Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные научные исследования проблем социального государств в современной России





Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Ф. И. Шарков

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Учебник

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«Социальная работа»

Москва, 2003

 


ДК 36 ББК 65.272 В67

Рецензенты:

Е. Ш. Гонтпмахер — начальник Департамента социального развития аппарата Правительства РФ, доктор экономических наук, про­фессор;

Г. И. Осадчая — проректор Московского государственного социаль­ного университета, доктор социологических наук, профес­сор.

Gg7 Волгин Н. А, Гриценко Н. Н., Шарков Ф. И. Социальное

государство:Учебник. —М.: Издательско-торговая корпора­ция «Дашков и К0», 2003. — 416 с.

ISBN 5-94798-337-0

В учебнике раскрывается отечественный и зарубежный опыт фор­мирования и развития социального государства, его особенности, сущность, принципы. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных ву­зов, а также всех, кто интересуется проблемами формирования и разви­тия социального государства.

ISBN 5-94798-337-0 © Коллектив авторов, 2003


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................ ………………..……………….. 7



ВВЕДЕНИЕ.................................................................................. …………………………............ 11

Раздел I

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Глава 1.1.ГОСУДАРСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ …………………………….........11

Глава1.2. СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ ……………. 16

Глава1.3. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ............................................................................ …………………………………...22

Глава 1.4.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ………………………..… 24

Глава 1.5. ЦЕЛИ, ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ……………………………………………………...................................... 28

Стабилизация демографической ситуации............................. …………………………………...31

Политика в сфере образования................................................ …………………………………...32

Трудовые отношения, занятость и миграция населения........ …………………………………...35

Социальная поддержка населения.......................................... …………………………………...37



Пенсионная реформа............................................................... …………………………………...40

Глава 1.6.ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. ………………………………...43

Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального

государства ……………………………………………………………………………..…… 45

Глава 1.7.ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА …………………………………...47

Социальное партнерство как принцип социального государства……………………….. 47

Глава 1.8.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………………. 50

Глава 1.9. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ………………… 56

Глава 1.10. ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ………………….………….. 58

Механизм правового регулирования в социальном государстве………………………………….. 59

Глава 1.11.МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА....... ……………………………………61

Раздел II

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Глава 2.1.РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ 121

Глава 2.2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СТРАНАХ СНГ 124

Глава 2.3. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ……………………… 129

Глава 2.4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ……………………………………………………………………………………………... 69

Модели социальной политики: основные принципы построения ………………………………… 69

Глава 2.5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ, КРИТЕРИИ И ИЗМЕРИТЕЛИ ДОСТОЙНОГО УРОВНЯ (КАЧЕСТВА) ЖИЗНИ…………………………………………………… 71

Глава 2.6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ……………………………………………………………….. 75



2.6.1.Деятельность Международной организации труда (МОТ): конвенции и рекомендации 75

2.6.2.Европейская социальная хартия……………………………………………………………….. 83

Раздел III

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА И СИЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ — ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

Глава 3.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ……………....................................................................... 84

Глава 3.2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ РЕЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА ……………………………………………..………..………. 97

Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики ….. 97

Глава 3.3.СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ …………..….. 100

Глава 3.4.ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СОЦИАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ …………………………………………………………………………………………...104

Критерии и показатели управления социальными процессами …………………………………... 221

Глава 3.5.СОЦИАЛЬНОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА …………………………………………………............…… 120

Роль социальной политики в развитии экономики и укреплении социального государства 246

Государственное регулирование экономики в развитых странах ……………………………….. 249

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики ………………………. 250

Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики ……………………. 254

Функции управления экономикой и обществом, реализуемые на уровне государства, ориентированного на решение социальных проблем населения ………………………………... 255

Раздел IV

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ

СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Глава 4.1.РЫНОК ТРУДА И ЕГО ФУНКЦИИ ………..…………………………………………… 131

Понятие рынка труда, его границы ………………………………………………………………... 131

Глава 4.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ……………………………………………………………. 141

Сущность занятости ………………………………………………………………………………… 141

Глава 4.3. БЕЗРАБОТИЦА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, ПУТИ СОКРАЩЕНИЯ …………………………………………......................................... 143

Экономические последствия безработицы …………………………………………………. 143

Глава 4.4. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……………………………….................................................... 146

Основные проблемы и ключевые функции оплаты труда………………………………….. 146

Глава 4.5. РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………… 150

Основные социальные гарантии государства и роль производительности труда в их реализации150

Глава 4.6. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ.. 153

Исторический и международный опыт организации социального страхования ……….. 153

Глава 4.7. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РЕФОРМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ …….. 158

Пенсионная система России…………………………………………………………………………. 158

Этапы формирования системы пенсионного страхования в РФ ………………………………… 159

Виды государственных пенсий ……………………………………………………………………… 162

Глава 4.8. ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ…..… 164

Оценка уровня жизни ……………………………………………………………………………… 164

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ...................................................................................166

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………. 179

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………….187


«Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека.

В Российской Федерации охраняются труд и здо­ровье людей, устанавливается гарантированный мини­мальный размер оплаты труда, обеспечивается госу­дарственная поддержка семьи, материнства, отцов­ства и детства, инвалидов и пожилых граждан, разви­вается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии со­циальной защиты».

(Пункты 1, 2 статьи 7 Конституции РФ)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Россия провозгласила себя социальным государством. Включению в Конституцию Российской Федерации этой нор­мы предшествовала работа многих ученых и специалистов, предлагавших различные модели государственного устрой­ства. В мае 1993 г. ученые Академии труда и социальных от­ношений внесли рекомендации в Конституционное Собрание, предложив формулу: Россия — социальное государство. Это предложение поддержано депутатами, делегатами от проф­союзов, учеными Российской Академии наук, специалистами и экспертами органов исполнительной власти и администра­цией Президента РФ и вошло в проект Конституции в каче­стве ст. 7, а после референдума стало конституционной нор­мой Основного закона нашей страны.

Правовая норма Кон­ституции страны о том, что Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, служит основой для осуществле­ния активных, последовательных и целенаправленных дей­ствий по формированию в России подлинно социального го­сударства.

Однако лишь провозглашение России социальным госу­дарством автоматически не приводит к реальным изменени­ем на пути строительства социального государства. Формиро­вание социального государства в постсоветской России нахо­дится в самом начале теоретической и практической разра­ботки. Научных исследований, связанных с этими проблема­ми, еще недостаточно. Проведенные Академией труда и со­циальных отношений научно-практические конференции и семинары, заседания круглых столов совместно с руководи­телями государственных органов профсоюзов, Союзов про­мышленников и предпринимателей различного уровня, ве­дущими учеными академических учреждений и вузов страны дали новый импульс научным исследованиям проблем соци­ального государства, лишили почвы имевших место различ­ных попыток ревизовать конституционный принцип устрой­ства Российского государства.

Для становления, развития и укрепления социального го­сударства требуется теоретическая разработка концептуаль­ных основ формирования целостной, комплексной программы мер по их реализации и последовательная целенаправленная работа всех ветвей и уровней государственной власти и мест­ного самоуправления, действия общественных объединений и других субъектов, осуществляющих социальные программы. Нужно систематически и всестороннее информировать граж­дан о базовых понятиях социального государства, социальной политики, деятельности соответствующих органов власти, всей совокупности своих социальных прав и обязанностей.

Требует дальнейшей разработки сама категория «социаль­ное государство», необходимо развивать правовую базу, механизмы, практику функционирования по утверждению кон­ституционных основ. Такая форма государственного устрой­ства призвана в наиболее полной мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий российских граждан. На основе осмысления крупных перемен, происходящих в нашей стране в сфере социальных отношений, в этом учебнике сде­ланы обобщения, содействующие решению проблем становле­ния и развития правовой и научной базы, механизмов, куль­туры и практики функционирования социального государства, обеспечения его кадрами новой формации, а читателям помо­гут сделать свои собственные выводы.

Современному социальному государству свойственно не только закрепление соответствующего принципа в Консти­туции, но и наличие эффективной социальной политики, эффективной социальной рыночной экономики, обеспечива­ющих занятость, достойную заработную плату; развитое со­циальное страхование; поддержку семьи, материнства и дет­ства, заботу о престарелых, молодежи и многое другое. Се­годня население Российской Федерации особенно волнуют низ­кая заработная плата и задолженность по ее выплате, даль­нейший рост цен и тарифов, падение жизненного уровня, слабая защищенность ветеранов, женщин, реальная угроза остаться без работы; недоступность для большинства моло­дых людей хорошего профессионального образования, каче­ственного медицинского обслуживания; отсутствие должных условий для получения жилья и приемлемых условий отды­ха; ряд других социальных проблем. Такое состояние разви­тия социальной сферы на современном этапе развития Рос­сии требует активизации социальной политики.

На IV съезде Федерации независимых профсоюзов Рос­сии Президент Российской Федерации В. В. Путин провозгла­сил, что необходимо «дать равные шансы для улучшения жизни каждому гражданину. Создать все условия для чест­ной работы и достойного заработка. И конечно, в итоге толь­ко рост экономики может стать источником социального бла­гополучия». На необходимость решения задачи обеспечения достойной жизни граждан указано и в Послании Президента Федеральному Собранию в 2002 г.

Государство, объявившее себя социальным, должно:

§ опираться на господство права и обеспечивать гаран­тии соблюдения прав и свобод человека;

§ создавать гражданам возможность свободно реализовывать трудовой и интеллектуальный потенциалы, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материаль­ное благополучие;

§ осуществлять при любых системных и структурных преобразованиях сильную и последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные ин­вестиции в человека, на достижение высоких жизненных стан­дартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;

§ реализовывать меры, обеспечивающие укрепление се­мьи — основной ячейки общества, а также духовное, куль­турное, нравственное развитие граждан, бережное отноше­ние к наследию предков и преемственность поколений, сохра­нение самобытных национальных и исторических традиций;

§ создавать благоприятные условия для реального учас­тия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уров­нях власти.

Решать эти и другие задачи должны высокопрофессио­нальные кадры специалистов.

Этот первый в отечественной и зарубежной практике учебник, подготовленный на основе краткого словаря-спра­вочника «Социальное государство», призван помочь студен­там, слушателям, аспирантам, изучающим эти проблемы, познакомить читателей с особенностями, сущностью, прин­ципами, целями, методами деятельности социального госу­дарства и оказать практическую помощь тем, кого беспокоит вышеупомянутая ситуация и кто обеспечивает реализацию положений Конституции РФ, провозгласившей Россию соци­альным государством.


ВВЕДЕНИЕ

Основные научные исследования проблем социального государств в современной России

Необходимость теоретической разработки проблем соци­ального государства обусловлена:

§ отсутствием стройной концепции социального государ­ства и комплексных разработок теоретико-методологических основ формирования социальной политики;

§ необходимостью разработки концепции системного под­хода к определению сущности, содержания понятия «соци­альное государство», социологическому анализу различных отраслей социальной сферы;

§ потребностью в выработке скоординированных эффек­тивных мер практической реализации принципов социально­го государства проведением эффективной социальной поли­тики на федеральном, региональном и местном уровнях с уче­том разграничения полномочий в социальной сфере, финан­совых и бюджетно-налоговых основ социальной политики в регионе;

§ необходимостью установления соотношения и приори­тетности социальных и экономических слагаемых государ­ственной политики, пределов «социальности» социального государства;

§ потребностями в раскрытии механизма управления со­циальными процессами и социальным развитием в социаль­ном государстве, а также принципов взаимодействия общих закономерностей и специфических особенностей территори­альной организации социальной жизни;

§ необходимостью обоснования путей и форм обеспече­ния сопоставимых социальных условий жизнедеятельности населения в различных регионах страны, разработки крите­риев, показателей уровня и качества жизни населения;

§ отсутствием в современной России реальных условий для обеспечения достойной жизни большинству граждан Рос­сии;

§ необходимостью выработки оптимальных путей реше­ния социальных проблем на основе эффективного рыночного хозяйства и политики социального государства.

Исследования и обсуждения проблем социального госу­дарства в России начались в 1993 г. в период работы Консти­туционного совещания. В мае 1993 г. в Академии труда и со­циальных отношений (АТиСО) состоялась конференция на тему «Человек, социальная политика в период становления эконо­мических реформ». В ее работе участвовали видные ученые академических институтов, вузов, специалисты, профсоюз­ные работники, представители органов власти и др. Проана­лизировав отечественный и зарубежный опыт государствен­ного строительства, участники предложили Конституцион­ному совещанию избрать модель социального государства, чтобы придать реформам социальную направленность, в наи­более полной мере обеспечивать права и жизненные интере­сы российских граждан с учетом их менталитета, культуры, соборности, традиций, коллективизма и предыдущего опыта социализации.

В научных исследованиях ученых различаются модели и теории государств — теория элит, технократическая теория, теория плюралистической демократии, теория правового го­сударства, теории конвергенции, историко-материалистическая, социального государства Поддержанная учеными, проф­союзами, депутатами—членами Конституционного совещания формула «Россия — социальное государство» включена в про­ект Конституции, а после референдума стала нормой ст. 6 и 7.

Теоретико-методологические проблемы формирования социальной политики и становления социального государства рассматривались на различных конференциях, на кафедрах, в исследованиях ученых Российской академии государствен­ной службы при Президенте РФ, Московского государствен­ного университета им. М. В. Ломоносова, Московского госу­дарственного социального университета, Института государ­ства и права, Института социально-политических исследова­ний, Института социологии РАН и некоторыми другими на­учными учреждениями и вузами страны. Различные пробле­мы формирования и развития социального государства опуб­ликованы и обсуждаются в журналах: «Общество и экономи­ка», «Труд и социальные отношения», «Народонаселение», «Российская Федерация сегодня», «Социология власти», «Эко­номист», «Человек и труд», «Управление персоналом» и др.

30 сентября 1996 г. Федерация независимых профсоюзов России и Академия труда и социальных отношений провели научную дискуссию в виде круглого стола «Российская Фе­дерация — социальное государство», на котором представле­ны результаты исследований ученых академических учреж­дений и высших учебных заведений, государственных, проф­союзных и общественных деятелей.

В рекомендациях ученых и специалистов сформирована главная причина создавшегося положения — отсутствие обо­снованной, базирующейся на достижениях науки и передово­го отечественного и зарубежного опыта стратегической кон­цепции развития нашего государства. Определение социаль­ного государства должно опираться на господство права и обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека; создать гражданам возможность свободно реализовать тру­довой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное бла­гополучие. Одновременно с этим заявлено о настоятельной необходимости перевода декларированных ст. 7 Конституции РФ положений в плоскость практических согласованных дей­ствий всех ветвей государственной власти.

31 октября 2000 г. в рамках Межкафедрального методо­логического семинара в Академии труда и социальных отно­шений прошел круглый стол «Стратегический путь России: социальное или субсидиарное государство?». Тематика круг­лого стола предложена учеными Академии и других крупных учебных и научных центров страны как реакция на концеп­цию, изложенную в Проекте «Основные направления соци­ально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». В итоговом доку­менте ученые и специалисты, проведя анализ определениям и терминам «патернализм», «субсидиарность», пришли к вы­воду о произошедшем смешении понятий: «социального», от­носящегося к государственному устройству страны и пресле­дующего соответствующую ориентацию, и «субсидиарного» как метода или способа решения социальных задач в любом государстве, в том числе и социальном. Переход от патерна­листской (социальной) к субсидиарной модели государства про­тиворечит ст. 7 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию социальным государством.

Активное обсуждение этих вопросов в научных и других организациях, в прессе способствовало тому, что авторы проектов правительственных документов отказались от идеи создания «субсидиарного государства» вместо социального государства.

Проблемы социальной политики, социального партнер­ства и социального государства обсуждались на круглых сто­лах «Человек. Социальная политика. Социальное партнерство», проведенных в Академии труда и социальных отношений в рамках всероссийских экономических форумов «Стратегия экономического развития России в XXI веке», которые про­шли в течение ряда лет.

17 ноября 1999 г. на I Международной научно-практичес­кой конференции (Москва — Киев — Минск) «Социальное государство в XXI в. Взгляд молодежи» обсуждены доклады по концепции социального государства, места и роли моло­дежи в строительстве и функционировании социального го­сударства. 6 апреля 2000 г. на международной научно-практической конференции «Социальная сфера: проблемы реформирования и интеграции», организованной Межпарламентской ассамб­леей государств — участников СНГ, обсуждены и выработа­ны рекомендации, направленные на усиление научной, прак­тической и законотворческой деятельности социальных госу­дарств по осуществлению социальной политики.

11 июня 2002 г. в г. Минске прошли парламентские слу­шания, а 25—26 июня 2002 г. в Москве — Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспекти­вы социального развития Союзного государства», где также широко представлены научные взгляды известных ученых (в том числе и Академии труда и социальных отношений) по проблемам становления и развития основ законодательства в рамках союза Беларуси и России и Евразийского экономи­ческого сообщества.

19 ноября 2002 г. в Академии труда и социальных отно­шений было проведено заседание круглого стола, которое приняло Концепцию социального государства, разработан­ную Временным творческим коллективом, сформированным Председателем Государственной думы РФ Г. Н. Селезневым, чл.-корр. РАН М. В. Баглаем (являвшимся в то время Предсе­дателем Конституционного Суда РФ), Министром труда и социального развития РФ А. П Починком, Председателем Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике В. А. Петренко, Председателем Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике А. В. Селивановым, Председателем Федерации независимых профсоюзов России М. В. Шмаковым, ректором Академии труда и социальных отношений Н. Н. Гриценко, Президентом Российской Акаде­мии наук Ю. С. Осиповым.

Начиная с 2000 г. на ежегодных научных конференциях юридического факультета Академии труда и социальных от­ношений обсуждаются проблемы формирования правовых основ социального государства. В 2001 г. рассмотрены науч­ные доклады ученых Академии: Н. Н. Гриценко, Г. А. Николаева, М. А. Митюкова, А. В. Корнева, В. С. Афанасьева, Н. Л. Гранат, Д. В. Дозорина, М. И. Кучмы, И. О. Снегиревой и других, в которых изложен мировой и отечественный опыт становления и развития социального государства и предло­жены конкретные рекомендации. Участники научной конфе­ренции «Социальное государство: мировой опыт и реалии России» большое внимание уделили проблемам социально-экономической функции, правовым и экономическим основам социального государства.

Исследованию проблем социальной политики социально­го государства посвящено много публикаций (см. список ли­тературы). Существенным шагом вперед стал выход в свет Краткого словаря-справочника «Социальное государство», подготовленного группой авторитетных ученых Академии труда и социальных отношений (АТиСО) и других высших учебных заведений и научных центров страны (М.: Изд-во АТиСО: ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ», 2002. 449 с).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.