Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7 глава





--------------------------------

<1> Давлетов А.А. Основы уголовно-процессуального познания. С. 107 - 108.

 

Различаются два уровня любого, в том числе и уголовно-процессуального познания, - эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания характеризуется опытными способами получения знания, которое приобретается посредством чувственного восприятия объекта. "Чувственное знание - это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств... Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно" <1>. Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является ощущение, которое возникает под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств от внешних раздражителей (ими являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.). Ощущения обладают широким спектром модальности: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные, температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические <2>.



--------------------------------

<1> Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. С. 473.

<2> См.: Там же.

 

Изложенное характерно и для уголовно-процессуального познания. Особенно наглядно иллюстрируются эмпирический и теоретический уровни познания на стадии судебного следствия. На первом уровне уголовно-процессуального познания в рамках судебного следствия могут иметь место такие методы приобретения знания как наблюдение, эксперимент, моделирование - то, что связано с личным восприятием субъектом познаваемого объекта. При помощи данных способов производится обнаружение и закрепление доказательственной информации. Все это именуется в законе как собирание доказательств и регламентировано ст. 86 УПК и рядом других статей, касающихся конкретных процессуальных действий, возможных в рамках судебного следствия (ст. ст. 275 - 290 УПК).

Проверка и оценка доказательств (ст. ст. 87, 88 УПК) - составляющие теоретического уровня познания, где решающее значение приобретают мыслительные, логические операции познающего субъекта по сопоставлению имеющихся доказательств друг с другом, направленные на получение посредством умозаключений новых выводных знаний о части или обо всем преступлении в целом. Справедливо выражение К. Маркса: "Подвергай все сомнению" <1>. Итогом мыслительной деятельности по оценке доказательств является внутреннее убеждение судьи в правильности своих выводов <2>. Таким путем суд проверяет доброкачественность представленных доказательств и обеспечивает достоверность приобретаемого знания о преступном событии. Этот процесс познания осуществляется строго в рамках закона и отражается в протоколе судебного заседания.



--------------------------------

<1> Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 31. С. 492.

<2> См. подробнее: Агибалова В.О. Процессуальные и иные документы как источники доказательств в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград: Волгогр. акад-я МВД РФ, 2003. С. 35.

 

Содержание уголовно-процессуального познания и объем его правовой регламентации не совпадают. Закон не может регулировать все аспекты такой познавательной деятельности. Ее закономерности определяются положениями философии, психологии, логики, социологии, конфликтологии и ряда других наук, которые в совокупности с нормативными предписаниями позволяют получить достаточно полное и правильное представление об уголовно-процессуальном познании в рамках судебного следствия.

 

§ 1.4. Характеристика вовлекаемых

в сферу судебного следствия носителей

познавательно значимой информации



 

В специальной литературе отмечено: "Информационные взаимодействия - это необходимый атрибут всех как живых, так и искусственных систем любого уровня, они являются одним из базовых свойств природы..." <1>. Сейчас информация становится одним из важнейших факторов человеческого существования и бытия, является идеальным отображением объективных реалий материального мира <2>.

--------------------------------

<1> Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность. М.: Инфра-М, 2002. С. 18.

<2> Об этом также см.: Литвинов А.Н., Степанюк Р.Л. Прогнозирование и планирование в криминалистике. М.: Юркнига, 2004. С. 26.

 

Термин "информация" является широко распространенным в современной социальной практике. Он включает в себя сведения о предметах, событиях, людях, явлениях и т.п., получаемые из различных источников, передаваемые устным, письменным или иным способом и используемые для различных целей в зависимости от характера осуществляемой деятельности. Такое понимание согласуется с буквальным значением этого термина, имеющего латинское происхождение (от слова "informatio") и означающего "сообщение, разъяснение, изложение, осведомление".

Современное предметное значение термина "информация" весьма разнообразно. В животном и растительном мире под информацией понимается обмен сигналами, результат передачи признаков от клетки к клетки, от организма к организму. В естественных науках под информацией, как правило, понимаются ранее неизвестные получателю знания об объектах, процессах и явлениях окружающего мира, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. В математике под информацией понимается совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в выборе различных возможностей (энтропию) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Микиша А.М., Орлов В.Б. Толковый математический словарь. М.: Русский язык, 1989. С. 45.

 

Философская трактовка информации сводится к пониманию ее как внетелесного продукта сознания человека, передаваемого методом ее кодирования в так называемых знаковых объектах и процессах (книгах, рисунках, чертежах, ритуалах и др.), образующего "тело" человеческой культуры, способ ее реального существования <1>. В политологии под информацией понимаются сообщения об актуальных новостях внутренней и международной жизни <2>. Общенаучное энциклопедическое определение информации включает в себя понятие обмена сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом <3>. В современной науке существует понятие генетической информации как получаемой от предков и заложенной в наследственных структурах организмов в виде совокупности генов программы о составе, строении и характере обмена составляющих организм веществ <4>, а также многие другие производные от этого понятия дефиниции. Н. Винер отметил, что "процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой сфере" <5>.

--------------------------------

<1> См.: Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М.: Инфра-М, 2001. С. 288.

<2> См.: Краткий политический словарь / Под ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишлина. М.: Политиздат, 1988. С. 152.

<3> Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. С. 498.

<4> Там же. Т. 1. С. 287.

<5> Винер Н. Кибернетика и общество / Перевод с нем. Э.Я. Кольмана. М.: Ин-т лит-ры, 1958. С. 31.

 

В юридической доктрине А.А. Давлетовым информация определена как "сведения, полученные от следов прошлого" <1>, А.А. Эксархопуло - как "субъективный образ познаваемых объектов; сведения, получаемые субъектом познания и полезно используемые им для своих целей" <2>. Р.С. Белкин определил информацию как разъяснение (изложение), сведения, данные, имеющие отношение к раскрытию и расследованию преступления <3>. О.Я. Баев говорит о специфическом "уголовно-релевантном виде информации" <4>. З.И. Пименова отмечает, что информация, имеющаяся в уголовном деле, - это "отражение процесса познания (процесса доказывания) на различных стадиях" <5>.

--------------------------------

<1> Давлетов А.А. Основы уголовно-процессуального познания. С. 45.

<2> Эксархопуло А.А. Понятие криминалистических объектов // Правоведение. 1980. N 3. С. 82.

<3> См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд., доп. М.: Мегатрон XXI, 2000. С. 57.

<4> См.: Баев О.Я. Российская криминалистика начала XXI в.: направления развития, современные проблемы // Вестник криминалистики. Вып. 1. М.: Спарк, 2000. С. 7.

<5> Пименова З.И. Криминалистические аспекты участия государственного обвинителя в рассмотрении дел об убийствах по найму. М.: Былина, 2005. С. 29.

 

На законодательном уровне существует правовое определение информации, введенное ст. 2 ФЗ РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> как сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448.

 

Итак, информация - это система полезных сведений о ступенях развития определенных отраслей теории и практики, используемых наукой и (или) обывателями, распространяемых в виде совокупности особого рода сигналов с помощью печатных изданий, технических средств, а также посредством перцептивного и межличностного общения.

Таким образом, согласимся, что "сведения являются содержанием сообщений и материалов" <1>, а информация о каких-либо событиях, процессах, о состояниях объектов содержится в сигналах, приходящих от этих объектов. Сигналы такого рода в специальной литературе делятся на непрерывные и дискретные (разделенные во времени). Примерами непрерывных сигналов могут служить полет самолета, течение реки, вращение Земли, автогенератор и др. Дискретные - работа электродвигателя, лампы. Если процесс может быть остановлен на какое-то время (например, лампа может быть выключена), то они являются дискретными <2>.

--------------------------------

<1> См.: Погуляев В.В., Моргунова Е.А. Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации". М.: Юстицинформ, 2004. С. 11.

<2> См.: Информатика: Учебное пособие. М.: Изд-во РГТК "Тантал", 2002. С. 4.

 

Информация об объекте познания может быть не только воспринята познающим субъектом или техническим устройством (при соответствующей ее обработке), но и как бы отделена от ее первоисточника - отображения объекта познания. Из этого следует, что она может быть перенесена в пространстве, сохранена во времени, передана другому познающему субъекту или техническому устройству (например, ЭВМ), подвергнута иным операциям, совокупность которых называют информационными процессами <1>. Как отмечено в литературе, "кодировать информацию можно цифрами, словами, предложениями, текстами и идеями" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Компьютерные технологии в юридической деятельности / Отв. ред. Н.С. Полевой, В.В. Крылов. М.: БЕК, 1994. С. 9 - 10.

<2> См.: Андреев О.А. Техника быстрого чтения. Программа "Доминанта 2000 года": В 2-х кн. М.: Изд-во школы Олега Андреева, 1994. Кн. 2. С. 48.

 

Термин "познавательный" в буквальном смысле означает: способствующий познанию как постижению закономерностей объективного мира, расширению совокупности знаний в какой-либо области <1>; а "значимый" понимается как имеющий какое-либо значение, выражающий что-либо <2>. В.Н. Панферов обратил внимание, что "значение нагружает знак информационным содержанием, которое транслируется по разнообразным каналам коммуникации..." <3>.

--------------------------------

<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1978. С. 503.

<2> См.: Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / Сост. А.А. Семенюк. М.: Русский язык, 1994. С. 174.

<3> См.: Панферов В.Н. Психология человека. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2002. С. 105.

 

Для того чтобы информация могла передаваться (получаться, извлекаться), необходимы приемник и передатчик сведений. В.Я. Колдин в процессе доказывания по уголовному делу выделяет "информационный путь, связанный с исследованием информационного канала и основанный на анализе отражательных процессов в источнике" <1>. В связи с этим представляет интерес вопрос о носителях информации.

--------------------------------

<1> Колдин В.Я. Судебная идентификация. С. 431.

 

По нашему мнению, можно определить носитель познавательно значимой информации как наделенный способностью восприятия, воспроизведения и передачи сведений естественный (антропологический) либо искусственный (технологический) распространитель определенной наделенной потенциалом перейти в практическую плоскость информации, отражающей действительность, и имеющей значение для конкретного получателя.

В литературе верно отмечено: "Важным условием уяснения сущности информации и правильного решения ряда информационно-познавательных задач, к числу которых относится и большинство правовых, является использование принципа адекватного отображения объекта отображающим его объектом" <1>; "способность вещей и людей к отражению делает их носителями информации о фактах, которые интересуют... суд" <2>.

--------------------------------

<1> Компьютерные технологии в юридической деятельности / Отв. ред. Н.С. Полевой, В.В. Крылов. С. 8.

<2> Громов Н.А., Зайцева С.А., Гущин А.Н. Доказательства, их виды и доказывание в уголовном процессе: Учебно-практическое пособие. М.: Приор-издат, 2005. С. 21.

 

Полагаем, что способность распространять информацию, то есть предоставить ее в распоряжение познающего субъекта по его желанию для определенных целей, является необходимым качеством носителя познавательно значимой информации, отличающего его от носителя информации иного рода (например, внетелесной (так называемая аура), интуитивно-образной и др.), которая безусловно способна оказать воздействие как на сознание, так и на подсознание людей, оставляя следы в их памяти, а также порой и на материальных носителях, но для практической деятельности может оказаться полностью бесполезной при отсутствии способности распространять такую информацию.

От носителя информации следует отличать источник осведомленности. Последний представляет собой "объективную основу, на которой возникают, формируются фактические данные, являющиеся содержанием уголовно-процессуальных доказательств" <1>. Указывается, что это факты, события, процессы и явления, существующие или существовавшие независимо от воли и сознания людей либо являющиеся результатом их действий и поступков <2>. Требования указать источник осведомленности в законе определены для показаний потерпевшего и свидетеля. В специальной литературе высказано мнение, что, если подсудимый дает показания о преступных действиях других лиц, к нему следует предъявлять требования относительно источника его осведомленности <3>. Субъект доказывания или лицо черпает определенную информацию из источника и становится носителем информации. Если предмет воспринимает источник осведомленности, то сам становится носителем информации.

--------------------------------

<1> См.: Зажицкий В.И. Источники осведомленности в уголовно-процессуальном доказывании // Советская юстиция. 1983. N 8. С. 6.

<2> Там же.

<3> См.: Там же. С. 7.

 

Вовлекаемые в сферу судебного следствия носители познавательно значимой информации - это все привлеченные для участия в слушании дела участники уголовного судопроизводства, в той или иной степени информированные об имеющих значение для разрешения уголовного дела обстоятельствах; а также правомерно приобщенные к материалам дела предметы, документы и иные материальные объекты, содержащие сведения об имевшем место в прошлом исследуемом событии.

Предложенное определение распространяется на носителей сведений особого рода - процессуально значимой информации, которая должна быть получена в пределах уголовного процесса в установленном законом порядке и должна быть надлежаще оформлена. В связи с этим недопустимо привлекать в процессе доказывания фактические данные, не закрепленные и не приобщенные к делу в виде одного из источников (к примеру, перехваченная в следственном изоляторе записка арестованного). Также нельзя использовать в качестве доказательства фактические данные, содержащиеся в источниках, не предусмотренных процессуальным законом (например, оперативные материалы, без их проверки и оценки соответствующими средствами доказывания).

Р.С. Белкин указывает, что криминалистически значимая информация (под ней он понимает сведения, данные, имеющие отношение к раскрытию и расследованию преступления) подразделяется на доказательственную (содержащуюся в доказательствах) и ориентирующую (полученную из непроцессуальных источников и не имеющую доказательственного значения, но она может использоваться при выдвижении версий, планировании следственных действий, прогнозировании возможной линии поведения участников расследования и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М.: БЕК, 1997. С. 84.

 

Информация может быть истинной и ложной. "Истинная информация ведет к тому, что возможность познания факта становится действительностью, ложная информация препятствует реализации этого" <1>. Важно замечание А.С. Барабаша о том, что носитель информации должен быть "доброкачественным", то есть цель, которая преследуется при работе с источником (носителем) информации - выяснение "достоверности полученной от него информации" <2>. При этом достоверность - это форма существования истины, обоснованная каким-либо способом для познающего субъекта <3>. В специальной литературе справедливо юристам рекомендуется: "если нельзя проверить сведения, к ним нужно относиться в лучшем случае как к правдивым, но не достоверным или истинным" <4>.

--------------------------------

<1> Францифоров Ю.В., Лубнин В.Н., Громов Н.А. О дискуссионных вопросах в теории доказательств // Государство и право. 1998. N 5. С. 105.

<2> Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление. С. 193, 195.

<3> См.: Краткий педагогический словарь пропагандиста / Отв. ред. М.И. Кондаков, А.С. Вишняков. М.: Политиздат, 1988. С. 59.

<4> Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. С. 293.

 

Вовлекаемые в сферу судебного следствия носители познавательно значимой информации - это люди, документы, предметы материального мира. Используя предложенную в специальной литературе терминологию, такие источники сведений можно подразделить на личностные (гомологические) <1> носители информации и материально фиксированные (вещные) ее носители <2>. Значение этих носителей состоит в том, что они являются источниками доказательств по уголовному делу, поскольку могут сообщить либо несут на себе сведения об имевшем место в прошлом преступном событии. А.А. Давлетов отмечает, что "...носитель сведений служит составной частью объекта уголовно-процессуального познания, и, следовательно, подлежит изучению по уголовному делу" <3>. По мнению А.Н. Стуликова, носители доказательственной информации, облачаясь в процессуальную форму, предстают как доказательства, происходит "рождение" доказательства <4>. Учитывая важное значение носителей (источников) познавательно значимой информации, специалистами высказано предложение о внесении в ст. 5 УПК дополнения в части определения понятия: "источник информации" - это носитель сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления с возможностью его последующей идентификации <5>.

--------------------------------

<1> См.: Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология. Методы, рекомендации, практика раскрытия преступлений. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2002. С. 315.

<2> См.: Там же. С. 330.

<3> Давлетов А.А. Указ. соч. С. 62.

<4> См.: Стуликов А.Н. Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты представления доказательств. С. 13.

<5> См.: Баконин А.Д. Процессуальное взаимодействие правоохранительных органов, суда со средствами массовой информации при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 130.

 

Важнейшим носителем познавательно значимой информации, вовлекаемым в сферу судебного следствия, является человек (антропологический носитель).

Как справедливо утверждается представителями психологической науки, человек воспринимает другого человека: эмоциональным способом (в зависимости от эстетической привлекательности его внешности ему приписываются социальные качества); аналитическим способом (каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека - сжатые губы, нахмуренные брови - злой человек и др.); перцептивно-ассоциативным (человеку приписываются качества сходного с ним человека), социально-ассоциативным (человеку придаются качества отдельного социального типа по отдельным характерным внешним признакам (в очках и шляпе - интеллигент, в шинели - военный) <1>.

--------------------------------

<1> Общая психология: Конспект лекций / Сост. В.А. Титов. М.: Приор-издат, 2002. С. 49 - 50.

 

Установлено, что в процессе речевого общения лишь 7% информации передается непосредственно словами, тогда как звуками и интонацией передается до 38%, а жестами, позой, телодвижениями, перемещением в пространстве - до 55% полезной информации <1>. Т.В. Губаевой отмечено, что "слова необходимы, чтобы координировать социальное взаимодействие в юридически значимых ситуациях и достичь согласования интересов различных участников правоотношений" <2>.

--------------------------------

<1> Приводится по: Образцов В.А. Криминалистическая психология. С. 319.

<2> Губаева Т.В. Язык и право. С. 1.

 

Общение как процесс является предметом изучения психологии, в нем традиционно выделяются три основные стороны (компонента) <1>: 1) информационная (коммуникативная сторона) как обмен информацией между общающимися; 2) восприятие (перцептивная сторона) и познание людьми друг друга в процессе общения как факторы, от которых зависит успех организации совместной деятельности; 3) взаимодействие (интерактивная сторона) между людьми в процессе общения, включающая в себя обмен знаниями, идеями, действиями, воздействиями, эмоциями и т.п.

--------------------------------

<1> См.: Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. М.: Щит-М, 2003. С. 233 - 265.

 

Выделяются виды общения в зависимости от положения коммуникантов в пространстве и времени <1>: 1) контактное (имеет опору на ситуацию, жестово-мимические и интонационные сигналы) и дистантное (коммуниканты разделены пространством и временем - общение происходит по телефону, письменно и т.п.); 2) непосредственное и опосредованное; 3) устное (связано с признаками контактности и непосредственности) и письменное (с признаками дистантности и опосредованности); 4) диалогическое и монологическое; 5) межличностное и массовое; 6) частное и официальное. Исследователи И.Б. Лебедев и В.Л. Цветков обозначают три основные формы общения <2>: 1) ролевое (имеет целью выполнение совместных действий, а также получение конкретной информации при взаимодействии в рамках функций и стереотипов, которые соответствуют содержанию ролей партнеров: инструментальная роль и инструментальное общение - это общение по поводу совместной деятельности, регламентируется документами - приказами, регламентами, указами, инструкциями, например, между начальником и подчиненными; ролевое межличностное общение - это общение в рамках той структуры отношений, которая сложилась между людьми, например, повышение по службе ранее равностатусного коллеги); 2) коммуникация "масок" - промежуточная форма между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении, где "маска" - это совокупность знаков, передача которых обеспечивает бесконфликтность общения, в случаях когда имеются ограничения в нем (на свадьбе необходимо демонстрировать веселье, на похоронах - скорбь, в суде - официальность и выдержанность), перепутывание масок неминуемо повлечет непонимание и может вызвать конфликт; 3) экспрессивное общение с целью получения определенных эмоций.

--------------------------------

<1> См. об этом: Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. С. 8 - 11.

<2> См.: Лебедев И.Б. Психология в правоохранительной деятельности. С. 253 - 255.

 

Судебное следствие представляет собой процесс непрерывного узкоспециализированного общения на предмет исследования доказательств по уголовному делу, которое происходит в форме формализованного и урегулированного судом диалога. Следствием (результатом) общения является получение сообщения или взаимообмен таковыми.

Судьей (составом суда) изучаются различные стороны личности участников процесса. Установление одних из них носит обязательный характер (например, возраста подсудимого, его психической состоятельности). Другие характеристики (черты характера субъекта, его навыки и профессиональные качества, особенности его физических и биологических параметров, наличие физических и психических недостатков, а также сочетание определенных групп признаков) выясняются факультативно в зависимости от целей, вида, этапа и других особенностей поисково-познавательной деятельности, от процессуального положения носителя, его роли в содеянном <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Образцов В.А. Криминалистическая психология. Методы, рекомендации, практика раскрытия преступлений. С. 318 - 319.

 

В условиях судебного следствия познавательно значимая информация от антропологического носителя может быть получена: 1) речевым способом (путем общения с человеком посредством его допроса); 2) из его письменной речи (через изучение рукописей, документов и др.); 3) в результате непосредственного восприятия интересующего субъекта (путем осмотра одежды, освидетельствования, наблюдения за его поведением); 4) из заключений психологической и других судебных экспертиз (в результате чего могут быть получены так называемые "персонографические" данные о личности <1>); 5) путем анализа невербальной информации, основой которой являются инстинкты человека (выражается в жестикуляции, мимике человека, манерах и т.п.).

--------------------------------

<1> Об этом см.: Воробьев Г.А. Планирование судебного следствия. С. 37.

 

Основой невербального поведения являются инстинкты человека, что находит свое выражение в жестикуляции, мимике человека, манерах и т.п. Некоторые жесты человека являются культурно приобретенными продуктами социализации личности. Количество их невелико, они контролируются сознанием и "представляют для субъектов криминалистического наблюдения меньшую познавательную ценность" <1>. Иное значение имеют генетически врожденные жесты "биологическое наследство человека" (подача ладони, положение головы, наклон корпуса тела), которые являют собой важный информационный источник о личностной сути конкретного человека вообще и внутреннем его состоянии в данный конкретный момент в частности.

--------------------------------

<1> См.: Образцов В.А. Криминалистическая психология. С. 324.

 

Преобладающая часть уголовно-процессуальной информации получается из устной речи соответствующих антропологических носителей. "Речь интересует суд - и как показания, и как объект идентификации субъекта по ее особенностям" <1>. Юристам-практикам в психологии рекомендуется показать своему объекту, что он его внимательно слушает: периодически смотреть говорящему в глаза, кивать головой и делать соответствующие жесты, как бы подкрепляя слова и выводы объекта <2>.

--------------------------------

<1> См.: Романов В.В. Юридическая психология: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 1998. С. 381.

<2> См. об этом: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. С. 127.

 

Т.В. Губаевой выделены следующие языковые черты устной речи, которые необходимо учитывать при ее анализе <1>: приблизительные наименования; лексические повторы с определенной смысловой нагрузкой (объяснение, уточнение, самокорректировка и др.); морфологическая избирательность (как правило, минимизация в использовании кратких прилагательных, причастных и деепричастных оборотов, форм пассива при активном использовании местоимений и частиц); преобладание синтаксических связей по типу примыкания, смыслового "нанизывания" при формально невыраженной грамматической связи; синтаксическая неорганизованность (перебивы, автокомментарии, неполные предложения, высокая вариативность порядка слов).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.