов России М. В. Шмаковым, ректором Академии труда и социальных отношений Н. Н. Гриценко, Президентом Российской Академии наук Ю. С. Осиповым.
Начиная с 2000 г. на ежегодных научных конференциях юридического факультета Академии труда и социальных отношений обсуждаются проблемы формирования правовых основ социального государства. В 2001 г. рассмотрены научные доклады ученых Академии: Н. Н. Гриценко, Г. А. Николаева, М. А. Митюкова, А. В. Корнева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат, Д. В. Дозорина, М. И. Кучмы, И. О. Снегиревой и других, в которых изложен мировой и отечественный опыт становления и развития социального государства и предложены конкретные рекомендации. Участники научной конференции «Социальное государство: мировой опыт и реалии России» большое внимание уделили проблемам социально-экономической функции, правовым и экономическим основам социального государства.
Исследованию проблем социальной политики социального государства посвящено много публикаций (см. список литературы). Существенным шагом вперед стал выход в свет Краткого словаря-справочника «Социальное государство», подготовленного группой авторитетных ученых Академии труда и социальных отношений (АТиСО) и других высших учебных заведений и научных центров страны (М.: Изд-во АТиСО: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2002. 449 с).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|